Разъяснения Федеральной службы по экологическому, 1. Норма, установленная пунктом 2 приложения № 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - Постановление № 440), не отменяет и не подменяет собой обязанность эксплуатирующей организации выполнять комплекс мероприятий, направленный на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, установленных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Решение о необходимости разработки дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, эксплуатирующая организация принимает самостоятельно, исходя из фактического состояния эксплуатируемых объектов. 2. Решение об эксплуатации применяемых технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности, руководитель (заместитель руководителя, руководитель обособленного подразделения) эксплуатирующей организации принимает, а также фиксирует факт его принятия, в соответствии с порядком, установленным в этой организации. Информирование Ростехнадзора или его территориального органа о принятом решении не требуется. Проверка наличия решения об эксплуатации применяемых технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности осуществляется при проведении проверочных мероприятий, связанных с государственным контролем (надзором) в области промышленной безопасности и предоставлении государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности. 3. Штрафные санкции за неисполнение в период с 6 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г. требований подпункта "л" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492, не применяются при условии соблюдения требований пункта 2 приложения № 5 к Постановлению № 440. Согласно данному пункту, решение об эксплуатации опасных производственных объектов без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) эксплуатирующей организации, либо руководителем ее обособленного структурного подразделения (филиала, представительства) - в случаях, если такие права предусмотрены положением о таком обособленном подразделении. Данное решение должно быть документально оформлено в форме, определяемой организацией самостоятельно. 4. С 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. допускается проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников эксплуатирующих организаций. Данная норма отнесена к исполнению требований по осмотру технических устройств, зданий и сооружений экспертами. Пункт 3 приложения № 5 к Постановлению № 440 не применяется к проведению технического диагностирования технических устройств и обследования зданий и сооружений. На подготовительном этапе к проведению экспертизы промышленной безопасности экспертной организации целесообразно определить перечень необходимых документов и информации (фото-, видеоматериалы), необходимых для проведения экспертизы, согласовать с заказчиком работ формы и форматы их представления, выявить обстоятельства, препятствующие заказчику направить экспертной организации необходимые документы и информацию с использованием средств электронного взаимодействия, проработать меры по предоставлению заказчику возможности направить копии документов и информацию, необходимые для проведения экспертизы, иным способом, обеспечивающим бесконтактную доставку. 5. При проведении исследований, связанных с необходимостью визуального и измерительного контроля, такие исследования проводятся с учетом принятых ограничительных и иных мер, направленных на защиту населения в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), принятыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется проведение таких работ. 6. При проведении экспертизы с использованием средств дистанционного взаимодействия должны быть соблюдены все требования, установленные законодательством Российской Федерации. 7. Дифференциация сроков проведения экспертизы промышленной безопасности для разных объектов не предусмотрена. Вместе с тем обращаем внимание, что Постановление № 440 не устанавливает запретов на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в период действия мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией. 8. Постановлением № 440 установлены особенности регулирования деятельности в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в период с 3 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г., а именно определено, что имеющиеся аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - аттестация) продлеваются и считаются действующими до 1 октября 2020 г. Также до 31 декабря 2020 г. увеличен срок проведения первичной аттестации, исчисляемый со дня назначения на должность, с одного до трех месяцев. Предоставление государственных услуг по проведению аттестации по вопросам промышленной безопасности, аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики возобновлено с 13.04.2020 с учетом нерабочих дней, установленных Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294. Процедура проведения аттестации, в том числе с использованием Единого портала тестирования, в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики определена Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365 (далее - Положение № 1365), и остается неизменной. 9. Действие аттестаций, срок которых истек до вступления в силу Постановления № 440, не продляется. 10. Аттестация, проведенная с нарушением требований Положения № 1365, действительной не признается. 11. В соответствии с пунктом 4 приложения № 6 к Постановлению № 440 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. № 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году") в 2020 году допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения и (или) обновления сведений в Российском регистре гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Специальное продление действия разрешений не требуется. Вместе с тем организация вправе разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и получить разрешение на его эксплуатацию по собственной инициативе. 12. Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в период с 6 апреля 2020 г. до 1 октября 2020 г. не проводится. Отсутствие проверки знаний в этот период не будет являться нарушением обязательных требований. 13. Продление действия разрешений и лицензий, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15.03.2020 по 31.12.2020, применяется исключительно в отношении разрешений и лицензий, указанных в приложении № 1 к Постановлению № 440.
|