На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 11 июня 2019 г. № 18-4/В-319

В Департаменте государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено обращение Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2019 г. № АС-4-5/7539@ по вопросам, связанным с применением положений статьи 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на государственной гражданской службе (далее - гражданская служба).

Согласно статье 185.1 ТК РФ работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Для работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, действует эта же норма, но с другими сроками. В течение пяти лет до наступления пенсионного возраста при прохождении диспансеризации работники имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При этом для получения таких дней работник должен написать письменное заявление и согласовать день (дни) освобождения от работы с работодателем.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям части 7 вышеназванной статьи Федерального закона № 323-ФЗ порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так, в целях реализации данной нормы издан Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Минздрава России от 13 марта 2019 г. № 124н (далее - Порядок).

Данный Порядок распространяется на всех граждан Российской Федерации и регулирует вопросы добровольного прохождения диспансеризации в медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь. Государственные гражданские служащие (далее - гражданские служащие) как граждане Российской Федерации имеют право на прохождение общей диспансеризации в соответствии с вышеуказанным Порядком.

Помимо этого, в отношении гражданских служащих предусмотрено проведение обязательной ежегодной диспансеризации, в том числе в целях выявления заболеваний, препятствующих замещению должностей гражданской службы, порядок прохождения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г.№ 984н.

Учитывая положения части 3 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), согласно которым гражданским служащим предоставляются иные государственное гарантии, установленные федеральными законами, а также принимая во внимание субсидиарное применение положений ТК РФ к отношениям, связанным с гражданской службой (статья 73 Федерального закона № 79-ФЗ), гражданский служащий имеет право на предоставление гарантий, предусмотренных статьей 185.1 ТК РФ.

При этом право на предоставление предусмотренных в статье 185.1 ТК РФ оплачиваемых выходных дней гражданский служащий может реализовать вне зависимости от вида проходимой диспансеризации - общей диспансеризации в соответствии с Порядком или обязательной диспансеризации, порядок прохождения которой регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н.

Одновременно обращаем внимание, что право, предусмотренное статьей 185.1 ТК РФ, возникает у гражданского служащего один раз в течение сроков, установленных данной статьей (для лиц предпенсионного и пенсионного возраста - один раз в год, а для иных лиц - один раз в три года).

Для реализации такого права гражданский служащий должен представить представителю нанимателя соответствующее заявление и согласовать с ним день (дни) освобождения от служебных обязанностей. На основании письменного заявления гражданского служащего издается локальный акт о представлении гражданскому служащему выходного дня (дней) для прохождения диспансеризации.

При этом в случае, если гражданский служащий решил воспользоваться правом на дополнительный выходной день (дни) в целях прохождения обязательной диспансеризации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н, то соответствующий выходной день (дни), по нашему мнению, должен быть определен с учетом утвержденного представителем нанимателя графика прохождения диспансеризации гражданскими служащими.

По вопросу порядка исчисления денежного содержания для выплаты гражданскому служащему среднего заработка в случаях, предусмотренных статьей 185.1 ТК РФ, сообщаем.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, применяются в случаях исчисления денежного содержания, которые непосредственно установлены в Федеральном законе № 79-ФЗ, а также перечислены в пункте 1 этих Правил.

Во всех иных случаях сохранения оплаты, регламентированных именно нормами трудового права, к отношениям, связанным с гражданской службой, в силу положений статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ и статьи 11 ТК РФ применяются нормы трудового законодательства, определяющие порядок расчета среднего заработка.

Под заработной платой согласно статье 129 ТК РФ понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления, средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ, установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При этом в расчет не принимаются выплаты социального характера, не связанные непосредственно с оплатой труда (пункт 3 Положения).

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданских служащих производится в виде денежного содержания. Согласно части 2 данной статьи денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

При исчислении денежного содержания гражданского служащего для оплаты выходных дней в связи с диспансеризацией в порядке, установленном Положением, по нашему мнению, следует учитывать все выплаты, относящиеся к вознаграждению за выполнение гражданским служащим должностных обязанностей и включенные в состав денежного содержания гражданских служащих в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Календарным месяцем считается период с 1-го до 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Пунктом 9 Положения установлено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Данный порядок расчета среднего дневного заработка применяется и при исчислении денежного содержания, сохраняемого на период реализации гражданским служащим права на дополнительные выходные дни в целях прохождения диспансеризации.

 

Врио директора департамента государственной политики
в сфере государственной и муниципальной службы,
противодействия коррупции Минтруда

Л.Е. Вахнин