На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 422
"Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности"

(в редакции, актуальной с 22 февраля 2005 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлениям Правительства РФ от: 03.10.2002 г. № 731,
01.02.2005 г. № 49)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании космической деятельности.

2. Установить, что лицензии на осуществление космической деятельности, выданные до принятия настоящего постановления, действительны до окончания предусмотренного в них срока.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 104 "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 591).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Касьянов

 

 

Москва

 

14 июня 2002 г.

 

№ 422

 

 

Положение о лицензировании космической деятельности

(утв. постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 422)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензированию подлежит космическая деятельность, включающая в себя:

создание и производство космической техники, создание и развитие космической инфраструктуры;

запуск и управление полетом космических объектов;

использование (эксплуатация) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств;

предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники;

прием, обработку и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

3. Лицензирование космической деятельности осуществляется Федеральным космическим агентством (далее именуется - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении космической деятельности являются:

а) при создании и производстве космической техники, создании и развитии космической инфраструктуры:

наличие утвержденного технического задания на создание космической техники и космической инфраструктуры;

наличие охраняемых помещений, оборудованных противопожарными средствами, обеспечивающих сохранность документации, технологического и испытательного оборудования, комплектующих изделий, расходных материалов, а также проведение особо опасных операций с использованием легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов;

наличие квалифицированных специалистов-машиностроителей, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;

наличие технологических стендов, обеспечивающих при необходимости стыковку изделий, их проверку на функционирование и измерение технических характеристик;

наличие системы контроля качества продукции при создании и производстве космической техники;

наличие протоколов разрешения применения комплектующих изделий общепромышленного назначения;

проведение своевременной аттестации технологических процессов, испытательного и технологического оборудования, контрольно-измерительных средств;

наличие государственной аккредитации научной организации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (при выполнении научно-исследовательских работ);

выполнение требований нормативно-технической документации по разработке, изготовлению и испытаниям космической техники;

обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, экспериментальных, опытных и серийно изготовленных образцов космической техники;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

применение безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий;

наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

обеспечение защиты объектов гражданских прав;

б) при запуске и управлении полетом космических объектов:

соблюдение требований нормативных правовых и эксплуатационных документов по запуску и управлению полетом космических объектов;

наличие квалифицированных специалистов-испытателей, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;

наличие технологической и стендовой базы для моделирования процессов управления на всех этапах полета, в том числе при возникновении нештатных или аварийных ситуаций;

наличие решения Государственной комиссии по радиочастотам на выделение полос радиочастот, обеспечение частотных присвоений радиоэлектронным и оптоэлектронным средствам, обеспечение их электромагнитной совместимости и международной правовой защиты;

обеспечение защиты передаваемой и принимаемой информации от несанкционированного доступа;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

оборудование районов падения отделяющихся частей космических объектов техническими средствами с целью обеспечения экологической безопасности этих районов;

проведение своевременной аттестации наземного технологического и испытательного оборудования, измерительных средств, автоматизированных комплексов управления;

обеспечение безопасности работ на всех этапах подготовки и проведения запуска, в том числе при возникновении нештатных или аварийных ситуаций;

наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

обеспечение защиты объектов гражданских прав;

в) при использовании (эксплуатации) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств:

соблюдение требований эксплуатационной документации по применению космических объектов по назначению;

наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;

проведение своевременной аттестации наземного технологического оборудования, необходимого для приведения космических объектов в установленную готовность, поддержания в готовности и использования по назначению;

обеспечение безопасной эксплуатации космических объектов;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

применение безопасных для окружающей природной среды и физических лиц космических технологий;

представление в лицензирующий орган исходных данных по космическим объектам для их регистрации;

обеспечение защиты объектов гражданских прав;

г) при предоставлении услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники:

наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ и услуг;

соблюдение требований экспортного контроля, а также международных обязательств в области защиты и нераспространения ракетных технологий и средств доставки оружия массового уничтожения;

обеспечение защиты объектов гражданских прав;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

д) при приеме, обработке и распространении информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли:

наличие наземного технологического оборудования для приема, обработки и хранения информации, получаемой с космических аппаратов;

наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты (удостоверения) на выполнение конкретных работ;

проведение своевременной аттестации технологического оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием, обработку и хранение информации;

обеспечение защиты информации дистанционного зондирования от несанкционированного доступа;

обеспечение защиты объектов гражданских прав;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности с указанием работ и услуг, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

в) копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

е) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;

ж) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае, если осуществление работ связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

Документы для предоставления лицензии принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.

6. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

7. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.

8. Лицензия выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

9. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) сведения о лицензиате:

для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, место нахождения и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность гражданина;

в) лицензируемая деятельность с указанием выполняемых работ и услуг;

г) срок действия лицензии;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) номер лицензии;

ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о переоформлении лицензии;

к) сведения о продлении срока действия лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат и состав комиссии, осуществляющей проверку.

В состав комиссии включаются эксперты с опытом работы по соответствующим направлениям космической деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года.

Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановых проверок нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом от юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.

Уведомление о проверке направляется лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.

Срок проведения проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

По результатам проверки оформляется акт.

При выявлении нарушений в акте указываются конкретные нарушения и срок их устранения. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.

Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.

На основании акта лицензирующий орган может принять решение о приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением о ее аннулировании.

Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Решение о приостановлении, возобновлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в течение 3 дней после его принятия.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

11. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия, приостановлении действия и аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов лицензирующий орган осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".