На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Изменение № 2 к СП 251.1325800.2016
«Здания общеобразовательных организаций.
Правила проектирования»

Утверждено и введено в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 25 сентября 2018 г. № 622/пр

Дата введения - 2019-03-26

Содержание

Исключить наименование приложения Г:

«Приложение Г (рекомендуемое) Площади функционального состава участков территорий общеобразовательных организаций».

Введение

Дополнить абзацем в следующей редакции:

«Изменение № 2 к СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» разработано авторским коллективом АО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (А.В. Макаров - руководитель разработки, А.Ю. Солодова - ответственный исполнитель темы, канд. экон. наук Е.А. Лепешкина).».

2 Нормативные ссылки

Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции:

«ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»;

«СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

«СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением № 1)»;

«СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения»;

«СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования»;

«СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования».

Заменить нормативные ссылки:

«ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности» на «ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности»;

«СП 28.13330.2012 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменением № 1)» на «СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»;

«СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» на «СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»;

«СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на «СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

«СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» на «СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»;

«СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на «СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

«СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование» на «СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

«СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» (с изменением № 1)» на «СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»;

«СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением № 1)» на «СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями № 1, 2)»;

«СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования» на «СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением № 1)»;

«СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» на «СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением № 1)».

Исключить нормативные ссылки:

«ГОСТ Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»;

«ГОСТ Р ЕН 1177-2013 Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения».

3 Термины, определения и сокращения

Пункт 3.1.4. Заменить указание на источник терминологической статьи: «[СП 52.13330.2011, приложение Б]» на «[СП 52.13330.2016, статья 3.26]».

Пункт 3.2. Исключить сокращение и пояснение к нему: «ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;».

5 Требования к организации сети, виды и типы общеобразовательных организаций

Пункт 5.4. Изложить в новой редакции:

«5.4 Радиусы обслуживания от дома до ОО определяют в соответствии с таблицей 10.2 СП 42.13330.2016 и пунктами 2.4 - 2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10.».

6 Требования к размещению и функциональному составу участка

Пункт 6.1. Изложить в новой редакции:

«6.1 Размещение участков, зданий и сети ОО в застройке, размеры земельного участка определяются в соответствии с [2], таблицей Д.1 СП 42.13330.2016, СанПиН 2.4.2.2821.».

Пункт 6.4.1. Исключить.

Пункт 6.4.2. Изложить в новой редакции:

«6.4.2 Стоянка автомобилей для персонала проектируется за границами участка в соответствии с требованиями СП 113.13330, СП 3.13130, СанПиН 2.4.2.2821. Рядом с границами участка рекомендуется предусматривать места для кратковременной остановки автотранспорта родителей, привозящих детей в школу. Количество указанных мест определяется по заданию на проектирование, рекомендуется принимать одно место на 100 обучающихся, в том числе не менее одного увеличенного места для МГН.

Место кратковременной остановки для посадки - высадки детей должно быть отделено от площадок на территории ОО зелеными насаждениями - кустарником с высокой плотной кроной. Вдоль места кратковременной остановки проектируется тротуар в соответствии с СП 140.13330, сопряженный с пешеходными путями, ведущими на территорию и к главному входу в здание ОО.».

Пункт 6.4.3. Заменить слова: «шириной не менее 3,5 м» на «в соответствии с требованиями СП 4.13130.».

Пункты 6.4.4, 6.4.5. Изложить в новой редакции:

«6.4.4 Проезд к зданию ОО должен быть оборудован устройствами, исключающими возможность развития транспортными средствами высокой скорости.

6.4.5 Искусственное освещение участка ОО проектируют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821. Инсоляция и солнцезащита участка ОО предусматриваются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076.».

Пункт 6.4.7. Изложить в новой редакции:

«6.4.7 При главном входе рекомендуется предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом, тротуарной плиткой и др.) из расчета 0,3 м2 на одного человека для проведения общешкольных мероприятий, экстренной эвакуации из здания. Габариты площадки должны обеспечивать возможность построения обучающихся по классам для проведения торжественных линеек. Оптимальная форма площади - с соотношением сторон не более 1:2. При отсутствии возможности обеспечить необходимую площадь в качестве торжественной зоны для устройства общешкольных линеек допускается использовать физкультурные площадки соответствующих габаритов.».

Подраздел 6.4 дополнить пунктами 6.4.8, 6.4.9 в следующей редакции:

«6.4.8 Пешеходные дорожки на территории ОО следует проектировать в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821, СП 59.13330, СП 140.13330.

6.4.9 При размещении территории ОО на земельном участке с выраженным перепадом рельефа места сопряжения горизонтальных участков ландшафта, расположенных на разной высоте, рекомендуется организовывать в виде естественных откосов с травяным покровом. При организации путей движения следует отдавать предпочтение устройству пологих спусков. Использование механических подъемных устройств для МГН на территории ОО не рекомендуется.».

Пункт 6.5. Изложить в новой редакции:

«6.5 На территории ОО выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.».

Пункт 6.6. Изложить в новой редакции:

«6.6 При проектировании физкультурно-спортивной зоны следует руководствоваться пунктом 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10, пунктами 5.1 - 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СП 42.13330, СП 332.1325800.

Комплекс площадок физкультурно-спортивной зоны должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

Площади открытых плоскостных сооружений физкультурно-спортивной зоны приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Наименование открытого плоскостного физкультурно­спортивного сооружения и его размеры

Площадь, м2, при числе классов, чел., для школы

Основная школа

Средняя школа

один класс в параллели

два класса в параллели

три класса в параллели

один класс в параллели

два класса в параллели

три класса в параллели

Более трех классов в параллели

9 (225 чел.)

18 (450 чел.)

21 (525 чел.)

11 (275 чел.)

22 (550 чел.)

33 (825 чел.)

Более 33 классов (более 1100 чел.)

Школьный стадион*

4950

4950

4950

4950

5260

5260

5260

Футбольное поле (60,0×40,0 м)*

2604*

2604*

2604*

2604*

2604*

2604*

2604*

Круговая беговая дорожка на четыре полосы, длиной не менее 200 м, с прямым участком не менее 118 м

825*

825*

825*

825*

825*

825*

825*

Универсальная площадка для общефизической подготовки и физкультурно-оздоровительных занятий (60,0×30,0 м)

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

Волейбольная площадка (18,0×9,0 м)

360

360

360

360

360

360

360

Баскетбольная площадка (20,0×10,0 м)

264

264

264

264

264

264

264

Площадка для прыжков в длину

50

50

50

50

50

50

50

Теннисный корт (36,0×18,0 м)

-

-

-

-

648**

648**

648**

Площадка для подвижных игр и общеразвивающих упражнений

710

710

710

710

710

710

710

Иные площадки

**

**

**

**

**

**

**

__________

* При невозможности размещения на территории либо наличии рядом расположенного стадиона, соответствующего требованиям СанПиН 2.4.2.2821, допускается замена школьного стадиона отдельными площадками: круговой беговой дорожкой с прямым участком, площадками для спортивных игр.

** По заданию на проектирование.

Примечания

1 В таблице приведены минимальные параметры спортивных площадок, допустимые для проведения занятий с обучающимися.

2 Площади игровых полей приведены с учетом необходимого свободного пространства по краю.

3 В условиях сложившейся застройки и дефицита участка территории допускается размещение круговой беговой дорожки как самостоятельного плоскостного сооружения (с пересечением автомобильных проездов к зданию, частичным использованием в качестве пожарного проезда с соблюдением требований к пожарным проездам).

Пункт 6.8. Второй абзац. Первое предложение. Заменить слова: «построек, гаража для автомобилей, мусоросборников, для» на «построек, мусоросборников, некапитальных объектов, для».

Пункт 6.11.1. Первое предложение. Слова «требований СП 59.13330» дополнить словами: «, СП 140.13330».

Раздел 6 дополнить пунктом 6.11.5 в следующей редакции:

«6.11.5 Места отдыха на участке для посетителей, принадлежащих к МГН, оборудуются у основных входов в здание.».

7 Общие требования к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций

Пункт 7.1.6. Заменить слово: «Этажность» на «Количество наземных этажей».

Пункт 7.1.9. Изложить в новой редакции:

«7.1.9 Внутренняя среда, доступная для МГН, должна проектироваться согласно подразделам 6.1 - 6.2, 8.2 СП 59.13330.2016.

Тактильно-контрастные указатели, система средств информационной поддержки и предупреждения об опасности (включая визуальные, звуковые и тактильные средства отображения информации) в зданиях ОО применяются по заданию на проектирование.

Установку контрастных полос на проступях краевых ступеней лестничных маршей рекомендуется выполнять из основного материала покрытия лестничных маршей.».

Пункт 7.1.11. Изложить в новой редакции:

«7.1.11 Строительство зданий ОО выше трех этажей проводится в соответствии с пунктом 6.89* СП 118.13330.2012.

Допускается увеличение предельной этажности зданий до пяти этажей при условии размещения на пятом этаже только административных и служебных помещений.

Надстройку зданий ОО мансардным этажом при реконструкции следует осуществлять в соответствии с требованиями пункта 6.91* СП 118.13330.2012.

Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшую высоту зданий ОО принимают в соответствии с пунктом 6.7.15 СП 2.13130.2012.».

Пункт 7.1.16. Слова «1-х классов» дополнить словами: «(включая специально оборудованные кабинеты, посещаемые обучающимися 1-х классов)».

Пункт 7.1.18. Изложить в новой редакции:

«7.1.18 Высота размещения зальных помещений принимается в соответствии с пунктом 6.7.17 СП 2.13130.2012.»

Подраздел 7.2.1. Дополнить пунктом 7.2.1.7 в следующей редакции:

«7.2.1.7 Для оптимизации учебного пространства и возможности его вариативного использования допускается использование трансформируемых перегородок между учебными помещениями и между учебными и рекреационными помещениями.».

Подпункт 7.2.3.3. Второе предложение. Исключить.

Подпункт 7.2.4.3. Изложить в новой редакции:

«7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать в соответствии с пунктом 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10. Площадь лабораторий - не менее 18 м2 на одно помещение.».

Подпункт 7.2.5.1. Изложить в новой редакции:

«7.2.5.1 Учебно-производственные помещения рекомендуется располагать на первом этаже обособленно от учебных помещений. Мастерские по обработке древесины и комбинированные мастерские по обработке металла и древесины следует проектировать в соответствии с пунктом 6.93* СП 118.13330.2012, пунктом 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10. В непосредственной близости от учебно-производственных помещений должна размещаться рекреация.».

Таблица 7.2. Изложить в новой редакции:

«Таблица 7.2

Наименование помещения

Площадь, м2, не менее

на одного обучающегося (13 мест)

одного помещения

Начальная школа:

 

 

Кабинеты ручного труда

2,5

-

Основная школа:

 

 

Комбинированная мастерская по металлу и дереву

9

-

Мастерская по обработке металла и технологии

6

-

Мастерская по обработке дерева и технологии

6

-

Инструментальная

-

15

Мастерская по обработке тканей и технологии

6

-

Кулинария и домоводство

4

50

Кабинет изучения технологии

7,5

-

Инструментальная

-

15

Старшая школа:

 

 

Мастерская-цех (универсальная) обработки материалов

-

-

Универсальная мастерская по техническим видам труда

9

-

Автодело в составе кабинетов по теории и практической работе

3,5 + 9

-

Электротехника

6

-

Радиоэлектроника

6

-

Комната мастера

-

8 - 16

Гардеробные

-

24

Кладовые для хранения сырья, материалов и готовой продукции

-

24

Подпункт 7.2.6.3. Изложить в новой редакции:

«7.2.6.3 Площадь одного посадочного места в зрительном зале (без учета эстрады) должна быть не менее 0,65 м2.

Места для инвалидов на креслах-колясках проектируются в соответствии с пунктом 8.2.3 СП 59.13330.2016. Выделяемая для зрителей на креслах-колясках площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 1,5 %. Каждое место должно иметь размеры в плане не менее 0,9×1,4 м.

Допускается использование трансформируемых мест в зоне для зрителей на инвалидных колясках.».

Подпункт 7.2.6.6. Дополнить предложением в следующей редакции:

«Высоту эстрады для начальной школы принимают 0,6 м.».

Подпункт 7.2.6.7. Первый абзац. Заменить слова: «Пропорции зрительного зала» на «Пропорции зала».

Подпункт 7.2.6.8. Дополнить предложениями в следующей редакции: «На эстраду должен быть обеспечен доступ МГН. Пандус на эстраду проектируют в соответствии с пунктом 7.6.1 СП 59.13330.2016».

Подпункт 7.2.6.9. Заменить слова: «состав помещений при зрительном зале» на «состав помещений при зале».

Пункт 7.2.8. Первое предложение. Исключить слово: «с полиэкраном».

Таблица 7.3. Изложить в новой редакции:

«Таблица 7.3

Наименование помещения

Площадь, м2, не менее

Число мест в помещении

на одного обучающегося

одного помещения

Универсальная студия*

-

144

-

Подсобное помещение

-

18 - 36

-

Раздевальная

-

12

-

Кабинет эстетики**

-

80

24

Лаборатория

-

28

-

Кружки специализированные и студии:

 

108

 

живопись, рисунок, скульптура

5

3×36

8 на каждый предмет

Кинофотостудия

-

36 - 54

-

Класс пения и музыки

2,5

-

24

- студия хореографии и драмкружка

9

-

12

- студия прикладного искусства (дизайн)

6

-

12

Универсальные клубные помещения

-

36

-

Кладовые уборочного инвентаря

-

18 - 36

-

Преподавательская

-

18 - 24

-

Санузлы***

0,15

4 - 8

-

Вестибюль-гардероб***

0,35×1,5

-

-

__________

* Число помещений и площадь определяются назначением студии (изобразительное искусство, хореография, музыка, драмкружок и т.д.).

** По заданию на проектирование.

*** По расчету, исходя из суммы принятых помещений с коэффициентом, равным 1,5.

Примечания

1 Расширенный состав помещений предназначается для профильных ОО с гуманитарным направлением и эстетическим развитием обучающихся.

2 При студии хореографии и драмкружке предусматриваются раздевальные и костюмерная.

Подпункт 7.2.9.1. Изложить в новой редакции:

«7.2.9.1 Устройство физкультурно-спортивных залов и вспомогательных помещений при них определяют в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821, СанПиН 2.1.2.1188, СП 332.1325800. Примерный набор физкультурно-спортивных залов ОО приведен в таблице 7.4.».

Подпункт 7.2.9.2. Изложить в новой редакции:

«7.2.9.2 Число и типы спортивных залов определяются заданием на проектирование в зависимости от планируемой учебной нагрузки по физкультуре, вида ОО и ее вместимости. В крупных и крупнейших городах типы, число и площадь спортивных залов рекомендуется принимать с учетом обслуживания рядом расположенных зданий ОО с дефицитом спортивных помещений.».

Подпункты 7.2.9.4, 7.2.9.5. Изложить в новой редакции:

«7.2.9.4 Вход с спортивный зал проектируют из коридора или рекреационного помещения шириной не менее 4,0 м2, площадью 0,6 м2 на одного занимающегося.

7.2.9.5 Для обеспечения нормативного количества занятий по предмету «Физическая культура» допускается деление зала 30,0×18,0 м мобильными перегородками для одновременных занятий двух классных групп. В этом случае для каждой классной группы проектируется собственный набор раздевальных. Допускаются общие на два класса раздевальные эквивалентной площади (отдельно для девочек и для мальчиков). В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821 раздевальные оборудуются раздельными душевыми и санузлами.

Раздевалки для обучающихся-инвалидов проектируют в соответствии с пунктом 8.2.4 СП 59.13330.2016.».

Подпункт 7.2.9.6. Исключить.

Таблица 7.4. Изложить в новой редакции:

«Таблица 7.4

Наименование физкультурно-спортивного объекта и его размеры

Площадь, м2, при числе классов, чел., для школы

основной

средней

один класс в параллели

два класса в параллели

три класса в параллели

один класс в параллели

два класса в параллели

три класса в параллели

Более трех классов в параллели

9 (225 чел.)

18 (450 чел.)

21 (525 чел.)

11 (275 чел.)

22 (550 чел.)

33 (825 чел.)

Более 33 классов (более 1100 чел.)

Физкультурно-спортивные залы и помещения

Спортивный зал

 

 

 

 

 

 

 

30,0×18,0 м

 

 

 

 

 

 

 

(h ≥ 7 м)

540

540

540

540

540

540

540

Спортивный зал

 

 

 

 

 

 

 

24,×12,0 м

 

 

 

 

 

 

 

(h ≥ 6 м)

-

-

-

-

-

288

288

Спортивный зал

 

 

 

 

 

 

 

18,×9,0 м

 

 

 

 

 

 

 

(h ≥ 6 м)

-

-

162

-

162

-

-

Зал для гимнастики, под­вижных игр, хореографии, фитнес-аэробики

 

 

 

 

 

 

 

21,0×15,0 м

 

 

 

 

 

 

 

(h ≥ 6 м)

-

315

315

-

315

315

315

Тренажерный зал

 

 

 

 

 

 

 

12,0×12,0 м

 

 

 

 

 

 

 

(h ≥ 4 м)

-

-

-

144

144

144

144

Зал для занятий с детьми, отнесенными по состоя­нию здоровья к специаль­ной медицинской группе

 

 

 

 

 

 

 

12,0×12,0 м

 

 

 

 

 

 

 

(h ≥ 4 м)

144

144

144

144

144

144

144

Итого:

684

999

1161

828

1305

1431

1431

Таблица 7.5. Изложить в новой редакции:

«Таблица 7.5

Наименование помещения

Спортивные залы

Бассейн с ваннами

12×15

18×15 (12)

24×15 (12)

36 (30)×18

25×16

16,67×8,0 (6,0)

10×6

Раздевальные, включая уборные и душевые

68

68

136

136

-

-

-

2×34,0

2×34,0

4×34,0 (2×68)*

4×34,0 (2×68)*

Инвентарная (снарядная)

4

4

12

12

6

6

6

Помещение хранения уборочного инвентаря

4**

4**

4**

4**

8

8

4

Раздевальные для переодевания занимающихся, включая душевые и туалеты

-

-

-

-

68

68

68

2×34,0

2×34,0

2×34,0

Помещение инструктора-тренера (с душевой и санузлом) и склад мелкого спорт­инвентаря

12

12

12

12

2×10

12 + 6

12 + 6

Помещение медсестры с лабораторией анализа воды

-

-

-

-

12

12

12

2×6

2×6

2×6

Бытовые помещения для персонала

-

-

-

-

9

9

-

Служебные помещения

-

-

-

-

12

12

-

__________

* При проектировании зала для одновременных занятий двух классных групп согласно 7.2.9.5.

** Одно помещение на группу спортивных помещений.

».

Подпункт 7.2.9.15. Изложить в новой редакции:

«7.2.9.15 Устройство бассейнов и условия их эксплуатации, состав вспомогательных помещений при них определяют в соответствии с заданием на проектирование, требованиями СП 310.1325800 и СанПиН 2.1.2.1188.».

Подпункт 7.2.10.1. Дополнить предложением в следующей редакции:

«Состав и площади помещений учебной библиотеки определяются заданием на проектирование.».

Подпункт 7.2.10.3. Заменить слова: «Площадь библиотеки» на «Общая площадь помещений библиотеки».

Подпункт 7.2.10.4. Дополнить третьим абзацем в следующей редакции:

«Количество читательских мест библиотеки определяется из расчета не менее 9 % количества учеников. Площадь читального зала следует принимать из расчета не менее 2,4 м2 на одно читательское место.».

Пункт 7.2.10. Дополнить подпунктами 7.2.10.5 - 7.2.10.9 в следующей редакции:

«7.2.10.5 Зону для индивидуальных занятий с использованием ИКТ (медиатеку) размещают в специально выделенной зоне читальных залов. Количество оснащенных ИКТ читательских мест рекомендуется принимать до 30 % общего количества читательских мест библиотеки. Проектирование указанной зоны ведется по СанПиН 2.2.2/2.4.1340.

7.2.10.6 Величину книжного фонда библиотеки принимают по заданию на проектирование.

7.2.10.7 При реконструкции существующих библиотек образовательных организаций допускается рассредоточенное расположение библиотечных помещений в здании ОО. Площадь книгохранилища следует принимать с учетом существующего книжного фонда, но не менее расчетной.

7.2.10.8 Устройство прохода через помещения библиотеки в другие помещения ОО не допускается.

7.2.10.9 Антресоли в читальном зале проектируют в соответствии с СП 1.13130.».

Подпункт 7.2.11.5. Дополнить предложением в следующей редакции:

«Не допускается размещение технических помещений, функционально не связанных с пищеблоком (серверных, венткамер и др.), со входом из коридора и помещений пищеблока.».

Подпункт 7.2.11.7. Второе предложение. Исключить.

Подпункт 7.2.11.8. Дополнить предложением в следующей редакции:

«Количество посадочных мест для МГН рассчитывается в соответствии с СП 59.13330.

Подпункты 7.2.11.9, 7.2.11.10. Изложить в новой редакции:

«7.2.11.9 Число посадочных мест в обеденном зале принимается в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409.

7.2.11.10 Установка раковин при входе в столовую осуществляется в соответствии с пунктом 3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08. Ширина транзитного прохода между умывальниками и стеной должна быть не менее 1,9 м, между двумя рядами умывальников - не менее 2,2 м.».

Подпункт 7.2.11.11. Заменить слова: «обеденного зала» на «помещений».

Подпункт 7.2.12.2. Изложить в новой редакции:

«7.2.12.2 Размещение административно-хозяйственных помещений с доступом из рекреаций учебных секций не допускается.».

Таблица 7.6. Изложить в новой редакции:

«Таблица 7.6

Наименование помещения

Площадь, м2, не менее, при числе параллельных классов школы

основной

средней, общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных дисциплин, старшей школы

1

1

2

3

2

Кабинет директора

18

18

25

32

25 - 32

Кабинет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

12

12

20

30

40

2×10

3×10

4×10

Кабинет организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы

-

12

12

20

40

2×10

4×10

Кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе и бухгалтера

 

12

12

12

20

10 + 10

Канцелярия

8

8

12

16

28

12 + 16

Бухгалтерия

-

-

-

10

10

Комната технического персонала

10

10

12

16

28

12 + 16

Помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря

4

4

4

4

8

4 + 4

».

Подпункт 7.2.13.1. Дополнить предложением в следующей редакции:

«Минимальный размер медицинских помещений (группы помещений) в здании ОО - 15 м2.».

Подпункт 7.2.13.2. Исключить.

Подпункт 7.2.14.3. Исключить слова: «, ширина рекреации не менее 2,8 м».

Пункт 7.2.15. Изложить в новой редакции:

«7.2.15 Вестибюль

7.2.15.1 Вестибюль проектируется из расчета 0,2 - 0,3 м2 на одного посетителя. Число посетителей определяется общим числом обучающихся. Шириной вестибюля должно быть обеспечено беспрепятственное перемещение людских потоков внутри здания.

7.2.15.2 Расчетная площадь вестибюля определяется суммарной площадью по 7.2.15.1 с учетом дополнительной площади, равной сумме площадей рабочей зоны турникетов, зоны ожидания родителей и места дежурного.

7.2.15.3 В целях антитеррористической безопасности обучающихся допускается центральный вход в здание ОО оборудовать турникетами. Рядом с турникетами необходимо предусматривать быстро открывающийся свободный проход шириной не менее 1,6 м, турникеты должны быть оборудованы планками «антипаника». Пространство от входа в здание до турникетов должно обеспечивать свободу маневрирования человека на инвалидной коляске (полный разворот). Не рекомендуется устройство поворотного движения при входе в здание (поворот на 90° при входе из тамбура в здание, поворот при проходе через турникеты и т.п.).

7.2.15.4 С рабочего места дежурного при входе должен открываться обзор за входными дверьми. При оборудовании здания турникетами рабочее место дежурного размещается с учетом возможности визуального контроля входящих в здание и проходящих через турникеты. Допускается оборудование места ожидания для родителей до прохода через турникеты, в стороне от основных путей движения. При оборудовании площадь места ожидания должна быть не менее 10 м2.

Зона грязных ног в вестибюле должна располагаться в стороне от основных путей движения.».

Подпункт 7.2.16.1. Второе предложение. Дополнить словами: «либо индивидуальными запирающимися шкафчиками для каждого обучающегося».

Подпункт 7.2.16.2. Изложить в новой редакции:

«7.2.16.2 Гардероб для учителей проектируется изолированно от гардероба для обучающихся из расчета два места на один класс. Технический персонал и работники столовой переодеваются в бытовых помещениях.».

Подпункт 7.2.17.6. Изложить в новой редакции:

«7.2.17.6 Для взрослых посетителей-инвалидов оборудуется универсальная кабина 2,2×2,25 на первом этаже здания ОО. Для детей-инвалидов на всех этажах выше первого допускается оборудование как по одной универсальной кабине габаритами 2,2×2,25 м на этаж, так и по доступной кабине габаритами 1,65×2,2 м в уборных для мальчиков и девочек. Требования к габаритам и оборудованию кабин уборных для МГН установлены в СП 59.13330, оборудование кабин также должно соответствовать эргономическим требованиям с учетом возрастной категории учащихся.»

Пункт 7.3. Первый абзац. Исключить.

Пункт 7.3.4. Исключить.

Пункт 7.3.5. Изложить в новой редакции:

«7.3.5 Территория ОО должна быть ограждена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с противоположных сторон с устройством дорог с покрытием, запроектированным исходя из расчетной нагрузки от пожарной машины. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Допускается устройство пожарных проездов по георешетке и иному укрепленному основанию.

Подъезд пожарных автомобилей к зданию ОО должен быть обеспечен со всех сторон.

Ширину пожарного проезда и расстояние от края здания принимают в соответствии с пунктом 8.6 СП 4.13130.».

Пункт 7.3.12. Первый абзац. Дополнить абзацем в следующей редакции:

«Допускается устройство парадных открытых лестниц, функционально не используемых при эвакуации.».

Пункт 7.3.17. Заменить обозначение: «СП 14.13330.2014» на «СП 14.13330.2018».

8 Естественное и искусственное освещение

Пункт 8.1.3. Изложить в новой редакции:

«8.1.3 Требования к инсоляции в здании ОО приведены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.4.2.2821.

Солнцезащита зданий ОО выполняется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076.».

Пункт 8.4.1. Первое предложение. Изложить в новой редакции:

«8.4.1 В целях контроля за энергопотреблением ОУ зданий ОО устанавливаются требования к максимально допустимой удельной установленной мощности общего искусственного освещения помещений ОО с разрядами зрительной работы А, Б, В (таблица 4.2 СП 52.13330.2016).».

Таблица 8.1. Изложить в новой редакции:

«Таблица 8.1

Наименование помещения/нормируемая освещенность на рабочей поверхности, лк

Удельная установленная мощность ОУ зданий ОО, Вт/м2, не более

Индекс помещения i

0,6

0,8

1,25

2,0

≥ 3,0

Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые, душевые, гардеробные, электрощитовые*/ E = 100

7

6

5

4

3

Главные лестничные клетки/ Е = 100

12

11

10

9

8

Вестибюли и гардеробные уличной одежды, рекреации, крытые бассейны/ Е = 150

15

13,75

12,5

11

10

Актовые залы, киноаудитории, спортивные залы*, столовые/ Е = 200

18

17,5

15

13,5

12

Мастерские по обработке металлов и древесины, эстрады актовых залов, кабинеты и комнаты преподавателей, инструментальная, комната мастера, инструктора/ Е = 300

25

23

20

18

16

Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории ОО, кабинеты информатики и вычислительной техники, кабинеты обслуживающих видов труда для девочек, лаборантские при учебных кабинетах/ Е = 400

30

28

25

22

20

Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории ОО, кабинеты технического черчения и рисования/ Е = 500

42

39

35

31

28

__________

* Значения удельной мощности, регламентируемые для неосновных ОУ с нормируемой горизонтальной освещенностью менее 100 лк.

Пункт 8.4.4. Заменить обозначение: «ГОСТ Р 54944» на «ГОСТ 24940».

Пункт 8.4.5. Исключить.

9 Требования к инженерному оборудованию зданий общеобразовательных организаций

Подпункт 9.3.1.1. Изложить в новой редакции:

«9.3.1.1 Автоматизация инженерных систем зданий ОО должна быть выполнена в соответствии с СП 134.13330, другими действующими нормами, а также с заданием на проектирование с учетом уточнений и дополнений, приведенных в 9.3.1.2, 9.3.1.3 и [7].».

Пункт 9.3.2. Дополнить подпунктом 9.3.2.4 в следующей редакции:

«9.3.2.4 Доступ к электрическим шкафам и иному техническому оборудованию не рекомендуется предусматривать из учебных секций.».

Подраздел 9.3. Дополнить пунктом 9.3.5 в следующей редакции:

«9.3.5 Локальные компьютерные сети

9.3.5.1 Помещения ОО оборудуются средствами ИКТ в соответствии с [13].

9.3.5.2 Внутренняя среда и площади помещений, оборудованных компьютерами, должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340. По заданию на проектирование учебные помещения могут быть оборудованы интерактивной (магнитно-маркерной) доской.

Все компьютеры автоматизированных рабочих мест администрации, преподавательского состава и учащихся (за исключением планшетных компьютеров) должны быть объединены в локальную сеть с возможностью широкополосного доступа к сети Интернет.».

10 Энергетическая эффективность зданий общеобразовательных организаций

Пункт 10.11. Заменить слово «Энергоресурсосбережение» на «Энерго-, ресурсоснабжение».

Пункт 10.12. Заменить слова: «таблицей 2 СП 52.13330.2014» на «таблицей 4.2 СП 52.13330.2016»; «таблице 9 СП 52.13330.2011» на «таблице 7.4 СП 52.13330.2016».

Раздел 11 Требования к безопасной эксплуатации здания и участка

Пункт 11.1. Заменить сокращение: «ТОИР» на «технического обслуживания и ремонтов».

Пункт 11.2. Изложить в новой редакции:

«11.2 Расчетный срок службы зданий ОО определяют в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 27751-2014.».

Пункты 11.3, 11.4. Изложить в новой редакции:

«11.3 Порядок определения периода эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт приведен в [12].

11.4            Параметры микроклимата помещений ОО, предназначенных для пребывания детей, следует принимать в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821. Параметры микроклимата вспомогательных административных и технических помещений ОО следует принимать в соответствии с ГОСТ 30494 и СП 118.13330.».

Пункты 11.6, 11.7. Исключить.

Пункт 11.8. Изложить в новой редакции:

«11.8 На участках и в помещениях ОО предельно допустимые и допустимые нормативные уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума следует принимать согласно таблице 1 СП 51.13330.2011.

При ориентации помещений ОО в сторону источников воздушного шума (от автодорог, железных дорог и т.п.) в них следует устанавливать шумозащитные окна, снабженные вентиляционными устройствами с глушителями шума, обеспечивающие требуемую защиту от шума.».

Пункт 11.10. Изложить в новой редакции:

«11.10 В составе проектной документации приводят данные, необходимые для выполнения требований по безопасной эксплуатации здания и участка ОО, в соответствии с разделом 6 СП 255.1325800.2016.

Рекомендуется включать в проектную документацию инструкцию по организации оповещения и аварийной эвакуации обучающихся в случае пожара и иных чрезвычайных ситуаций с указанием порядка действий.

Перечень сведений по эксплуатации здания и участка ОО, включаемых в проектную документацию, следует разрабатывать с учетом возможности их использования эксплуатирующими организациями в качестве отдельного документа или разработки на его основе инструкции о технической эксплуатации здания.».

Пункт 11.11. Исключить.

Пункты 11.12, 11.13. Изложить в новой редакции:

«11.12 Для осуществления текущего контроля и дистанционного управления инженерно-техническими системами здания ОО предусматривают системы автоматизации и диспетчеризации.

11.13 На участках и в помещениях ОО следует обеспечивать меры для предотвращения касания обучающимися элементов инженерного оборудования, подверженных нагреву поверхностей от 40 °С до 75 °С, накоплению заряда статического электричества, высокочастотной вибрации, выбросам газопаропылевых смесей.

Конструкции декоративных и защитных экранов отопительных приборов должны предусматривать возможность доступа к отопительным приборам для их очистки.».

Пункты 11.14, 11.15. Исключить.

Пункт 11.16. Изложить в новой редакции:

«11.16 В соответствии с [9] кабинеты (лаборатории) физики, электротехники и другие, где обучающиеся работают с электрооборудованием, аппаратами и приборами напряжением до 0,4 кВ, относятся к группе помещений с повышенной опасностью. Для электрооборудования кабинетов с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока предусматривают заземление.»

Пункт 11.18 - 11.21. Исключить.

Пункт 11.22. Изложить в новой редакции:

«11.22 Минимальная периодичность осмотров для спортивного оборудования устанавливается в соответствии с технической документацией изготовителя, но не менее:

- одного раза в 2 - 3 мес. в целях оценки функционального соответствия: рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости;

- ежегодно в целях оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности.».

Пункт 11.23. Первый и второй абзацы. Исключить.

Пункты 11.24 - 11.27. Исключить.

Приложение Б (рекомендуемое) Особенности проектирования комбинированного блока начальных классов

Пункт Б.5.1. Дополнить вторым и третьим абзацами в следующей редакции:

«Допускается проектировать единый пищеблок с обеденным залом для начальной школы и раздаточной для дошкольного отделения.

При использовании обеденного зала для общешкольных мероприятий он должен быть отделен от зоны приготовления пищи (включая раздаточную) перегородкой, в том числе трансформируемой.».

Пункт Б.5.3. Изложить в новой редакции:

«Б.5.3 Допускается использование актового зала в зданиях комбинируемого БНК для музыкальных или физкультурных занятий с дошкольными группами. В актовом зале допускается использование систем трансформируемых кресел. Площадь помещения, занятую указанными системами в сложенном виде, для образовательного процесса не учитывают.».

Пункт Б.5.9. Изложить в новой редакции:

«Б.5.9 Требования мероприятий по пожарной безопасности для комбинированных БНК с наличием универсальных ячеек (в части класса пожарной опасности, разделения на пожарные отсеки и др.) определяются по наиболее строгим критериям в зависимости от планируемой вместимости в соответствии с [5].».

Приложение Г (рекомендуемое). Площади функционального состава участков территорий общеобразовательных организаций

Исключить.

Библиография

Позиция [3]. Исключить.

Дополнить позицией [13] в следующей редакции:

«[13] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Ключевые слова

Изложить в новой редакции:

«Ключевые слова: проектирование, строительство, общеобразовательные организации, здания общеобразовательных организаций, участки общеобразовательных организаций, функциональное зонирование, инсоляция, объемно-планировочные решения, норма площади, безопасная эксплуатация».

Ключевые слова: проектирование, строительство, общеобразовательные организации, здания общеобразовательных организаций, участки общеобразовательных организаций, функциональное зонирование, инсоляция, объемно-планировочные решения, норма площади, безопасная эксплуатация