Союз Дизайнеров России РАСЦЕНКИ
Союз Дизайнеров России
Москва 2010 1. Общие положения1.1. Настоящие нормативы вводятся в системе Союза Дизайнеров России с 01.03.2010 взамен ранее действующих «Рекомендаций по определению величины авторского гонорара на выполнение дизайнерских работ» (Москва: Союз Дизайнеров России, 2002) 1.2. Нормативы предназначены для членов Союза Дизайнеров России, практикующих как индивидуально, так и в составе творческих коллективов, мастерских и студий, в состав которых входят члены Союза Дизайнеров России, предприятий и фирм, являющихся коллективными членами Союза Дизайнеров России. 1.3. Настоящий документ разработан на основе «Закона Российской Федерации об авторском праве и смежных правах», «Патентного закона Российской Федерации», «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» с учетом ранее существовавших нормативных документов по оплате труда в сфере дизайна и складывающихся рыночных взаимоотношений. 1.4. Настоящий документ должен использоваться при заключении договоров с государственными предприятиями и организациями, коммерческими фирмами и частными лицами. Цель его использования - облегчить взаимоотношения исполнителя (автора) с заказчиком и защитить права автора произведения дизайна. 1.5. Настоящий документ устанавливает минимальный уровень стоимости дизайнерских работ и услуг и не служит препятствием при согласии сторон для их увеличения. Увеличение размера ставок авторского вознаграждения может происходить также в зависимости от конъюктуры, сокращения сроков выполнения работ, высокого рейтинга автора. 1.6. Авторский гонорар, в соответствии со статьями 7 и 33 «Закона об авторском праве», является вознаграждением за создание произведения дизайна, и выплачивается заказчиком исполнителю независимо от последующего вознаграждения за его использование. 1.7. В размер гонорара не входят производственные затраты и вспомогательные работы, связанные с проектированием, например: приобретение материалов и их транспортировка, командировочные расходы, изготовление демонстрационных макетов, моделей, экспериментальных образцов, изготовление или приобретение необходимого оборудования, патентные работы, фотоработы, компьютерное моделирование и т.п. Их стоимость, порядок оплаты определяется отдельными статьями договора подряда. 1.8. Размеры авторского гонорара в настоящем документе представлены в виде шкалы. На ее предельные величины влияют следующие факторы: - профессиональный уровень исполнителя, его рейтинг и опыт работы в данной области дизайна; - требования к степени новизны, оригинальности и трудоемкости проекта в сравнении с аналогами; - предлагаемое использование проекта на местном, региональном, государственном или международном уровне; - необходимое количество разрабатываемых вариантов проектируемого объекта, объем и сроки выполнения проекта. 1.9. При заключении договора перед началом работы исполнителю выплачивается аванс в размере не менее 50 % от суммы авторского гонорара, предусмотренного договором подряда. Работа, прекращенная по причине, не зависящей от исполнителя, подлежит оплате в размере фактических затрат автора, но не менее 50 % суммы договора. 1.10. Размеры авторского вознаграждения приведены в российских рублях на 2010 год. При сметных расчетах вводится повышающий коэффициент с учетом текущей инфляции, который определяется ежегодно Президиумом Совета Председателей Союза Дизайнеров России. 1.11. Ставки авторского вознаграждения применяются как при заключении договоров купли-продажи готовых произведений дизайна, так и при создании таковых по заказам организаций и частных лиц. 1.12. При создании произведений дизайна автор (соавторы) вправе привлекать для выполнения различного рода работ соответствующих специалистов, порядок оплаты выполняемых ими работ определяется в договоре, заключенном с автором (его представителем) или с заказчиком (по согласованию с автором). В случае, когда в создании произведения дизайна участвуют более одного автора, авторское вознаграждение определяется за произведение в целом в рамках настоящих Рекомендаций. Распределение авторского вознаграждения между авторами производится по их взаимной договоренности и отражается в договоре, либо определяется отдельным договором между авторами коллектива. 1.13. Созданные автором в процессе творческой работы эскизы, этюды, модели и др. подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором. Автору принадлежат авторские права на данные объекты, если иное не предусмотрено договором. В случае передачи эталона Произведения для воспроизведения, авторские права собственности на него не передаются, если иное не предусмотрено договором. При определении общей сметной стоимости дизайн-проекта к приведенному в авторских рекомендациях авторскому вознаграждению добавляются накладные расходы (гос. налоги, сборы и отчисления, стоимость материалов, командировочные расходы и пр.). 2. Состав и этапность дизайн-проекта2.1. Дизайн-проект является одним из основных видов профессиональной деятельности дизайнера, в котором он в графической (объемной) форме, в текстовых пояснениях выражает свой художественный и инженерно-технический замысел. Дизайн-проект служит средством демонстрации дизайнерского решения заказчику, а также является основой для дальнейшей работы над проектируемым объектом смежных специалистов на последующей стадии рабочей документации. 2.2. Дизайн-проект может быть выполнен дизайнером инициативно на свой риск и стать его интеллектуальной собственностью. Его дальнейшая передача в производство может быть осуществлена на основе договоров купли-продажи интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством. Дизайн-проект может быть выполнен на основе заказа в рамках договора между Исполнителем и Заказчиком. Договор на выполнение дизайн-проекта определяет назначение объекта проектирования, конкретный состав проекта, график выполнения проектных работ, наименование этапов и их содержание и стоимость дизайн-проекта в целом, а также порядок выплаты вознаграждения за проделанную дизайнером работу. 2.3. Неотъемлемой частью договора является техническое задание на проектирование, устанавливающее требования, предъявляемые к проектируемому объекту (функциональные, конструктивные, технологические, художественно-стилистические, стоимостные и др.). Техническое задание разрабатывается заказчиком или по его поручению исполнителем с последующим согласованием с заказчиком. В том случае, если техническое задание разрабатывается исполнителем, эта работа оплачивается заказчиком дополнительно в размере 5 % от общей величины вознаграждения за дизайн-проект. 2.4. Авторский надзор за изготовлением рабочих чертежей и подготовкой производства к выпуску опытной серии изделия оплачивается дополнительно в размере - до 20 % от суммы авторского гонорара за дизайн-проект. 2.5. Настоящий документ представляет процесс дизайнерского проектирования поэтапно, что позволяет заказчику заключать договор как на весь дизайн-проект, так и на отдельные его этапы. Их число зависит от сложности объекта проектирования и его престижности. Ниже приводится общая схема выделения этапов в работе над дизайн-проектом, далее в расценках при рассмотрении конкретных объектов дизайнерского проектирования будут даваться рекомендации по проектным этапам. В зависимости от особенностей решаемых проектных задач их число может быть увеличено относительно рекомендуемого, или, напротив, сокращено. 1 ЭТАП - предпроектные исследования включают в себя следующие виды работ: - ознакомление с техническими требованиями и разработка технического задания на проектирование; - изучение технологических показателей, конструктивных, композиционных и пр. особенностей объекта проектирования; - получение и сбор необходимых материалов и документов в т.ч. архивных; - натурные обследования ситуации (фотофиксация, зарисовки, хронометраж, самотографические исследования, анкетный опрос и др.); - изучение отечественного и зарубежного опыта в проектируемой области, включая существующие аналоги. Трудоемкость этапа составляет 10 - 15 % дизайн-проекта в целом 2 ЭТАП - концептуальное решение (форэскиз) включает следующие работы: -разработка общих принципов (принципиальных моделей, компоновочных или композиционных схем) функциональной и композиционной организации проектируемого объекта; - разработка общих принципов художественно-пластического формообразования проектируемого объекта, его цветографического и объемного решения; - техническое обоснование проектируемого изделия: разработка эргономических, конструктивно-технологических, экономических и др. параметров; - эскизные графические и объемные решения вариантов, видовые кадры, схемы, иллюстрирующие основные функциональные, художественно-стилистические и технические принципы формообразования. Трудоемкость этапа составляет 30 - 35 % дизайн-проекта в целом. 3 ЭТАП - эскизный дизайн-проект (эскизирование), предусматривающий следующие виды работ: - художественно-композиционная проработка формы проектируемого объекта, объемно-пространственного и цвето-фактурного решений; - проработка технических вопросов: эргономическое обоснование объемного решения, обоснование общей конструктивной схемы, выбор защитно-декоративных материалов и технологий отделки и др.; - сравнительный анализ вариантов и выбор основного варианта объемного, цвето-фактурного и эргономического решения. Трудоемкость этапа составляет 25 - 30 % дизайн-проекта в целом. 4 ЭТАП - технический дизайн-проект (детализация эскиза), который предусматривает окончательную и детальную проработку принятого варианта дизайнерского решения, включая: - выполнение детального эскиза проектируемого объекта в цвете; - составление эргономической схемы; - составление карты цвето-фактурного решения; - составление пояснительной записки. Трудоемкость этапа составляет 25 - 30 % дизайн-проекта в целом. Дизайн-проект (его отдельные стадии) выполняются и передаются заказчику в 1 экземпляре, если иное не предусмотрено договором, на бумаге, картоне, планшетах и других твердых носителях, выполненный в ручной или компьютерной графике в соответствии с существующим ГОСТ. По договоренности сторон дизайн-проект может представляться на электронных носителях либо ином виде. 3. ВИДЫ ДИЗАЙНЕРСКИХ РАБОТ3.1. ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН3.1.1. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯТОВАРЫ, СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА, МЕБЕЛЬ И ИНТЕРЬЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГРУППЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ Группа А - Средства производства: промышленные станки и оборудование, подъемно-транспортные средства, профессиональная компьютерная и мультимедийная техника, офисная мебель и оборудование. Группа Б - Товары массового потребления: бытовая электротехника, бытовая компьютерная и мультимедийная техника, личные транспортные средства, бытовое мебельное оборудование. КАТЕГОРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ I категория - изделия простой конструкции и формы с минимальным числом элементов. Группа А. Несложное технологическое оборудование, простые подъемно-транспортные средства, несложная офисное мебельное оборудование и т. п. Группа Б. Упаковка, посуда и домашняя утварь, слесарно-монтажный инструмент, садовый инвентарь, механическое оборудование для обработки продуктов питания и т.п. II категория - изделия простой конструкции и формы с небольшим числом элементов. Группа А. Простые станки, сварочное оборудование, медицинский инструментарий, несложная канцелярская техника, офисное интерьерное оборудование и мебель и т.п. Группа Б. Электроосветительная и электроустановочная арматура и техника, спортивный инвентарь и т.п. III категория - изделия, имеющие конструкцию и форму средней сложности. Группа А. Средства подземного транспорта, станки, сложный профессиональный электроинструмент, медицинская техника и т.п. Группа Б. Электробытовая техника, мускульные и комбинированные средства транспорта, комбинированная мебель, бытовое мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты и т.п. IV категория - изделия сложной конструкции и формы. Группа А. Сложные станки, профессиональная компьютерная и мультимедийная техника, горные машины, дорожные машины, тракторы, городской транспорт, энергетическое оборудование, сложная компьютеризированная медицинская техника и т.п. Группа Б. Компьютеризированная электробытовая техника, автомобили, мотоциклы, стиральные машины и т.п. V категория - дизайн-программы, наиболее сложные по конструкции и форме промышленные изделия и комплексы изделий. Группа А. Самолеты, автомобили, суда, пассажирские вагоны, комплексы машин и агрегатов. Группа Б. Концептуальные разработки ассортимента новой продукции массового потребления. КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ДИЗАЙН-РАЗРАБОТКИ 1 категория - модернизация промышленного изделия, совершенствование его потребительских свойств в части композиционного и цветового решения, а также конструкционно-отделочных материалов, без изменения карты технического уровня. 2 категория - модернизация промышленного изделия, совершенствование его потребительских свойств с внесением изменений в карту технического уровня. 3 категория - разработка промышленного изделия с качественной новой функцией потребления или иной комбинацией известных функций на базе принципиально нового конструктивного решения. 4 категория - разработка параметрического, базового ряда промышленных изделий, унифицированной серии изделий. ТАБЛИЦА 3.1.1. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Окончательная стоимость проекта должна равняться стоимости, определяемой по таблице 3.1.1, умноженной на коэффициент отличий существенных признаков К, определяемый по таблице 3.1.1а. ТАБЛИЦА 3.1.1а. КОЭФФИЦИЕНТ ОТЛИЧИЙ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ (К)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА Для дизайн-проектов 3-ей и 4-ой категорий сложности - 6 1. Предпроектные исследования - 10 % (от общего размера авторского гонорара). 2. Разработка проектной концепции - 15 %. 3. Дизайн-предложение (разработка вариантов решения) - 20 %. 4. Эскизный дизайн-проект - 35 %. 5. Технический дизайн-проект - 20 %. 6. Авторский надзор за внедрением - дополнительно 20 % (от общего размера авторского гонорара). Для дизайн-проектов 1-ой и 2-ой категорий сложности - 4 1. Дизайн-предложение (разработка вариантов решения) - 30 %. 2. Эскизный дизайн-проект - 50 %. 3. Технический дизайн-проект - 20 %. 4. Авторский надзор за внедрением - дополнительно 20 % (от общего размера авторского гонорара). ТАБЛИЦА 3.1.2. МЕБЕЛЬ И ОБОРУДОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА Для многопредметных гарнитуров - 4 - 5 1. Предпроектные исследования - 15 %. 2. Концепция - 35 %. 3. Эскиз - 25 %. 4. Технический дизайн-проект - 25 %. Для единичных изделий - 2 - 3 1. Предпроектные исследования -15 %. 2. Эскиз-50 %. 3. Технический дизайн-проект - 35 %. ТАБЛИЦА 3.1.3. УЛИЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 2 1. Эскизным проект - 55 %. 2. Технический дизайн-проект- 45 %. ТАБЛИЦА 3.1.4. ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГАЛАНТЕРЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 3 1. Концепция - 40 %. 2. Эскизный проект - 30 %. 3. Моделирование - 30 %. Авторский надзор за подготовкой серийного выпуска изделия, а также поиск предприятия-изготовителя оплачивается заказчиком до 40 % от величины авторского гонорара за дизайн-проект.
Примечание: в таблице 3.1.5 приведены размеры авторского гонорара за разработку единицы тканого или трикотажного образца материала 3.2. ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ3.2.1. Интерьеры 1. Административные помещения: кабинеты руководителей, приемные, залы переговоров, рабочие комнаты. 2. Жилые помещения: квартиры в многоквартирных домах, дома, коттеджи и т.п.. 3. Общественные помещения: вестибюли, холлы, залы совещаний, демонстрационные залы, рестораны, кафе, спортивные и лечебно-оздоровительные учреждения, рекреационные залы, зрелищные сооружения, буфеты, торговые залы и т.п.. 4. Производственные помещения: цеха предприятий, конструкторские и учебные залы, лаборатории, вычислительные центры, медучреждения, склады, кухни и т.п.. 5. Производственно-бытовые помещения: гардеробные, душевые, умывальные, уборные, комнаты реабилитации, приема пищи, курения и т.п.. 6. Вспомогательные помещения: коридоры, лестничные клетки, венткамеры, кубовые, подсобно-хозяйственные и т.п.. ТАБЛИЦА 3.2.1. ИНТЕРЬЕРЫ
Стоимость дизайн-проекта определяется произведением площади входящих в разработку типов помещений на стоимость разработки 1 кв. м. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 3 1. Форпроект - 45 %. 2. Технологический дизайн-проект - 55 %. 3. Авторский надзор за внедрением - дополнительно 20 % (от общего размера авторского гонорара). 3.2.2. Эксподизайн Выставки, ярмарки, праздники, музейные экспозиции ТАБЛИЦА 3.2.2. ЭКСПО-ДИЗАЙН, ВЫСТАВКИ, ЯРМАРКИ, ПРАЗДНИКИ, МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 2 1. Концепция - 70 %. 2. Эскизный проект - 30 %. Разработка мебели и оборудования оценивается дополнительно по табл. 1.2. Несложные работы (П.3-4) могут выполняться в один этап. 3.2.3. Дизайн городской среды и ландшафтный дизайн ТАБЛИЦА 3.2.3. ОБЪЕКТЫ ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
ТАБЛИЦА 3.2.3а. ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 5 1. Предпроектное исследование - 25 %. 2. Концепция (форпроект) - 25 %. 3. Эскизный дизайн-проект - 25 %. 4. Технический дизайн-проект - 25 %. 5. Авторский надзор за внедрением - дополнительно 20 % (от общего размера авторского гонорара). 3.2.4. Колористика 1. Колористическое решение архитектурных ансамблей: цветовое решение крупных архитектурных, ландшафтных и монументальных ансамблей федерального значения. 2. Колористическое решение крупных архитектурных объектов со сложной пластикой: крупные архитектурные сооружения со сложной объемной композицией и пластикой фасадов. 3. Колористическое решение небольших архитектурных объектов: небольшие архитектурные сооружения со сложной пространственной композицией фасадов, крупные архитектурные объемы с простыми геометрическими формами. 4. Колористическое решение монументальных форм: отдельно стоящие монументальные и декоративные формы, небольшие архитектурные сооружения, отдельные фасады с простыми геометрическими формами. ТАБЛИЦА 3.2.4. КОЛОРИСТИКА
3.2.5. Художественная подсветка 1. Художественное освещение архитектурных ансамблей, светодинамичные комплексы: художественное освещение крупных архитектурных, ландшафтных и монументальных ансамблей федерального значения; свето-динамические спектакли. 2. Художественное освещение крупных архитектурных объектов со сложной пластикой: крупные архитектурные сооружения со сложной объемной композицией и пластикой фасадов. 3. Художественное освещение небольших архитектурных объектов: небольшие архитектурные сооружения со сложной пространственной композицией фасадов, крупные архитектурные объемы с простыми геометрическими формами. 4. Художественное освещение монументальных форм: отдельно стоящие монументальные и декоративные формы, небольшие архитектурные сооружения, отдельные фасады с простыми геометрическими формами. ТАБЛИЦА 3.2.5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОДСВЕТКА
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 2 1. Форэскиз - 55 %. 2. Эскизный проект - 45 %. Для архитектурных ансамблей (п. 1) - 3 1. Концепция - 40 %. 2. Эскизный проект - 30 %. 3. Технический дизайн-проект - 30 %. 3.2.6. Архитектурные объекты, их фрагменты и детали 1. Проекты комплексного архитектурно-художественного решения архитектурного объекта (жилой дом, общественное здание, небольшой промобъект и т.п.), включая эскизную проработку планов, фасадов, разрезов здания, вопросов художественно-стилистического и цвето-фактурного решения его фасадов, интерьеров и окружающей среды, размещения объектов монументального искусства, стилеобразования элементов городского дизайна. 2. Архитектурно-художественное решение фрагмента архитектурного объекта (входной узел, пристрой, отдельный фасад и т.п.) включая эскизную проработку планов, фасадов, разрезов проектируемых пристроев и др. фрагментов здания, решение вопросов их художественно-стилистической и цвето-фактурной увязки с основным объектом. 3. Архитектурно-художественное решение деталей архитектурного объекта (входной козырек, маркизы, вывеска, суперграфика и т.д.) включая эскизную проработку проектируемых деталей, решение вопросов их художественно-стилистической и цвето-фактурной увязки с основным объектом. ТАБЛИЦА 3.2.6. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ИХ ФРАГМЕНТЫ И ДЕТАЛИ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА для архитектурного объекта - 2 - 3 1. предпроектные исследования - 20 % 2. концепция - 30 % 3. эскиз - 50 %; для его фрагмента и деталей - 2 1. предпроектные исследования - 30 % 2. эскиз - 70 % 3.3. ГРАФИКА, УПАКОВКА И ВЕБ-ДИЗАЙН1. Основные элементы фирменного стиля: товарный знак, эмблема, логотип, фирменный блок (товарный знак, логотип, реквизиты), фирменный шрифт, фирменная цветовая гамма. 2. Деловая документация: бланк письма, приказ, протокол, распоряжение, пресс-релиз, конверт почтовый, визитная карточка, папка, удостоверение, печать и т.п. 3. Рекламная продукция: обложка или полоса каталога, проспекта, листовка, плакат, полоса настенного или настольного календаря, диплом, свидетельство, наружные рекламные щиты, газосветная реклама, концепция начального и финального кадра видео или слайд-фильма, конверт для пластинки или компакт-диска и т.п. 4. Информационная продукция: открытки поздравительные, пригласительный билет, вывеска, этикетка для продукции пищевой промышленности, вымпел, флаг, банковский билет, акция и т.п. 5. Сопроводительная документация: паспорт, инструкция, товарный ярлык, этикетка упаковочная, бумага упаковочная, лента самоклеющая и т.п. 6. Элементы визуальной коммуникации: наружные щиты, указатели (наружные, поэтажные, дверные), пиктограммы и т.п. 7. Транспортная реклама: цвето-графическое оформление транспортных средств, реклама фирм на общественном транспорте, реклама на спортивных объектах, воздушных шарах и т.п. ТАБЛИЦА 3.3.1. ГРАФИКА И УПАКОВКА
Примечание: в таблице 3.3.1. приведены размеры авторского гонорара за разработку единицы графической продукции РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 2 1. Форпроект - 45 % 2. Технический дизайн-проект - 55 % WEB-дизайн, телевизионная графика Раздел web-дизайна включает разработку базовых элементов сайта, элементов его графического оформления. Гонорар не включает стоимость услуг по программированию. Раздел телевизионной графики включает оформление телеканала (входная заставка, анонсы, перебивка под рекламу, рубрика, закрытие канала, метка канала, промоушн-ролик) и телерекламу (электронные титры, визуальные эффекты, 3D- и спецэффекты). ТАБЛИЦА 3.3.2. WEB-ДИЗАЙН, ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ГРАФИКА
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 2 1. Эскизный дизайн-проект - 30 %. 2. Технический дизайн-проект - 70 %. 3.4. КОМПЛЕКСНЫЕ ДИЗАЙН-ПРОГРАММЫ1. Проекты комплексного архитектурно-художественного оформления крупных градостроительных ансамблей (город, жилой район, зоопарк и т.п.), включая проработку вопросов колористического оформление среды, размещения объектов монументального искусства, стилеобразования элементов городского дизайна. 2. Проекты комплексного архитектурно-художественного оформления городских ансамблей (улица, площадь, рынок и т.п.), включая проработку вопросов колористического оформления среды, размещения объектов монументального искусства, стилеобразования элементов городского дизайна. 3. Комплексное обследование крупного средового объекта, включая архитектурно-художественные, историко-стилевые аспекты (исторически ценная городская среда - улица, площадь, парк, рынок, жилое образование и т.д.). ТАБЛИЦА 4.5. КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА - 2 - 3 1. Предпроектные исследования - 55 %. 2. Концепция - 45 %. 4. КОНСУЛЬТАЦИИ, ЛЕКЦИИ, РЕЦЕНЗИИ, ЭКСПЕРТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРаздел определяет величину гонорара за проведение лекций и мастер-классов по современным проблемам дизайна, консультаций, составление рецензий, экспертных заключений по всем видам дизайнерских работ, а также проведение комплексных экспертных исследований, научных изысканий в области архитектурно-художественной и дизайнерской деятельности. Консультации и экспертные оценки осуществляются опытными специалистами, членами профессиональных дизайнерских союзов России. Результатом консультации или экспертизы может быть графическая или текстовая рекомендация или оценка. По результатам консультаций или экспертной оценки может быть проведено руководство по реализации ее в натуре. Комплексные экспертные исследования крупных объектов промышленного дизайна с привлечением специалистов из смежных областей (художников, архитекторов, искусствоведов, эргономистов, конструкторов и т.д.) ТАБЛИЦА 4.1. ЭКСПЕРТИЗА, РЕЦЕНЗИИ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ЛЕКЦИИ, РЕЦЕНЗИИ
Сроки проведения экспертизы - один месяц со дня представления заказчиком всех необходимых материалов. За срочность вводится коэффициент срочности 1,2 - 1,5 (в зависимости от сокращения сроков). При проведении работы специалистами, профессионально занимающимися экспертизой в течении 20 и более лет, вводится повышающий коэффициент к базовой стоимости экспертизы в размере 1,5. В случае при одновременном проведении экспертизы нескольких образцов текст-анализа повторяется от варианта к варианту, на стоимость каждого из них сверх одного вводится коэффициент в размере 0,8 - 0,5 (в зависимости от объема повтора). Для постоянных заказчиков, регулярно обращающихся за проведением экспертизы, вводятся специальные понижающие коэффициенты стоимости 0,8 - 0,9. БИБЛИОГРАФИЯ1. Закон Российской Федерации об авторской праве и смежных правах. Июль, 1993 г. 2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Сентябрь, 1992 г. 3. Патентный закон Российской Федерации. Ноябрь, 1992 г. 3517-1 4. Нормативы трудовых затрат на проведение предпроектных исследований и разработку дизайн-советов промышленных изделий производственно-технического, культурно-бытового и хозяйственного назначения. - ВНИИТЭ, 1987 г. 5. Рекомендации по оплате труда творческих работников в сфере изобразительного искусства и проектной деятельности. - Союз художников СССР, 1990 г. 6. Рекомендации по определению размера авторского гонорара за художественно-графические проекты и создание оригиналов для печати. - Санкт-Петербургский союз дизайнеров, 1993 г. 7. Рекомендации по установлению размеров вознаграждения за создание произведений художественного конструирования. - Художественный фонд СССР, 1989 г. 8. Правила определения размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования сценариев произведений (Правительство Москвы). - M, 2001 9. Гражданский Кодекс Российской Федерации Приложение 1РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПО ВИДАМ РАБОТ ИЗДЕЛИЯКрупные системные объекты 1. Руководитель темы 2. Ведущий дизайнер 3. Разработчик объемно-пространственного решения 4. Разработчик цвето-графического решения 5. Конструктор, технолог 6. Эргономист, патентовед Единичные технически сложные изделия 1. Ведущий дизайнер 2. Разработчик объемно-пространственного решения 3. Разработчик цвето-графического решения 4. Конструктор, технолог, эргономист, патентовед Единичные технически простые изделия 1. Ведущий дизайнер, эргономист, технолог, конструктор, патентовед 2. Разработчик объемно-пространственного решения Комплексная экспертная оценка объекта индустриального дизайна (средового комплекса) 1. (Научный) руководитель 2. Ответственный исполнитель 3. Смежные специалисты (в зависимости от характера объекта - эргономисты, искусствоведы, историки, инженеры-конструкторы, архитекторы и т.д.) Одежда, обувь 1. Художник-модельер 2. Конструктор, технолог 3. Лаборант (швея) Текстиль 1. Художник-технолог 2. Технолог тканей, химик-отделочник 3. Художник-оформитель, колорист 4. Художкик-дессанатор ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ 1. Руководитель темы 2. Ведущий дизайнер 3. Разработчик объемно-пространственного решения 4. Разработчик цвето-графического решения 5. Конструктор, технолог, архитектор, эргономист 6. Макетчик ГРАФИКА 1. Художник-график 2. Оператор компьютера, фотограф, патентовед Приложение 2Дорогие авторы! Союз Дизайнеров России заключил договор с Российским авторским обществом КОПИРУС для того, чтобы обеспечить соблюдение и сохранность Ваших прав при копировании Ваших произведений. К сожалению, мы не можем защитить права каждого автора индивидуально, но мы создаем условия для обеспечения Ваших авторских прав В случае, если любое лицо (физическое или юридическое) копирует Ваши произведения на ксероксе, принтере или иным образом воспроизводит их путем копирования, Вы в соответствии с законодательством об авторском праве должны получать авторские отчисления. Подобные отчисления невозможно собирать индивидуально в отношении каждого автора, поэтому существуют авторские общества, которые осуществляют сборы на коллективной основе. В России таким обществом является Российское авторское общество КОПИРУС, признанное и в нашей стране и за рубежом. Собранное таким образом вознаграждение будет распределяться и выплачиваться Российским авторским обществом КОПИРУС ежегодно и непосредственно авторам при участии и под контролем Союза. Для того чтобы Вам распределялись и выплачивались авторские отчисления необходимо заключить договор-поручение с Союзом и заполнить сведения о творческой деятельности. Приложение 3ДОГОВОР
Приложение 4ДОВЕРЕННОСТЬ
Приложение 5
Приложение 6ЗАКОН «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечения) Статья 5. Сфера действия авторского права. 1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется: - на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; - на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; - на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 6. Объект авторского права. Общие положения. 1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, также способа его выражения. Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. 2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось. Статья 31. Условия авторского договора. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Статья 32. Форма авторского договора. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Примечание: Аналогичные нормы действуют на территории других развитых стран, подписавших Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведении. Приложение 7МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЧЕСТИ ДИЗАЙНЕРА ОБРАЗЦОВЫЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ Цель кодекса: формирование основных принципов международных этических норм в дизайнерской практике, принятых всеми организациями - членами ICSID; Дефиниции: Согласно КОДЕКСА слово «дизайнер» 1. применимо к специалистам (дизайнерам, архитекторам, проектировщикам) занимающимися: - графикой и визуальной информацией; - дизайном товаров и средств производства; - проектированием интерьеров; 2. обозначает человека, занимающегося дизайном по собственной инициативе или по трудовому соглашению; а также группу дизайнеров, работающих в фирме или объединившихся на иных основах. Обязанности обществ и объединений: Организации-члены ICSID требуют, чтобы входящие в их состав организации признали, что они и их отдельные члены, работая за рубежом, соблюдали основной кодекс и традиции данной страны. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ: 1. Дизайнер принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества. 2. Дизайнер обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересах экологии и защиты среды. 3. Дизайнер должен высоко держать честь и достоинство своей профессии. 4. Дизайнер не имеет права сознательно допускать ситуацию, в которой его личные интересы приходят в противоречие с его профессиональным долгом. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ДРУГИМИ ДИЗАЙНЕРАМИ: 1. Дизайнер не должен прямо или косвенно пытаться отстранить от работы другого дизайнера, а также с целью конкуренции уменьшать размер гонорара или прибегать к другим нечестным приемам. 2. Дизайнер не должен умышленно приступать к выполнению профессиональной задачи, над которой работает другой дизайнер, не информируя его об этом. 3. Дизайнер должен быть справедливым в критике, он не имеет права очернять ни работу, ни репутацию своего коллеги - дизайнера. 4. Дизайнер но имеет права следовать указаниям клиента, если это ведет к созданию плагиата, а также сознательно создавать плагиат. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА: 1. Дизайнер не имеет права выполнять работу, предложенную клиентом, не получая за это соответствующий гонорар: Дизайнер имеет право выполнять работу бесплатно или за сниженную оплату для благотворительных или общественных организаций. 2. До оформления заказа дизайнер должен точно и подробно объяснить клиенту расчет общего вознаграждения. 3. Дизайнер, который финансово связан с компанией, фирмой или предприятием, имеющими возможность получить прибыль, используя его советы, должен заранее информировать об этом клиента или работодателя. 4. Дизайнер, у которого просили совет по приему на работу другого дизайнера, не имеет права получать от него за это вознаграждение. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД КЛИЕНТОМ: 1. Дизайнер должен работать в интересах клиента в рамках своего профессионального долга. 2. Дизайнер не имеет права одновременно выполнять задачи, конкурирующие между собой, не информируя об этом заинтересованных клиентов или работодателей. Исключения - отдельные случаи, в которых традиционно принято, что дизайнер одновременно работает на конкурентов. 3. Дизайнер должен конфиденциально относиться ко всем замыслам своего клиента, к организации и методам производства на предприятии. Дизайнер не должен разглашать такую информацию без согласия клиента. Дизайнер отвечает и за то, чтобы так поступал руководимый им коллектив. КОНКУРСЫ: Дизайнер не должен участвовать в таких международных конкурсах, условия которых не соответствуют положениям, разработанным в кодексе. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ: 1. Любой материал, изданный с целью рекламы или популяризации, должен содержать только правдивые факты. Материал должен быть справедливым по отношению к клиентам и другим дизайнерам, соответствовать кодексу чести профессии. 2. Дизайнер имеет право позволять клиентам пользоваться его именем для способствования реализации предложенных им услуг или производству спроектированных товаров, но только таким способом, который соответствует статусу профессии. 3. Дизайнер не должен допускать случая, когда с его именем связывают реализацию таких проектов, которые сильно изменены клиентом и фактически уже не являются оригинальной работой дизайнера. |