ГОСТ Р 58686-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА РАРИТЕТНЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки Rarity and classical vehicles. Historical and technical expertise. Safety requirements for roadworthiness and methods of inspection
ОКС 43.020 Дата введения 2020-03-01
ПредисловиеПредисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2019 г. N 1245-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на раритетные и классические транспортные средства категорий L, M, N, О, эксплуатируемые на дорогах общего пользования. Настоящий стандарт устанавливает методику проведения историко-технической экспертизы классических транспортных средств, требования, предъявляемые к ним с целью признания транспортных средств раритетными или классическими, а также формы документов, оформляемых по результатам ее проведения. Стандарт устанавливает требования к классическим транспортным средствам для допуска к движению по дорогам общего пользования и методы проверки. Настоящий стандарт не распространяется на модернизированные раритетные транспортные средства.
2 Нормативные ссылки2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт: ГОСТ 33997 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 транспортное средство; ТС: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. 3.2 раритетное транспортное средство; РТС: ТС категорий L, , или , с даты выпуска которого прошло 30 и более лет, а также категорий , , N, или , не предназначенное для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которого прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и, при наличии, рамой, сохраненное или отреставрированное до оригинального состояния. 3.3 технический эксперт в области РТС: Штатный сотрудник (эксперт) организации, включенной в российскую часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Евразийского экономического союза в качестве испытательной лаборатории (центра) с наличием в области аккредитации в качестве объектов подтверждения соответствия ТС соответствующих категорий, проводящий осмотр ТС, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, при оформлении электронного паспорта на ТС, выпускаемое в обращение на территории Российской Федерации. Примечание - Эксперт должен быть аттестован в качестве технического эксперта в области РТС общероссийской спортивной федерацией по виду спорта "Автомобильный спорт", аккредитованной в соответствии с [2].
3.4 классическое транспортное средство; КТС: РТС, а также ТС категорий O, , или N, не предназначенное для коммерческих перевозок людей и грузов, с даты выпуска которого прошло 30 и более лет, в результате историко-технической экспертизы признанное соответствующим требованиям, установленным настоящим стандартом к КТС и имеющее действующий паспорт КТС. Примечание - Требования к КТС приведены в приложении А.
3.5 историко-техническая экспертиза; ИТЭ: Комплексное органолептическое и инструментальное экспертно-аналитическое исследование конструктивных параметров, технических и возрастных характеристик ТС, проводимое аккредитованным(и) экспертом(ами) по КТС в целях отнесения ТС к КТС. 3.6 эксперт по КТС: Лицо, уполномоченное общероссийской спортивной федерацией по виду спорта "Автомобильный спорт", для проведения ИТЭ и иных экспертно-аналитических исследований, в порядке, установленном этой Федерацией. Примечание - Эксперт должен быть аккредитован в качестве эксперта по КТС общероссийской спортивной федерацией по виду спорта "Автомобильный спорт", аккредитованной в соответствии с [2].
(Поправка. ИУС N 10-2020). 3.7 объект ИТЭ: ТС и его отдельные узлы и агрегаты. 3.8 заказчик ИТЭ: Физическое или юридическое лицо, принимающее решение о необходимости проведения ИТЭ. 3.9 заключение ИТЭ: Документ, оформляемый экспертом(ами) по КТС по результатам проведения ИТЭ. 3.10 паспорт КТС: Документ со сроком действия 5 лет, выданный общероссийской спортивной федерацией по виду спорта "Автомобильный спорт", подтверждающий факт отнесения ТС к КТС на основании положительного заключения ИТЭ. Примечание - Общероссийская спортивная федерация должна иметь аккредитацию в соответствии с [2].
3.11 идентификационная карта РТС: Документ на ТС, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации, выданный общероссийской спортивной федерацией по виду спорта "Автомобильный спорт", подтверждающий принадлежность ТС к категории РТС в порядке, установленном этой Федерацией. Примечания 1 Оформление идентификационной карты РТС - см. приложение Б. 2 Общероссийская спортивная федерация должна иметь аккредитацию в соответствии с [2].
3.12 идентификация: Установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на ТС (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки ТС (шасси) или его компонентов. 3.13 маркировка ТС: Информация, нанесенная на ТС с целью идентификации изготовителем при выпуске в обращение ТС и/или специализированным предприятием в случаях переоборудования и/или капитального ремонта, представляющая собой совокупность обозначения ТС и его паспортных данных, содержащихся непосредственно на основных номерных узлах и агрегатах и/или на табличке изготовителя (при их наличии). 3.14 оригинальный (сохраненный) компонент РТС: Компонент, поставлявшийся на сборочное производство или предусмотренный изготовителем или специализированным предприятием, для установки на соответствующую модификацию ТС в исторический период использования, в т.ч. в качестве запасной части. 3.15 отреставрированный до оригинального состояния компонент РТС: Оригинальный компонент РТС, конструкция которого восстановлена с соблюдением требований, установленных для КТС. 3.16 копия (реплика) оригинального компонента РТС: Компонент, полностью изготовленный заново по образцу и/или с соблюдением требований технической документации копируемого оригинального компонента РТС. 3.17 сохраненное РТС: Комплектное РТС, оснащенное оригинальными компонентами, в т.ч. с возможными следами износа или изменениями конструкции, произведенными в исторический период использования. 3.18 требующее реставрации РТС: РТС с изменениями конструкции и/или внешнего вида, не соответствующее установленным требованиям к КТС, в т.ч. требующее доукомплектования и/или не способное к самостоятельному передвижению. 3.19 отреставрированное до оригинального состояния РТС: РТС, восстановленное после завершения исторического периода использования с применением оригинальных и/или отреставрированных компонентов ТС или их копий. 3.20 копия (реплика) РТС: ТС, полностью повторяющее внешний вид и конструкцию какого-либо РТС, изготовленное полностью заново по образцу и/или с соблюдением требований технической документации копируемого оригинального РТС. 3.21 самодельное РТС: ТС, являющееся результатом индивидуального технического творчества, документально подтвержденный год изготовления которого позволяет отнести его к РТС. 3.22 модернизация: Изменение конструкции ТС с целью совершенствования его технических, функциональных и/или индивидуализации визуальных характеристик. 3.23 модернизированное РТС: Единичное ТС, являющееся результатом индивидуального технического творчества, изготовление которого осуществляется с использованием компонентов РТС в зависимости от выбранного направления автомобильной субкультуры и в соответствии с требованиями, установленными законодательством в отношении единичных ТС, являющихся результатом индивидуального технического творчества. 3.24 базовая модель семейства ТС: Модель ТС, условно принимаемая за основную при разработке и постановке на производство семейства ТС. 3.25 исторический период использования ТС: Период времени, составляющий 20 лет с года окончания серийного выпуска конкретной модификации ТС. 3.26 марка ТС: Используемое изготовителем общее обозначение выпускаемых и/или разрабатываемых им ТС, помещаемое на изделии и/или в сопроводительной документации на него, представляющее собой сокращенное наименование изготовителя или иное наименование, принадлежащее ему на правах торговой марки или закрепленное за ним в установленном порядке. 3.27 модель ТС: Базовый вариант конструкции ТС, принимаемый разработчиком за основной при разработке и оформлении конструкторской документации и организации производства, имеющий код модели (индекс), присвоенный в установленном порядке. 3.28 модификация ТС: Вариант конструкции ТС, имеющий качественные отличия от базового варианта модели и отдельное обозначение (буквенный или цифровой код в дополнение к обозначению модели). 3.29 рама ТС: Несущая система ТС, представляющая собой плоскую или пространственную конструкцию, являющаяся основой для крепления кузова (кабины) и основных агрегатов ТС. 3.30 семейство ТС: Совокупность моделей, модификаций и комплектаций ТС, в основе конструкции которых лежит одна и та же базовая модель. 3.31 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление ТС (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования. 3.32 специализированное предприятие: Организация, наряду с изготовителем производящая в исторический период использования ТС его ремонт, модернизацию и/или серийное производство дополнительных элементов, деталей, агрегатов и узлов для установки на ТС в целях улучшения потребительских свойств, в т.ч. с присвоением ему и/или его основным узлам и агрегатам (раме, шасси, кузову, двигателю) идентификационных данных. 3.33 модельный год: Определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию производимых ТС и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней. 3.34 специализированное ТС: ТС, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.). 3.35 специальное ТС: ТС, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.). 3.36 шасси: Устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной и/или двигателем, и/или кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве ТС.
4 Оформление идентификационной карты раритетного транспортного средства4 Оформление идентификационной карты раритетного транспортного средства
4.1 Целями оформления идентификационной карты РТС являются: - изучение и сохранение образцов техники; - классификация и обеспечение централизованного учета РТС на территории Российской Федерации. 4.2 Идентификационная карта РТС выдается в порядке, установленном организацией, выдающей идентификационную карту РТС, на основании заявления, поданного в эту организацию юридическим или физическим лицом, в т.ч. владельцем ТС через технического эксперта в области РТС при оформлении электронного паспорта ТС. 4.3 Для оформления идентификационной карты РТС экспертом по КТС проводится изучение данных заявления на выдачу идентификационной карты РТС и прилагаемых документов (копий документов) на ТС, очный осмотр или анализ фотографий ТС, или изучение копии протокола осмотра ТС, составленного техническим экспертом в области РТС при оформлении электронного паспорта ТС в целях отнесения ТС к РТС. Осмотр ТС включает в себя следующее: - установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик ТС, определяющих его принадлежность к РТС; - определение соответствия установленных конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик ТС записям и идентификационным данным в сопроводительной документации; - исследование маркировочных обозначений и других идентификационных данных на ТС в целях расшифровки информации о ТС; - составление протокола осмотра ТС. Осмотр ТС осуществляется без разборки ТС или его компонентов с использованием органолептического метода, в т.ч. с применением вспомогательных технических средств.
(Поправка. ИУС N 10-2020).
4.4 Порядок действий технического эксперта в области РТС при проведении и оформлении результатов осмотра устанавливается организацией, осуществляющей его аттестацию. 4.5 По результатам осмотра составляется протокол осмотра ТС, на основании которого выдается идентификационная карта РТС, форма которой приведена в приложении Б. 4.6 Идентификационная карта РТС может быть выдана: - на основании копии протокола осмотра ТС, который подготовлен техническим экспертом в области РТС, при оформлении электронного паспорта ТС, прошедшего проверку экспертом по КТС в порядке, установленном организацией, осуществляющей аттестацию технического эксперта в области раритетных ТС; - по результатам ИТЭ. 4.7 Данные о ТС и выданной идентификационной карте РТС вносятся в реестр организации, выдающей идентификационную карту РТС, в порядке, установленном этой организацией.
5 Проведение историко-технической экспертизы5 Проведение историко-технической экспертизы
5.1 Целями проведения ИТЭ являются: - определение соответствия ТС требованиям к КТС; - изучение и сохранение образцов техники; - формирование у заказчика ИТЭ ответственного отношения к сохранению и использованию ТС как части наследия технической истории и культуры; - обеспечение централизованного учета КТС на территории Российской Федерации. 5.2 ИТЭ проводится аккредитованным(и) экспертом(ами) по КТС и включает в себя следующее: - осмотр ТС; - идентификацию ТС; - определение марки, семейства, модели и модификации ТС; - определение года (периода) выпуска ТС; - проверку соответствия ТС требованиям к КТС; - определение типологии и установление наиболее вероятных причин возникновения изменений конструкции ТС при их выявлении; - формирование результатов ИТЭ в виде заключения историко-технической экспертизы; - формирование по желанию заказчика ИТЭ рекомендаций по устранению признаков несоответствия ТС требованиям, предъявляемым к КТС. Для проведения ИТЭ ТС должно быть укомплектовано всеми необходимыми для осмотра узлами и агрегатами. 5.3 Проверку соответствия ТС требованиям к КТС проводят по той категории и возрастной группе, которая определена экспертом по КТС в результате осмотра. Возрастную группу определяют в соответствии с годом начала серийного выпуска модификации ТС. Общее количество штрафных баллов для ТС складывается из суммы штрафных баллов, полученных по всем пунктам, по которым проводилась ИТЭ. ТС, набравшее менее 100 штрафных баллов по результатам ИТЭ, признается КТС. ТС, набравшее 100 и более штрафных баллов по результатам ИТЭ, признается требующим реставрации или модернизированным РТС. При проведении ИТЭ эксперт по КТС должен провести фотосъемку ТС (при необходимости, дополнительно - видеосъемку). 5.4 Если ТС изготовлено на шасси или базе ТС иной категории, оценку представленного на осмотр ТС в части деталей, узлов и агрегатов, предусмотренных его конструкцией от базового ТС, проводят в соответствии с требованиями, установленными для КТС той категории, к которой относится базовое ТС. Например, автомобиль с кузовом пикап, относящийся к категории и изготовленный на базе легкового автомобиля категории , должен отвечать требованиям к КТС категории за исключением тех штатных элементов конструкции, которые применены в нем от базового легкового автомобиля. Эти элементы, в частности, детали оперения, капот, передняя панель, моторный щит и пр., должны отвечать требованиям, установленным в отношении них для КТС категории . 5.5 Для самодельных ТС организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС, организуется расширенная ИТЭ, которая должна выполняться не менее чем двумя экспертами по КТС с привлечением, при необходимости, сторонних специалистов по исследуемой тематике. Расширенная ИТЭ также может быть назначена организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС, для любого ТС по представлению эксперта по КТС или по запросу заказчика ИТЭ на основании его письменного заявления. 5.6 Эксперты по КТС могут проводить ИТЭ как индивидуально, так и в составе экспертных комиссий и других экспертных коллективов, в порядке, установленном организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС. Эксперт по КТС вправе запрашивать у заказчика ИТЭ, организаций и третьих лиц разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проведения ИТЭ, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; при необходимости привлекать к проведению ИТЭ других экспертов по КТС, третьих лиц и организации, ресурсы которых способствуют получению наиболее полного и качественного результата исследования. Для ТС, признанного требующим реставрации РТС, ИТЭ может быть проведена повторно после проведения реставрационных или восстановительных работ с целью приведения конструкции и/или внешнего вида ТС к состоянию, удовлетворяющему установленным требованиям в отношении КТС. 5.7 Контроль качества проведения ИТЭ осуществляется организацией, проводящей аккредитацию экспертов по КТС, в порядке, установленном этой организацией. Результаты ИТЭ могут быть переcмотрены в порядке, установленном организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС, в следующих случаях: - на основании письменного заявления заказчика ИТЭ с указанием аргументированного мнения, основанного на приложенных соответствующих документах; - при приостановлении действия аккредитации эксперта по КТС в связи с компрометирующими обстоятельствами. 5.8 Осмотр ТС в процессе ИТЭ осуществляется экспертом по КТС без разборки ТС или его компонентов с использованием органолептических и инструментальных методов исследования конструктивных параметров, технических и возрастных характеристик. В рамках стандартной процедуры ИТЭ используют приборы и инструменты, не приводящие к нарушению целостности материала, конструкции, лакокрасочного покрытия или иных физико-химических характеристик ТС и его компонентов. По желанию заказчика ИТЭ эксперт по КТС может применить удаление лакокрасочного покрытия без разрушения основы в целях изучения и поиска маркировочных обозначений. В этом случае заказчик ИТЭ обязуется оплатить все расходы по использованию таких методов и несет ответственность за риски, возникающие при их применении. 5.9 Средства, используемые экспертом по КТС в процессе ИТЭ: - визуальный осмотр; - использование вспомогательных технических средств (измерительные приборы, приборы оптического увеличения, слесарный инструмент, оборудование для фотосъемки и др.). Эксперт по КТС самостоятельно принимает решение об использовании методов и вспомогательных технических средств исходя из целесообразности их применения. Осмотр ТС необходимо проводить при освещении, обеспечивающем возможность проведения всех необходимых работ по проведению ИТЭ. Перед проведением осмотра заказчик ИТЭ должен удалить с объекта ИТЭ посторонние элементы (наклейки и пр.), не предусмотренные изготовителем ТС или специализированным предприятием для эксплуатации в исторический период использования ТС и мешающие проведению осмотра. Заказчик ИТЭ обязан предоставить полный доступ эксперта по КТС к объекту ИТЭ. Все действия, связанные с возможностью нанесения повреждений ТС в процессе осмотра, должны выполняться заказчиком ИТЭ самостоятельно. Перед началом осмотра эксперт по КТС осуществляет поиск мест расположения номеров шасси, кузовов или VIN с помощью справочников по расположению идентификационных номеров на автомобилях или заводских руководств (инструкций) по эксплуатации ТС, где описаны места расположения маркировки. 5.10 По результатам осмотра экспертом по КТС составляется заключение ИТЭ (см. лист 1 приложения В). При этом в протоколе ИТЭ (см. лист 2 приложения В) указываются результаты проверки соответствия/несоответствия требованиям к КТС (см. таблицу А.1 приложения А) в соответствии с формой, приведенной на листе 3 приложения В. При несовпадении результатов осмотра с данными документов на ТС эксперт по КТС должен провести дополнительное исследование: - запросить дополнительную информацию о ТС у заявителя, подтверждающую данные, указанные в документах на ТС; - провести повторный осмотр ТС с применением заводской документации, справочников, каталогов, при необходимости, информировать заказчика ИТЭ и подать заявку на проведение расширенной ИТЭ в организацию, осуществляющую аккредитацию экспертов по КТС, в порядке, установленном этой организацией. Для установления марки (модели, модификации) ТС эксперт по КТС использует руководства (инструкции) по эксплуатации ТС, издаваемые изготовителями, а также справочники (каталоги) ТС. Дополнительными признаками ТС являются особенности его конструкции, функциональные и эксплуатационные характеристики, которые также подтверждают соответствие ТС определенной марке (модели, модификации). При отсутствии документации изготовителя или невозможности получения доступа к ее изучению источником информации для формирования результата ИТЭ являются знания и опыт эксперта, проводящего ИТЭ.
6 Оформление результатов историко-технической экспертизы6 Оформление результатов историко-технической экспертизы
6.1 По результатам ИТЭ эксперт по КТС оформляет заключение ИТЭ. Экспертное заключение должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Все документальные материалы, использованные при проведении ИТЭ, прилагаются к заключению ИТЭ и являются его неотъемлемой частью. 6.2 Обязательный перечень документов и фотографий ТС для приложения к заключению ИТЭ: 1) документы на ТС (цветные копии всех имеющихся документов на ТС, сделанные так, чтобы максимально четко были видны все записи); 2) внешний вид ТС спереди (цветное фото спереди справа ТС, неподвижно стоящего на колесах, без людей); 3) внешний вид ТС сзади (цветное фото сзади слева ТС, неподвижно стоящего на колесах, без людей); 4) маркировка (цветные фото маркировочных табличек, VIN, номеров шасси/рамы, кузова, номерной площадки двигателя); 5) подкапотное пространство (цветное фото моторного отсека в целом при открытом или снятом капоте, чтобы была видна комбинация агрегатов); 6) интерьер (цветные фото салона, сделанные так, чтобы позволить судить об аксессуарах, обивке сидений, дверей, пола и потолка); 7) система управления (цветные фото салона, сделанные так, чтобы была полностью видна панель приборов, руль, рычаги и педали управления). Примечание - Под каждой фотографией ТС должны присутствовать письменные пояснения эксперта по КТС;
8) иные копии документов и фотографий. 6.3 Если к заключению ИТЭ прикладываются фотографии ТС, сделанные на фотобумаге, их вклеивают на лист бумаги формата А4, и каждую фотографию заверяют подписью эксперта. 6.4 При документировании результатов ИТЭ эксперт по КТС должен указать следующие данные и технические параметры ТС (при их наличии): - государственный регистрационный знак; - VIN или номер шасси/рамы; - номер кузова/коляски/кабины; - номер двигателя; - марка и модель двигателя; - тип кузова; - фактические основной и дополнительный цвета кузова; - тип лакокрасочного покрытия (стандартные типы/хамелеон/металлик/перламутр); - система питания и вид топлива (карбюратор/инжектор и бензин/дизель/газ); - тип коробки передач и раздаточной коробки (механическая/автоматическая); - колесная формула, ведущие колеса (... х ..., передние/средние/задние/все); - тип упругого элемента передней и задней подвески (рессоры/пружины/иное); - тормоза основные (механический/гидравлический/пневматический привод); - расположение рулевого управления (правое/левое/по центру) (для ТС категорий - не указывают); - размерность шин. 6.5 Заключение ИТЭ распечатывают в двух экземплярах на белой бумаге формата А4 (односторонняя печать), все листы заключения ИТЭ заверяют подписью эксперта. После подписания экспертное заключение прошивают (с указанием количества сшитых листов), скрепляют подписью эксперта по КТС и передают в организацию, выдающую паспорт КТС, где заключение ИТЭ заверяют специальной защитной печатью. Заключение ИТЭ передают заказчику ИТЭ вне зависимости от результатов ИТЭ. Второй экземпляр заключения ИТЭ хранят в организации, выдающей паспорт КТС. 6.6 По результатам заключения ИТЭ организация, осуществляющая аккредитацию экспертов по КТС, оформляет и выдает заказчику ИТЭ: - паспорт КТС (форма которого устанавливается в приложении Г) - при признании ТС КТС; - идентификационную карту РТС - при признании ТС РТС. 6.7 Паспорт КТС выдают на бланке, являющемся защищенной от подделок полиграфической продукцией, образец которого, а также порядок оформления и выдачи паспорта КТС, установлен организацией, выдающей паспорт КТС.
7 Технические требования к классическим транспортным средствам для допуска к движению по дорогам общего пользования и методы проверки7 Технические требования к классическим транспортным средствам для допуска к движению по дорогам общего пользования и методы проверки
7.1 Настоящие технические требования устанавливают для проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации КТС в целях их допуска к движению по дорогам общего пользования. 7.2 Проверку соблюдения технических требований к КТС для допуска к движению по дорогам общего пользования осуществляют в форме технического осмотра и проводят для каждого ТС, зарегистрированного в качестве КТС в установленном порядке. 7.3 Требования к тормозным системам и рулевому управлению 7.3.1 Рабочая, запасная (при наличии) и стояночная тормозные системы должны быть работоспособны. Действие тормозных систем при воздействии на орган управления соответствующей тормозной системы должно быть адекватным для водителя ТС. 7.3.2 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. 7.3.3 Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем ТС. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. 7.3.4 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается. 7.4 Требования к шинам и колесам 7.4.1 ТС должны быть укомплектованы шинами, пригодными к эксплуатации ТС для соответствующего периода времени года. Каждая установленная на ТС шина должна по размерности соответствовать размерности колеса, на котором она смонтирована. 7.4.2 Не допускаются: - замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями; - наличие местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоения в каркасе, брекере, борте (вздутия), местные отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя; - отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес; - наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой; - видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес; - установка на одну ось ТС шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора. Примечание - Требования данного пункта не применяются в случае временной установки на ТС запасной шины.
7.5 Требования к устройствам освещения и световой сигнализации 7.5.1 Устройства освещения и световой сигнализации должны быть работоспособны, их режим работы должен соответствовать требованиям настоящего стандарта. На ТС должны находиться устройства освещения и световой сигнализации, предусмотренные конструкцией ТС. Минимальные требования к применению устройств освещения и световой сигнализации приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к наличию устройств освещения и световой сигнализации на классических транспортных средствах
7.5.2 Свет красного цвета не должен излучаться в направлении вперед, и свет белого цвета, за исключением света от фонаря заднего хода, не должен излучаться в направлении назад. Данное требование не распространяется на устройства освещения, устанавливаемые для внутреннего освещения ТС. 7.5.3 Положение светового пучка ближнего света фар должно соответствовать условиям правостороннего движения и должно максимально близко соответствовать требованиям 3.8.4 и 3.8.5 приложения N 8 к [1]. При этом сила света каждой из фар в режиме "ближний свет", измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы. 7.5.4 Максимальная сила света всех фар, которые могут быть включены одновременно в режиме "дальний свет", не должна превышать 300000 кд при проведении изменений в соответствии с 3.8.7 приложения N 8 к [1]. 7.5.5 Указатели поворота должны работать в мигающем режиме. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (1,5±0,5) Гц [(90±30) проблесков в минуту]. 7.5.6 Все указатели поворота, расположенные на одной и той же стороне ТС, должны включаться и выключаться одним и тем же устройством и работать синхронно. 7.5.7 Сигналы торможения должны включаться при воздействии на органы управления рабочей или запасной тормозных систем и обеспечивать излучение в постоянном режиме. 7.5.8 Габаритные огни должны работать в постоянном режиме. 7.5.9 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме. 7.5.10 Видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов не допускаются. 7.6 Требования к обеспечению обзорности 7.6.1 В ТС должна быть обеспечена возможность водителю беспрепятственно видеть дорогу впереди себя, а также иметь обзор справа и слева от ТС. 7.6.2 Для ТС, укомплектованных стеклами, предусмотренными изготовителем, светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%. 7.7 Требования к остальным элементам конструкции 7.7.1 При наличии спидометра по его показаниям скорость ТС не должна быть меньше фактической скорости ТС. 7.7.2 Сиденья должны быть надежно закреплены в предусмотренных конструкцией ТС местах. 7.7.3 На ТС, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы должны быть работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти механизмы должны автоматически блокироваться. 7.7.4 Поверхности внутреннего объема пассажирского помещения ТС не должны иметь острых кромок. Примечание - Острой кромкой считается кромка твердого материала, имеющая радиус закругления меньший, чем 2,5 мм, за исключением выступов на поверхности высотой не более 3,2 мм. В этом случае требование минимального радиуса кривизны не применяется при условии, что высота выступа не более половины его ширины и его края притуплены.
7.7.5 Все двери, открывающие доступ в ТС, должны иметь возможность надежно фиксироваться замками в закрытом состоянии. 7.7.6 Запасное колесо и аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены. 7.7.7 Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на ТС гидравлических устройств не допускается. 7.7.8 В отношении ТС категории L не допускается наличие люфта в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа. 7.8 Требования пожарной безопасности 7.8.1 Топливный(е) бак(и) не должен (не должны) располагаться в пассажирском помещении или другом отделении, являющемся его составной частью, и не должен (не должны) составлять какую-либо его поверхность (пол, стенка, перегородка), за исключением случаев, когда такое предусмотрено конструкцией завода-изготовителя. Пассажирское помещение должно быть отделено от топливного(ых) бака(ов) перегородкой (либо иным элементом конструкции, выполняющим функцию перегородки). 7.8.2 Крышка топливного бака в закрытом положении должна плотно прилегать к уплотнению и наливной трубе. 7.8.3 Должны быть приняты меры для предотвращения утечки избыточных паров и топлива при возможной утере крышки наливной горловины. Примерами таких мер являются, в частности, использование крышки на тросе; крышки, снабженной цепочкой; или крышки, для открытия которой используется тот же ключ, что и для замка зажигания ТС. В последнем случае ключ должен выниматься из замка крышки наливной горловины только в запертом положении. 7.8.4 Компоненты топливной системы защищаются частями шасси или кузова от соприкосновения с возможными препятствиями на грунте. Такая защита не требуется, если компоненты, находящиеся в нижней части ТС, располагаются по отношению к грунту выше части шасси или кузова, расположенной перед ними. 7.9 Требования к комплектности транспортных средств 7.9.1 ТС категорий , , , M и N комплектуют знаком аварийной остановки, выполненным в соответствии с [3]. 7.9.2 ТС категорий , и комплектуют не менее чем двумя противооткатными упорами, соответствующими диаметру колес ТС. 7.9.3 ТС категорий , , , M и N комплектуют аптечкой первой помощи (автомобильной). Указанные аптечки комплектуют пригодными для использования изделиями медицинского назначения и прочими средствами. Произвольное изменение комплектации аптечки или применение изделий медицинского назначения и прочих средств с поврежденной маркировкой и просроченным периодом использования не допускаются. 7.9.4 ТС категории оснащают не менее чем одним огнетушителем емкостью не менее 1 л, ТС категорий , и N оснащают не менее чем одним огнетушителем емкостью не менее 2 л. Огнетушитель размещается в легкодоступном месте. У ТС категорий и огнетушитель размещают поблизости от рабочего места водителя. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен. 7.9.5 ТС категорий M и N, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 40 км/ч, комплектуют опознавательным знаком тихоходного ТС, выполненным в соответствии с [4]. 7.9.6 На ТС должны быть установлены государственные регистрационные знаки. Для крепления государственных регистрационных знаков следует применять болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия. Также допускается крепление государственных регистрационных знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать имеющиеся на государственном регистрационном знаке буквы, цифры, окантовку, иные надписи, а также изображение государственного флага государства - члена Евразийского экономического союза. Не допускается закрывать государственный регистрационный знак органическим стеклом или другими материалами. На государственном регистрационном знаке не допускаются дополнительные отверстия для его крепления на ТС или в иных целях, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. В случае несовпадения координат посадочных отверстий государственного регистрационного знака с координатами посадочных отверстий ТС должны быть предусмотрены переходные конструктивные элементы.
Приложение А (обязательное). Требования к классическому транспортному средствуПриложение А
Требования к классическому транспортному средству
Таблица А.1
Приложение Б (обязательное). Идентификационная карта раритетного транспортного средстваПриложение Б
Идентификационная карта раритетного транспортного средства
Наименование организации, выдающей документ
Заявитель/Владелец
Задекларированные заявителем данные
Приложение В (обязательное). Заключение историко-технической экспертизыПриложение В
Заключение историко-технической экспертизы
Лист 3
Приложение Г (обязательное). Паспорт классического транспортного средстваПриложение Г
Паспорт классического транспортного средства (образец)
БиблиографияБиблиография
|