Принято Наблюдательным советом, решение от 25.06.12 № 51-БНС ПОЛОЖЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПоложение о Территориальном уполномоченном органе (далее - Положение) устанавливает общие требования к территориальным уполномоченным органам, на которые Органом по аккредитации Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - Единая система оценки соответствия) возлагаются функции по проверке и оценке органов по оценке соответствия (далее - ООС): экспертных организаций (далее - ЭО), испытательных лабораторий (далее - ИЛ) и независимых аттестационно-методических центров (далее - НАМЦ). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИНастоящий документ разработан с учетом требований: - ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 «Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»; - Системы документов по аккредитации Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - СДА); - международных стандартов ISO серии 17000; - документов региональных и международных объединений органов по аккредитации (IAF, ILAC, EA и др.). 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе применяются термины и определения, указанные в СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве». 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРАТерриториальный уполномоченный орган (далее - ТУО): - имеет статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации; - располагает помещениями и организационно-техническими средствами, необходимыми для функционирования в качестве ТУО; - имеет организационную структуру и систему менеджмента качества (далее - СМК) для создания условий успешного функционирования в качестве ТУО в соответствии с областью и объемами выполняемых работ и обеспечения независимости его штатного персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую и корпоративную заинтересованность в результатах проверки и оценки ООС, гарантирующей, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которое могло бы повлиять на результаты выполненных им работ; - имеет политику и процедуры принятия решений по вопросам проверки и оценки ООС; - обеспечивает обмен нормативной, методической, справочно-информационной и другой документацией между Органом по аккредитации и ТУО для совершенствования деятельности по аккредитации и обеспечения необходимой степени доверия; - располагает экспертами по аккредитации, осуществляющими проверку и оценку ООС и техническими специалистами; - ведет учет экспертов по аккредитации, технических специалистов, а также учет выполненных ими работ. 5. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ5.1. ТУО осуществляет свою деятельность объективно и свободно от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое может скомпрометировать его беспристрастность. 5.2. ТУО придерживается принципа отсутствия дискриминации в проводимой политике и процедурах, а также предоставляет услуги по проверке и оценке всем заинтересованным организациям независимо от формы собственности, величины, структурной принадлежности или других факторов, не выходящих за рамки установленных требований. 5.3. ТУО не предлагает и не оказывает консультационные услуги органам по оценке соответствия, способные повлиять на его беспристрастность. 5.4. Допускается совмещение одной организацией функций ТУО и ООС, аккредитованного в Единой системе оценки соответствия. В этом случае работы, проводимые ТУО и ООС, должны осуществляться в различных структурных подразделениях. Персонал, осуществляющий работы в ТУО, не должен принимать участие в работах ООС. 5.5. Если в рамках одной организации совмещается деятельность ТУО и ООС, то проверку и оценку таких ООС осуществляет непосредственно Орган по аккредитации с учетом принципа независимости и беспристрастности привлекаемых экспертов по аккредитации и технических специалистов. 6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬТУО располагает эффективными процедурами, гарантирующими конфиденциальность информации, получаемой в процессе деятельности по аккредитации, как при работе с ООС, так и другими заинтересованными сторонами. 7. ПОЛУЧЕНИЕ, ПРОДЛЕНИЕ, ПРИОСТАНОВКА И ОТМЕНА СТАТУСА ТУО7.1. Организация, претендующая на получение статуса ТУО, представляет в Орган по аккредитации документы, включающие: - заявку (приложение 1); - копию устава и (или) других учредительных документов заявителя; - копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; - копию информационного письма Федеральной службы государственной статистики (Росстат); - копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; - Руководство по качеству; - сведения о специалистах ТУО (экспертах по аккредитации (в соответствии с СДА-03-2009), технических специалистах (в соответствии с СДА-08-2009). Состав специалистов ТУО учитывается по формам указанным в приложениях 2 и 3 с предоставлением копий квалификационных удостоверений. 7.2. Орган по аккредитации заключает с организацией, претендующей на получение статуса ТУО, договор на проведение работ по наделению его функциями по обеспечению организационной и технической поддержки Органа по аккредитации при проверке и оценке ООС по форме, установленной Органом по аккредитации. 7.3. Орган по аккредитации создает комиссию и проводит оценку ТУО в соответствии с настоящим Положением. Необходимость оценки ТУО на месте определяется Органом по аккредитации на основе представленных им документов. 7.4. Результаты оценки отражаются в акте оценки (форма акта утверждается Органом по аккредитации), который должен содержать оценку соответствия заявителя требованиям, предъявляемым к ТУО. Акт оценки подписывается членами комиссии и полномочным представителем заявителя. Экземпляр акта оценки с подписью руководителя (заместителя руководителя) Органа по аккредитации должен быть направлен заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и, при наличии выявленных при оценке замечаний, несоответствий и значительных несоответствий, представить сведения о проведенных корректирующих действиях по их устранению или о планировании корректирующих действий в течение трех месяцев. 7.5. При положительных результатах проверки Орган по аккредитации выдает ТУО соответствующее удостоверение (приложения 4 - 6), в котором определяется область его полномочий. Срок действия удостоверения ТУО - три года. 7.6. Орган по аккредитации проводит инспекционный контроль деятельности ТУО, на основании договора по форме, установленной Органом по аккредитации. 7.7. Продление статуса ТУО осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 7.1, 7.2, 7.3. 7.8. Орган по аккредитации заключает с ТУО договор на проведение мониторинга функционирования, на период действия удостоверения ТУО. В рамках договора ТУО направляет в Орган по аккредитации следующие документы: - комплект документов для аккредитации проверенного им ООС (по мере подготовки) в соответствии с п. 8.1; - учетные данные, содержащиеся в форме отчета о деятельности ТУО (ежеквартально) в соответствии с приложением 7. 7.9. Статус ТУО может быть приостановлен или отменен в следующих случаях: - несоответствие ТУО требованиям, предъявляемым настоящим Положением; - создание или участие в создании альтернативных структур по аккредитации органов по оценке соответствия на опасных производственных объектах, объектах экологии, энергетики и строительства; - нарушение договорных обязательств между Органом по аккредитации и ТУО; - самостоятельное решение ТУО; - ликвидация ТУО. 7.10. После приостановления или отмены статуса ТУО все полномочия по проведению инспекционного контроля на месте и мониторинга функционирования аккредитованного ООС, а также соответствующая документация аккредитованного ООС передается в Орган по аккредитации. 8. УЧЕТ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ8.1. ТУО обеспечивает представление комплекта документов для аккредитации проверенного им ООС в соответствии с Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009), Требованиями к экспертным организациям (СДА-11-2009), Требованиями к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) и Требованиями к независимым аттестационно-методическим центрам (СДА-16-2009) в Орган по аккредитации. В состав комплекта документов входят: заявка на аккредитацию и прилагаемые к ней документы; акт оценки ООС (формы актов оценки приведены в СДА-11-2009, СДА-15-2009, СДА-16-2009); сведения о мерах, принятых для устранения несоответствий, указанных в акте оценки; заключительный отчет об оценке ООС, требования к которому приведены в приложении 8 настоящего Положения. 8.2. ТУО ведет учет: ООС, оценку которых он проводил; сведений, характеризующих работу проверенных им ООС за соответствующий период времени; структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью проверенных им ООС, а также изменений юридического адреса и платежных реквизитов; рекламаций к деятельности проверенных им ООС. 8.3. ТУО ежеквартально предоставляет в Орган по аккредитации учетные данные, содержащиеся в форме отчета о деятельности ТУО в соответствии с приложением 7. 8.4. ТУО обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при проведении проверки и оценки ООС, включая заявки на аккредитацию, отчеты по проверке и оценке ООС, а также отчеты, относящиеся к подтверждению, продлению, приостановке или отмене аккредитации. Срок хранения документов и материалов соответствует сроку действия аккредитации ООС, если иное не оговорено договорными обязательствами. 9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНАТУО выполняет следующие виды работ: 9.1. На этапе рассмотрения заявки (здесь и далее по тексту этапы аккредитации соответствуют СДА-01-2009): - принимает заявки и прилагаемые к ним документы от заявителя; - подбирает и согласовывает с Органом по аккредитации и ООС кандидатуры экспертов по аккредитации и технических специалистов для рассмотрения заявки и прилагаемых документов; - организует рассмотрение заявки и прилагаемых документов; - заключает с заявителем договор на проведение работ по проверке и оценке ООС по форме, установленной Органом по аккредитации. 9.2. На этапе оценки на месте: - подбирает и согласовывает с Органом по аккредитации и ООС состав комиссии по оценке на месте, сроки проведения оценки на месте и программу ее проведения; - организует проведение оценки на месте; - принимает документы, подтверждающие устранение несоответствий по результатам проведенной оценки на месте и организует их рассмотрение. 9.3. На этапе принятия решения об аккредитации: - передает в Орган по аккредитации комплект документов заявителя, акт оценки на месте и Заключительный отчет со сведениями об устранении несоответствий для принятия решения об аккредитации. 9.4. На этапе инспекционного контроля1: - заключает с ООС договор на период действия свидетельств об аккредитации (форму договора устанавливает Орган по аккредитации). - организует проведение инспекционного контроля за деятельностью аккредитованного ООС; - подбирает и согласовывает с Органом по аккредитации и ООС кандидатуры экспертов по аккредитации и технических специалистов для проведения инспекционного контроля на месте и мониторинга функционирования аккредитованного ООС; - принимает документы, подтверждающие устранение несоответствий по результатам инспекционного контроля, и организует их рассмотрение; - передает в Орган по аккредитации акты и отчеты со сведениями об устранении несоответствий по результатам инспекционного контроля на месте, а также результаты мониторинга функционирования аккредитованного ООС. В случае прекращения деятельности в качестве ТУО, Орган по аккредитации берет на себя обязательства по проведению инспекционного контроля на месте, а также мониторинга функционирования аккредитованного ООС. ____________ 1 инспекционный контроль включает в себя: инспекционный контроль на месте и мониторинг функционирования ООС 10. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА10.1 Описание СМК представлено в Руководстве по качеству и других документах ТУО. 10.2 ТУО назначает должностное лицо (из числа сотрудников, для которых работа в ТУО является основной2), ответственное за реализацию требований руководства по качеству и за его актуализацию. ____________ 2 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации 10.3 Руководство по качеству ТУО содержит: - описание политики и целей в области качества; - описание юридического статуса; - описание организационной структуры ТУО; - требования к соблюдению беспристрастности и конфиденциальности; - фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала как штатного, так и привлекаемого; - подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого в проведении проверки и оценки ООС; - должностные инструкции персонала, указывающие его обязанности и ответственность; - требования к экспертам по аккредитации, техническим специалистам и другим специалистам ТУО; - порядок назначения экспертов по аккредитации и технических специалистов для проведения проверки и оценки ООС; - процедуры обеспечения качества на каждом этапе оценки ООС; - порядок составления, учета и хранения отчетов по результатам проведенной оценки; - порядок учета, ведения и хранения документов и записей СМК и других документов, касающихся деятельности ТУО; - процедуру проведения внутренних аудитов, порядок организации выполнения корректирующих действий, предупреждающих действий, анализ со стороны руководства и пересмотра СМК; - процедуру рассмотрения жалоб; - процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае расторжения со стороны Органа по аккредитации договора с ТУО. 10.4 Персонал ТУО должен быть ознакомлен с Руководством по качеству и иметь свободный доступ к нему. 10.5 Проведение внутренних аудитов осуществляется персоналом, ознакомленным с требованиями Системы документов по аккредитации и стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 «Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», а также знающим процедуру проведения внутренних аудитов. 10.6 СМК пересматривается руководством ТУО не реже одного раза в год с целью установления адекватности и эффективности выполнения установленных требований. При пересмотре СМК учитываются: - результаты аудитов (как внутренних, так и внешних, в том числе со стороны Органа по аккредитации); - меры, предпринятые в результате предыдущих пересмотров СМК; - апелляции и жалобы, а также другие факторы, влияющие на СМК. В результате пересмотра СМК вырабатываются соответствующие меры, направленные на совершенствование самой системы и входящих в нее процедур. 11. РАБОТА С АПЕЛЛЯЦИЯМИ И ЖАЛОБАМИ11.1. ТУО располагает эффективными процедурами рассмотрения жалоб, касающихся его деятельности. 11.2. При получении апелляции они направляются ТУО в Апелляционную комиссию Единой системы оценки соответствия для рассмотрения и принятия соответствующего решения. 12. ПЕРСОНАЛ И ЭКСПЕРТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ12.1. ТУО имеет: - руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проверке и оценке ООС перед Органом по аккредитации; - эксперта(ов) по аккредитации, для которого(ых) работа в данной организации является основной2 и область квалификации которого(ых), охватывает области полномочий ТУО; - технических специалистов. ____________ 2 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации 12.2. ТУО обеспечивает обучение и повышение квалификации персонала, ведет постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением проверок и оценок ООС. Состав специалистов ТУО, участвующих в проверке и оценке ООС, учитывается по форме, приведенной в приложении 2. На каждого из специалистов, для которых работа в ТУО является основной, а также специалистов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам, участвующих в проверке и оценке ООС, должна быть заведена квалификационная карточка (приложение 3). 12.3. Все сотрудники ТУО имеют должностные инструкции, утвержденные руководителем ТУО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Приложение 1ФОРМА ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТАТУСА ТУО
Приложение 2ФОРМА УЧЕТА СОСТАВА СПЕЦИАЛИСТОВ ТУО
Приложение 3ФОРМА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ СПЕЦИАЛИСТА ТУО
Приложение 4ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ ТУО ИЛ, ТУО ЭО
Приложение 5
Приложение 6ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ К УДОСТОВЕРЕНИЮ ТУО НАМЦ
Приложение 7ФОРМА ОТЧЕТА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУО
Приложение 8Требования к заключительному отчету Заключительный отчет об оценке ООС должен содержать заключения по каждому пункту программы проверки (с подробным описанием состояния проверенной организации и выявленных недостатков), общую оценку соответствия ООС критериям аккредитации и рекомендации о возможности выдачи свидетельства об аккредитации. Форма заключительного отчета произвольная (до выхода типового образца). Заключительный отчет должен содержать: 1. Титульный лист с наименованием ТУО, идентификационным номером заключительного отчета, наименованием проверенного ООС, датой регистрации заявки ООС, датой оценки; 2. Вводную часть с данными о: проверенном ООС (полное и краткое наименование; форма собственности; юридический адрес; почтовый адрес; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон (с указанием кода населенного пункта); факс (с указанием кода населенного пункта); коды ОКПО, ОКОГУ, ОКВЭД, ИНН, КПП, ОГРН); заявленных областях аккредитации, представленной документации, участвовавших в оценке экспертах по аккредитации, технических специалистах и др. 3. Проверенные критерии и их состояние (с описанием несоответствий требованиям, установленным в конкретных пунктах СДА): статус, структура, функции структурных подразделений организации; беспристрастность; кадровый состав (штатные и привлекаемые сотрудники, должностные инструкции, образование, квалификация, наличие аттестации, включая копии свидетельств и удостоверений, повышение квалификации); техническая документация (наличие, достаточность, актуализация, изъятие устаревшей, назначение ответственного за фонд нормативно-технической и методической документации, система информационного обеспечения); техническая оснащенность (технические средства, оргтехника, сервисное обслуживание); помещения (наличие, состояние, пригодность); СМК (Руководство по качеству, назначение ответственного за обеспечение качества, документированные процедуры, график проведения внутренних аудитов, работа с апелляциями, жалобами, соблюдение конфиденциальности, регистрация и хранение документов); оформление результатов деятельности по оценке соответствия (содержание и оформление, наличие подписей, порядок хранения). 4. Выводы с указанием уточненных в ходе проверки областей аккредитации (при необходимости). 5. Сведения о мерах, принятых для устранения несоответствий, указанных в акте оценки. Заключительный отчет подписывает эксперт по аккредитации Территориального уполномоченного органа и утверждает его руководитель, подпись которого заверяется печатью Территориального уполномоченного органа. Лист внесения изменений
СОДЕРЖАНИЕ
|