ИЗВЕЩЕНИЕ № 3 утвержденное
приказом федерального автономного учреждения
Внести в руководство Р.044-2016 «Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов» следующие изменения: 1) пункт 1.1.2 дополнить подпунктом 5 следующего содержания: «.5 надувные моторные лодки, изготовленные из неармированного материала, с плавучестью менее 12 кН и мощностью мотора менее 15 кВт.»; 2) пункт 1.1.3 изложить в следующей редакции: «1.1.3 К буксирам, толкачам, ледоколам, сухогрузным или наливным судам, судам, предназначенным для перевозки опасных грузов, судам технического флота, и судам особой конструкции в полном объеме применяются требования ПКПС, ПОСЭ, ПТНП и ППЗС, за исключением требований, установленных в отношении порядка освидетельствований, а также к документам, выдаваемым Речным Регистром.»; 3) пункт 1.2.1 дополнить подпунктами 16, 17, 18 и 19 следующего содержания: «.16 Судно особой конструкции - аэробот, судно на воздушной подушке, воздушной каверне, подводных крыльях или другое маломерное моторное судно, конструктивные особенности которого обеспечивают альтернативный способ его динамического поддержания. .17 Надувная лодка - плавучее средство с корпусом, надуваемым воздухом, конструкция и форма которого выдерживают нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации, предназначенное для перевозок людей и (или) грузов по воде. .18 Жесткая надувная лодка - надувная лодка с жесткой нижней частью корпуса, необходимые форма корпуса и плавучесть которой приобретаются путем надувания бортов. .19 Кокпит - ограниченное открытое пространство, в котором расположены средства управления надувной моторной лодкой.»; 4) пункт 1.3.2 дополнить абзацем следующего содержания: «Для маломерных судов длиной от 12 м до 20 м, не имеющих водонепроницаемых закрытий грузовых и других люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта, устанавливаются ограничения по условиям плавания в зависимости от разряда внутреннего водного бассейна в соответствии с табл. 1.3.6.2.»; 5) пункт 1.4.3 изложить в следующей редакции: «1.4.3 Снятие судна с классификационного учета Речного Регистра производится: при утилизации судна; при переходе на классификационный учет другой организации классификации; если судно не предъявлялось к освидетельствованию более пяти лет подряд; при гибели судна; при смене судовладельца; если судно утратило качество судна в результате перестройки или других изменений. Снятие судна с учета Речного Регистра, за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, производится по заявке судовладельца, в которой указывается причина снятия судна с учета.»; 6) подпункт 11 пункта 1.4.4 изложить в следующей редакции: «.11 анализ соответствия маломерного судна применимым требованиям Правил и настоящего руководства, в случаях установленных Правилами и настоящим руководством.»; 7) в пункте 1.4.5: а) абзац седьмой изложить в следующей редакции: «Для маломерных судов, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости) по программе, разработанной организацией, осуществляющей проектирование судов и имеющей свидетельство о признании Речного Регистра на данный вид работ.»; б) пункт дополнить абзацем следующего содержания: «На металлических судах регистровый номер должен быть выбит, накернен или наплавлен, на пластмассовых - изготовлен из пластмассы и наклеен, на деревянных - вырезан или выжжен, на надувных лодках - нанесен несмываемой краской. Регистровый номер наносится в носовой части судна и указывается в акте классификации и освидетельствования.»; 8) пункт 1.4.10 дополнить абзацами следующего содержания: «В случае выявления несоответствий маломерного судна (его элементов или судовых технических средств) требованиям настоящего руководства Речной Регистр оформляет акт очередного освидетельствования только после устранения этих несоответствий. Если срок проведения очередного освидетельствования истек до начала навигации или при временном отказе судовладельца от эксплуатации судна, оно предъявляется к очередному освидетельствованию до ввода в эксплуатацию.»; 9) пункт 1.4.11 изложить в следующей редакции: «1.4.11 Внеочередное освидетельствование судна проводится: после повреждения(-й), без устранения которого(-ых) не обеспечивается безопасность плавания судна; в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при уточнении технического состояния или района плавания судна, а также для проверки устранения причин, вызвавших приостановление действия документов освидетельствования, выданных на судно Речным Регистром; после ремонта или модернизации судна, не повлекших изменения типа, назначения и класса (категории) судна, но существенно изменившими конструкцию его и (или) оборудования; для судов, допустивших нарушение района и условий плавания или сезонных ограничений, установленных актами освидетельствования Речного Регистра; при выявлении несоответствий по результатам проверки судна инспекцией государственного портового контроля в отношении элементов судна и судовых технических средств, влияющих на безопасность пассажиров и экипажа судна, безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды; по предписанию органов государственного надзора (контроля) или лица, осуществляющего государственный портовый контроль; при постановке и снятии судна с классификационного учета; при подготовке к разовому переходу (перегону) судна вне установленных для судна районов и сезонов плавания и после его осуществления; в целях оценки возможности выдачи заключения о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ; в целях оценки возможности перевозки на судне крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов; по заявке судовладельца. В случае внесения в конструкцию судна или его элементы изменений, влияющих на характеристики судна, указанные в судовом билете или в акте первоначального освидетельствования судна, при повреждениях конструкции и (или) оборудовании судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, судовладельцу необходимо обратиться в Речной Регистр для проведения освидетельствования судна в целях подтверждения или изменения класса или категории судна и подтверждения его годности к плаванию.»; 10) пункт 1.4.15 изложить в следующей редакции: «1.4.15 Освидетельствование судов, за исключением освидетельствования при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым в филиал Речного Регистра не менее чем за десять дней до предполагаемой даты проведения освидетельствования. Речной Регистр по письменному согласованию с судовладельцем вправе провести освидетельствование судна ранее предполагаемой даты освидетельствования, указанной в предварительной заявке, при этом повторное направление в Речной Регистр предварительной заявки не требуется.»; 11) пункт 1.4.18 признать утратившим силу; 12) пункт 1.4.20 изложить в следующей редакции: «1.4.20 Для маломерных моторных лодок с надувным корпусом возможность классификации и присвоения соответствующей категории устанавливаются по результатам освидетельствования при условии соответствия моторной лодки предоставленному судовладельцем анализу соответствия, выполненному с учетом 1.4.4.11, а также при положительных результатах испытаний, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 53448.»; 13) пункт 1.4.21 изложить в следующей редакции: «1.4.21 Основанием для определения технического состояния судна как «негодное» является несоблюдение хотя бы одного из требований к элементам судна, указанных в настоящем руководстве.»; 14) пункт 1.4.22 изложить в следующей редакции: «1.4.22 По результатам освидетельствования, общему расположению мест размещения людей на борту, наличию спасательных средств и выполнению других требований настоящего руководства Речной Регистр определяет годность судна к перевозке заявленного судовладельцем количества пассажиров с учетом 1.1.7»; 15) пункт 1.5.1 изложить в следующей редакции: «1.5.1 Документами, подтверждающими соответствие маломерного судна требованиям настоящего руководства, являются акты освидетельствований, составляемые по результатам освидетельствований. В целях постановки на классификационный учет маломерного судна проводится первоначальное освидетельствование в соответствии с 1.4.5. При положительных результатах освидетельствования, в акте первоначального освидетельствования указывается, что судно классифицируется как маломерное, указывается класс (категория плавания) судна и подтверждается его годность к плаванию в районах, которые будут указаны в судовом билете, а также ограничения по району и условиям плавания, если имеются, назначаются даты следующих промежуточного и очередного освидетельствований на берегу и на плаву.»; 16) подпункт 2 пункта 1.5.6 изложить в следующей редакции: «.2 прекращают действие в случаях: гибели или пропажи судна; утилизации (списания) судна; непредъявления судна к освидетельствованию более пяти лет подряд; перехода судна в класс другой организации классификации без сохранения класса (категории) Речного Регистра. В случае несоответствия маломерного судна (его элементов или судовых технических средств) требованиям настоящего руководства Речной Регистр не оформляет акт освидетельствования, приостанавливает или прекращает действие ранее выданных актов освидетельствования.»; 17) пункт 2.1.1 изложить в следующей редакции: «2.1.1 Настоящий раздел содержит требования по освидетельствованию корпусов маломерных судов из стали, легких сплавов, пластмасс (стеклопластика, многослойных композиций), древесины и эластичных полимерных материалов.»; 18) пункт 2.1.4 дополнить следующим абзацем: «Надувные лодки должны быть оборудованы леерами безопасности и (или) ручками таким образом, чтобы каждый пассажир, находящийся на борту, мог держаться за них при движении лодки, а также если лодка опрокинулась. Все надувные лодки оснащаются буксирным устройством, расположенным в носовой оконечности и предназначенным для ее буксировки.»; 19) главу 2.1 дополнить пунктами 2.1.8, 2.1.9 и 2.1.10 следующего содержания: «2.1.8 Материалы, применяемые для изготовления корпусов надувных лодок, должны иметь характеристики, заявленные изготовителем в технической документации, и соответствовать требованиям 6.4 ч. X ПКПС и гл. 4.2 ГОСТ Р 53448. 2.1.9 При освидетельствовании корпуса надувных моторных лодок необходимо проверять на отсутствие повреждений состояние материала, из которого изготовлена лодка, а также состояние соединений элементов корпуса и крепления к корпусу различных элементов оснастки. При проведении испытаний необходимо убедиться, что никакие из прикрепленных к корпусу деталей оснастки не вызывают повреждений или нарушения герметичности корпуса. 2.1.10 Максимальные нагрузки на транец от подвесного двигателя не должны превышать заявленных изготовителем эксплуатационных нагрузок на транец. Подвесной двигатель должен иметь страховочный трос, закрепленный на конструктивном элементе лодки, при этом метод крепления двигателя должен быть указан в руководстве по эксплуатации лодки.»; 20) подпункты 3, 4 и 5 пункта 2.3.2 изложить в следующей редакции: «.3 имеются свищи, пробоины в обшивке корпуса, водонепроницаемой палубе или переборках, сколы обшивки корпуса, проколы и (или) порезы камер плавучести; .4 выявлены расслоение обшивки, отслоение приформовок от обшивки, нарушающих непроницаемость, трещины по обшивке пластмассовых корпусов, растрескивание и (или) расслоение материала корпуса надувной моторной лодки или отрыв накладных полос, являющихся креплением элементов судна и такелажа; .5 нарушена целостность и герметичность переборок маломерного судна или перемычек между камерами плавучести у моторных лодок с надувным корпусом;»; 21) пункт 2.3.2 дополнить подпунктом 15 следующего содержания: «.15 при выявлении разрушений, червоточин, гниения или других дефектов транцевой доски и (или) деревянных пайол, а также применения непредусмотренных производителем деревянных пайол днища моторной лодки с надувным корпусом, отсутствия крепления пайол, когда при движении лодки их сдвиг может привести к повреждению корпуса лодки.»; 22) главу 2.8 изложить в следующей редакции: «2.8 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НАДУВНОГО КОРПУСА 2.8.1 Требования настоящей главы распространяются на корпуса надувных моторных лодок, изготовленных из эластичного водонепроницаемого армированного материала. При освидетельствовании корпусов надувных лодок с жесткой нижней частью корпуса необходимо кроме требований настоящего раздела учитывать требования 2.6. 2.8.2 Объем освидетельствования корпуса надувной моторной лодки помимо указанного в 2.2.1 включает проверку отсутствия следующих дефектов: разгерметизации отсеков (все имеющиеся изолированные отсеки должны быть герметичными как снаружи, так и между собой); пузырения, гофр и морщин в местах соединений частей камер корпуса; заплат на корпусе, установленных поверх повреждения при его ремонте; загнивания, трещин, расслоения транцевой доски и (или) деревянных пайол (при наличии). 2.8.3 Минимальное количество надувных баллонов (камер плавучести) должно соответствовать табл. 2 гл. 6.10 ГОСТ Р 53448. 2.8.4 Кокпит должен быть водонепроницаемым: все отверстия в корпусе кокпита, расположенные ниже уровня перелива за борт, должны быть оборудованы герметичными закрытиями. 2.8.5 Места для сидения, если они предусмотрены конструкцией лодки, должны иметь крепление к корпусу и быть изготовлены из материала, соответствующего требованиям гл. 4.3 ГОСТ Р 53448. 2.8.6 Клапаны (комплект клапанов), используемые для приведения лодки в рабочее (надутое) состояние, должны быть изготовлены из коррозионностойких материалов, не способных повредить материал корпуса лодки, а их конструкция и расположение должны соответствовать требованиям гл. 5.4 ГОСТ Р 53448.»; 23) раздел 2 дополнить главой 2.9 следующего содержания: «2.9 ОЦЕНКА ОСТОЙЧИВОСТИ, НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ, МАНЕВРЕННОСТИ. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ 2.9.1 При проверке остойчивости, непотопляемости, маневренности маломерных судов следует руководствоваться требованиями настоящей главы с учетом указаний, изложенных в абзацах с четвертого по шестой 1.4.5. 2.9.2 Остойчивость судов и катеров длиной 5,5 - 20 м должна соответствовать требованиям ПКПС. Остойчивость лодок длиной менее 5,5 м должна соответствовать требованиям ГОСТ 19105. Остойчивость надувных моторных лодок должна соответствовать требованиям, установленным ГОСТ Р 53448, проверка на соответствие которым проводится при первоначальном освидетельствовании. Требования к остойчивости и непотопляемости промысловых судов длиной менее 12 м, имеющих судовой билет ГИМС, считаются выполненными для указанных в нем допустимых районов плавания. Остойчивость гидроцикла считается отвечающей требованиям безопасности при наличии сертификата соответствия положениям Директивы Европейского Совета 94/25/ЕС, выданного на тип гидроцикла организацией, признанной Европейским Советом в рамках этой Директивы. 2.9.3 Непотопляемость судов и катеров длиной 5,5 - 20 м должна соответствовать требованиям ПКПС. Непотопляемость судов и катеров длиной 12 - 20 м должна обеспечиваться делением на водонепроницаемые отсеки. Непотопляемость катеров длиной 5,5 - 12 м должна обеспечиваться делением корпуса на водонепроницаемые отсеки или установкой элементов плавучести (воздушных ящиков) в корпусе судна. Непотопляемость лодок длиной 5,5 м и менее должна соответствовать требованиям ГОСТ 19105. Непотопляемость гидроцикла должна быть достаточной для поддержания гидроцикла над поверхностью воды в течение 18 ч. При этом гидроцикл должен быть укомплектован штатным снабжением или массой балласта, эквивалентной массе его штатного снабжения. 2.9.4 Маневренность судов длиной 5,5 - 20 м должна соответствовать эксплуатационной технической документации. 2.9.5 Испытания судов и катеров длиной 5,5 - 20 м следует выполнять в соответствии с ПТНП. Испытания лодок длиной 5,5 м и менее следует выполнять в соответствии с ГОСТ 19356. Испытания надувных моторных лодок следует выполнять в соответствии с ГОСТ Р 53448. При испытаниях гидроциклов дополнительно к массе каждого человека, на которого рассчитан гидроцикл, должно быть добавлено по 10 кг массы, которая прикрепляется к погружаемой в воду в ходе испытаний части гидроцикла.». 24) Пункт 10.6.1 изложить в следующей редакции: «10.6.1 Снабжение гидроциклов, гребных и надувных лодок в зависимости от категории Речного Регистра должно соответствовать нормам, установленным в табл. 10.6.1 Таблица 10.6.1
При использовании данных табл. 10.6.1 необходимо учитывать, что применяются следующие средства безопасности: .1 индивидуальные средства безопасности (спасательные жилеты) по количеству людей на борту; .2 спасательный линь (конец Александрова) длиной не менее 15 м или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 м.; .3 гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) или один якорь с якорь-тросом; .4 якорь с якорь-тросом (якорь-цепью); .5 черпак или ручной насос; .6 звукосигнальное устройство; .7 электрический фонарь белого света; .8 ракета сигнала бедствия красного цвета или фальшфейер красного огня.».
|