Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 422 (в
редакции, актуальной с 22 февраля 2005 г., Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании космической деятельности. 2. Установить, что лицензии на осуществление космической деятельности, выданные до принятия настоящего постановления, действительны до окончания предусмотренного в них срока. 3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 104 "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 591).
Положение о лицензировании космической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 422) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 2. Лицензированию подлежит космическая деятельность, включающая в себя: создание и производство космической техники, создание и развитие космической инфраструктуры; запуск и управление полетом космических объектов; использование (эксплуатация) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств; предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники; прием, обработку и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. 3. Лицензирование космической деятельности осуществляется Федеральным космическим агентством (далее именуется - лицензирующий орган). 4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении космической деятельности являются: а) при создании и производстве космической техники, создании и развитии космической инфраструктуры: наличие утвержденного технического задания на создание космической техники и космической инфраструктуры; наличие охраняемых помещений, оборудованных противопожарными средствами, обеспечивающих сохранность документации, технологического и испытательного оборудования, комплектующих изделий, расходных материалов, а также проведение особо опасных операций с использованием легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов; наличие квалифицированных специалистов-машиностроителей, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ; наличие технологических стендов, обеспечивающих при необходимости стыковку изделий, их проверку на функционирование и измерение технических характеристик; наличие системы контроля качества продукции при создании и производстве космической техники; наличие протоколов разрешения применения комплектующих изделий общепромышленного назначения; проведение своевременной аттестации технологических процессов, испытательного и технологического оборудования, контрольно-измерительных средств; наличие государственной аккредитации научной организации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (при выполнении научно-исследовательских работ); выполнение требований нормативно-технической документации по разработке, изготовлению и испытаниям космической техники; обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, экспериментальных, опытных и серийно изготовленных образцов космической техники; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; применение безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий; наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на случай пожара; обеспечение защиты объектов гражданских прав; б) при запуске и управлении полетом космических объектов: соблюдение требований нормативных правовых и эксплуатационных документов по запуску и управлению полетом космических объектов; наличие квалифицированных специалистов-испытателей, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ; наличие технологической и стендовой базы для моделирования процессов управления на всех этапах полета, в том числе при возникновении нештатных или аварийных ситуаций; наличие решения Государственной комиссии по радиочастотам на выделение полос радиочастот, обеспечение частотных присвоений радиоэлектронным и оптоэлектронным средствам, обеспечение их электромагнитной совместимости и международной правовой защиты; обеспечение защиты передаваемой и принимаемой информации от несанкционированного доступа; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; оборудование районов падения отделяющихся частей космических объектов техническими средствами с целью обеспечения экологической безопасности этих районов; проведение своевременной аттестации наземного технологического и испытательного оборудования, измерительных средств, автоматизированных комплексов управления; обеспечение безопасности работ на всех этапах подготовки и проведения запуска, в том числе при возникновении нештатных или аварийных ситуаций; наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на случай пожара; обеспечение защиты объектов гражданских прав; в) при использовании (эксплуатации) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств: соблюдение требований эксплуатационной документации по применению космических объектов по назначению; наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ; проведение своевременной аттестации наземного технологического оборудования, необходимого для приведения космических объектов в установленную готовность, поддержания в готовности и использования по назначению; обеспечение безопасной эксплуатации космических объектов; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; применение безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий; представление в лицензирующий орган исходных данных по космическим объектам для их регистрации; обеспечение защиты объектов гражданских прав; г) при предоставлении услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники: наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ и услуг; соблюдение требований экспортного контроля, а также международных обязательств в области защиты и нераспространения ракетных технологий и средств доставки оружия массового уничтожения; обеспечение защиты объектов гражданских прав; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; д) при приеме, обработке и распространении информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли: наличие наземного технологического оборудования для приема, обработки и хранения информации, получаемой с космических аппаратов; наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ; проведение своевременной аттестации технологического оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием, обработку и хранение информации; обеспечение защиты информации дистанционного зондирования от несанкционированного доступа; обеспечение защиты объектов гражданских прав; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. 5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемой деятельности с указанием работ и услуг, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; в) копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя; г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии; е) сведения о квалификации работников соискателя лицензии; ж) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае, если осуществление работ связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну). Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается. Документы для предоставления лицензии принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов. 6. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. 7. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа. 8. Лицензия выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. 9. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются: а) наименование лицензирующего органа; б) сведения о лицензиате: для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, место нахождения и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность гражданина; в) лицензируемая деятельность с указанием выполняемых работ и услуг; г) срок действия лицензии; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) номер лицензии; ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии; з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; и) сведения о переоформлении лицензии; к) сведения о продлении срока действия лицензии; л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; м) основание и дата аннулирования лицензии. 10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат и состав комиссии, осуществляющей проверку. В состав комиссии включаются эксперты с опытом работы по соответствующим направлениям космической деятельности. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года. Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановых проверок нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом от юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий. Уведомление о проверке направляется лицензиату за 10 дней до даты начала проверки. Срок проведения проверки не должен превышать 10 рабочих дней. По результатам проверки оформляется акт. При выявлении нарушений в акте указываются конкретные нарушения и срок их устранения. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган. На основании акта лицензирующий орган может принять решение о приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением о ее аннулировании. Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Решение о приостановлении, возобновлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в течение 3 дней после его принятия. Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 11. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия, приостановлении действия и аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов лицензирующий орган осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
|