Приказ ФСБ РФ от 11 сентября 2000 г. № 489 (в редакции, актуальной с 26 октября
2001 г., В целях развертывания систем сертификации ФСБ России в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", ГОСТа Р 51000.1-95 "Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий" и ГОСТа Р 51000.2-95 "Общие требования к аккредитуемому органу" приказываю: 1. Утвердить положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) в системах сертификации Федеральной службы безопасности Российской Федерации (прилагается). 2. Возложить на Управление ФСБ России по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны проведение работ по: - аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий); - выдаче аккредитованным органам по сертификации и испытательным центрам (лабораториям) лицензий на проведение работ по обязательной сертификации; - контролю за соблюдением аккредитованными органами по сертификации и испытательными центрами (лабораториями) правил сертификации. 3. Пункт 3 утратил силу согласно приказу ФСБ России от 26 октября 2001 г. № 562. 4. Пункт 4 утратил силу согласно приказу ФСБ России от 26 октября 2001 г. № 562. Приложение Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) в системах сертификации Федеральной службы безопасности Российской Федерации 1. Область применения1.1. Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) в системах сертификации Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4; 1998, № 10, ст. 1143; 1998, № 31, ст. 3832), Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 178-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857; Российская газета, 2 декабря 1998 г.), Указа Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 806 "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры", с изменениями и дополнениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 5 октября 1998 г. № 1181, от 4 января 1999 г. № 14, от 28 августа 1999 г. № 1131 (Собрание законодательства Российской Федерации, № 28, ст. 3320; 1998, № 41, ст. 5004; 1999, № 2, ст. 267; 1999, № 35, ст. 4305), ГОСТа Р 51000.1-95 "Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий", ГОСТа Р 51000.2-95 "Общие требования к аккредитующему органу", принятых и введенных в действие постановлением Госстандарта России от 10 ноября 1995 г. № 563 (ИПК Издательство стандартов, 1996); ГОСТа Р 51000.5-96 "Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 29 февраля 1996 г. № 138 (ИПК Издательство стандартов, 1996); ГОСТа Р 51000.3-96 "Общие требования к испытательным лабораториям", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 29 февраля 1996 г. № 137 (ИПК Издательство стандартов, 1996); на основании Требований к органу по сертификации продукции и порядка его аккредитации и Требований к испытательным лабораториям и порядка их аккредитации, принятых и введенных в действие постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 16 (Стандарты и качество, №№ 2-3, 1995 г.), а также Правил выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия, утвержденных постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. № 12 (Российские вести, 1 июня 1995 г.). 1.2. Настоящее Положение устанавливает общие требования и процедуру проведения аккредитации объектов*, осуществляющих деятельность в области сертификации и сертификационных испытаний, в системах сертификации ФСБ России. 1.3. Объектами аккредитации являются: - органы по сертификации продукции, производств и систем качества; - испытательные центры (лаборатории), осуществляющие сертификационные испытания. 1.4. Аккредитацию объектов проводит ФСБ России (аккредитующий орган), на которую нормативными правовыми актами Российской Федерации возложена эта работа в пределах компетенции. 2. Общие требования2.1 Аккредитация - официальное признание ФСБ России способности (компетентности) организации выполнять работы в определенной (заявленной) области системы сертификации ФСБ России. 2.2. Аккредитация организации должна осуществляться только в отношении конкретных видов продукции и работ. С этой целью в документах, определяющих область аккредитации (положение об объекте аккредитации, приложение к аттестату аккредитации), указываются конкретное наименование продукции, работ, испытаний, проверяемые параметры и методы испытаний (контроля, проверок), соответствующие им стандарты или другие нормативные документы. Организация, изъявившая желание аккредитоваться в нескольких системах сертификации ФСБ России, должна пройти процедуру аккредитации в каждой системе сертификации ФСБ России. 2.3. ФСБ России реализует единую политику в процессе проведения аккредитации в системах сертификации ФСБ России и в связи с этим: - устанавливает правила проведения аккредитации; - устанавливает требования к объектам аккредитации; - управляет системой аккредитации; - аккредитует объекты в соответствующих системах сертификации и регистрирует их в реестрах систем сертификации; - выдает аттестаты аккредитации; - выдает лицензии на право проведения работ по обязательной сертификации; - рассматривает апелляции по вопросам аккредитации; - проводит регистрацию аккредитованных объектов; - опубликовывает необходимую информацию об аккредитованных объектах. 2.4. Подразделение ФСБ России, на которое возложено выполнение работ по аккредитации объектов, осуществляет экспертизу документов, представленных для аккредитации, аттестацию заявителей и подготовку решения об аккредитации. 2.5. ФСБ России выдает аккредитованной организации аттестат аккредитации, а при аккредитации в системе обязательной сертификации, кроме того, лицензию на проведение работ по обязательной сертификации. 2.6. Лицензии выдаются: - органам по сертификации - на проведение работ по обязательной сертификации в пределах области аккредитации, выдачу сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия системы обязательной сертификации; - испытательным центрам (лабораториям) - на проведение испытаний продукции и выдачу протоколов испытаний для целей сертификации в пределах области аккредитации. Основанием для выдачи лицензии является аттестат аккредитации органа по сертификации или аттестат аккредитации испытательного центра (лаборатории). Владелец лицензии должен выполнять условия проведения работ по обязательной сертификации, определяемые ФСБ России. 2.7. ФСБ России в установленном порядке осуществляет: - государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации аккредитованными в системах обязательной сертификации организациями; - контроль за деятельностью аккредитованных в системах добровольной сертификации организаций. 2.8. Организации, изъявившие желание аккредитоваться в конкретной системе сертификации ФСБ России (далее - заявители), подают заявку на аккредитацию в подразделение ФСБ России, на которое возложено выполнение работ по аккредитации, и обеспечивают готовность к выполнению определенного вида работ в соответствии с заявленной областью аккредитации. Органы по сертификации и испытательные центры (лаборатории), аккредитуемые ФСБ России, должны быть юридическими лицами, располагать подготовленными специалистами, необходимой материально-технической базой, нормативными и методическими документами для проведения всего комплекса работ в заявленной области аккредитации. Аккредитация организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Осуществляется по согласованию с этими органами власти. 2.9. Аккредитованные организации: - выполняют работу строго в соответствии с областью аккредитации по установленным правилам; - создают необходимые условия для осуществления ФСБ России государственного контроля и надзора за их деятельностью в качестве аккредитованного объекта; - представляют в ФСБ России информацию об изменениях организационной структуры, технического оснащения и других условий, определяющих способность выполнять работы в области сертификации; - приостанавливают либо прекращают деятельность в системе сертификации в случае нарушений условий аккредитации, приостановления действия (отмены) аттестата аккредитации или по завершении срока действия аттестата аккредитации; - в процессе своей деятельности взаимодействуют с ФСБ России, а также с другими аккредитованными в системе сертификации организациями. 3. Процедура аккредитации3.1. Работа по аккредитации включает следующие этапы: - представление заявки на аккредитацию; - рассмотрение заявки и принятие по ней решения; - изучение и оценку (экспертизу) представленных заявителем документов; - аттестацию заявителя; - принятие решения об аккредитации, выдачу аттестата аккредитации. 3.2. Представление заявки на аккредитацию. 3.2.1. Заявитель направляет в ФСБ России заявку на аккредитацию (форма - приложение 1). Заявку подписывает руководитель организации или другое уполномоченное им лицо. 3.2.2. В качестве приложений к заявке на аккредитацию заявитель направляет следующие документы: - проект положения** об органе по сертификации (типовое положение представлено в приложении 3) или проект положения об испытательном центре (лаборатории) (типовое положение представлено в приложении 4); - справку о деятельности, содержащую сведения, достаточные для оценки компетентности организации в заявленной области аккредитации; - паспорт испытательного центра (лаборатории) (форма паспорта представлена в приложении 5); - анкету-вопросник с ответами для органа по сертификации (приложение 6) или для испытательного центра (лаборатории) (приложение 7); - копии учредительных документов (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом); - копию свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); - справку о постановке на учет в налоговом органе. 3.2.3. В случае если претендующая на аккредитацию организация имеет лицензию ФСБ России или иной документ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"), представляется ее заверенная копия. 3.3. ФСБ России в двухнедельный срок (с момента регистрации) предварительно рассматривает заявку с прилагаемыми документами с целью оценки их полноты, соответствия указанной в них информации установленным требованиям, а также целесообразности проведения работ по аккредитации заявителя и принятия решения по организации этих работ. Результат рассмотрения доводится до сведения заявителя. Работы по аккредитации при отрицательном результате не проводятся. В случае аккредитации в системе обязательной сертификации заявитель направляет в ФСБ России заявление о выдаче лицензии на проведение работ по обязательной сертификации (форма - приложение 8). К заявлению прилагается копия платежного поручения о внесении платы за рассмотрение заявления в федеральный бюджет. Размер платы устанавливается Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании данного вида деятельности и не может превышать трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. С аккредитуемых в системах обязательной сертификации организаций и предприятий, входящих в структуру ФСБ России, плата за рассмотрение заявления не взимается. 3.4. После принятия положительного решения по заявке проводится изучение и оценка (экспертиза) представленных заявителем документов. Для проведения экспертизы могут привлекаться эксперты по аккредитации. В этом случае составляется экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия аккредитуемой организации установленным требованиям. 3.5. Аттестация заявителя. 3.5.1. Аттестацию заявителя осуществляет подразделение ФСБ России, на которое возложено выполнение работ по аккредитации объектов в системах сертификации ФСБ России. 3.5.2. При проведении аттестации проверяется соответствие фактического состояния заявителя представленным в документах сведениям и его способность выполнять заявленные функции. 3.5.3. После проведения аттестации составляется акт (форма - приложение 9), содержание которого доводится до сведения заявителя. Заявитель может представить свои замечания по акту. 3.6. Принятие решения об аккредитации, выдача аттестата аккредитации. 3.6.1. Решение об аккредитации заявителя принимается по результатам изучения и оценки представленных заявителем документов, экспертного заключения, акта аттестации и замечаний заявителя по акту аттестации. Решение об аккредитации оформляется в виде заключения, которое утверждается руководителем подразделения ФСБ России, на которое возложено проведение работ по аккредитации объектов в системах сертификации ФСБ России. В случае несоответствия объекта аккредитации установленным требованиям оформляется и направляется заявителю отказ в аккредитации. 3.6.2. При положительном заключении ФСБ России: - утверждает положение об объекте аккредитации; - оформляет, регистрирует в реестре системы сертификации и выдает заявителю аттестат аккредитации (формы - приложения 10 - 12) и лицензию на право проведения работ по обязательной сертификации (форма - приложение 13) при аккредитации в системе обязательной сертификации. 3.6.3. Выдаваемые аккредитованным организациям документы подписываются и утверждаются в установленном ФСБ России порядке. 3.6.4. Срок действия аттестата аккредитации не должен превышать 5 лет. Лицензия выдается на срок не более срока действия аттестата аккредитации. 3.6.5. Выдача лицензии осуществляется вместе с выдачей аттестата аккредитации после представления заявителем копии платежного поручения, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании данного вида деятельности и не может превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Заявитель оплачивает также стоимость бланка лицензии. С аккредитуемых в системах обязательной сертификации организаций и предприятий, входящих в структуру ФСБ России, лицензионный сбор и плата за бланк лицензии не взимаются. 3.7. ФСБ России вправе определять упрощенный порядок аккредитации организаций в системах сертификации ФСБ России. При этом перечень документов, прилагаемых к заявке на аккредитацию, определяется в каждом конкретном случае. 3.8. Аккредитация в дополнительной области (доаккредитация). 3.8.1. Аккредитованный орган по сертификации или испытательный центр (лаборатория), претендующий на расширение своей области аккредитации, направляет заявку на аккредитацию в дополнительной области системы сертификации, в которой организация была аккредитована ранее. К заявке прилагаются: - сведения о дополнительной области аккредитации; - проект новой редакции положения об объекте аккредитации (при необходимости). 3.8.2. Доаккредитация проводится по вышеуказанной схеме. 3.9. Продление срока действия аттестата аккредитации проводится на основании заявления организации по вышеуказанной схеме. В отдельных случаях продление срока действия аттестата аккредитации осуществляется в упрощенном порядке по результатам работы объекта аккредитации за прошедший период. 4. Контроль за аккредитованными организациями4.1. Государственный контроль и надзор за соблюдением аккредитованными организациями правил обязательной сертификации и контроль за деятельностью аккредитованных в системах добровольной сертификации организаций осуществляется с целью проверки соответствия их деятельности установленным при аккредитации требованиям и может быть периодическим или внеплановым. Периодический контроль проводится, как правило, один раз в год в течение срока действия аттестата аккредитации. Внеплановый контроль проводится по решению ФСБ России в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности объекта аккредитации. 4.2. При нарушении условий аккредитации ФСБ России может принять решение о приостановлении или отмене действия аттестата аккредитации либо о приостановлении действия соответствующей лицензии. Решение ФСБ России о приостановлении или отмене действия аттестата аккредитации либо об ограничении области аккредитации принимается по результатам рассмотрения представленных материалов или (в случае необходимости) после заслушивания организации. Решение доводится до организации в десятидневный срок. 4.3. В случае несогласия аккредитованной организации с принятым решением в ФСБ России может быть подана апелляция, которая рассматривается в установленном порядке. ______________ * Объектами аккредитации являются юридические лица (организации, предприятия, учреждения, общественные объединения и пр.) независимо от форм собственности. ** Форма титульного листа положения приведена в приложении 2. Приложение 1к Положению (п. 3.2.1), Форма заявки на аккредитацию органа
Приложение 2к Положению (п. 3.2.2), Форма титульного листа Положения
Приложение 3к Положению (п. 3.2.2), Типовое положение об органе по сертификации 1. Общие положения1.1. Настоящее Типовое положение устанавливает общие требования к органу по сертификации, аккредитованному в системе сертификации ФСБ России, его функции, права, обязанности и ответственность. 1.2. Типовое положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне", Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300/1-I "О защите прав потребителей", ГОСТом Р 51000.5-96 "Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг", принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 29 февраля 1996 года № 138, Требованиями к органу по сертификации продукции и порядком его аккредитации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года № 16, на основании Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года № 3 и Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года № 15, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года № 15. 1.3. Орган по сертификации является составной частью организационной структуры системы сертификации, деятельность которой организует ФСБ России. 1.4. Аккредитация органа по сертификации является основанием для проведения им работ по сертификации продукции в законодательно регулируемой (добровольной) сфере. Орган по сертификации аккредитуется ФСБ России в соответствии с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) в системах сертификации Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Орган по сертификации должен быть юридическим лицом, располагать подготовленными специалистами, нормативными документами для проведения всего комплекса работ по сертификации в своей области аккредитации. Аккредитация в качестве органа по сертификации организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, осуществляется по согласованию с этими органами власти. 1.5. Орган по сертификации в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, государственными стандартами, нормативной и методической документацией по вопросам сертификации. 1.6. Положение о конкретном органе по сертификации разрабатывается на основании настоящего Типового положения с учетом его административной структуры и конкретной области аккредитации. В положении указываются конкретные виды работ, на выполнение которых аккредитуется орган по сертификации, номенклатура продукции сертификацию которой он будет осуществлять, дается краткое описание юридического статуса органа по сертификации. Положение подписывается руководителем органа по сертификации и утверждается ФСБ России в установленном порядке. 1.7. Работы по сертификации продукции проводятся на основе договоров с заявителями, а также договоров (трудовых соглашений) с экспертами, привлекаемыми к работам по сертификации. Порядок и условия определения стоимости работ, проводимых органом по сертификации при обязательной и добровольной сертификации продукции, устанавливаются ФСБ России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. 2. Задачи и функции органов по сертификации2.1. Основными задачами органа по сертификации являются проведение сертификации и заявленной области аккредитации и осуществление инспекционного контроля за сертифицированной этим органом продукции. 2.2. Орган по сертификации осуществляет следующие функции: - рассматривает заявку на сертификацию и принимает по ней решение; - проводит идентификацию продукции; - определяет схему проведения сертификации изделий с учетом предложений заявителя; - рекомендует заявителю испытательный центр (лабораторию); - участвует в случае необходимости в отборе образцов для проведения сертификационных испытаний; - проводит анализ материалов сертификационных испытаний; - оформляет экспертное заключение по сертификации продукции, сертификаты соответствия, лицензии (разрешения) на применение знака соответствия и представляет их в ФСБ России для регистрации в государственном реестре; - выдает сертификаты соответствия и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия; - проводит при необходимости предварительную проверку производства при серийном выпуске сертифицируемых изделий; - осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции; - хранит документацию, подтверждающую сертификацию продукции; - приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов соответствия и лицензий (разрешений) на применение знака соответствия; - участвует в совершенствовании нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, а также методических документов по проведению сертификационных испытаний; - представляет заявителю необходимую информацию по сертификации; - взаимодействует с держателями сертификатов в своей области аккредитации в целях проведения своевременной сертификации при изменении требований нормативных документов, на соответствие которым сертифицируется продукция; - оказывает содействие на договорной основе в проведении корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и контролирует их выполнение; - ведет перечень сертифицированной продукции в своей области аккредитации и готовит для публикации информацию о результатах сертификации; - обеспечивает правильную расстановку персонала и повышение его квалификации; - осуществляет внутреннюю проверку и обеспечение своего соответствия требованиям нормативных документов и требованиям, установленным в системе сертификации; - взаимодействует с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, обеспечивает доступность к своей документации органов, проводящих контроль его деятельности; - обеспечивает конфиденциальность информации. 3. Административная структура органа по сертификации3.1. Административная структура органа по сертификации состоит из постоянного штата сотрудников, возглавляемых руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны физических и юридических лиц, которые имеют непосредственную заинтересованность в результатах проводимой сертификации. 3.2. Постоянный штат сотрудников органа по сертификации организует и осуществляет работы по сертификации продукции в соответствии с возложенными на орган функциями и обязанностями. Персонал должен обладать необходимой квалификацией и компетентностью. 3.3. В штате обязательно наличие специалистов, осуществляющих оценку соответствия продукции и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, которые должны быть экспертами системы сертификации в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации. 3.4. В конкретном положении об органе по сертификации приводится его организационная структура, отражающая подчиненность и распределение обязанностей персонала. 4. Права, обязанности и ответственность органа по сертификации4.1. Орган по сертификации имеет право: - заключать договоры на проведение работ по сертификации; - привлекать на договорной основе для проведения сертификации и инспекционного контроля компетентных специалистов (экспертов); - при необходимости принимать участие в проведении сертификационных испытаний конкретных изделий в испытательных центрах (лабораториях) в пределах заявленной области аккредитации; - предлагать испытательному центру (лаборатории) методы испытаний, формы протоколов испытаний, другие документы; - отказывать заявителю в сертификации изделий, указывая при этом мотивы отказа и возможные альтернативные варианты сертификации; - принимать решение о приостановлении либо отмене выданных ранее сертификатов и лицензий (разрешений) на применение знака соответствия в случае нарушения изготовителем требований стандартов и иных нормативных документов; - запрашивать и получать в установленном порядке от заявителей и испытательных центров (лабораторий) документацию, сведения и материалы, необходимые для проведения работ по сертификации; - участвовать в совершенствовании нормативной и методической базы системы сертификации. 4.2. Орган по сертификации обязан: - в установленные сроки проводить сертификацию продукции, соблюдая в полном объеме все правила и порядок сертификации, установленные нормативные и методические документы системы сертификации; - при введении в нормативные документы новой нормы на ранее сертифицированное средство информировать держателя сертификата соответствия в течение месяца о сроках и порядке ее введения, а также оказывать ему содействие в своевременном проведении работы по сертификации продукции в соответствии с новыми нормами; - требовать от держателей сертификатов соответствия ведения учета поступивших им претензий и корректирующих мероприятий в отношении сертифицированной органом по сертификации продукции; - обеспечивать объективность анализа материалов сертификационных испытаний продукции; - поддерживать в рабочем состоянии систему протоколирования процедур сертификации; - обеспечивать сохранность государственной и коммерческой тайны процессе и по завершении сертификации продукции, соблюдении авторского права; - периодически, не реже одного раза в год, представлять в ФСБ России, в центральный орган системы сертификации (при его наличии) информацию о своей деятельности; - допускать в установленном порядке представителей контролирующих органов для осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью органа по сертификации и соблюдением им правил сертификации продукции; - предоставлять заявителям запрашиваемую информацию об оказываемых услугах; - своевременно извещать ФСБ России о связанных с деятельностью по сертификации структурных и качественных изменениях, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов; - приостанавливать (прекращать) деятельность по сертификации в случае приостановки действия (отмены) аттестата аккредитации и (или) приостановки действия (аннулирования) лицензии на право проведения работ по обязательной сертификации продукции, а также при окончании срока их действия. 4.3. Орган по сертификации несет ответственность за: - полноту и качество выполнения функций и обязанностей, возложенных на него; - соблюдение требований государственных стандартов, нормативных и методических документов, устанавливающих порядок сертификации; - соблюдение установленных сроков проведения сертификации; - обеспечение сохранности государственной тайны и коммерческой тайны заявителя; - соблюдение прав собственности заявителя на сертифицируемую продукцию, а также его авторского права; - соблюдение действующего законодательства. Приложение 4к Положению (п. 3.2.2), Типовое положение об испытательном центре (лаборатории) 1. Общие положения1.1. Настоящее Типовое положение устанавливает основные функции, права, обязанности, ответственность и другие аспекты деятельности аккредитованного в системе сертификации испытательного центра (лаборатории). 1.2. Типовое положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне", Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300/1-1 "О защите прав потребителей", ГОСТом Р 51000.3-96 "Общие требования к испытательным лабораториям", Требованиями к испытательным лабораториям и порядком их аккредитации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года № 16, на основании Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года № 3 и Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года № 15. 1.3. Испытательный центр (лаборатория) является составной частью организационной структуры системы сертификации, деятельность которой организует ФСБ России. 1.4. Испытательный центр (лаборатория) аккредитуется ФСБ России в соответствии с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) в системах сертификации Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Испытательный центр (лаборатория) должен быть юридическим лицом, располагать подготовленными специалистами, необходимой испытательной базой, нормативными и методическими документами для проведения всего комплекса работ по проведению сертификационных испытаний продукции в своей области аккредитации и отвечать установленным требованиям. 1.5. Испытательный центр (лаборатория) в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, государственными стандартами, нормативной и методической документацией по вопросам сертификации, действующими в конкретной системе сертификации ФСБ России. 1.6. Положение о конкретном испытательном центре (лаборатории) разрабатывается на основании настоящего Типового положения с учетом его административной структуры и конкретной области аккредитации. В положении указываются конкретные виды работ, на выполнение которых испытательный центр (лаборатория) аккредитуется ФСБ России, номенклатура продукции, испытания которой будет осуществлять испытательный центр (лаборатория), дается краткое описание юридического статуса испытательного центра (лаборатории). Положение подписывается руководителем испытательного центра (лаборатории) и утверждается ФСБ России в установленном порядке. 1.7. Руководство деятельностью испытательного центра (лаборатории) осуществляет начальник (руководитель) испытательного центра (лаборатории). 1.8. Испытательный центр (лаборатория) должен быть укомплектован имеющими соответствующее образование и квалификацию специалистами по проведению сертификационных испытаний. 1.9. Испытательный центр (лаборатория) должен располагать необходимой материально-технической и метрологической базой, а также расходными материалами для правильного проведения сертификационных испытаний и измерений. Испытательное оборудование, средства измерений и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний. 1.10. Состав и квалификация персонала, материально-техническая база и другие сведения, подтверждающие соответствие испытательного центра (лаборатории) требованиям настоящего Типового положения, должны быть отражены в Паспорте испытательного центра (лаборатории). 1.11. Перечень испытаний, проводимых испытательным центром (лабораторией), и испытываемой продукции должен содержать следующие сведения: - наименование испытываемой продукции; - коды ОКП и ТН ВЭД; - наименование испытаний и (или) определяемых характеристик (параметров); - обозначение нормативных документов на продукцию, содержащую значения определяемых характеристик (параметров); - обозначение нормативных документов на методы сертификационных испытаний. 1.12. Работы по проведению сертификационных испытаний продукции осуществляются на основе договоров с заявителями, а также договоров (трудовых соглашений) с привлекаемыми экспертами. Порядок и условия определения стоимости работ, проводимых испытательным центром (лабораторией) при обязательной и добровольной сертификации продукции, устанавливаются ФСБ России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. 2. Функции испытательного центра (лаборатории)Испытательный центр (лаборатория) в пределах установленной области аккредитации осуществляет следующие функции: - проводит сертификационные и инспекционные испытания продукции на соответствие требованиям государственных стандартов и других нормативных документов, действующих в системах сертификации ФСБ России; - осуществляет отбор образцов изделий для проведения сертификационных испытаний; - оформляет протоколы и технические заключения сертификационных испытаний, которые направляет органу по сертификации и заявителю; - обеспечивает достоверность, объективность и требуемую точность результатов сертификационных испытаний; - участвует по поручению органа по сертификации в предварительной проверке и анализе состояния производства сертифицируемых изделий; - разрабатывает, совершенствует и утверждает программы и методики испытаний, методы и средства испытаний, нормативные и технологические документы по проведению испытаний; - оказывает методическую и консультационную помощь предприятиям-изготовителям продукции, сертифицируемой в соответствующей системе сертификации; - анализирует зарубежный опыт видов и методик проведения сертификационных испытаний. 3. Права, обязанности и ответственность испытательного центра (лаборатории)3.1. Испытательный центр (лаборатория) в пределах установленной области аккредитации имеет право: - заключать договоры на проведение сертификационных испытаний; - разрабатывать форму протоколов испытаний, порядок их оформления и подписания, обеспечивающих объективную оценку и отражение результатов проведенных испытаний; - при отрицательных результатах испытаний по инициативе заявителя на основании заключенного договора проводить обследование предприятий-изготовителей с целью выдачи рекомендаций по изменению технологии изготовления продукции, внесению изменений в техническую и конструкторскую документацию; - передавать по согласованию с органом по сертификации часть сертификационных испытаний на условиях субподряда другим испытательным центрам (лабораториям), при условии, что его субподрядчик аккредитован на проведение этих испытаний. В документах, содержащих результаты испытаний, должны быть четко выделены результаты, которые получены субподрядчиком; - осуществлять отбор образцов в соответствии с п. 3.3 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Конструкция, состав и технология изготовления образцов должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю. Образцы изделий, поступающих на испытания, должны сопровождаться соответствующей документацией и быть идентифицированы на соответствие технической документации; - ссылаться на статус аккредитованного испытательного центра (лаборатории) в информационных изданиях; - принимать участие в разработке национальных, европейских или международных стандартов в области испытаний. 3.2. Испытательный центр (лаборатория) обязан: - выполнять работу строго в соответствии с областью аккредитации по установленным правилам; - обеспечивать полноту и объективность проведения сертификационных испытаний, достоверность и точность их результатов; - соблюдать порядок и сроки проведения сертификационных испытаний, определенные в договоре с заявителем, а также условия, обеспечивающие конфиденциальность их проведения; - обеспечивать сохранность государственной и коммерческой тайны в процессе и по завершении сертификации продукции, соблюдение авторского права; - взаимодействовать с ФСБ России, а также с другими аккредитованными в системе сертификации организациями в процессе своей деятельности; - представлять в ФСБ России информацию о своей деятельности (не менее одного раза в год), а также об изменениях организационной структуры, технического оснащения и других условий, определяющих способность выполнять работы в области сертификации; - в недельный срок извещать аккредитующий орган об изменениях юридического адреса и платежных реквизитов; - не использовать полученную аккредитацию в ущерб ФСБ России; - обеспечивать соответствие технического состояния контрольно-измерительной аппаратуры и испытательного оборудования требованиям эксплуатационной документации, обеспечивать их своевременную поверку и аттестацию. Все оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, защиту от повреждений и преждевременного износа; - приостанавливать либо прекращать свою деятельность в системе сертификации в случае приостановления (отмены) действия аттестата аккредитации или по завершении срока действия аттестата аккредитации, а также прекратить ссылаться на аккредитацию в рекламе центра (лаборатории); - создавать необходимые условия для осуществления ФСБ России государственного контроля и надзора за деятельностью испытательного центра (лаборатории) в области сертификации; - не заниматься какой-либо деятельностью, способной подорвать доверие к испытательному центру (лаборатории) в отношении независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении сертификационных испытаний; - предоставлять по просьбе заявителя его представителям возможность ознакомиться с условиями хранения и испытания образцов изделий; - направлять органу по сертификации и заявителю протоколы результатов сертификационных испытаний и технические заключения; - обеспечивать систематическое повышение квалификации специалистов испытательного центра (лаборатории). Испытательный центр (лаборатория) должен располагать актуализированной документацией, включающей: - нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность испытательного центра (лаборатории); - документы, устанавливающие технические требования к испытываемой продукции и методы ее испытаний, - стандарты и технические условия, в том числе и международные стандарты; - документы, устанавливающие программы и методы проведения испытаний; - документацию на систему обеспечения качества; - документацию на испытательное и измерительное оборудование: графики и методики проверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, паспорта на них и другая эксплуатационная документация; - документацию по персоналу испытательного центра (лаборатории), в том числе должностные инструкции для каждой категории специалистов, устанавливающие их функции, обязанности, права и ответственность, требования к качеству проведения работ, к образованию, техническим знаниям и опыту работы. 3.3. Испытательный центр (лаборатория) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за: - правильность и полноту проведения сертификационных испытаний, достоверность, объективность и требуемую точность измерений, своевременную проверку средств измерений и аттестацию испытательного оборудования; - соблюдение требований нормативных и методических документов, предъявляемых к порядку и правилам сертификационных испытаний; - соблюдение прав собственности заявителя на испытываемую продукцию, включая его авторское право; - сохранность и работоспособное состояние предъявляемых на сертификационные испытания образцов продукции, кроме случаев, когда отобранные образцы изделий израсходованы или приведены в непригодное для дальнейшего использования по прямому назначению состояние и составлен акт на их списание; - выполнение установленных сроков проведения испытаний, обработки и оформления их результатов; - своевременное продление аккредитации на право проведения сертификационных испытаний; - обеспечение сохранности государственной тайны и коммерческой тайны заявителя; - соблюдение действующего законодательства. 3.4. Испытательный центр (лаборатория) может отказаться от аккредитации, уведомив об этом аккредитующий орган в письменной форме за месяц (или другой срок, согласованный между сторонами) до прекращения деятельности в системе сертификации. Приложение 5к Положению (п. 3.2.2), Форма паспорта испытательного центра (лаборатории)
Форма 1
Форма 2 I. Номенклатура продукции, испытываемой центром (лабораторией)
II. Виды испытаний, проводимых лабораторией
Форма 3 Оснащенность испытательным оборудованием (ИО)
Форма 4 Оснащенность средствами измерений (СИ) для испытаний продукции
Форма 5 Оснащенность средствами измерений для аттестации испытательного оборудования
Форма 6 Оснащенность стандартными образцами при аналитическом контроле
Форма 7 Перечень нормативной документации (НД), устанавливающей требования к испытываемой продукции и методам ее испытаний
Форма 8 Кадровый состав сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации центра (лаборатории)
Форма 9 Состояние производственных помещений
Приложение 6к Положению (п. 3.2.2), Анкета-вопросник для органа по сертификации 1. Организация, претендующая на аккредитацию: наименование, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты. 2. Орган по сертификации: наименование; наименование продукции, подлежащей сертификации. 3. Лицо, ответственное за данную анкету: фамилия, имя отчество, должность, телефон, факс. 4. Лицо, ответственное за связь с ФСБ России: фамилия, имя, отчество, должность, телефон, факс. 5. Руководящий состав и структура. 5.1. Фамилии и должности ответственных руководителей органа по сертификации и организации, на базе которой он создан. 5.2. Фамилия и должность лица, ответственного за связь с другими организациями, назначенного руководителем органа по сертификации, и его помощника. 5.3. Подразделения организации - заявителя, входящие в состав органа по сертификации (указываются на отдельном листе в виде перечня или схемы), организационная структура (в виде схемы). 5.4. Наличие производственных площадей с необходимыми условиями для работы персонала, оргтехники, средств массовой информационной технологии. 6. Политика в области управления качеством. Представление подробной информации (при необходимости). 6.1. Заявление о политике в области качества. 6.2. Организационная схема, отражающая подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала. 6.3. Наделен ли сотрудник, ответственный за управление качеством, правами, позволяющими ему определять проблемы в области качества и находить эффективные средства их решения? 6.4. Включает ли система обеспечения качества процедуры, предусматривающие надзор за уровнем квалификации? 6.5. Разработана ли система внутренних проверок? 6.6. Разработана ли система обеспечения конфиденциальности информации, получаемой в процессе сертификации продукции? 6.7. Разработан ли порядок рассмотрения апелляций внутри органа по сертификации? 6.8. Имеется ли система информационного обеспечения в органе по сертификации? 6.9. Заключены ли соглашения с организациями, взаимодействующими с органом сертификации? 6.10. Согласен ли заявитель с условиями использования лицензии, дающей ему право проведения работ по сертификации в пределах области аккредитации, выдачи сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия (при аккредитации в системе обязательной сертификации)? 7. Фонд нормативных документов 7.1. Содержит ли фонд нормативных документов все государственные стандарты и другие документы, в которых установлены требования к продукции, заявленной в области аккредитации, и методам ее испытаний? 7.2. Имеется ли система и условия учета, хранения и актуализации фонда нормативных документов? 8. Юридический статус и независимость. 8.1. Имеет ли организация - заявитель статус юридического лица, собственную печать, расчетный счет и бланк? 8.2. Входит ли организация - заявитель в состав какого-либо предприятия или объединения, имеющего в своем составе предприятия - изготовители продукции, заявленной в области аккредитации, или организации, занимающиеся торговлей такой продукцией? 8.3. Могут ли административная подчиненность, система оплаты труда и источники финансирования оказывать влияние на объективность результатов сертификации? 9. Обеспеченность испытательными центрами (лабораториями). 9.1. Имеются ли аккредитованные испытательные центры (лаборатории) в составе органа по сертификации? 9.2. Заключены ли договоры с испытательными центрами (лабораториями), взаимодействующими с органом? 9.3. Соответствуют ли области аккредитации испытательных центров (лабораторий) области аккредитации органа по сертификации по номенклатуре, характеристикам продукции, методам ее контроля? 10. Испытания продукции. 10.1. На отдельном листе составляется перечень аккредитованных испытательных центров (лабораторий), в которых будут проводиться испытания для целей сертификации, с указанием номеров аттестатов аккредитации и испытываемой продукции. 10.2. Сведения о процедуре оценки результатов первичных и последующих испытаний. 11. Сведения о порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. 12. Документация. 12.1. Имеется ли в распоряжении персонала документация, регламентирующая проведение работ по сертификации продукции? 12.2. Имеются ли в распоряжении персонала типовые формы и бланки, необходимые для проведения работ по сертификации продукции? 12.3. Разработана ли система регистрации и протоколирования документации? 12.4. Разработана ли система контроля за документацией? 12.5. Разработана ли система актуализации, применения указанной документации, регистрации изменений? 12.6. Актуализируются ли документы и справочные данные? 12.7. Своевременно ли исключаются из документов устаревшие данные и т.д.? 12.8. Разработана ли система ведения учета сертифицированной продукции? 13. Кадры. 13.1. Фамилии, квалификация, образование и специальность по образованию, практический опыт работы и полномочия персонала (как штатного, так и нештатного), в том числе наличие и количество аттестованных экспертов и регистрационные номера подтверждающих документов (объем работ, выполняемый нештатным персоналом, не должен превышать 10 % от всего объема работ в конкретной области аккредитации); 13.2. Определены ли уровни профессиональной подготовки, профессионального умения? 13.3. Имеются ли должностные инструкции? 13.4. Ознакомлен ли персонал с должностными инструкциями? 13.5. Сведения о поддержании и повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации. 13.6. Существует ли система аттестации персонала? 13.7. Прошли ли специалисты предварительную подготовку или специальное обучение перед аккредитацией? 13.8. Участвовали ли специалисты в практических работах по сертификации и аккредитации? 14. Архивы. 14.1. Существует ли система, устанавливающая сдачу в архив документации по сертификации продукции? 14.2. Хранятся ли в архиве анализы и расчеты, входящие в протокол испытаний? 14.3. Сроки хранения архивных документов. 14.4. Разработаны ли меры, обеспечивающие постоянную, четкую и полную актуализацию документов и их секретное хранение, если это требуется? 15. Сертификаты. Может ли орган по сертификации при необходимости высылать копии сертификатов ФСБ России на строго конфиденциальной основе? 16. Прочая информация. 16.1. Методы обеспечения связи с другими организациями или органами. 16.2. Дополнительная информация, которая может оказаться полезной для экспертов, ответственных за аттестацию (такая информация, при необходимости, представляется на отдельном листе). 17. Готовность к проведению аттестации. 17.1. Когда орган по сертификации будет готов к проведению аттестации? 17.2. Есть ли необходимость в срочном проведении аттестации? Если да, то укажите причины.
Приложение 7к Положению (п. 3.2.2), Анкета-вопросник для испытательного центра (лаборатории) 1. Испытательный центр (лаборатория), претендует на аккредитацию: наименование, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты. 2. Организация или предприятие, которому подчинен испытательный центр (лаборатория): наименование, адрес, телефон, факс. 3. Лицо, ответственное за данную анкету: фамилия, имя, отчество, должность, телефон, факс. 4. Лицо, ответственное за связь с ФСБ России: фамилия, имя, отчество, должность, телефон, факс. 5. Руководящий состав и структура. 5.1. Фамилии и должности ответственных руководителей испытательного центра (лаборатории) и организации, которой она подчиняется. 5.2. Фамилия и должность лица, ответственного за систему обеспечения качества испытательного центра (лаборатории). 5.3. Фамилия и должность лица, ответственного за связь с другими организациями, назначенного испытательным центром (лабораторией), и его помощника. 5.4. Подразделения испытательного центра (лаборатории), представляемые на аккредитацию (указываются на отдельном листе в форме перечня или схемы организационной структуры испытательного центра (лаборатории)). 6. Политика в области управления качеством. 6.1. Заявление в области управления качеством. 6.2. Организационная схема, отражающая подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала. 6.3. Наделен ли сотрудник, ответственный за управление качеством, правами, позволяющими ему определять проблемы в области качества и находить эффективные средства их решения? 6.4. Включает ли система обеспечения качества процедуры, предусматривающие надзор за уровнем квалификации? 6.5. Разработана ли система внутренних проверок? 6.6. Разработана ли система обеспечения конфиденциальности информации, получаемой в процессе сертификационных испытаний? 6.7. Имеется ли система информационного обеспечения в испытательном центре (лаборатории)? 6.8. Согласен ли заявитель с условиями использования лицензии, дающей ему право на проведение испытаний и выдачу протоколов испытаний для целей сертификации в пределах области аккредитации (при аккредитации в системе обязательной сертификации)? 7. Инструкции. 7.1. Имеются ли в распоряжении сотрудников руководства, инструкции и правила, регламентирующие проведение работы? 7.2. Разработана ли система актуализации, применения указанной документации и регистрации изменений? 7.3. Имеется ли в наличии документация на каждую операцию по испытаниям? 7.4. Актуализируются ли документы и справочные данные? 7.5. Своевременно ли исключаются из документов устаревшие данные и т.д.? 8. Кадры. 8.1. Общее количество сотрудников испытательного центра (лаборатории), представившей заявку на аккредитацию. 8.2. Фамилия, квалификация, образование и специальность по образованию, практический опыт работы и полномочия персонала, в том числе наличие и количество аттестованных экспертов и регистрационные номера подтверждающих документов. 8.3. Определены ли уровни профессиональной подготовки, профессионального умения и имеют ли должностные инструкции? 8.4. Сведения о поддержании и повышении квалификации персонала, осуществляющего сертификационные испытания. 9. Оборудование для испытаний и поверка средств измерений. 9.1. Устанавливает ли система управления качеством совместимость степени точности оборудования с проводимыми испытаниями? 9.2. Регистрируется ли все испытательное оборудование и средства измерений? 9.3. Имеются ли помещения и соответствующие условия для аттестации, поверки, транспортировки, хранения и обслуживания всего испытательного оборудования и средств измерений? 9.4. Имеются ли документы на процедуры, обеспечивающие аттестацию и поверку всего оборудования и контрольных эталонов, включая методы, периодичность, герметизацию после калибровки и т.д.? При отсутствии перечисленного указать, какая система аттестации и проверки используется. 9.5. Могут ли быть соотнесены используемые для поверки контрольные эталоны с национальными или международными эталонами измерений? 10. Методы испытаний. 10.1. Аттестованы ли методы испытаний и процедуры, не указанные в технических условиях, стандартах и т.д.? 10.2. Обеспечивают ли условия проведения испытаний точность их проведения и регистрацию результатов? 10.3. Имеется ли оборудование для испытаний при заданных окружающих условиях? 10.4. Контролируется ли доступ к месту проведения испытаний? 10.5. Имеется ли система, обеспечивающая выявление ошибок и их причин при проведении испытаний, а также устранение получения ошибочных результатов? 11. Транспортировка и хранение. 11.1. Разработаны ли инструкции по работе и контролю и применяются ли они при транспортировке, хранении и возврате материалов и образцов заказчику? 11.2. Предусмотрены ли специальные складские помещения, предупреждающие порчу продукции? 11.3. Устанавливаются ли методы хранения, включая особые условия окружающей среды? 11.4. Разработаны ли процедуры контроля хранящихся образцов? 11.5. Имеется ли доступ к складским помещениям только лиц имеющих специальное разрешение? 11.6. Разработаны ли меры, предусматривающие соответствующую идентификацию и этикетирование всех образцов, подлежащих хранению или возврату заказчику? 12. Какой вид испытания будет производиться с субподрядчиком в предполагаемой области аккредитации. 13. Архивы. 13.1. Существует ли система, устанавливающая сдачу в архив документации с описанием методов и результатов проведенных испытаний? 13.2. Хранятся ли в архиве анализы и расчеты, входящие в протокол испытаний? 13.3. Разработаны ли меры, обеспечивающие постоянную, четкую и полную актуализацию документов и их секретное хранение, если это требуется? 13.4. Сроки хранения архивных документов. 14. Протоколы испытаний. Может ли испытательный центр (лаборатория), при необходимости рассылать копии протоколов испытаний ФСБ России на строго конфиденциальной основе? 15. Прочая информация. 15.1. Методы обеспечения связи испытательного центра (лаборатории) с другими организациями или органами. 15.2. Дополнительная информация, которая может оказаться полезной для экспертов, ответственных за аттестацию (такая информация при необходимости представляется на отдельном листе). 16. Готовность к проведению аттестации. 16.1. Когда испытательный центр (лаборатория) будет готова к проведению аттестации? 16.2. Есть ли необходимость в срочном проведении аттестации? Если да, то укажите причины.
Приложение 8к Положению (п. 3.3), Форма заявления на получение лицензии
Приложение 9к Положению (п. 3.5.3), Форма акта по результатам аттестации объекта аккредитации
Приложение 10к Положению (п. 3.6.2), Форма аттестата аккредитации
Приложение 11к Положению (п. 3.6.2), Форма приложения к аттестату аккредитации органа по сертификации
Приложение 12к Положению (п. 3.6.2), Форма приложения к аттестату аккредитации
Приложение 13к Положению (п. 3.6.2), Форма лицензии на проведение работ в области аккредитации
|