Письмо Министерства сельского хозяйства РФ В Комитете по аграрным вопросам Государственной Думы Российской Федерации совместно с Минсельхозом России, руководителями органов управления АПК Российской Федерации, и руководителями сельскохозяйственных предприятий 18 апреля 2017 г. проведен "круглый стол" на тему: "Актуальные вопросы развития садоводства и питомниководства в Российской Федерации". Одним из вопросов, поднятых в процессе обсуждения, стал вопрос привлечения иностранной рабочей силы в садоводстве. Российская Федерация активно вовлечена в процесс международной миграции населения. Обеспечение сельскохозяйственного производства квалифицированной рабочей силой и повышение в нём роли человеческого фактора могут стать одним из важнейших условий решения проблемы увеличения производства продуктов сельского хозяйства. В целях оказания квалифицированной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в вопросе привлечения иностранной рабочей силы Депрастениеводство направило запрос в Главное управление по вопросам миграции МВД России и информирует в соответствии с представленным ответом. Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Согласно статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ, работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в случае, если он достиг возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента на осуществление трудовой деятельности у юридического либо физического лица, заключившего с таким иностранным гражданином соответствующий трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента, установлены статьей 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ. Так, согласно положениям вышеуказанной статьи патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Вместе с тем, согласно положениям пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. Для осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации данный иностранный гражданин обязан обратиться за получением патента в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно, с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации, устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу (далее - квоты), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 800. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Одновременно для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию на основании визы, требуется оформление разрешения на работу, а также приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Порядок оформления и выдачи работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589. Патент оформляется и выдается иностранным гражданам в соответствии с нормами Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, утвержденного приказом ФМС России от 15 января 2015 г. № 5. На территории Российской Федерации действуют нормы Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., согласно которым, граждане Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Киргизской Республики имеют право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без получения разрешительных документов, предусмотренных Федеральном законом № 115-ФЗ, на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного между работодателем или заказчиком работ (услуг) и иностранным гражданином.
|