АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ Общие технические требования
Предисловие 1 ПОДГОТОВЛЕН Концерном «Международные аэронавигационные системы», комитетом по аэронавигации «Союза авиапроизводителей России» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2019 г. № 1313-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) Содержание ГОСТ Р 58712-2019
Дата введения - 2020-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие технические требования к вновь разрабатываемым автоматизированным метеорологическим измерительным системам (АМИС), которые предназначены для: - метеорологического обеспечения авиационного транспорта и обеспечения непрерывного измерения и мониторинга атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, направления ветра, скорости ветра, интенсивности осадков; - формирования и передачи метеорологических сообщений; - архивирования метеорологической информации и отчетности; - сопряжения с внешними системами. 2 Термины, определения и сокращения2.1 В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением: 2.1.1 автоматизированная метеорологическая измерительная система: Комплекс для определения, обработки, отображения и распространения данных о метеорологических параметрах в режиме реального времени, в состав которого входят автоматические метеорологические датчики и измерительные приборы, способные функционировать непрерывно и без помощи обслуживающего персонала в течение продолжительных периодов времени. 2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения: АМИС - автоматизированная метеорологическая измерительная система; ВНГО - видимость нижней границы облаков; ВПП - взлетно-посадочная полоса; ДАД - датчик атмосферного давления; ДСВ - датчик скорости ветра; ДНВ - датчик направления ветра; ДТВВ - датчик температуры и влажности воздуха; ДАО - датчик атмосферных осадков; ДВ - датчик видимости; ДЯФ - датчик яркости фона; ДВГО - датчик высоты нижней границы облаков; ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO); ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина; ASCII - американский стандартный код для обмена метеорологической информацией (American standard code for information interchange); QNH - давление в районе аэродрома, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (Question Nautical Height); QFE - давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы (Question Field Elevation). 3 Общие положения3.1 Оборудование АМИС, устанавливаемое на открытом воздухе, должно сохранять работоспособность в соответствии с авиационными правилами [1] при: - температуре окружающего воздуха от минус 50 °С до плюс 50 °С и от минус 60 °С до плюс 55 °С для измерителей температуры воздуха; - относительной влажности воздуха до 98 % при температуре плюс 25 °С и 100 % при температуре плюс 25 °С для измерителей влажности воздуха; а также при воздействии: - воздушного потока со скоростью до 50 м/с и до 55 м/с для измерителей параметров ветра; - дождя, снега, росы, инея иметь защиту от загрязнений, в том числе пыли (песка). 3.2 Оборудование АМИС, устанавливаемое в отапливаемых помещениях, должно быть работоспособно в соответствии с авиационными правилами [1] при: - температуре воздуха от плюс 5 °С до плюс 40 °С; - относительной влажности воздуха до 80 % при плюс 25 °С. 3.3 Оборудование АМИС должно быть работоспособно при воздействии пониженного атмосферного давления до 700 гПа, а для измерителей атмосферного давления - до 600 гПа (см. [1]). 3.4 Метеорологические параметры должны измеряться непрерывно (см. [1]). 3.5 Оборудование АМИС должно быть совместимо с линиями связи, использующими интерфейсы RS-232 [2] или RS-485 [3], либо с модемной линией связи (см. [1]). 3.6 Автономные датчики из состава АМИС должны иметь устройства для установки и крепления (см. [1]). 3.7 Датчики температуры и влажности воздуха из состава АМИС должны иметь защиту от солнечной радиации (см. [1]). 3.8 Оборудование АМИС должно быть рассчитано на питание от электросети переменного тока напряжением 220 В ± 10 % и частотой 50 Гц ± 1,0 Гц (см. [1]). 3.9 АМИС не должна выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках и пропадании напряжения в электросети на время до 15 минут (см. [1]). 3.10 Операционная система АМИС общего применения должна иметь лицензию (см. [1]). 3.11 Все составные части оборудования, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока частотой 50 Гц и более 110 В постоянного тока по отношению к корпусу, должны иметь защиту, обеспечивающую безопасность обслуживающего персонала (см. [1]) 3.12 В АМИС должна быть предусмотрена сигнализация о неисправностях (отказах) (см. [1]). 3.13 На каждый тип оборудования должны быть установлены и указаны в эксплуатационных документах показатели срока службы или ресурса, средней наработки на отказ и среднего времени восстановления, срок гарантийного обслуживания (см. [1]). 4 Состав и источники данных4.1 В минимальный состав АМИС должны входить: - модуль управления; - датчик атмосферного давления; - датчик скорости ветра; - датчик направления ветра; - датчик температуры и влажности воздуха; - датчик атмосферных осадков; - датчик видимости; - датчик яркости фона; - датчик высоты нижней границы облаков. 5 Общие технические характеристики5.1 АМИС должна иметь возможность подключения средств измерения: атмосферного давления, скорости и направления ветра, температуры и влажности воздуха, атмосферных осадков, видимости, яркости фона и высоты нижней границы облаков (см. [1]). 5.2 АМИС должна обеспечивать автоматическое измерение в соответствии с авиационными правилами [1]: - атмосферного давления; - скорости и направления ветра; - температуры и влажности воздуха; - атмосферных осадков; - видимости; - яркости фона; - высоты нижней границы облаков. 5.3 В АМИС должны быть предусмотрены функции управления ее работой от внешних устройств (см. [1]) Примечание - Под внешними устройствами понимаются ПЭВМ (для технического обслуживания) или центральное вычислительное устройство измерительных систем. 5.4 АМИС должна обеспечивать (см. [1]): - сбор и обработку данных от датчиков, автоматизированный расчет метеорологических параметров, диагностику и контроль состояния датчиков, регистрацию и архивацию данных, автоматическое заполнение журналов наблюдений и табличных форм, формирование и передачу в установленные адреса и в установленные сроки информацию в виде сводок в форматах международных кодов METAR, SPECI, MET REPORT, SPECIAL; - автоматическую обработку измеренных метеовеличин; - автоматическую передачу результатов обработки метеовеличин через линии связи на входное устройство ПЭВМ или на вход центрального вычислительного устройства измерительных систем в коде ASCI; - сигнализацию об отказе АМИС и отдельных датчиков, входящих в состав АМИС; - автоматическую передачу метеорологической информации на выносные средства отображения; - автоматическую регистрацию измеренных датчиками метеорологических величин; - автоматическую регистрацию передаваемой метеорологической информации; - автоматизированный расчет и включение в сводки метеорологических величин; - ввод в специальное программное обеспечение таблицы восхода - захода и сумерек; - ввод в специальное программное обеспечение пороговых значений метеорологических элементов, соответствующих минимумам аэродрома для светлого и темного времени суток, для всех курсов посадки; - возможность ручного ввода метеонаблюдателем метеорологических параметров, не измеряемых автоматически (количество и форма облаков, явления текущей и недавней погоды, сдвиг ветра, информация о состоянии покрытия ВПП и коэффициенте сцепления, рабочий курс взлета и посадки, дополнительная метеорологическая информация, определенная требованиями ИКАО); - возможность предварительного контроля и исправления метеорологической информации, выдаваемой на выносные средства отображения, средства регистрации и в линии связи; - периодичность опроса метеорологических датчиков: - через интервал времени не более 15 с датчиков видимости, яркости фона, ВНГО и параметров ветра; - не реже чем через 30 мин датчиков атмосферного давления, температуры и влажности воздуха; - сигнализацию об отказе АМИС и отдельных датчиков, входящих в состав АМИС; - возможность перехода с основного на резервное центральное вычислительное устройство АМИС за период времени, не превышающий 1 мин; - автоматическую передачу метеорологической информации на выносные средства отображения; - отображение метеорологических величин в объеме и с дискретностью обновления данных в 1 мин; - возможность сопряжения и получения информации от системы единого времени; - метрологическое обеспечение метеорологических датчиков; - устойчивую работу, без потребности повторного включения, при кратковременных бросках и/или пропадании напряжения в питающей электросети на время до 20 мин. АМИС должна обеспечивать измерение метеорологических параметров, обработку результатов измерений, расчеты метеорологических величин, формирование и передачу данных на средства отображения и в линии связи обеспечивать при условии выполнения нижеперечисленных требований: - скользящее осреднение мгновенных значений скорости и направления ветра за истекшие 2 мин (для местных сводок и включения в информацию, передаваемую на средства отображения) и 10 мин (для автоматического включения в сводки, передаваемые за пределы аэродрома); - скользящий выбор максимальной скорости ветра (порывов) из измеренных за истекшие 10 мин мгновенных значений скорости ветра; - анализ изменения направления ветра за истекшие 10 мин и включение в сводки погоды информации о значительных (60° и более) отклонениях направления ветра от среднего; - вычисление перпендикулярной и попутной к ВПП составляющих максимальной скорости ветра; - использование критериев приложения 3 к Конвенции международной гражданской авиации «Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации» [4] для включения в сводки значений измеренных параметров приземного ветра. 5.5 В АМИС должна быть обеспечена передача сигналов от средств измерения на входное устройство ПЭВМ или на вход центрального вычислительного устройства измерительных систем на расстояние не менее 8000 м (см. [1]). 5.6 В АМИС должна обеспечиваться регистрация и архивирование (на съемных носителях) за период не менее 30 сут всей поступающей метеорологической информации (см. [1]). 5.7 Дисплей АМИС должен иметь размер по диагонали не менее 19 дюймов и разрешающую способность не хуже 1280×1024 пикселей (см. [1]). 5.8 На дисплее средства отображения должна обеспечиваться возможность регулировки (цвет, яркость, контраст) изображения информации (см. [1]). 5.9 Программное обеспечение АМИС должно иметь защиту от несанкционированного доступа, а также от неправильных действий оператора (см. [1]). 6 Параметры ветра6.1 Диапазоны измерений мгновенной скорости и направления ветра должны быть соответственно от 1 до 55 м/с и от 0° до 360° в соответствии с авиационными правилами [1]. 6.2 Пределы допустимой погрешности измерения скорости и направления ветра должны быть (см. [1]): ± 0,5 м/с при скорости ветра до 5 м/с; ± 10 % при скорости ветра более 5 м/с; ± 10° по направлению ветра. 6.3 Рекомендуется, чтобы пределы допустимой погрешности измерения скорости и направления ветра были: ± 0,5 м/с при скорости ветра до 10 м/с; ± 5 % при скорости ветра более 10 м/с; ± 5° по направлению ветра. 6.4 Должно обеспечиваться определение и отображение значений направления и скорости ветра, осредненных за двухминутный период. 6.5 Должно обеспечиваться определение и отображение максимального значения скорости ветра (см. [1]). 6.6 Должно обеспечиваться осреднение мгновенных значений скорости ветра за период 3 сек при определении максимального значения скорости ветра. 6.7 Должно обеспечиваться определение и отображение перпендикулярной относительно ВПП составляющей максимальной скорости ветра (см. [1]). 6.8 Должно обеспечиваться определение и отображение продольной относительно ВПП составляющей максимальной скорости ветра (см. [1]). 6.9 Для средств отображения должно обеспечиваться округление значений направления и скорости ветра до величин, кратных 10 истинным градусам и 1 м/с соответственно (см. [1]). 6.10 Для средств отображения должно обеспечиваться округление скорости ветра с кратностью 0,5 м/с (см. [1]). 6.11 Дискретность обновления информации о значениях параметров ветра должна составлять не более 60 (см. [1]). 7 Параметры атмосферного давления7.1 Диапазон измерения атмосферного давления должен быть от 600 гПа до 1080 гПа в соответствии с авиационными правилами [1]. 7.2 Рабочий диапазон измерения должен быть не менее 150 гПа с установкой его в пределах от 600 до 1080 гПа (см. [1]). 7.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть ± 0,5 гПа (см. [1]). 7.4 Должно обеспечиваться вычисление значений атмосферного давления, приведенного к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) в гектопаскалях (гПа) и к уровню порогов ВПП (QFE) в гПа и миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) (см. [1]). Примечания 1 Давление в районе аэродрома, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (QNH), используется для отсчета барометрической высоты в аэронавигации. 2 Давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы (QFE), используется для отсчета барометрической высоты в аэронавигации. 7.5 Значения QNH и QFE должны определяться до десятых долей гектопаскаля (гПа) и/или миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.) и представляться соответственно четырехзначным и/или трехзначным числом с указанием используемых единиц измерения (см. [1]). 7.6 Дискретность обновления информации о значениях атмосферного давления, указанных в 7.5, должна составлять не более 60 с. 7.7 На средствах отображения должно обеспечиваться вычисление и индикация барической тенденции (см. [1]). 8 Температура и влажность воздуха8.1 Диапазон измерения температуры воздуха должен составлять от минус 60 ° С до плюс 55 ° С, относительной влажности от 30 % до 100 % в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 ° С (см. [1]). 8.2 Пределы допустимой погрешности измерения должны быть в соответствии с авиационными правилами [1]: ± 0,4 °С при измерении температуры; ± 5 % при измерении относительной влажности при температуре выше 0 °С; ± 10 % при температуре ниже 0 °С. 8.3 На средствах отображения должна обеспечиваться индикация значений температуры воздуха в величинах, кратных целым градусам Цельсия, при этом наблюдаемые значения с 0,5 °С округляться до ближайшего большего целого градуса (см. [1]). 8.4 Дискретность обновления информации о значениях температуры и влажности воздуха должна составлять не более 60 с (см. [1]). 9 Параметры измерения атмосферных осадков9.1 Диапазон измерений количества атмосферных осадков не должен быть ограничен (см. руководство [5]). 9.2 Пиковая интенсивность измеряемых осадков должна быть не более 300 мм/час (5 мм/мин) (см. [5] - [7]). 9.3 Пределы допускаемой погрешности измерений количества осадков должны быть не более ± 2 % (см. [6] - [8]). 9.4 На средствах отображения должна обеспечиваться индикация значений количества осадков в величинах, кратных 1 мм/час (см. [7]). 9.5 Дискретность обновления информации о значениях измеряемого количества атмосферных осадков должна составлять не более 60 с (см. [6], [7]). 10 ВидимостьПримечание - При инструментальных измерениях под видимостью понимается метеорологическая оптическая дальность видимости. 10.1 Диапазон измерения должен быть от 20 м до 6000 м в соответствии и авиационными правилами [1]. 10.2 Рекомендуемый диапазон измерения от 20 м до 10000 м (см. [1]). 10.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть в соответствии с авиационными правилами [1]: ± 15 % при видимости до 250 м; ± 10 % при видимости от 250 м до 3000 м; ± 20 % при видимости от 3000 м до 6000 м. 10.4 Должно обеспечиваться скользящее осреднение измеренных значений за период 60 с (см. [1]). 10.5 Для выносных средств отображения видимость должна округляться (см. [1]) в сторону меньшего значения, кратного: - 50 м при видимости менее 800 м; - 100 м при видимости 800 м или более, но менее 5000 м; - 1000 м при видимости 5000 м или более, но менее 10000 м. 10.6 Дискретность обновления информации о значениях видимости должна составлять не более 60 с (см. [1]). 11 Высота нижней границы облаков (вертикальная видимость)11.1 Диапазон измерения от 15 м до 2000 м в соответствии с авиационными правилами [1]. 11.2 Рекомендуемый диапазон измерения должен быть от 0 до 3000 м (см. [1]). 11.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть в соответствии с авиационными правилами [1]: ± 10 м при ВНГО (ВВ) до 100 м; ± 10 % при ВНГО (ВВ) более 100 м. 11.4 Рекомендуемый предел допустимой погрешности измерения (см. [1]): ± 10 м при ВНГО (ВВ) до 1000 м; ± 30 м при ВНГО (ВВ) более 1000 м. 11.5 Рекомендуется обеспечивать скользящую выборку минимального значения за период 60 с из ряда мгновенных значений, сглаженных на интервале 6 - 10 с (см. [1]). 11.6 Для выносных средств отображения высота нижней границы облаков должна округляться в сторону меньшего значения, кратного 5 м до высоты 30 м, кратного 10 м в диапазоне от 30 м до 300 м и кратного 30 м для высоты нижней границы облаков более 300 м (см. [1]). 11.7 Дискретность обновления информации о значениях ВНГО (ВВ) должна составлять не более 60 с (см. [1]). 12 Яркость фона (освещенность)12.1 Диапазон измерения должен быть в соответствии с авиационными правилами [1] от 40 до 15000 кд/м 2 12.2 Рекомендуемый диапазон измерения яркости фона - от 10 до 100000 кд/м2. 12.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть ± 20 % (см. [1]). 12.4 Рекомендуемый предел допустимой погрешности измерения (см. [1]) - ± 10 %. 12.5 Рекомендуется обеспечивать скользящее осреднение измеренных значений за период 60 с (см. [1]). 12.6 Дискретность обновления информации о значениях яркости фона не более 60 с (см. [1]). Библиография
Ключевые слова: станция необслуживаемая, автоматическая, автоматизированная, метеорологическая, метео, система, безопасность полетов
|