Приказ МЧС России от 12 октября 2016 г. № 543 В соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"* и приказом МЧС России от 15 апреля 2016 г. № 190 "О совершенствовании деятельности территориальных органов и организаций МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях местных пожарно-спасательных гарнизонов" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое типовое Положение о местном пожарно-спасательном гарнизоне (далее - Положение). 2. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на основе Положения: во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внести изменения в соответствующие планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части возложения на начальников местных пожарно-спасательных гарнизонов задач по осуществлению управления силами и средствами звеньев территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утвердить положения о местных пожарно-спасательных гарнизонах. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Беляева Л.А.
______________ * Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; № 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2. № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117; № 43, ст. 5084; 2008, № 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3635; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004; № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54; № 30 (ч. I), ст. 4590; № 30 (ч. I), ст. 4591, ст. 4596; № 46, ст. 6407; № 49 (ч. I), ст. 7023; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1092; 2015, № 1 (ч. I), ст. 88; № 10, ст. 1407; № 18. ст. 2621; № 27, ст. 3951; № 29 (ч. I), ст. 4359, ст. 4360; № 48, ст. 6723; 2016, № 1 (ч. I), ст. 68. Типовое Положение о местном пожарно-спасательном гарнизоне (утв. приказом МЧС России от 12.10.16 № 543) 1. Типовое Положение о местном пожарно-спасательном гарнизоне (далее - Положение) разработано в соответствии с приказом МЧС России от 15.04.2016 № 190 "О совершенствовании деятельности территориальных органов и организаций МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях местных пожарно-спасательных гарнизонов" и определяет порядок (регламент) управления и координации органами управления, органами государственного пожарного надзора, подразделениями, организациями и учреждениями МЧС России, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения МПСГ), расположенными постоянно или временно на территориях городского или сельского поселений, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения. 2. Управление и координация подразделений МЧС России и их взаимодействие с другими видами пожарной охраны, аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями (далее - АСС (Ф), ведомственными, территориальными (муниципальными) и объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - АСР) регламентируется соглашениями (положениями, уставами, инструкциями), не противоречащими федеральному законодательству и настоящему Положению, с учетом особенностей требований к вышеуказанным подразделениям (формированиям, службам), изложенным в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности. 3. Порядок привлечения сил и средств подразделений МПСГ для тушения пожаров и проведения АСР устанавливается расписанием выезда подразделений МПСГ (далее - Расписание выезда), за исключением городов федерального значения. Привлечение АСС (Ф) к предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях. 4. Подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе, подразделения других видов пожарной охраны, АСС (Ф) включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) охраняемой (обслуживаемой) организации, а также руководителем подразделения пожарной охраны, АСС (Ф), расположенной (расположенного) на территории соответствующего МПСГ, путем заключения соглашений в установленном порядке. Добровольные пожарные команды включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) предприятия (организации) добровольной пожарной команды, путем соглашения руководителя добровольной пожарной команды с соответствующим органом местного самоуправления. 5. Запрещается привлечение подразделений МПСГ, не входящих в ФПС ГПС, к ликвидации пожаров и проведению АСР при отсутствии соответствующей лицензии на тушение пожаров и свидетельства на право ведения АСР, за исключением подразделений, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отсутствуют требования лицензирования или получения соответствующего свидетельства. 6. Информационное обеспечение деятельности МПСГ осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. 7. Основными задачами МПСГ являются: а) организация применения сил и средств при тушении пожаров и проведении АСР, ликвидации ЧС природного и техногенного характера; б) координация деятельности различных видов пожарной охраны и АСС (Ф) при реагировании на пожары и чрезвычайные (аварийные) ситуации различного характера на территории МПСГ; в) организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, службами экстренного реагирования и жизнеобеспечения на основании соответствующих соглашений; г) организация профилактики пожаров, их тушения и проведения АСР; д) разработка и осуществление мероприятий по привлечению личного состава, свободного от несения службы (работы), к тушению пожаров, а также ликвидации последствий ЧС (происшествий); е) оказание доврачебной помощи; ж) поиск и спасение пострадавших на водных объектах. 8. Для реализации возложенных задач МПСГ осуществляет следующие функции: а) планирование применения и взаимодействия сил и средств МПСГ для тушения пожаров и проведения АСР, ликвидации ЧС природного и техногенного характера; б) организация работ по ликвидации пожаров и проведению АСР; в) организация профессиональной и иных видов подготовки личного состава МПСГ, путем проведения пожарно-тактических учений (занятий), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий на территории МПСГ; г) организация связи при тушении пожаров и проведении АСР, ликвидации ЧС природного и техногенного характера; д) осуществление взаимодействия со службами экстренного реагирования и жизнеобеспечения (коммунальными службами, службами охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, здравоохранения и другими службами); е) разработка и реализация мероприятий по организации и ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР, защите личного состава подразделений МПСГ, населения и территорий от пожаров; ж) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации о состоянии работы по организации тушения пожаров, а также обмен этой информацией; з) осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, организациями и подразделениями различных видов пожарной охраны и АСС (Ф) в области пожарной безопасности; и) исследование крупных пожаров и осуществление подготовки их описаний, разработка мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию пожаров; к) участие в разработке документов по выполнению мероприятий, касающихся пожароопасного периода, организации защиты территорий и населенных пунктов от перехода ландшафтных пожаров, а также мероприятий по паводкоопасному периоду. 9. Начальником МПСГ по должности является начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы ГПС, дислоцированного на территории муниципального образования. При отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы ГПС начальником МПСГ назначается сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров. В случае временного отсутствия начальника МПСГ его обязанности возлагаются на старшее должностное лицо из числа руководящего состава ФПС ГПС на территории МПСГ, допущенного в установленном порядке к руководству тушением пожаров. Силы и средства подразделений МПСГ переходят в оперативное подчинение начальнику МПСГ при тушении пожаров, а также при угрозе и возникновении ЧС. 10. Начальник МПСГ обязан: а) организовывать взаимодействие и координацию деятельности подразделений МПСГ на соответствующей территории в повседневной деятельности и при осуществлении реагирования по предназначению, а также содержать в постоянной готовности к применению силы и средства, предназначенные для тушения пожаров и проведения АСР; б) обеспечить разработку документации предварительного планирования действий подразделений МПСГ и ее своевременную корректировку, в том числе Расписания выездов, плана гарнизонных мероприятий, планов и карточек тушения пожаров; в) выезжать на пожары и места проведения АСР в соответствии с Расписанием выездов и сложившейся обстановкой, лично руководить тушением пожаров и проведением АСР, за исключением пожаров и видов АСР, обязанность по руководству которыми возложена на соответствующих должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; г) организовывать контроль и координацию деятельности при выполнении работ службами экстренного реагирования и жизнеобеспечения; д) организовать учет и контроль данных по составу сил и средств, включенных в Расписание выездов и находящихся в расчете подразделений МПСГ; е) организовывать и принимать непосредственное участие в проведении пожарно-тактических учений (занятий), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий на территории МПСГ; ж) организовывать и руководить работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР; з) организовывать взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам, связанным с обеспечением действий подразделений МПСГ при тушении пожаров и проведении АСР, восстановления возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах установленных границ территории МПСГ, а также поддержания в исправном состоянии и соответствии предъявляемым требованиям источников наружного противопожарного водоснабжения; и) осуществлять управление силами и средствами звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемыми в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС на соответствующей территории МПСГ для предупреждения и ликвидации ЧС до назначения в установленном порядке руководителя ликвидации ЧС. 11. Начальник МПСГ имеет право: а) запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач по тушению пожаров и проведению АСР; б) проверять готовность подразделений МПСГ к тушению пожаров и проведению АСР в рамках пожарно-тактических учений (занятий), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий на территории МПСГ; в) возлагать обязанности оперативного дежурного и диспетчера МПСГ на должностных лиц ФПС; г) привлекать в установленном порядке службы экстренного реагирования и жизнеобеспечения (коммунальные службы, службы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, здравоохранения и другие) при тушении пожаров и проведении АСР в пределах установленных границ территории МПСГ; д) готовить предложения по поощрению личного состава подразделений МПСГ за отличие в выполнении возложенных задач и привлечению к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей; е) при проведении оперативно-служебных мероприятий по подведению итогов деятельности, разбору пожаров, аварий и ЧС, служебных совещаний, связанных с деятельностью всех или отдельных подразделений МПСГ, привлекать к ним соответствующих должностных лиц подразделений МПСГ (по согласованию времени и даты с руководителями организаций); ж) получать от министерств (ведомств, организаций), должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на территории МПСГ; з) организовывать профилактическую работу; и) вносить предложения в соответствующий лицензирующий орган о приостановлении в установленном порядке действия лицензии по организации и осуществлению тушения пожаров на территории МПСГ, выданных юридическим лицам и гражданам, в связи с нарушениями лицензионных требований и условий при проведении задач, связанных с тушением пожаров и проведением АСР. 12. Для обеспечения выполнения задач в МПСГ создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и АСС (Ф) - нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона. Нештатные службы пожарно-спасательных гарнизонов являются нештатными органами управления пожарно-спасательных гарнизонов. В МПСГ создаются следующие нештатные службы: управления, газодымозащитная, техническая, связи, профилактики. Допускается создание других нештатных служб (радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и другие).
|