Изменение № 1 к СП 113.13330.2016 Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 17 сентября 2019 г. № 545/пр Дата введения - 2020-03-18 Содержание Приложение А. Исключить статус: («обязательное»). Введение Дополнить абзацем в следующей редакции: «Изменение № 1 подготовлено авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (д-р техн. наук В.В. Грачев, канд. архитектуры Д.К. Лейкина, канд. техн. наук Т.Е. Стороженко, А.Е. Иванов).». 1 Область применения Пункт 1.2. Дополнить после слова: «веществ» словами: «, стоянки автомобилей пожарной, медицинской, аварийной служб.». 2 Нормативные ссылки Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции: «ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP) ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Напряжения стандартные ГОСТ Р 50571.3-2009 (МЭК 60364-4-41:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Требования для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования ГОСТ Р ИСО 6469-1-2016 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы хранения энергии аккумуляторные бортовые ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования ГОСТ Р МЭК 62196-2-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением № 1) СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением № 1) СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением № 1)». Исключить ссылку: «ГОСТ Р 53297-2009 Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности». 3 Термины и определения После терминологической статьи 3.3 дополнить терминологическими статьями 3.3а и 3.3б в следующей редакции: «3.3а зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с электродвигателями: Оборудование источника питания от сети, выполняющее необходимые функции для зарядки батареи электромобиля. 3.3б колесоотбойные устройства: Ограждающие устройства, закрепленные на поверхности дорожного полотна или пола, предназначенные для ограничения движения колес автомобиля.». После терминологической статьи 3.4 дополнить терминологическими статьями 3.4а и 3.4б в следующей редакции: «3.4а многорядная парковка автомобилей: Парковка, при которой машины устанавливаются одна за другой и выезд второй машины возможен только после выезда впереди стоящей. 3.4б мощности зарядки электромобилей: Тип 1 - 240 В 16 А; Тип 2 - 240 В 32 А; Тип 3 - до 690 В, трехфазный переменный ток, 63 А, (22, 43 кВт), - быстрая зарядка переменным током; Тип 4 - до 600 В и до 400 А, (240 кВт) - быстрая зарядка постоянным током.». После терминологической статьи 3.20 дополнить терминологической статьей 3.20а в следующей редакции: «3.20а электромобиль: Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии. [6] » 4 Размещение стоянок автомобилей. Общие положения Пункт 4.3. Второй абзац. Изложить в новой редакции: «Здания других классов функциональной пожарной опасности, в которые встроены стоянки автомобилей, должны быть степеней огнестойкости I и II, классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1. Встраивать стоянки в здания подклассов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также класса Ф5 категорий по взрывопожарной и пожарной опасности А и Б не допускается.». Пункт 4.4. Изложить в новой редакции: «4.4 Стоянки автомобилей (включая механизированные), встроенные в здания другого функционального назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа или техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа.». Пункт 4.13. Заменить слова: «и др.» на «и другого назначения». Раздел дополнить пунктом 4.19 в следующей редакции: «4.19 Подъезды и проезды для пожарных автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями [3] и нормативных документов по пожарной безопасности (раздел 8 СП 4.13130.2009).». 5 Объемно-планировочные и конструктивные решения Пункт 5.1.4. Дополнить абзацами в следующей редакции: «Хранение мототранспорта допускается предусматривать в местах, не пригодных для размещения автомобилей (недостаточная высота, наличие выступающих конструкций или элементов инженерных систем, неудобный въезд и т.п.) с учетом габаритов мототранспорта, приведенных в приложении А. Парковочные места для мототранспорта следует обозначать специальными знаками. Допускается размещение мест для хранения велосипедов, мопедов на участках высотой не менее 1,6 м, в том числе под рампами, в габаритах, приведенных в приложении А. При габаритах мототранспортных средств, превышающих приведенные в приложении А (например, мотоцикл с коляской), места их хранения должны соответствовать требованиям к местам хранения автомобилей.». Пункт 5.1.9. Заменить обозначение: «REI» на «EI». Пункт 5.1.10. После слова: «инструмента» дополнить ссылкой: «[7]». Пункт 5.1.16. Первый абзац. Исключить слова: «или смежного пожарного отсека». Пункт 5.1.21. Второй абзац. Изложить в новой редакции: «Один из эвакуационных выходов допускается предусматривать на рампу, изолированную в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности и выполненную с устройством тротуара шириной не менее 0,8 м и колесоотбойников.». Пункт 5.1.22. Изложить в новой редакции: «5.1.22 Расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода в подземных и наземных стоянках автомобилей следует принимать: при размещении машиноместа между эвакуационными выходами 40 и 60 м соответственно, в тупиковой части помещения 20 и 25 м соответственно.». Пункт 5.1.26. После слов: «по ГОСТ Р 52382,» слова изложить в новой редакции: «в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.». Пункт 5.1.30. Изложить в новой редакции: «В надземных стоянках автомобилей закрытого типа степеней огнестойкости I и II, классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1, а также в стоянках автомобилей открытого типа допускается устройство неизолированных рамп. При этом наличие этажей, соединенных неизолированными рампами, должно быть учтено при определении допустимой площади в пределах пожарного отсека в соответствии с разделом 6 СП 2.13130.2012. Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами стоянки автомобилей не допускается.». Пункт 5.1.32. Второй абзац. После слов: «грузовых лифтов в шахтах» исключить слова: «с подпором воздуха при пожаре». Второй абзац. Дополнить предложением в следующей редакции: «Указанные лифтовые шахты должны быть защищены от задымления приточно-вытяжной противодымной вентиляцией посредством создания в этих шахтах избыточного давления воздуха при пожаре на одном из этажей стоянки автомобилей или удаления продуктов горения непосредственно из шахты лифта, перемещающего загоревшийся во время такого перемещения автомобиль.». Пункт 5.1.42. Исключить слово: «наземных». После слов: «стоянках автомобилей» дополнить словами: «закрытого типа». Заменить слова: «выполненные из негорючих (НГ) материалов» на «выполненные из дымонепроницаемого материала группы горючести не ниже Г1 на негорючей основе (сетке, тканом полотне и т.п.)». Пункт 5.1.45. После слов: «последующее отключение» дополнить словами: «в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности». Пункт 5.1.47. Изложить в новой редакции: «5.1.47 Двери из помещений стоянок автомобилей в лестничные клетки должны быть противопожарными в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.». Пункт 5.1.48. Второй абзац. Исключить ссылку: «, ГОСТ Р 53297». Пункт 5.1.56. Дополнить вторым абзацем в следующей редакции: «По периметру эксплуатируемой кровли, используемой для садов, зон отдыха, должен быть установлен парапет высотой 1,2 м, на котором должно быть закреплено сетчатое ограждение высотой не менее 1 м. Для крыш с озеленением - парапет высотой 1,2 м без сетчатого ограждения. Территория наземных садов должна быть отгорожена от другой территории бортом высотой не менее 0,5 м для исключения заезда автотранспорта. Эвакуация с эксплуатируемых кровель должна обеспечиваться в соответствии с требованиями СП 1.13130.». Раздел дополнить пунктами 5.1.57, 5.1.58 в следующей редакции: «5.1.57 Вдоль стен, к которым автомобили устанавливаются торцевой и продольной сторонами, а также с обеих сторон проезжей части рампы следует предусматривать колесоотбойные устройства высотой не менее 0,1 м и шириной 0,15 м. Колесоотбойные устройства могут изготавливаться из бетона, металла или резины. В колесоотбойных устройствах (тротуарах) допускается располагать воздуховоды для удаления воздуха из нижней зоны этажа. При установке колесоотбойного устройства, расстояние от стены до грани колесоотбойного устройства со стороны автомобиля должно быть не менее: 0,4 м при установке автомобилей параллельно стене; на 0,3 м больше расстояния от автомобиля до стены, принимаемого согласно приложению А в зависимости от схемы расстановки при установке автомобилей перпендикулярно к стене. Для двухпутной рампы предусматривается также средний барьер высотой 0,15 м и шириной 0,2 м, разделяющий проезжие части. На рампах с пешеходным движением вместо одного из колесоотбойных устройств с внутренней стороны рампы предусматривается тротуар шириной 0,8 м. 5.1.58 В стоянках с парковочными местами, закрепленными за владельцами, по договоренности допускается многорядная парковка двух машин, как правило, принадлежащих одной семье или одному владельцу, при соблюдении расстояний согласно приложению А.». Пункт 5.2.9. После слова: «системы» дополнить ссылкой: «[6]». Пункт 5.2.13. Заменить слова: «закрывать сеткой или жалюзи» на «закрывать крупноячеистой сеткой»; заменить слова: «предусматривать козырьки и жалюзи из негорючих (НГ) материалов» на «предусматривать козырьки из негорючих материалов (НГ)». Пункты 5.2.16. После слов: «(на первом этаже)» дополнить ссылкой: «[6]». Пункт 5.2.17. Изложить в новой редакции: «5.2.17 В открытых стоянках для уменьшения воздействия атмосферных осадков над открытыми проемами могут быть предусмотрены козырьки из негорючих материалов. При этом должно быть обеспечено сквозное проветривание автомобильной стоянки (этажа).». Пункты 5.2.26. Первый абзац. После слов: «парковочных мест» дополнить словами: «с нормативной интенсивностью. Термочувствительные элементы оросителей (распылителей) или побудительные устройства, вызывающие включение орошения (тепловые замки, автоматические пожарные извещатели) должны располагаться в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности». Пункт 5.2.38. Изложить в новой редакции: «5.2.38 В стоянках автомобилей с полумеханизированной парковкой, размещаемых в зданиях не ниже степени огнестойкости II (в подземных стоянках не ниже степени огнестойкости I) и класса конструктивной пожарной опасности С0, допускается в пределах одного этажа предусматривать двухуровневое хранение автомобилей. При этом предел огнестойкости междуэтажных перекрытий следует предусматривать не менее REI 90. При использовании в таких стоянках автомобилей установок автоматического водяного и пенного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.». Пункт 5.2.41. Заменить слово: «уровня» на «этажа». Дополнить новым подразделом и пунктами 5.2.42 - 5.2.54 в следующей редакции: «Парковочные места для электромобилей 5.2.42 В наземных стоянках открытого типа, размещаемых в зданиях I и II степеней огнестойкости, могут предусматриваться места стоянки электромобилей (ЭТ), оборудованных зарядными устройствами. Установку зарядной станции для подзарядки электромобилей следует предусматривать, как правило, в автостоянках вместимостью более 500 машино-мест. 5.2.43 Выбор зарядной инфраструктуры (для быстрой зарядки и/или ультрабыстрой подзарядки) должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности). 5.2.44 В стоянках с закрепленными машино-местами за владельцами, устанавливаются, как правило, зарядные станции типа 2 или типа 3. 5.2.45 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать габаритные размеры ЭТ (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей. Как правило, габариты машино-место ЭТ 3000×5500 мм, а зарядная колонна должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля с целью зарядки. 5.2.46 На стоянках автомобилей с местами для ЭТ, должен быть знак «Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем» в соответствии с ГОСТ Р 52290. Парковочные места следует размещать сгруппированными, (с учетом 5.2.42) и обозначать знаком «Электромобиль», выполненным на полу. Информация о наличии свободных мест в режиме реального времени может быть представлена на табло при въезде на стоянку, а также в виде электронного приложения. 5.2.47 Требования к вилкам, штепсельным розеткам, переносным розеткам и вводам транспортных средств со штырями и контактными гнездами стандартизованных конфигураций (далее - устройства), рассчитанные на паспортное номинальное рабочее напряжение не более 500 В по ГОСТ 29322 переменного тока частотой 50 - 60 Гц и номинальный ток не более 63 А для трехфазной сети или 70 А - для однофазной, применяемые в кондуктивной (проводной) зарядке электромобилей должны соответствовать ГОСТ Р 62196. 5.2.48 Соединение ЭТ с оборудованием источника питания (ОИПЭТ) должно быть таковым, чтобы в нормальных условиях эксплуатации, кондуктивная передача электроэнергии выполнялась безопасно в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1. 5.2.49 Защиту от поражения электрическим током предусматривают принятием соответствующих мер как при нормальной эксплуатации, так и в условиях повреждения: - для бортовых систем или оборудования ЭТ по ГОСТ Р ИСО 6469; - для систем или оборудования, внешних для ЭТ, по разделу 411 ГОСТ Р 50571.3-2009. 5.2.50 При соединении ЭТ с сетью питания ОИПЭТ не должно быть ни одной доступной открытой токоведущей части, даже после снятия частей, которые снимаются без помощи инструмента в соответствии с ГОСТ 14254. 5.2.51 Зарядная инфраструктура всех типов (за исключением размещаемой в парках внутри закрытых и охраняемых помещений) должна быть в антивандальном исполнении, исключающим попытки несанкционированного использования. Силовые цепи зарядной инфраструктуры должны быть активированы только в случае успешной авторизации с помощью карты доступа. 5.2.52 Используемая зарядная инфраструктура должна поддерживать следующие сценарии интеллектуального управления: - удаленный мониторинг процесса зарядки; - прерывание зарядной сессии и/или снижение доступной мощности в случае реализации сценария выравнивания нагрузки электросетевой компанией; - удаленное управление процессом зарядки. 5.2.53 Доступ к зарядной инфраструктуре должен быть не публичным, активирование зарядной станции должно быть возможным только с помощью специальной карты доступа. Система управления и взаиморасчетов должна обеспечивать учет следующих параметров в разрезе как отдельно взятого ЭТ, так и по парку в целом: - дата, время и место зарядки; - объем потребленной электроэнергии; - стоимость зарядной сессии на основании тарифов; - продолжительность зарядки; - использование сценариев технологического управления в процессе зарядки. 5.2.54 В стоянках открытого типа зарядная инфраструктура должна быть защищена от влаги и проникновения твердых предметов не ниже IP54 по ГОСТ 14254. Конструкция зарядных устройств и мест размещения зарядных станций должна обеспечивать их безопасное функционирование в условиях попадания дождя, снега, сильного ветра.». 6 Инженерное оборудование и сети инженерно-технического обеспечения Пункт 6.1.2. Первый абзац. После слов: «из металлических труб» дополнить словами: «, кроме тонкостенных». Дополнить вторым абзацем в следующей редакции: «Допускается применение труб из полимерных материалов для систем внутренней канализации и водостоков при соблюдении требований СП 30.13330. Допускается в стоянках, кроме встроенных в здания другого функционального назначения, открытая прокладка труб из полимерных материалов для систем внутренней канализации и водостоков при условии использования противопожарных муфт, перекрывающих при пожаре места прохода стояков через перекрытия и обеспечивающих предел огнестойкости узла пересечения не менее предела огнестойкости перекрытия и их прокладки с учетом пункта 8.3.11 СП 30.13330.2012». Пункт 6.1.4. Первый абзац. После слов: «от инженерных сетей» дополнить словом: «других»; после слов: «пожарных отсеков» исключить слова: «другого класса функциональной пожарной опасности». Второй абзац. Заменить слова: «EI 45» на «EI 150». Пункт 6.3.14. Второй абзац. Заменить слова: «на верхнем и нижнем типовых этажах» на «на верхнем или нижнем типовых этажах». Пункт 6.5. После слов: «пожарная сигнализация» дополнить словами: «, оповещение и управление эвакуацией при пожаре». Пункт 6.5.3. Перечисление в). Исключить слова: «при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) - при числе боксов более 5». Перечисление ж). Изложить в новой редакции: «ж) размещаемых в зданиях иного назначения (за исключением индивидуальных домов) при их расположении в подвальных и подземных этажах независимо от вместимости, в цокольных и наземных этажах вместимостью 3 и более автомобилей.». Пункт 6.5.4. Дополнить новым абзацем в следующей редакции: «При использовании в полуавтоматических стоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения с нормативной интенсивностью. При этом термочувствительные элементы оросителей (распылителей) или побудительные устройства, вызывающие включение системы орошения (тепловые замки, автоматические пожарные извещатели) должны располагаться в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и технической документацией на эти устройства.». Приложение А. Исключить статус: «(справочное)». Таблица. Головка таблицы. Исключить слово: «габаритный». Дополнить таблицу строкой:
Примечания. Примечание 1. Первый абзац. Дополнить словами: «0,05 - между мотоциклами;». Примечание 3. Изложить в новой редакции: «3 Минимальный наружный габаритный радиус разворота - минимальный радиус разворота автомобиля (или минимальный диаметр разворота). Определяют по колее внешнего переднего колеса автомобиля. Данное значение меньше значения минимального радиуса разворота по кузову (по переднему бамперу).». Библиография Дополнить библиографическими ссылками [6] и [7] в следующей редакции: «[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. № 832 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» [7] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Ключевые слова Дополнить словом: «, электромобиль».
|