На главную | База 1 | База 2 | База 3

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

Главы СНиП III-44-77 "Тоннели железнодорожные, 
автодорожные и гидротехнические. Метрополитены"

 

 

Дата введения 1982-01-01

 

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя СССР от 29 мая 1981 г. № 81

 

1. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:

«При строительстве тоннелей и метрополитенов в суровых климатических и сложных инженерно-геологических условиях, в районах распространения вечномерзлых грунтов, в сейсмических, лавиноопасных, подверженных селям и оползням, труднодоступных районах, а также в курортных, водоохранных и т. п. зонах проектом должны предусматриваться специальные мероприятия, учитывающие особенности строительства в этих районах, в том числе мероприятия по охране окружающей природной среды с учетом прогноза изменения природных условий, вызываемых строительством».

2. Дополнить раздел 1 пунктами 1.13 и 1.14 следующего содержания:

«1.13. При устройстве отвалов в районах распространения вечномерзлых грунтов, определении их местоположения и размеров следует учитывать влияние отсыпки отвалов на изменение режима вечномерзлых грунтов и на окружающую природную среду.

1.14. С учетом сезонного промерзания и оттаивания прилегающего к выработке слоя горного массива, оттаивания или сохранения вечной мерзлоты в горном массиве в процессе строительства тоннеля в проектах организации строительства и проектах производства работ следует предусматривать мероприятия по обеспечению;

надежной временной крепи;

поддержания приконтурного слоя грунтов в мерзлом состоянии до включения в работу тоннельной обделки в случаях сохранения вечной мерзлоты при производстве работ согласно требованиям п. 4.44 настоящей главы;

необходимых условий твердения бетонной смеси, укладываемой в конструкции;

нормальных условий работы временных внутритоннельных дренажных и водоотводных устройств;

предотвращения образования наледей в тоннеле при его строительстве».

3. Пункт 3.6 дополнить абзацем следующего содержания:

«При проходке стволов специальными способами должно быть исключено попадание вредных веществ в грунтовые воды в количествах, приводящих к превышению допустимых концентраций, установленных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, и ухудшению условий эксплуатации ближайших водозаборов».

4. Дополнить раздел 6 пунктом 3.30 следующего содержания:

«3.30. Проходку стволов в вечномерзлых нескальных и сильно трещиноватых или раздробленных скальных грунтах, теряющих устойчивость при оттаивании, следует производить сохраняя мерзлое состояние грунтов. При технико-экономической нецелесообразности сохранения мерзлоты проходку стволов следует производить, применяя специальные способы проходки с учетом требований п. 3.6 настоящей главы».

5. Пункт 4.3 изложить в следующей редакции:

«4.3. При строительстве тоннелей в горном массиве, инженерно-геологическая разведка которого затруднена, следует производить проходку передовой штольни и осуществлять при необходимости разведочное бурение. Местоположение штольни и размеры ее сечения определяются проектом в зависимости от использования ее также для других целей в процессе строительства и эксплуатации тоннеля (для осушения выработок, улучшения их вентиляции, отвода грунтовых вод, транспортирования грунта и др.)».

6. Пункт 4.44 изложить в следующей редакции:

«4.44. При проходке тоннелей в крепких монолитных и слаботрещиноватых скальных вечномерзлых грунтах, устойчивость которых не снижается при положительной температуре, проходку тоннелей следует производить горными способами, указанными в пп. 4.4, 4.5, 4.6, 4.7 и 4.9 настоящей главы, без сохранения мерзлого состояния грунтов.

В сильно трещиноватых или раздробленных скальных грунтах и в нескальных грунтах, теряющих устойчивость при оттаивании, следует, как правило, сохранять вечномерзлое состояние грунтового массива, а проходку тоннелей производить щитовым или горным способом (как указано выше). При технико-экономической нецелесообразности сохранения грунтового массива в мерзлом состоянии проходку тоннеля в таких грунтах следует производить щитовым способом».

7. Пункт 6.13 дополнить текстом следующего содержания:

«В зимних условиях или при наличии вечномерзлых грунтов временные водоотводные лотки должны быть защищены от промерзания.

Для технического водоснабжения строящихся тоннелей следует использовать грунтовые воды, если величина притока их обеспечивает потребность воды для этих целей».

8. Пункт 6.32 изложить в следующей редакции:

«6.32. Вентиляция тоннельных выработок в вечномерзлых грунтах должна осуществляться по температурному режиму, установленному проектом организации строительства в зависимости от принятого принципа сохранения вечномерзлого состояния грунтов или их оттаивания при проходке тоннелей, а также с учетом предотвращения образования наледей».