ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
09 сентября 2019 г.
|
№ 351
|
Москва
Об утверждении федеральных норм и правил в области
использования
атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно
опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках»
(НП-106-19)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября
1995 г. № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949;
2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607;
2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418;
№ 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30,
ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26,
ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст.
4289; 2018, № 22, ст. 3042; № 32, ст. 5135; № 53, ст. 8452; 2019, № 12, ст.
1230; № 30, ст. 4154), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, №
5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст.
5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; №
26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст.
5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст.
1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; №
4, ст. 661; 2016, № 28, ст. 4741; № 48, ст. 6789; 2017, № 12, ст. 1729; № 26,
ст. 3847; 2018, № 29, ст. 4438), приказываю:
Утвердить прилагаемые
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение
о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в
случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках»
(НП-106-19).
СОДЕРЖАНИЕ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от «09» сентября 2019 № 351
|
Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии
«Положение о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных
ситуаций на исследовательских ядерных установках»
(НП-106-19)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области
использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций
на исследовательских ядерных установках» (НП-106-19) (далее - Положение)
устанавливают:
критерии и порядок объявления состояний «Аварийная
готовность»1 и «Аварийная обстановка» при радиационно опасных
ситуациях на исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ);
порядок оповещения и оперативной передачи информации при
возникновении радиационно опасных ситуаций на ИЯУ;
требования к техническим и организационным мерам (включая
проведение противоаварийных учений и тренировок), принимаемым эксплуатирующей
организацией для обеспечения аварийного реагирования на радиационно опасные
ситуации на ИЯУ.
________
1 Определение данного
термина и иных терминов, использованных в настоящем Положении, приведены в
приложении № 1 к
настоящему Положению.
2. Порядок приведения ИЯУ в соответствие с настоящим
Положением, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в
каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на размещение, сооружение,
эксплуатацию или вывод из эксплуатации ИЯУ.
3. Требования настоящего Положения распространяются на все
проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ.
4. Критериями объявления состояния «Аварийная готовность»
являются:
нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации
ИЯУ при превышении значений мощности дозы, использующихся при определении
необходимости объявления состояния «Аварийная готовность» и приведенных в
приложении № 2 к
настоящему Положению;
наличие признаков происшествий категорий П04 и выше,
установленных в федеральных нормах и правилах в области использования атомной
энергии «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе
исследовательских ядерных установок» (НП-027-10),
утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 31 мая 2010 г. № 185 (зарегистрировано Минюстом России 19 июля
2010 г., регистрационный № 17888) (далее - НП-027-10);
воздействие факторов природного и/или техногенного
происхождения на территории ИЯУ, которые привели к отказу систем и/или элементов,
важных для безопасности, и к нарушению пределов и/или условий безопасной
эксплуатации.
5. Критериями объявления состояния «Аварийная обстановка»
являются:
превышение значений мощности дозы, использующихся при
определении необходимости объявления состояния «Аварийная обстановка»,
приведенных в приложении № 2
к настоящему Положению;
начало действий в соответствии с инструкциями по
эксплуатации систем, технологического оборудования и экспериментальных
устройств ИЯУ, определяющих действия работников (персонала) при проектных и
запроектных авариях.
6. Эксплуатирующая организация вправе
устанавливать значения мощности дозы, при превышении которых объявляются
состояния «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка», меньшие, чем
значения, установленные в приложении № 2 к настоящему Положению.
7. Решения об объявлении состояний «Аварийная
готовность» и «Аварийная обстановка» принимает руководитель эксплуатирующей
организации или лицо, исполняющее его обязанности.
8. При отсутствии указанных в пункте 7 Положения лиц решения об объявлении состояний «Аварийная
готовность» и «Аварийная обстановка» принимает начальник смены ИЯУ или лицо,
исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения указанные
лица принимают решение о введении в действие плана мероприятий по защите
персонала в случае аварии на ИЯУ.
9. При принятии решения об объявлении состояний «Аварийная
готовность» и «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий
по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ, лица, указанные в
пункте 7 Положения, должны немедленно дать
начальнику ИЯУ и (или) начальнику смены ИЯУ, или лицам, исполняющим их
обязанности, указание об объявлении состояний «Аварийная готовность» или
«Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите
работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ.
10. Информация об объявлении состояний «Аварийная
готовность» и/или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана
мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ должна быть
доведена до сведения работников (персонала) согласно утвержденной
эксплуатирующей организацией схеме оповещения.
11. Силы и средства для прекращения развития радиационно
опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации, должны
быть приведены в режим повышенной готовности в соответствии с планом
мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ после
объявления состояния «Аварийная готовность».
12. Не позднее 15 минут с момента выявления нарушения в
работе ИЯУ должно быть объявлено состояние «Аварийная готовность» или состояние
«Аварийная обстановка».
13. Не позднее 15 минут с момента объявления состояния
«Аварийная готовность» и введения в действие плана мероприятий по защите
работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ информация об этом должна быть
доведена до:
органа повседневного управления функциональной подсистемы
контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами федерального уровня;
отдела межрегионального территориального управления
Ростехнадзора, осуществляющего надзор за ядерной и радиационной безопасностью
данной ИЯУ;
органов повседневного управления функциональных подсистем
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованных в
органах управления использованием атомной энергии (при их наличии), а также
территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. При нарушениях в работе ИЯУ категорий П01 и выше
информация об объявлении состояния «Аварийная обстановка» дополнительно должна
доводиться до органов и организаций, подлежащих информированию о таких
нарушениях в соответствии с требованиями НП-027-10.
15. Доведение информации об объявлении состояний «Аварийная
готовность» или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана
мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ должно
выполняться с использованием средств связи, доступных в условиях радиационно опасных
ситуаций.
16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации
эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать
Ростехнадзор и его межрегиональные территориальные управления по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью, орган управления использованием атомной
энергии и органы повседневного управления территориальных подсистем единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о
радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности.
17. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении
состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка», должны
регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема
сообщения и фамилий, имен и отчеств (при наличии) лиц, передавших и принявших
сообщение.
18. Эксплуатирующие организации должны обеспечивать
сохранность и передачу в режиме реального времени в информационные системы
функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами
и функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
соответствующих органов управления использованием атомной энергии, создаваемых
федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями
согласно приложению к Положению о единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2018, №
50, ст. 7755) (далее - Положение о единой государственной системе):
параметров радиационной обстановки и состояния ИЯУ (при
исправности необходимых для этого технических средств), регистрируемых в
объеме, предусмотренном проектом ИЯУ, объектовыми системами контроля
радиационной обстановки в производственных помещениях, на промплощадке, в
санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и за их пределами;
данных о технологических параметрах ИЯУ.
19. Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение
организационных и технических мер по ослаблению и ликвидации последствий
радиационно опасных ситуаций, в том числе с привлечением специализированных
организаций.
20. Руководством эксплуатирующей организации в соответствии
с пунктами 6 и 7
Положения о единой государственной системе должна быть образована комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной
безопасности эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ПБ) для выполнения
функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий в
условиях радиационно опасных ситуаций на ИЯУ. В состав комиссии должны входить
представители из состава руководящего персонала и работников ИЯУ.
21. Для оказания научно-технической и консультативной
поддержки при организации и осуществлении мер по ослаблению и ликвидации
последствий радиационно опасных ситуаций в эксплуатирующей организации должна
быть создана экспертно-аналитическая группа.
22. В эксплуатирующих организациях,
осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии только
в отношении ИЯУ III и (или) IV категорий по потенциальной радиационной
опасности, экспертно-аналитическая группа должна обеспечивать:
анализ радиационно опасных ситуаций на ИЯУ, идентификацию
причин их возникновения и прогнозирование возможных путей развития таких
ситуаций с оценкой их последствий на площадке и в помещениях ИЯУ, а также
определение типа аварии;
количественную оценку выхода радиоактивных веществ за
пределы физических барьеров на пути распространения радиоактивных веществ в
окружающую среду;
оценку степени повреждения систем и оборудования ИЯУ, а
также состояния функций безопасности и физических барьеров ИЯУ;
разработку вариантов возвращения ИЯУ в контролируемое
состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их
последствий;
подготовку рекомендаций по мерам защиты работников
(персонала);
регистрацию исходных данных и результатов проведенного
анализа;
проведение необходимых расчетов и подготовку предложений;
проведение работ по замене вышедшего из строя оборудования;
проведение работ по сохранению/восстановлению
работоспособности систем и элементов, важных для безопасности ИЯУ, зданий и
сооружений ИЯУ;
подготовку рекомендаций по планированию противоаварийных
учений и тренировок на ИЯУ.
23. В эксплуатирующих организациях, осуществляющих
деятельность в области использования атомной энергии в отношении ИЯУ I и (или)
II категорий по потенциальной радиационной опасности, экспертно-аналитическая
группа в дополнение к задачам, указанным в пункте 22 настоящего Положения, должна обеспечивать выполнение:
анализа и прогнозирования последствий радиационно опасных
ситуаций для населения и окружающей среды;
подготовки предложений по мерам защиты населения с учетом
состояния ИЯУ, прогнозируемых последствий радиационно опасных ситуаций и
результатов мониторинга окружающей среды.
24. Для обеспечения постоянной готовности
экспертно-аналитической группы к выполнению своих функций у каждого члена
экспертно-аналитической группы должен быть дублер.
25. В целях обеспечения работы экспертно-аналитической
группы эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и
функционирование центра технической поддержки (аварийного центра) (далее - ЦТП
(АЦ). В эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в области
использования атомной энергии в отношении ИЯУ I и (или) II категорий по
потенциальной радиационной опасности, не допускается создание ЦТП (АЦ) на базе
основного или резервного пунктов управления ИЯУ.
26. Функциональные возможности ЦТП (АЦ), создаваемых в
эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в области
использования атомной энергии в отношении ИЯУ I и (или) II категорий по потенциальной
радиационной опасности, должны включать сбор, отображение, обработку,
регистрацию и хранение (в течение времени принятия решения о возобновлении
работ на ИЯУ) информации о:
технологических параметрах ИЯУ, необходимых для определения
состояния безопасности ИЯУ (перечень параметров должен определяться лицами из
экспертно-аналитической группы при участии лиц, ответственных за безопасную
эксплуатацию ИЯУ);
параметрах радиационной обстановки в помещениях ИЯУ, на
площадке ИЯУ, в СЗЗ и за ее пределами, получаемых по измерительным каналам
систем автоматизированного радиационного контроля и по результатам радиационной
разведки, а также об активности технологических сред, получаемой по
измерительным каналам систем автоматизированного радиационного контроля;
метеорологической обстановке на площадке ИЯУ и в районе
размещения ИЯУ.
27. ЦТП (АЦ), создаваемые в эксплуатирующих организациях,
осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии в отношении
ИЯУ I и (или) II категорий по потенциальной радиационной опасности, должны
обеспечивать:
информационное взаимодействие между участниками аварийного
реагирования;
функционирование единого для всех участников аварийного
реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени
обеспечивается предоставление данных о состоянии этих ИЯУ, о радиационной
обстановке в помещениях этих ИЯУ, а также о радиационной и метеорологической
обстановке на их площадке, СЗЗ и за их пределами.
28. Эксплуатирующая организация ИЯУ I и II категорий по
потенциальной радиационной опасности должна обеспечить:
живучесть и обитаемость ЦТП (АЦ) во всех режимах нормальной
эксплуатации, а также при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные
и запроектные аварии;
наличие и функционирование в ЦТП (АЦ) средств связи с
основными и резервными (при их наличии) пунктами управления ИЯУ, а также с
участниками аварийного реагирования;
наличие программно-технических комплексов и
автоматизированных рабочих мест для работы участников аварийного реагирования,
дежурно-диспетчерской службы эксплуатирующей организации, КЧС и ПБ, а также
членов экспертно-аналитической группы;
наличие актуальной проектной и эксплуатационной документации
и оперативный доступ к ней членов КЧС и ПБ и экспертно-аналитической группы;
наличие средств аварийного электроснабжения ЦТП (АЦ).
29. Техническое оснащение, а также организация работы ЦТП
(АЦ), создаваемых в эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в
области использования атомной энергии только в отношении ИЯУ III и (или) IV категорий
по потенциальной радиационной опасности, должны обеспечивать выполнение
экспертно-аналитической группой задач, указанных в пункте 22 настоящего Положения.
30. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать техническое
обслуживание и ремонт систем и оборудования ЦТП (АЦ).
31. На момент завоза ядерного топлива на ИЯУ материальные и
технические средства, необходимые для обеспечения функционирования ЦТП (АЦ),
должны быть готовы к применению. Использование этих средств допускается только
при осуществлении аварийного реагирования, а также при проведении
противоаварийных учений и тренировок.
32. Должны выполняться следующие требования к определению
типа аварии и к доведению информации о типе аварии до участников аварийного
реагирования:
не позднее 15 минут с момента объявления состояния
«Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» должен быть определен тип
аварии (ожидаемой или произошедшей);
не позднее одного часа с момента нарушения в работе ИЯУ и не
позднее 15 минут с момента определения типа аварии (для ИЯУ I и II категорий
потенциальной радиационной опасности) или не позднее одного часа после
определения типа аварии (для ИЯУ III и IV категорий потенциальной радиационной
опасности) информация о типе аварии должна быть доведена до органа
повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и
радиационно опасными объектами и органов повседневного управления
функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
33. Для осуществления проверок практических навыков и
готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех
организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация должна обеспечивать
организацию и проведение противоаварийных учений и тренировок с учетом текущей
деятельности на площадке ИЯУ с периодичностью, установленной общими положениями
обеспечения безопасности ИЯУ. Эксплуатирующие организации должны уведомлять постоянно
действующие органы управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и
радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций о предстоящих противоаварийных учениях и
тренировках и доводить до них графики проведения противоаварийных учений и
тренировок.
34. Должно быть обеспечено четкое разграничение между
сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях
противоаварийных учений и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях
противоаварийных учений и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое
название (например, «Противоаварийное учение», «Противоаварийная тренировка»).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к федеральным
нормам и правилам
в области использования атомной энергии
«Положение о порядке объявления
аварийной обстановки, оперативной
передачи информации в случаях
радиационно опасных ситуаций на
исследовательских ядерных установках»,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от «09» сентября 2019 г. № 351
|
Термины и
определения
1. Аварийное реагирование - согласованные действия
эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных
ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций.
2. Радиационно опасная ситуация - авария на ИЯУ либо
угроза возникновения аварии на ИЯУ вследствие внешних воздействий природного и
техногенного происхождения, террористических актов или изменения
технологических параметров ИЯУ.
3. Состояние «Аварийная готовность» (режим повышенной
готовности) - режим функционирования эксплуатирующей организации в условиях
предаварийной ситуации на ИЯУ, в рамках которого выполняются действия по
предотвращению аварий и по подготовке к ликвидации их возможных последствий.
4. Состояние «Аварийная обстановка» (режим чрезвычайной
ситуации) - режим функционирования эксплуатирующей организации в условиях
аварии на ИЯУ, в рамках которого выполняются действия по ликвидации последствий
аварии.
5. Тип аварии - характеристика территориального
масштаба последствий аварии. К указанным типам для ИЯУ I и II категорий по
потенциальной радиационной опасности относятся локальная, местная и общая
аварии, для ИЯУ III категории по потенциальной радиационной опасности -
локальная и местная аварии, а для ИЯУ IV категории по потенциальной
радиационной опасности - локальная авария.
6. Центр технической поддержки (аварийный центр) -
помещение или комплекс помещений, оснащенные программно-техническими
комплексами, средствами связи и документацией, необходимыми для организации
аварийного реагирования.
7. Обитаемость - совокупность факторов,
характеризующих условия пребывания персонала в помещении и обеспечивающих
возможность осуществления персоналом нормальной профессиональной деятельности.
8. Живучесть - свойство систем и элементов, в том
числе пунктов управления, выполнять возложенные на них функции, несмотря на
полученные повреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к федеральным
нормам и правилам
в области использования атомной энергии
«Положение о порядке объявления
аварийной обстановки, оперативной
передачи информации в случаях
радиационно опасных ситуаций на
исследовательских ядерных установках»,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от «09» сентября 2019 г. № 351
|
Значения мощности дозы, использующиеся при определении
необходимости объявления состояний «Аварийная готовность»
и «Аварийная обстановка»
Место
контроля
|
Состояние
|
Категория
ИЯУ по потенциальной радиационной опасности
|
«Аварийная
готовность»
|
«Аварийная
обстановка»
|
Помещения постоянного пребывания
персонала зоны контролируемого доступа
|
от
12 мкЗв/ч*
|
от
600 мкЗв/ч
|
I,
II, III и IV
|
Территория площадки
|
от
2,5 мкЗв/ч*
|
от
200 мкЗв/ч
|
I,
II и III
|
Территория СЗЗ
|
от
2,5 мкЗв/ч*
|
от
200 мкЗв/ч
|
За пределами СЗЗ**
|
от
0,2 мкЗв/ч*
|
от
20 мкЗв/ч
|
________
* Но не более значений, установленных для объявления
состояния «Аварийная обстановка».
** Превышение естественного
радиационного фона.