На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Федеральной службы по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды от 15 марта 2017 г. № 3/1
"О деятельности Росгидромета в 2016 году и приоритетных задачах на 2017 год"

Коллегия Росгидромета отмечает, что деятельность Росгидромета в 2016 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года, достижение определённых Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета, выполнение текущих поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Коллегия Росгидромета постановляет:

1. Отметить, что задачи Росгидромета, определённые постановлением коллегии Росгидромета от 16.03.2016 № 4/1, в основном выполнены.

2. Определить, что основное внимание подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций Росгидромета на 2017 год должно быть уделено реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учётом аспектов изменения климата), Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, Антикризисного плана Правительства Российской Федерации - для обеспечения:

- защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений;

- потребностей государства, отраслей экономики и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о загрязнении окружающей среды;

- геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике);

- реализации Климатической доктрины Российской Федерации;

- оптимизации деятельности учреждений и организаций Росгидромета;

- сохранения высокого кадрового потенциала российской гидрометеорологической службы.

Решение указанных задач должно осуществляться в условиях принятых Правительством Российской Федерации решений по оптимизации бюджетных расходов на ближайшую перспективу.

3. Считать приоритетными задачами на 2017 год:

I. В области обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией:

- сохранение на уровне не ниже 90 - 91 % оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях, и оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации на уровне 93 - 95 %;

- обеспечение оперативного представления учреждениями Росгидромета гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безаварийной работы отраслей экономики, безопасности населения и критически важных объектов;

- выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасного пропуска весеннего половодья и дождевых паводковых вод;

- организацию гидрометеорологического обеспечения в пожароопасный период;

- обеспечение постоянной готовности системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке;

- обеспечение проведения работ по защите сельхозкультур от градобития в соответствии с заключаемыми контрактами;

- подготовку аналитических материалов в проект "Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- обеспечение сбора, обработки и передачи сведений об опасных явлениях погоды, водных и климатических ресурсах на территории Российской Федерации в Российский статистический ежегодник;

- обеспечение оперативного размещения информации об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях на территории Российской Федерации на сайте Росгидромета и подведомственных организаций;

- развитие системы распределенных ситуационных центров Росгидромета, организация оперативного взаимодействия с территориально-распределенными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обеспечение взаимодействия Ситуационного центра Росгидромета с НЦУКС МЧС России и Национальным центром управления обороной Российской Федерации (Минобороны России).

II. В области развития обслуживания потребителей гидрометеорологической информацией общего и специализированного назначения, а также данными о загрязнении окружающей среды:

- распространение передового опыта и внедрение в оперативную практику автоматических информационных систем и веб-сервисов на основе интернет технологий для специализированного гидрометеорологического обеспечения хозяйствующих субъектов и населения;

- обеспечение подготовки и направления в Минсельхоз России климатических показателей отнесения территорий земледельческой зоны Российской Федерации к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции (актуализированные с учетом данных 2016 г.) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 51 "Об утверждении правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям";

- подготовку к метеорологическому обеспечению XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске;

- сохранение и поддержание высоких производственных показателей авиаметеорологической деятельности, соответствующих эксплуатационным требованиям авиационных пользователей;

- проведение анализа состояния метеорологического обеспечения гражданской авиации за 2017 год;

- проведение анкетирования пользователей авиаметеорологической информации на предмет качества обслуживания;

- нормативно-правовое укрепление авиаметеорологического обеспечения, внедрение стандартов ИКАО и ВМО;

- выполнение задач в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" по техническому переоснащению авиаметеорологических подразделений;

- оптимизацию структуры организаций и подразделений, занятых авиаметеорологическим обеспечением;

- развитие информационных Интернет-ресурсов Росгидромета (официального сайта Росгидромета, сайтов территориальных органов и подведомственных учреждений Росгидромета, виртуальных лабораторий, веб-технологий электронного обслуживания пользователей данными ЕГФД);

- развитие взаимодействия с потребителями климатической информации, а также развитие национального сегмента ГРОКО;

- расширение области применения информационных ресурсов ЕСИМО;

- обеспечение выполнения Плана действий Минприроды России по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- выполнение мероприятий в рамках проводимого в 2017 году в Российской Федерации Года экологии и Особо охраняемых природных территорий;

- представление информационно-аналитических материалов для использования при подготовке Госдоклада о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации.

III. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети, систем сбора и обработки данных:

- повышение эффективности функционирования и развитие государственной наблюдательной сети;

- сохранение состава действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды и программ наблюдений, необходимых для обеспечения органов государственной власти и населения полной и достоверной информацией, а также обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации;

- реализацию комплекса мероприятий по подготовке гидрологической сети к прохождению весеннего половодья и летних дождевых паводков в 2017 году;

- осуществление комплекса мероприятий по подготовке организаций и учреждений Росгидромета к работе в зимний период 2017 - 2018 годов;

- реализацию мероприятий Росгидромета в рамках федеральных целевых программ "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" и "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы";

- улучшение качества работы труднодоступных станций и повышение уровня обеспечения их жизнедеятельности;

- выполнение мероприятий по проведению северного завоза на труднодоступные станции;

- обеспечение постоянного мониторинга работы автоматических метеорологических комплексов и автоматических метеорологических станций;

- обеспечение совместной обработки данных действующего КА "Метеор-М" № 2 и перспективного КА "Метеор-М" № 2-1, а также зарубежных полярно-орбитальных КА для получения спутниковой информационной продукции;

- обеспечение участия в эксплуатации действующих космических комплексов Ресурс-П № 1, № 2 и № 3, Электро-Л № 2, Канопус-В № 1 и перспективного КА Канопус-В-ИК;

- повышение эффективности функционирования наблюдательной сети за счёт развития подсистемы сбора гидрометеорологических и геофизических данных через отечественные геостационарные космические аппараты "Электро" и "Луч";

- реализацию мероприятий по развитию интегрированной информационно-телекоммуникационной системы Росгидромета, в том числе реализация обязательств по участию Росгидромета в Информационной системе ВМО;

- установку новых высокопроизводительных суперЭВМ в Москве, Новосибирске и Хабаровске;

- организацию работы по защите частотных присвоений для радиотехнических средств Росгидромета, в том числе аэрологических, метеорологических, радиолокационных комплексов и космических комплексов гидрометеорологического назначения.

IV. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:

- продолжение работ по обеспечению функционирования Российского научного центра на архипелаге Шпицберген и выполнение Межведомственной программы научных исследований и наблюдений на архипелаге Шпицберген на 2017 год с использованием инфраструктуры Российского научного центра;

- расширение международного сотрудничества в рамках Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, работ научно-исследовательского стационара "Ледовая база "Мыс Баранова", Гидрометеорологической обсерватории Тикси;

- обеспечение проведения морских экспедиционных исследований в морях западного и восточного сектора Арктики на НИС "Профессор Молчанов" по программе "Арктический Плавучий университет";

- реализацию Плана мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013 - 2017 годах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2013 г. № 28-р, выполнению обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;

- реализацию Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу;

- обеспечение подготовки и своевременного выхода в рейс по программе 63-й Российской антарктической экспедиции НЭС "Академик Федоров" и НЭС "Академик Трёшников";

- обеспечение подготовки предложений к проекту федеральной целевой программы "Мировой океан" в соответствии с концепцией ФЦП "Мировой океан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 1143-р;

- обеспечение подготовки предложений к параметрам деятельности РАЭ и плану мероприятий по обеспечению ее деятельности на 2018 - 2022 годы (часть 7 статьи 5 Федерального закона от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике");

- обеспечение подготовки предложений по вопросу переработки Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу.

V. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и геофизических исследований:

- совершенствование технологий диагноза и прогноза состояния верхней атмосферы, ионосферы и магнитосферы Земли, околоземного космического пространства (космической погоды);

- разработку программного обеспечения для формирования консультативных извещений о степени радиационной опасности при авиаперевозках в соответствии с форматами ИКАО;

- исследование средней атмосферы и влияния ее изменений на геофизические процессы в тропосфере и ионосфере;

- мониторинг и исследование грозовой активности, электрического состояния атмосферы и радиационных характеристик облаков;

создание и внедрение новых, более эффективных и экономичных технологий АВ на грозоградовые процессы и явления, на снежные лавины;

- создание новых более эффективных и экономичных технологий искусственного регулирования осадков и рассеивания облаков и туманов;

- научно-методическое руководство противоградовыми и противолавинными работами, работами по искусственному регулированию осадков и рассеиванию облаков и туманов;

- дальнейшее развитие работ по моделированию облачных систем для задач активных воздействий;

- подготовку руководящих документов по геофизическим исследованиям и активным воздействиям;

- осуществление государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы в соответствии с планом проверок.

VI. В области научных исследований:

- реализацию утвержденного Плана НИОКР Росгидромета на 2017 год с обязательным достижением ожидаемых результатов по приоритетным задачам;

- реализацию Программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы;

- совершенствование системы прогнозирования на базе новых высокопроизводительных суперкомпьютеров, которые планируется установить в Москве, Новосибирске и Хабаровске;

- получение комплексных информационных продуктов радиолокационных, грозопеленгационных и спутниковых наблюдений для систем наукастинга облачности, осадков и связанных с ними опасных гидрометеорологических явлений;

- внедрение в практику результатов, полученных в ходе выполнения Плана НИОКР Росгидромета на 2017 год, других научных программ, государственным заказчиком которых является Росгидромет;

- разработку, издание и внедрение научно-технической и научно-методической документации, необходимой для успешной реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2";

- подготовку и публикацию ежегодного Доклада Росгидромета об изменениях климата и последствиях этих изменений, осуществление мероприятий по участию Росгидромета в реализации Климатической доктрины Российской Федерации и Комплексного плана научных исследований погоды и климата;

- участие в разработке Национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата;

- регистрацию в Роспатенте охраноспособных результатов НИОКР, полученных в 2016 году, а также регистрацию в ЕГИСУ НИОКТР отчетов о завершенных НИОКР и результатов интеллектуальной деятельности, полученных при их выполнении;

- постановку на бухгалтерский учет нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности);

- оценку результатов деятельности НИУ Росгидромета за 2017 год;

- подготовку предложений по оптимизации деятельности НИУ Росгидромета, в том числе за счет оптимизации структуры административно-управленческого и вспомогательного персонала;

- развитие взаимодействия с РАН и Высшей школой.

VII. В области институционального развития Росгидромета и реализации концепции открытости:

- актуализацию Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата);

- подготовку изменений в Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе";

- совершенствование отраслевой нормативной базы в части реализации федерального законодательства, определяющего правовое положение государственных учреждений;

- обеспечение мероприятий "Дорожной карты" по реализации Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы;

- разработку ведомственного нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения плотности радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- проведение оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росгидромета в целях оптимизации структуры территориальных органов Росгидромета;

- совершенствование работы по контролю и надзору в территориальных органах Росгидромета;

- проведение учебного курса для специалистов департаментов Росгидромета по федеральным округам по вопросам осуществления государственного надзора и лицензионного контроля;

- разработку административных регламентов по осуществлению государственных функций Росгидромета;

- обеспечение участия Росгидромета в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации;

- обеспечение публичной отчётности центрального аппарата и территориальных органов Росгидромета об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах;

- размещение на Интернет-ресурсах информации Росгидромета в формате открытых данных;

- обеспечение работ по реализации предоставления государственных услуг в электронном виде;

- реализацию мероприятий по межведомственному информационному взаимодействию и предоставлению государственных услуг (функций) в электронном виде;

- расширение вовлечения гражданского общества в выработку и реализацию государственной политики в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды путем поддержки и развития взаимодействия с Общественным советом при Росгидромете и общественными советами при департаментах Росгидромета по федеральным округам.

VIII. В области планово-финансовой и хозяйственной деятельности:

- принятие исчерпывающих мер по своевременному исполнению ФЦП с целью недопущения образования объектов незавершенного строительства и срыва технического перевооружения организаций и их подразделений;

- выполнение работ по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здания и земельные участки, находящиеся на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета;

- подготовку плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Росгидромета;

- обеспечение подготовки обосновывающих материалов для привлечения дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе на повышение заработной платы сотрудникам учреждений государственной наблюдательной сети, и их рассмотрения в рамках бюджетного цикла 2018 года.

IX. В области работы с кадрами и решения социальных задач:

- обеспечение действенного функционирования должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Росгидромете;

- организацию правового просвещения федеральных государственных гражданских служащих, а также работников системы по правовым вопросам и антикоррупционной тематике (совещания, семинары, лекции);

- обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгидромета и работниками подведомственных Росгидромету учреждений ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- обеспечение исполнения заказа по повышению квалификации государственных гражданских служащих Росгидромета;

- обеспечение сохранения в НИУ системы подготовки кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру;

- организацию повышения квалификации руководителей, специалистов среднего и высшего звена в ФГБОУ ДПО "ИПК" Росгидромета в соответствии с утверждённым государственным заданием;

- осуществление действенного контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности;

- проведение мероприятий по подготовке и внедрению профессиональных стандартов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

X. В области международного сотрудничества:

- организацию выполнения обязательств Росгидромета в рамках Всемирной метеорологической организации (ВМО), РКИК ООН, системы Договора об Антарктике, ЕАНЕТ;

- обеспечение выполнения решений Межгосударственного совета по гидрометеорологии СНГ;

- организацию выполнения обязательств Росгидромета в рамках соглашений о двустороннем сотрудничестве с НГМС стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе, проведение в России официальных встреч Росгидромета и Гидрометеорологической службы Литвы, Национального института метеорологии и гидрологии Болгарской академии наук, Департамента метеорологии Индии, Китайского метеорологического управления, Управления по метеорологии Республики Корея;

- реализацию мероприятий Меморандума о конференции пользователей данных метеорологических и других спутников наблюдения Земли и двустороннего соглашения между Росгидрометом и EUMETSAT, включая проведение в России совместного обучающего семинара по использованию спутниковых данных и продукции;

- проведение в России 8-ой Азиатско-Тихоокеанской конференции пользователей данных метеорологических и других спутников наблюдения Земли;

- выполнение обязательств Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря.

4. Руководителям учреждений и организаций Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнёрства направить основные усилия на сохранение и реальное повышение уровня жизни работников российской гидрометеорологической службы, стабилизацию работы трудовых коллективов, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей последовательного решения социальных проблем. Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого соглашения и заключённых на его основе коллективных договоров.

5. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата обеспечить реализацию задач, предусмотренных в п. 3 настоящего постановления, через разработку соответствующих конкретных мер в Плане основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2017 год, планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и международного научно-технического сотрудничества Росгидромета на текущий год.

6. Заместителям Руководителя Росгидромета И.А. Шумакову и М.Е. Яковенко совместно с начальниками структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обобщить замечания и предложения, высказанные участниками итогового заседания коллегии Росгидромета от 15.03.2017 и до 03.04.2017 разработать и представить на утверждение соответствующее дополнение к Плану основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2017 год.

Председатель Коллегии Росгидромета

А.В. Фролов