Постановление Главного государственного санитарного врача РФ Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ) в Российской Федерации в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов и эффективность осуществленных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с этими инфекциями, установил. В 2010 году эпидемический рост заболеваемости гриппом и ОРВИ был зарегистрирован с конца ноября. Пик заболеваемости пришелся на 5-ю неделю текущего года (31.01 - 06.02.2011), когда превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости отмечалось в 70 субъектах Российской Федерации, интенсивный показатель заболеваемости гриппом и ОРВИ в среднем по стране составил 137,5 на 10 тысяч населения. Наибольшая интенсивность эпидпроцесса отмечалась в Центральном федеральном округе (192,6 на 10 тысяч населения), Уральском (162,8) и Северо-Западном (143,3) федеральных округах. Снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ началось с 6-й недели 2011 года и к началу апреля эпидемический подъем завершился практически во всех субъектах Российской Федерации. За время подъема заболеваемости переболело гриппом около 2,8 % населения страны. Эпидемический подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ 2010 - 2011 годов был смешанной этиологии с преимущественной циркуляцией вируса гриппа подтипа А(Н1N1)-2009. По данным вирусологического мониторинга с четвертой по девятую неделю 2011 года вирус А(Н1N1)-2009 выделялся от больных острыми респираторными заболеваниями в 20 - 26 % случаев, в отдельных субъектах Российской Федерации до 50 % случаев. Начиная с 10-й недели, интенсивность циркуляции вируса А(Н1N1)-2009 снизилась до 2,8 %. Вирус гриппа В циркулировал наряду с вирусом A(Н1N1)-2009 в течение всего периода подъема заболеваемости, от больных указанный вирус максимально (от 9 %) выделялся на 3-й неделе года; на 14-й неделе он был выделен в 5,5 % случаев. Анализ мероприятий, проведенных в субъектах Российской Федерации в рамках подготовки к прошедшему эпидемическому сезону, показал, что не во всех регионах были пересмотрены, откорректированы и утверждены руководителями органов исполнительной власти региональные планы по профилактике гриппа и ОРВИ, проведен перерасчет неснижаемого запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, средств индивидуальной защиты органов дыхания, дезинфицирующих средств, определены схемы поэтапного, в зависимости от уровня заболеваемости, перепрофилирования стационаров и стационары для госпитализации беременных, больных гриппом и ОРВИ. Снижению активности эпидемического подъема заболеваемости в эпидемическом сезоне по гриппу и ОРВИ 2010 - 2011 годов способствовали мероприятия по иммунизации населения Российской Федерации. В целом по стране было привито свыше 34,2 млн человек, что составляет 24,1 % от численности населения страны. Из них в рамках приоритетного национального проекта - 28,1 млн человек и более 6,1 млн человек привито дополнительно за счет других источников финансирования - областных и местных бюджетов, страховых компаний, средств организаций и граждан. Наиболее активно привлекались дополнительные средства в 17 субъектах Российской Федерации: г. Москве, республиках Саха (Якутия), Бурятия, Воронежской, Московской, Тульской, Калининградской, Вологодской, Ростовской, Магаданской, Пензенской, Свердловской, Иркутской, Тюменской областях, Хабаровском и Краснодарском крае, Ненецком автономном округе. В 16 субъектах Российской Федерации: республиках Саха (Якутия), Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Бурятия, Магаданской, Саратовской, Самарской, Амурской, Пензенской, Вологодской, Свердловской, Тюменской областях, Хабаровском и Краснодарском краях, Ханты-Мансийском автономном округе - было иммунизировано более 30 % населения. Принятые меры позволили предупредить широкое распространение вирусов гриппа на территории страны и снизить их негативное воздействие на население. Вместе с тем в 6 субъектах Российской Федерации: Тверской, Томской и Ярославской областях, республиках Коми, Карелия, Красноярском крае в ходе подготовки к эпидемическому сезону было привито менее 15 % населения; еще в 34-х субъектах Российской Федерации охват населения прививками против гриппа составил от 15 до 23,0 %. На сезон 2011 - 2012 годов для стран Северного и Южного полушарий состав противогриппозных вакцин включает следующие штаммы вируса: - A/California/07/2009(H1N1) - A/Perth/16/2009 (H3N2) - B/Brisbane/60/2008 В целях предупреждения возникновения и локализации групповых очагов гриппа и ОРВИ в эпидемическом сезоне 2010 - 2011 годов осуществлялся комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий: применялась практика приостановления учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; отмена массовых мероприятий (культурных и спортивных), внеплановые проверки по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в местах массового сосредоточения людей. Проводилась работа по информированию населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний гриппом и ОРВИ. Все эти мероприятия способствовали сдерживанию распространения гриппа и ОРВИ среди населения. Вместе с тем в ряде субъектов при превышении эпидемических порогов в возрастной группе 7 - 14 лет (от 23 % до 63 %) ограничительные мероприятия в школах не были введены (Курская, Тамбовская области, Республика Северная Осетия (Алания), Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.), что способствовало распространению заболеваемости и нарастанию интенсивности эпидемиологического процесса. В ряде субъектов Российской Федерации не на должном уровне осуществлялась разъяснительная работа с населением (Челябинская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская области, Приморский край, Республика Татарстан и др.), что приводило к снижению эффективности противоэпидемических мероприятий. Как и в период пандемии, в эпидемическом сезоне по гриппу и ОРВИ 2010 - 2011 годов отмечалось позднее обращение заболевших гриппом за медицинской помощью, что приводило к осложнению клинического течения заболевания (Нижегородская, Челябинская области и др.). При анализе проводимого мониторинга за циркуляцией вирусов гриппа и ОРВИ на территории России в эпидемическом сезоне 2010 - 2011 гг. также был выявлен ряд организационных недостатков, препятствующих получению объективной информации. Не было организовано обследование достаточной выборки больных (обследовалось еженедельно менее 10 больных) в Брянской, Калужской, Смоленской, Тверской областях, республиках Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия. Недостаточное число больных в рамках мониторинга обследовалось в г. Санкт-Петербурге, Новгородской, Псковской и Курганской областях. Периодически не представлялись данные исследований по Чеченской Республике, Республике Тыва, Чукотскому автономному округу. В ряде регионов неправильно проводилась выборка больных для проведения мониторинговых исследований - в число лабораторно подтвержденных случаев включались целенаправленно обследованные больные и контактные лица из эпидемических очагов или только стационарные больные с тяжелыми и среднетяжелыми формами клинического течения (Нижегородская, Томская области), что приводило к неправильной трактовке спектра циркулирующих на территории возбудителей. В некоторых лабораториях ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации отмечалось низкое качество исследований, обусловленное недостаточной квалификацией специалистов. По результатам 3-й национальной верификации ПЦР-диагностики гриппа А, проведенной в 2010 году, только 64,2 % (68 из 106) лабораторий регионального уровня (ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии") и противочумных учреждений получили адекватные результаты. Допустили от 2 до 4 и более ошибок специалисты Амурской, Ярославской, Ленинградской и Ростовской областей. Не полностью протестировали верификационную панель специалисты Свердловской области, Камчатского края, Республики Хакасия и Кабардино-Балкарской Республики. Остается не решенным вопрос организации проведения диагностических исследований по этиологической расшифровке заболеваний гриппом и ОРВИ на базе клинических лабораторий лечебно-профилактических организаций. В целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний гриппом и ОРВИ населения Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 27, ст. 2879) постановляю: 1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать: 1.1. Рассмотреть вопрос о ходе подготовки к эпидемическому подъему заболеваемости гриппом и ОРВИ, готовности лечебно-профилактических организаций к предстоящему эпидсезону, с оценкой имеющихся материальных ресурсов (запаса противовирусных препаратов, средств индивидуальной защиты и дезинфекционных средств, специальной медицинской аппаратуры, транспорта и других); при необходимости внести коррективы в региональные планы профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с этими инфекциями. 1.2. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан в организации и проведении в осенний период 2011 года мероприятий по реализации национального календаря профилактических прививок в части иммунизации против гриппа контингентов из групп риска - детей с 6 месяцев, учащихся 1 - 11 классов; студентов профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослых, работающих по отдельным профессиям и должностям (работников медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.); взрослых старше 60 лет, а также мероприятий по иммунизации больных хроническими болезнями и других контингентов, не предусмотренных в национальном календаре профилактических прививок. 1.3. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации контингентов, не входящих в национальный календарь профилактических прививок, а также противовирусных препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ. 1.4. Рассмотреть вопрос о готовности организаций независимо от их организационно-правовой формы по поддержанию в зимний период необходимого температурного режима в образовательных, социальных, лечебно-профилактических организациях, жилых домах, на транспорте и по созданию в указанный период надлежащих условий для работающих на открытом воздухе. 1.5. В целях оперативного анализа и корректировки осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий в ходе предстоящего эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ взять на контроль эпидемиологическую ситуацию по гриппу и ОРВИ и оценку эффективности проводимых противоэпидемических (профилактических) мероприятий в субъекте Российской Федерации. 1.6. С учетом эпидемиологической ситуации по гриппу и ОРВИ в регионе и прогноза ее развития, рассматривать вопросы о своевременном введении ограничительных мероприятий и о выделении дополнительных финансовых средств на закупку лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования для оснащения лечебно-профилактических организаций, дезинфекционных средств в соответствии с расчетной потребностью (на основании представлений руководителей управлений Роспотребнадзора совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования). 2. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовать: 2.1. Своевременно (до 01.10.2011) выделить финансовые средства на организацию и проведение вакцинации сотрудников против гриппа. 2.2. Организовать работу в зимних условиях с соблюдением необходимого температурного режима, обеспечить работающих на открытом воздухе помещениями для обогрева и приема пищи. 3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендовать: 3.1. Принять меры по обеспечению дошкольных и общеобразовательных учреждений медицинскими кадрами, необходимым оборудованием (термометрами, бактерицидными лампами, дезинфекционными средствами, средствами личной гигиены и индивидуальной защиты и др.). 3.2. Организовать поддержание оптимального теплового режима в образовательных учреждениях, проведение дезинфекции и режимов проветривания. 3.3. В случае выявления больных гриппом в дошкольных и общеобразовательных учреждениях проводить мероприятия в соответствии с главой VI санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа"*, а также с учетом заболеваемости гриппом и ОРВИ приостанавливать учебный процесс и ограничивать проведение массовых культурных, спортивных и других мероприятий. ______________ * Зарегистрированы Министерством юстиции РФ 20.05.2003, регистрационный № 4578; с изменением, внесенным регистрационным № 4738. 4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан: 4.1. В срок до 26.09.2011 пересмотреть и внести на утверждение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы подготовки и проведения мероприятий по гриппу и ОРВИ (региональные целевые программы по борьбе с гриппом), предусмотрев расчет потребности профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств, поэтапное перепрофилирование стационаров (в зависимости от уровня заболеваемости) и определение стационаров для госпитализации беременных в целях оказания специализированной медицинской помощи в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа", а также направить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по финансированию указанных мероприятий. 4.2. В срок до 15.10.2011 провести анализ готовности лечебно-профилактических организаций к подъему заболеваемости гриппом и ОРВИ, обратив особое внимание на перепрофилирование стационаров, развертывание гриппозных отделений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, наличие медикаментов и средств индивидуальной защиты персонала, дезинфекционных средств, выделение в лечебно-профилактических организациях, оказывающих помощь больным гриппом, дополнительного медицинского персонала. Результаты анализа при необходимости внести на рассмотрение руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4.3. В срок до 20.10.2011 рассмотреть вопрос и принять решение о проведении диагностических исследований по этиологической расшифровке заболеваний на базе клинических лабораторий лечебно-профилактических организаций в условиях эпидемического подъема гриппа (с учетом клинических данных и эпидемиологического анамнеза в соответствии с требованиями нормативных методических документов). 4.4. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ организовать мониторинг эпидситуации по гриппу и ОРВИ, обратив внимание на: - лабораторное обследование больных с тяжелым и нетипичным течением, необходимость раннего выявления необычных (тяжелых) случаев гриппа и ОРВИ, которые могут указывать на появление нового вируса; - рост заболеваемости среди уязвимых групп населения с высоким риском развития тяжелых заболеваний (дети, беременные, лица молодого возраста, пожилые хронические больные и другие); - необходимость осуществления регулярного анализа заболеваемости гриппом, ОРВИ и пневмониями в субъекте Российской Федерации для своевременного введения дополнительных противоэпидемических мер. 4.5. Обеспечить осуществление санитарно-просветительной работы среди населения о мерах индивидуальной и общественной профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью в случае появления признаков заболевания. 4.6. В случае ухудшения эпидемической обстановки на территории, своевременно инициировать рассмотрение ситуации руководителями исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации с целью организации межведомственного взаимодействия до стабилизации эпидемиологической ситуации. 5. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать: 5.1. В срок до 26.09.2011 подготовить программу и организовать систематическое обучение медицинского персонала, в том числе дополнительно привлекаемого, по вопросам профилактики, диагностики и лечения гриппа, включая грипп, вызванный вирусом A(H1N1)2009. 5.2. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в срок до 01.10.2011 организовать обучение персонала дошкольных и общеобразовательных учреждений мерам профилактики гриппа. 5.3. Организовать проведение в осенний период 2011 года иммунизации против гриппа контингентов групп риска, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок, а также содействовать иммунизации других контингентов, не предусмотренных национальным календарем профилактических прививок. 5.4. Обеспечить соблюдение надлежащих условий транспортирования и хранения гриппозных вакцин в лечебно-профилактических организациях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунологических препаратов"**. ______________ ** Зарегистрированы Министерством юстиции РФ 11.04.2003, регистрационный № 4410; с изменением, внесенным регистрационным № 11309. 5.5. Организовать подготовку лечебно-профилактических организаций к приему больных гриппом и ОРВИ в период сезонного подъема заболеваемости, предусмотрев создание необходимого резерва лечебных препаратов и дезинфекционных средств, необходимый объем коечного фонда, специальной медицинской аппаратуры, других материальных ресурсов, а также формирование прививочных бригад для иммунизации населения. 5.6. Определить порядок работы лечебно-профилактических учреждений в условиях подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, включая оказание первичной медицинской помощи на дому. Организовать в лечебно-профилактических организациях отдельный прием пациентов с признаками ОРВИ, гриппа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа". 5.7. Обеспечить организацию забора материала от больных гриппом и ОРВИ, в первую очередь - в организованных коллективах, а также у лиц с тяжелой клинической картиной в целях идентификации возбудителя методами быстрой лабораторной диагностики. 5.8. Принять меры по поддержанию неснижаемого запаса противовирусных препаратов и средств индивидуальной защиты в аптечной сети и стационарах. 6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить: 6.1. Своевременное обучение специалистов, проводящих исследование материала от больных инфекциями верхних и нижних дыхательных путей. 6.2. Систематический мониторинг и расшифровку этиологии заболеваний гриппом и ОРВИ, в первую очередь - в организованных коллективах, а также у лиц с тяжелой клинической картиной с применением методов быстрой лабораторной диагностики (методы иммунофлюоресценции и ПЦР). 6.3. Проведение лабораторных исследований патолого-анатомического материала в случае летальных исходов заболеваний, подозрительных на грипп (как прижизненно установленных, так и с предварительными посмертными диагнозами "грипп"). В случае положительных результатов на грипп, направлять материал (выделенный штамм возбудителя) в один из референс-центров по мониторингу за гриппом или инфекциями верхних и нижних дыхательных путей для проведения углубленных молекулярно-генетических исследований. 7. Директорам ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор", ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" Роспотребнадзора обеспечить: 7.1. Проведение углубленных молекулярно-диагностических исследований циркулирующих вирусов гриппа и биологического материала от больных гриппом. 7.2. Оказание практической и методической помощи органам и организациям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации. 8. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации: 8.1. Обеспечить контроль за организацией и проведением иммунизации населения против гриппа, надлежащими условиями транспортирования и хранения гриппозных вакцин в лечебно-профилактических организациях в соответствии с требованиями федерального законодательства. 8.2. Установить контроль за своевременностью проведения учета и анализа заболеваемости гриппом и ОРВИ, полноты лабораторных исследований, а также передачи данной информации установленным порядком. 8.3. Обеспечить надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения, образования, на объектах торговли, общественного транспорта, в гостиницах и других местах массового сосредоточения людей; осуществлять контроль за выполнением ограничительных мероприятий лечебно-профилактическими, образовательными учреждениями, предприятиями торговли, общественного питания, рынков и другими организациями. 8.4. О профилактических и противоэпидемических мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации в преддверии и в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2011 - 2012 гг., докладывать в Роспотребнадзор ежемесячно - к первому числу месяца, начиная с 01.10.2011, до стабилизации эпидситуации. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.
|