Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году (утв. приказом Россельхознадзора от 27 марта 2017 г. № 294) Цели профилактических мероприятий 1) Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. 2) Предупреждение нарушения поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства. 3) Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора). 4) Разъяснение поднадзорным субъектам обязательных требований. 5) Снижение административных и финансовых издержек как Россельхознадзора, так и поднадзорных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий. Задачи профилактических мероприятий 1) Формирование единого понимания обязательных требований земельного законодательства у всех участников контрольно-надзорной деятельности. 2) Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения. 3) Установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных поднадзорных субъектов (объектов). 4) Инвентаризация состава и особенностей поднадзорных субъектов (объектов) и оценки состояния поднадзорной сферы. Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов) Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений. Указанные полномочия Служба осуществляет в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон). Такие земельные участки являются поднадзорными Службе объектами. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков, в частности, юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными Службе субъектами. Описание ключевых наиболее значимых рисков, а также текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние поднадзорной среды Земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом страны, и подлежат охране. От состояния и плодородия сельскохозяйственных земель напрямую зависит способность государства развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать население продуктами питания, а также выходить на международные продовольственные рынки и обеспечивать экономический рост государства. В настоящее время вопрос сохранения плодородия сельскохозяйственных земель стоит особенно остро в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и импортозамещения продовольственных товаров. Ключевым и наиболее значимым риском является увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения, в частности сельскохозяйственных угодий (особо продуктивных земель), выбывающих из сельскохозяйственного оборота. Указанное выбытие происходит в т.ч. по причинам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства, что зачастую выражается в зарастании земель сорной, кустарниковой, лесной растительностью. Разлив нефтепродуктов, чрезмерное применение пестицидов и агрохимикатов, перекрытие поверхности почвы различными объектами, разработка карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, глина и т.п.), снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также несанкционированное размещение отходов производства и потребления приводит к порче, уничтожению плодородного слоя почвы. Указанные нарушения земельного законодательства способствуют выбыванию сельскохозяйственных земель из оборота. Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, на побуждение поднадзорных субъектов к добросовестности, должно способствовать улучшению в целом ситуации, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в указанной сфере. Следует отметить, что Службой ежегодно осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов, населения о своей деятельности в сфере государственного земельного надзора, ее результатах, а также доводилась информация о недопустимости нарушений требований российского законодательства в указанной сфере, о мерах ответственности за допущенные нарушения. Указанная работа проводилась путем публикаций в СМИ (газеты, журналы), сети "Интернет" на сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлениях, иных интернет-ресурсах, выступления на радио и телевидении. Кроме того, представители Службы принимали участие в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых СМИ. Указанная работа будет продолжена в рамках профилактических мероприятий. Статистические показатели состояния поднадзорной среды В 2016 году территориальными управлениями Россельхознадзора обследовано 26,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом. Проведено 50,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий (что на 4 % меньше, чем в 2015 году). В том числе более 20,5 тыс. плановых проверок (на 23 % меньше, чем в 2015 году), более 14,1 тыс. внеплановых проверок (на 18 % меньше, чем в 2015 году), более 6,7 тыс. административных обследований объектов земельных отношений, более 4 тыс. плановых (рейдовых) осмотров. Выявлено 24,7 тыс. нарушений (на 15 % меньше, чем в 2015 году) на общей площади 1,6 млн. га. Привлечено к административной ответственности: юридических лиц - более 2,2 тыс.; должностных лиц - более 1,5 тыс.; индивидуальных предпринимателей - более 0,4 тыс.; граждан - более 9,3 тыс. При этом результативность контрольно-надзорных мероприятий осталась на уровне прошлого года и составила около 50 %. Наибольшее количество выявленных нарушений связано с невыполнением землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ). Наложено административных штрафов на сумму 833 млн. рублей. Взыскано штрафов за отчетный период 221,5 млн. рублей. Выдано более 12,4 тыс. предписаний об устранении допущенных нарушений. В результате работы территориальных управлений Россельхознадзора на площади более 819 тыс. га устранены нарушения требований земельного законодательства. В сельскохозяйственный оборот вовлечено 199,4 тыс. га земель ранее нарушенных, неиспользуемых. Описание текущего уровня развития профилактических мероприятий Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Россельхознадзором в 2016 году утверждена Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (далее - Программа), в том числе в рамках осуществления государственного земельного надзора в части установленной компетенции Службы. Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2016 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства. Так, в 2016 году территориальными управлениями Россельхознадзора по вопросам, связанным с осуществлением государственного земельного надзора: - в печати опубликовано свыше 1,1 тысячи материалов; - репортажей на телевидении - более 300, проведено около 700 выступлений на радио; - на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 7,7 тысяч материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещено более 5,8 тысяч материалов; - на официальном сайте Россельхознадзора в разделе "Новости" опубликовано более 4 тысяч материалов (новостей); - принято участие в более 350 совещаниях (форумах) с представителями бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов; - в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 480 гражданам. Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора. Целевые показатели результативности мероприятий Программы на 2017 год Целевые показатели результативности мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году: 1. Количество выявленных нарушений, шт. 2. Количество проведенных в 2017 году профилактических мероприятий (публикации в СМИ, в интернет-изданиях, выступления на радио, телевидении, участие в форумах, совещаниях с поднадзорными субъектами, бизнес-сообществами, публичные мероприятия, консультации и пр.). Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2017 году нарушений требований земельного законодательства при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий. Перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в сфере государственного земельного надзора в Россельхознадзоре
Ссылка на официальный сайт Россельхознадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях http://fsvps.ru/fsvps/ground План-график профилактических мероприятий в сфере государственного земельного надзора на 2017 год
Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2017 году нарушений требований земельного законодательства.
|