Постановление Совета Министров - Правительства РФ (в
редакции, актуальной с 20 ноября 2012 г., В целях усиления охраны и поддержания режима национальных природных парков, повышения социальной защищенности их работников Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о национальных природных парках Российской Федерации. 2. Органам государственного управления, в ведении которых находятся национальные природные парки, привести положения о них в соответствие с Положением о национальных природных парках Российской Федерации.
Положение о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ I. Основные положения1. Национальные природные парки Российской Федерации (далее именуются - национальные природные парки) являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. В своей деятельности национальные природные парки руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями государственных органов управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также настоящим Положением. II. Основные задачи национальных природных парков2. На национальные природные парки возлагаются следующие основные задачи: сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов; организация экологического просвещения населения; ведение экологического мониторинга. III. Порядок образования национальных природных парков3. Национальные природные парки образуются постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации. Этому предшествуют соответствующие решения органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, согласованные с местными Советами народных депутатов, а также собственниками земель, которые намечаются к включению в границы национальных природных парков. В таком же порядке производится расширение территорий национальных природных парков. 4. В целях защиты территорий национальных природных парков от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны. Решения об образовании таких охранных зон и утверждении положений о них принимаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками земли. IV. Управление национальными природными парками5. Управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Национальные природные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки. Директор национального природного парка в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач. V. Режим национальных природных парков и обеспечение его соблюдения6. На территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны: зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено; зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное пользование; зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка; зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства; зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия; территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами; зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания; зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения. 7. В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и не истощающего биологические ресурсы. 8. Лимиты посещения гражданами национальных природных парков определяются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки. 9. На территориях национальных природных парков запрещаются: всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов; геолого-разведочные работы и разработка полезных ископаемых; деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность; действия, изменяющие гидрологический режим; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков; проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий; организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест; движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест; сплав леса по водотокам и водоемам; интродукция растений и животных, чуждых местным флоре и фауне; рубки главного пользования и заготовка живицы. В национальных природных парках могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий. 10. Режим использования земель, включенных в границы национальных природных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, определяется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований. 11. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк. 12. Соблюдение режима национального природного парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят: директор национального природного парка и его заместители; старшие государственные инспектора по охране национального природного парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих); участковые государственные инспектора по охране национального природного парка (мастера леса, охотоведы); государственные инспектора по охране национального природного парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники и егеря). 13. К охране территории национального природного парка могут привлекаться общественные инспекции. В вопросах обеспечения охраны администрация национального природного парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны водных ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел. 14. Государственным инспекторам по охране национальных природных парков предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национальных природных парков и природоохранительного законодательства, включая охрану рыбных запасов, животного мира, водное, лесное, земельное законодательство, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью на территориях национальных природных парков и их охранных зон; приостанавливать противоречащую природоохранительному законодательству и режиму национальных природных парков и их охранных зон деятельность граждан и должностных лиц; посещать любые предприятия, учреждения и организации, гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на территориях национальных природных парков и их охранных зон для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства; изымать у нарушителей природоохранительного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством; составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных нарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в органы внутренних дел или в помещение местной администрации в поселках и населенных пунктах; предъявлять в установленном порядке иски предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и их объединениям о возмещении ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и объектам национальных природных парков и их охранных зон в результате экологических правонарушений. 15. На службу охраны национальных природных парков возлагается осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных природных парков, относимых к государственной лесной охране, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 16. Государственным инспекторам по охране национальных природных парков выдается бесплатно органом, в ведении которого они находятся, форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца. 17. Сотрудники службы охраны национальных природных парков имеют право хранения и ношения огнестрельного оружия в соответствии с Табелем вооружения, утвержденным в установленном порядке. VI. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальных природных парках18. Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе. 19. Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках проводится: штатными сотрудниками научных отделов и лабораторий национальных природных парков по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническими советами национальных природных парков; научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с национальными природными парками программам, согласованным с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки. 20. В национальных природных парках для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создаются научно-технические советы. Состав научно-технических советов и положение о них утверждаются государственными органами управления, в ведении которых национальные природные парки находятся. 21. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятий по регулированию численности диких животных на территориях национальных природных парков рассматриваются в обязательном порядке на заседаниях научно-технических советов. 22. Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний. VII. Хозяйственная деятельность национальных природных парков23. Хозяйственная деятельность национальных природных парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. 24. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальными природными парками в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений. 25. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с национальными природными парками. 26. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальные природные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов национальных природных парков. 27. Охотопользование на территориях национальных природных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям. VIII. Правовой статус национальных природных парков28. Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. 29. Территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки. 30. Национальные природные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, а также собственных средств, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. IX. Контроль за деятельностью национальных природных парков31. Ведомственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также иными государственными органами в пределах их компетенции. Государственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами.
|