УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека
|
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
|
___________________ А.Ю. Попова
14.08. 2019 г. № МР 2.4.0150-19
|
___________________ С.С. Кравцов
14.08.2019 г. № 01-230/13-01
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2019
1. Разработаны:
Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.);
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев
Ю.В.); Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.);
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.), Управление
Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.); Минпросвещения
России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.);
Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е.,
Смирнова П.П.); ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова
Л.А., Малых С.Б.);
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский
университет» Минздрава России (Шпагина Л.А.);
ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф.
(Рубцова Н.Б.).
СОДЕРЖАНИЕ
Целью настоящих Методических рекомендаций является
определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее -
образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью
профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности
образовательного процесса.
Анализ международного опыта показал, что ранний возраст
начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время
их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что
проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью,
снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением
коммуникативных способностей, расстройством сна1.
________
1
Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation
between television exposure and executive function among preschoolers//Dev.
Psychol. 2014. № 50. P. 1497 - 1506;
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01833/full; Pagani
L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between
early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical
well-being by middle childhood/Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2010. T. 164. P.
425 - 431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160;
Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children//Sleep Med. Clin. 2017. № 12. P. 407 - 413;
https://www.ncbi.nlm.nih.gov.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования
электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние
психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили
негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной
организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих
мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления
смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений
фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной
зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем
больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными
тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения
учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом
многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений
неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с
одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к
ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной
деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало,
что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает
успешность сдачи тестов на 6,4 %.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии,
Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны
рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том
числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды
мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.
В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос
запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе
индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не
установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в
школах провинции Онтарио (Канада)5 и в штате Новый Южный Уэльс
(Австралия)6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в
Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде7.
_________
2
http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333&
dateTexte=&categorieLien=id;
https://www.theguardian.com/world/2018/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.
3
https://ru.euronews.com/2018/09/03/ru-school-phones.
4
https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.
5
https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.
6
https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.
7
https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.
В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств
мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:
- рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных
устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением
детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья
(мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также
педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения
вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной
связи;
- проводить регулярную информационно-просветительскую и
разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций,
педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с
привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными
представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия
электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о
возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при
неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном
процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных
программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил
безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции,
иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения
использования устройств мобильной связи в образовательной организации для
педагогических работников, родителей и обучающихся;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса,
связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в
образовательной организации;
- предусмотреть для всех участников образовательного
процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без
звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением
использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
- информировать родителей и обучающихся об их
ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в
общеобразовательной организации;
- предусмотреть места хранения во время образовательного
процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и
необходимости);
- ограничить использование обучающимися устройств мобильной
связи во время учебного процесса;
- учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов
образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой
формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для
использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе
на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи
обучающихся;
- проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры
использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса,
с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического
коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания
культуры использования устройств мобильной связи;
- обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации
родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной
ситуации;
- определить лиц, организующих выполнение мероприятий с
обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации
устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения
детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств
мобильной связи;
- использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся
между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в
двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости -
использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для
звонка, смс-сообщения);
- осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных
организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса
устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и
воспитания;
- распространить Памятки для обучающихся, родителей и
педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).
Результаты исследований, показавших отрицательные
последствия
использования устройств мобильной связи на здоровье детей
Исследователи
|
Отрицательные
эффекты
|
Burnett and Lee, 2005
|
Использование навигационной системы
смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты
|
Day J.J et al., 2007
|
Формирование психологической зависимости
|
Ophir et al., 2009
|
Работают хуже в парадигме переключения
задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи
|
Черненков Ю.В. и др., 2009;
Pagani L.S., et al., 2010;
Nathanson A.I. et al., 2014;
Moreira, G.A et al., 2017;
Григорьев Ю.Г. и др., 2017
|
Гиперактивность, повышенная
раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной
памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность
к депрессивным состояниям
|
Panda N. et al., 2010
|
Нарушения фонематического восприятия
|
Sparrow et al., 2011
|
Запоминают не саму информацию, а место,
где эта информация может быть доступна
|
Lu M. et al., 2012
L. Hardell et al., 2013
|
Риски доброкачественных и
злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва
|
Ralph et al., 2013
|
Более высокие уровни ежедневных сбоев
внимания
|
Thornton et al., 2014
|
«Простое присутствие» сотового телефона
может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для
задач с высокими когнитивными требованиями
|
Lepp et al., 2014
|
Положительная корреляция между
использованием смартфона и беспокойством
|
Owens, J.A. et al., 2014
|
Задержка начала сна, сокращение ночного
сна, прерывистый сон, дневная сонливость
|
Stothart et al., 2015
|
При выполнении задачи, требующей
внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в
производительности, сходные по величине с активным использованием телефона
|
Barr et al., 2015
|
Большее использования смартфона
коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением
|
Moisala et al., 2016;
Lepp A et al, 2015;
Beland L.-P., 2015
|
При наличии раздражителей, отвлекающих
внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже
и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение
успеваемости
|
Cain et al., 2016
|
Связано с более низкой
производительностью рабочей памяти и более низкими результатами
стандартизированных тестов
|
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических
работников по
профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от
воздействия устройств мобильной связи
1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее,
поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами
мобильной связи.
3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы
в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной
связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро,
поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на
расстоянии более 2 метров от головы.