Приказ
Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 57 В целях совершенствования нормативной правовой базы Министерства транспорта Российской Федерации приказываю: Внести изменения в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦТ 020-99 "Элементы дискового тормоза железнодорожного подвижного состава. Требования по сертификации", утвержденные указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № М-725у, согласно приложению к настоящему приказу.
Приложение к приказу Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 57 Изменения, 1. Разделы 1, 3, 4 таблицы 1 изложить в следующей редакции:
2. Таблицу 2 "Перечень нормативных документов" изложить в следующей редакции:
3. Дополнить приложение А (обязательное) следующими методами определения сертификационных показателей: Методы определения сертификационных показателей А.1. Шероховатость поверхности контролируют на отобранном для испытаний диске с использованием образцов для определения шероховатости (тактильный метод) или прибора для измерения шероховатости поверхностей. Измерения проводят в трех равноудаленных на 120° друг от друга точках на фрикционной поверхности тормозного диска. Геометрические размеры диска определяют линейными измерениями. Торцовое биение определяют разностью между наибольшим и наименьшим показаниями измерительной головки при вращении диска на призме и фиксации ее в осевом направлении. А.2. При проведении испытаний производят визуальный осмотр рычагов, затяжек, тормозных башмаков на наличие трещин. А.3. Изменение показателей силы нажатия и зазоров клещевого механизма определяют после его установки на стенд для испытаний тормозов подвижного состава железных дорог и наработки 2∙104 циклов нагружений. Допускается использовать отдельный стенд с приспособлением, заменяющим диск. Изменение показателей силы нажатия и зазоров клещевого механизма определяют сравниванием этих показателей до и после наработки 2∙104 циклов нагружений. Последовательность проведения испытаний: в клещевой механизм вместо штатной накладки устанавливают тензонакладку и определяют силу ее нажатия на диск N1, Н (замеры производят не менее трех раз); осуществляют замеры суммарного зазора A1, между накладками и диском (или приспособлением, заменяющим диск) в отпущенном состоянии (замеры производят не менее трех раз); тензонакладку заменяют на штатную и выполняют 2∙104 циклов нагружения клещевого механизма; в клещевой механизм вместо штатной накладки устанавливают тензонакладку и определяют силу ее нажатия на диск N2, Н (замеры производят не менее трех раз); осуществляют замеры суммарного зазора A2, между накладками и диском (или приспособлением, заменяющим диск) в отпущенном состоянии (замеры производят не менее трех раз); изменение силы нажатия, %, после циклических испытаний клещевого механизма определяют по формуле:
где: N1ср - среднеарифметическое значение сил нажатия по результатам замеров перед началом циклических испытаний, Н; N2ср - среднеарифметическое значение сил нажатия по результатам замеров после циклических испытаний, Н. изменение суммарного зазора, %, между накладками и диском после циклических испытаний клещевого механизма определяют по формуле:
где: A1ср - среднеарифметическое значение суммарного зазора по результатам замеров перед началом циклических испытаний, мм; A2ср - среднеарифметическое значение суммарного зазора по результатам замеров после циклических испытаний, мм. А.4. Определение показателя "Стабильная работоспособность узла при предельных температурах нижних и верхних в зависимости от климатического исполнения" проверяют в термокамере. В начале проводят испытания при предельно высоких температурах, а затем при предельно низких. Для этого приспособление с установленным клещевым механизмом помещают в термокамеру и выдерживают в ней до достижения требуемой предельной температуры согласно пункту 7.8 ГОСТ 30630.0.0-99. Затем в тормозной цилиндр подают воздух до величины максимального рабочего давления. При этом сила нажатия накладок должна соответствовать значениям, заявленным в конструкторской документации. Разрушения не допускаются. А.5. Средние значения коэффициентов трения пары диск-накладка при торможении в сухую определяют на стенде динамических испытаний тормозов. Испытания проводят в диапазоне скоростей до максимальной допустимой скорости подвижного состава, для применения на котором предназначены конкретные накладки. Предварительно перед испытаниями производят остановочные торможения для приработки не менее 80 % рабочей поверхности накладок к поверхности диска. Общий цикл испытаний состоит из остановочных торможений с начальных скоростей 80, 100, 120, 160, 200 и 250 км/ч (если элементы дискового тормоза предназначены для эксплуатации при данных скоростях) всухую и с начальных скоростей 80, 100, 120, 160 и 200 км/ч с подачей воды на фрикционный контакт накладок с тормозным диском. При каждом торможении измеряют скорости начала торможения, температуры, коэффициента трения. Торможения производят при начальной температуре диска и накладок не более 60 °С. Для каждого усилия нажатия на накладки и скорости начала торможения определяют средний коэффициент трения, который не должен выходить за нормативные значения, а также расчет отклонений значений коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях всухую. Расход воды должен составлять 6 мл на 1 см2 рабочих поверхностей диска в час. Если средства испытаний не позволяют автоматически определять коэффициент трения, то выполняют его расчет. По замеренным силе нажатия Ni, и тормозной силе Fi, производят расчет мгновенного коэффициента трения μi по формуле:
средние значения коэффициентов трения за остановочное торможение определяют по формуле:
где: μ(t) - процесс изменения мгновенного коэффициента трения; dt - шаг интегрирования по времени, с; Tк - время окончания остановочного торможения, с; T0 - время начала остановочного торможения, с. Интеграл вычисляется методом трапеций. А.6. Согласно пункту 4.2 таблицы 1 проводят расчет по определению отклонений значений коэффициентов трения, %, при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях всухую. Расчет ведут по формуле:
где: μсух.ср - среднеарифметическое значение коэффициента трения при торможении всухую по результатам замеров; μв.ср - среднеарифметическое значение коэффициента трения при торможении с подачей воды по результатам замеров. А.7. Определение коэффициентов статического трения диск-накладка Испытания проводят на стенде динамических испытаний тормозов. При этом тормозные накладки прижимают к неподвижному диску с усилием, соответствующим нажатию от действия стояночного тормоза. Затем к диску прикладывают крутящий момент и регистрируют изменение тормозной силы. Искомым значением коэффициента статического трения является его максимальная величина в момент начала вращения диска относительно тормозной накладки (момент перехода от статического трения к трению скольжения). А.8. Определение показателя "Огнестойкость: открытое пламя на поверхности трения при торможении". При определении показателя "Коэффициент трения (среднее значение) пары диск-накладка всухую" визуально контролируют наличие искр, открытого огня. При горении накладок испытания прекращают. А.9. Определение показателя "Сопротивление термомеханической усталости при длительных и остановочных торможениях". Испытания проводят на стенде динамических испытаний тормозов. Сопротивление термомеханической усталости при остановочных торможениях определяют при проведении испытаний согласно методам А.5 и А.6. Сопротивление термомеханической усталости при длительных торможениях определяют на стенде динамических испытаний тормозов по заданной программе, выбор которой осуществляется в зависимости от комбинации тормозного диска и накладки. Оборудование стенда регистрирует силу нажатия накладок, тормозную силу, скорость и температуру поверхности диска. После каждого торможения проводят осмотр рабочей поверхности тормозного диска.
|