На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 19 декабря 2019 г. № 19-50/16689-ОГ
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.

В силу статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение составляет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, лица, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющее соответствующее свидетельство о постановке на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории, не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.

При этом следует обратить внимание, что до получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта, как объекта негативного воздействия на окружающую среду IV категории, плата подлежит исчислению и внесению юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством. По форме и в порядке, установленном приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3, представляется декларация о плате.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона нормативы допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Согласно пункту 2 статьи 67 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).

Следует отметить, что Правила не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 219-ФЗ), в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчетности с 01.01.2019 лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории. В настоящее время Минприроды России вносит корректировки в Правила с учетом указанных изменений.

В частности, уточняются вопросы исчисления платы, исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета. Так, уточняется, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, используют коэффициент  равный 1, а в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент , равный 25. Что касается веществ, для которых должны быть установлены нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы или сбросы, - формуле, указанной в пункте 19 Правил. При этом следует учитывать, что в пункты 17, 21 Правил также вносятся изменения, уточняющие формулировки.

Кроме того, в Правилах уточняется, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, используется формула, указанная в пункте 17 Правил. В отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду (либо при непредставлении данной декларации), для расчета платы используется формула, указанная в пункте 21 Правил. При осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, в пределах временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов (превышающих нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов), для расчета платы лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, используют формулу, указанную в пункте 19 Правил.

При этом Минприроды России обращает внимание, что в силу нормы пункта 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи (до 31.12.2022 и до 01.01.2025), допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи.

С учетом изложенного, хозяйствующий субъект вправе обратится в уполномоченный орган за выдачей или переоформлением наличествующей разрешительной документации.

Дополнительно сообщаем, вносятся корреспондирующие изменения в приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3, утверждающий Порядок предоставления и форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующий проект приказа Минприроды России подготовлен, его планируется утвердить в текущем году. После регистрации приказа Минюстом России, будут внесены соответствующие изменения в программу "Модуль природопользователя".

 

Директор Департамента

 

финансово-экономического обеспечения

Р.Г. Земцов