Постановление Федеральной службы по гидрометеорологии Коллегия Росгидромета отмечает, что деятельность Росгидромета в 2018 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, достижение определенных Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета, выполнение текущих поручений Президента и Правительства Российской федерации. Коллегия Росгидромета постановляет: 1. Отметить, что задачи Росгидромета, определенные постановлением коллегии Росгидромета от 28.02.2018 № 3/1, в основном выполнены, включая все намеченные планы развития, научно-исследовательские работы и международные обязательства. Продолжалась техническая модернизация основных фондов службы и внедрение в оперативную работу новых технологий. 2. Считать важнейшей задачей руководителей всех уровней и специалистов обеспечение устойчивого функционирования учреждений службы, наряду с проведением всесторонней модернизации и повышением эффективности деятельности всех подсистем Росгидромета по наблюдениям, выпуску продукции и оказанию услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, выполнению возложенных на Росгидромет международных обязательств. 3. Определить, что основное внимание подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Росгидромета на 2019 год должно быть уделено реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, Антикризисного плана Правительства Российской Федерации - для обеспечения: - защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений; - потребностей государства, отраслей экономики и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о загрязнении окружающей среды; - геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике); - участия в реализации Климатической доктрины Российской Федерации; - оптимизации деятельности учреждений Росгидромета; - сохранения высокого кадрового потенциала российской гидрометеорологической службы. Решение указанных задач должно осуществляться в условиях принятых Правительством Российской Федерации решений по оптимизации бюджетных расходов на ближайшую перспективу. 4. Считать приоритетными задачами на 2019 год: I. В области обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией: - сохранение на уровне 92 - 95 % оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях, и оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации на уровне 93 - 96 %; - обеспечение оперативного представления учреждениями Росгидромета гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безаварийной работы отраслей экономики, безопасности населения и критически важных объектов; - выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасного пропуска весеннего половодья и дождевых паводковых вод; - организацию гидрометеорологического обеспечения в пожароопасный период; - обеспечение постоянной готовности системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке; - проработку с Росстатом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по созданию системы государственных статистических наблюдений, включая набор показателей, связанных с изменением климата, статистике по адаптации к изменениям климата, измерению экстремальных природных явлений и стихийных бедствий. II. В области развития обслуживания потребителей гидрометеорологической информацией общего и специализированного назначения, а также данными о загрязнении окружающей среды: - развитие информационных Интернет-ресурсов Росгидромета (официального сайта Росгидромета, сайтов территориальных органов и подведомственных учреждений Росгидромета, виртуальных лабораторий, веб-технологий электронного обслуживания пользователей данными ЕГФД); - сохранение и поддержание высоких производственных показателей авиаметеорологической деятельности, соответствующих эксплуатационным требованиям авиационных пользователей; - дальнейшее реформирование системы авиаметобеспечения, централизация структуры учреждений, занятых авиаметобеспечением, с учетом обновления требований авиационных пользователей; - нормативно-правовое урегулирование вопросов авиаметеорологического обеспечения, разработка проектов нормативно-правовых актов и ведомственных документов с целью укрепления нормативной базы авиаметобеспечения, полному возмещению затрат на производственные процессы на основе тарифной модели и нормирования этих затрат; - развитие и внедрение современной цифровой платформы авиаметобеспечения, гидрометобеспечения морской деятельности и др., включая автоматические информационные системы и ВЕБ-сервисы на основе Интернет-технологий, интегрируемых с автоматизированными информационными системами пользователей; - проведение комплекса работ, направленных на развитие СГМО неавиационного профиля (мореплавание, сельское хозяйство, энергетика и др.). III. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети, систем сбора и обработки данных: - повышение эффективности функционирования и развитие государственной наблюдательной сети; - сохранение состава действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды и программ наблюдений, необходимых для обеспечения органов государственной власти и населения полной и достоверной информацией, а также обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в части загрязнения окружающей среды; - стимулирование развития пунктов наблюдений региональной и ведомственной сети для более полного обеспечения гидрометеорологической безопасности отраслей экономики субъектов Российской Федерации; - реализацию мероприятий по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"; - проведение технического переоснащения действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды в рамках мероприятий федеральных целевых программ "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" и "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"; - выполнение в полном объеме мероприятий по реализации Проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2"; - возобновление работы Центральной методической комиссии по приборам и методам получения и обработки информации и методических комиссий профильных НИУ, а также необходимость разработки и утверждения регламента обязательной сертификации Росгидрометом рекомендуемых для оснащения государственной наблюдательной сети средств измерений и методик их поверки, а также принятие совместно с Росстандартом нормативного акта, обязывающего производителей при прохождении процедуры утверждения типа средств измерений, предназначенных для работы сети, осуществлять испытания на рабочих эталонах Росгидромета, в том числе на площадках действующих испытательных полигонов; - улучшение качества работы труднодоступных станций и повышение уровня обеспечения их жизнедеятельности; - поставку вычислительного комплекса совокупной пиковой производительностью 800 TFlops для обеспечения вычислительными ресурсами научных подразделений Росгидромета; - продолжение работы по восстановлению функций государственного заказчика космических систем гидрометеорологического, океанографического и геофизического назначения; - обеспечение функционирования и развития Государственной территориально-распределенной системы космического мониторинга окружающей среды Росгидромета в составе Европейского, Сибирского и Дальневосточного спутниковых центров ФГБУ "НИЦ "Планета" включая: эксплуатацию действующих космических аппаратов серий "Ресурс-П", "Канопус-В", "Электро-Л" и "Метеор-М"; расширение номенклатуры выходной информационной продукции для решения задач Росгидромета на основе данных отечественных и зарубежных КА наблюдения Земли; подготовку наземного комплекса приема, обработки, архивации и распространения спутниковой информации Росгидромета к проведению летных испытаний КА "Электро-Л" № 3, "Метеор-М" № 2-2, Арктика-М № 1, КА Ионосфера № 1-4; проведения летных испытаний КА "Канопус-В" № 5 и № 6, "Метеор-М" № 2-2; - обеспечение дальнейшего развертывания системы сбора и передачи гидрометеорологических и геофизических данных с помощью спутниковых радиотерминалов, устанавливаемых на государственной наблюдательной сети Росгидромета, через отечественные геостационарные космические аппараты "Электро-Л" и "Луч"; - обеспечение эксплуатации и развития сети грозорегистрационных наблюдений для своевременного обнаружения опасных природных явлений; - научно-методическое сопровождение развития отечественной космической группировки гидрометеорологического, океанографического, гелиогеофизического назначения и мониторинга окружающей среды; - поддержание функционирования геофизической наблюдательной сети, в том числе за счет внебюджетных источников НИУ; - выделение и развитие приоритетных секторов наблюдательной сети для расширения функциональных возможностей по получению специализированной информации о космической погоде, с учетом расширения круга потребителей; - поддержание функционирования, повышение и расширение возможностей: Гелиогеофизического центра с целью повышения уровня оправдываемости прогнозов об опасных гелиогеофизических явлениях и расширения круга потребителей информации; Федерального центра мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации в части расширения функциональных возможностей, развития информационных технологий; Центра космической погоды для авиации для обеспечения авиаперевозчиков информацией о космической погоде, согласно международным требованиям; - подготовку к проведению комплексных работ по картографическому обеспечению перспективных магнитометрических навигационных систем морского и воздушного базирования. IV. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике: - начало работ по строительству плавучей ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"; - продолжение работ по обеспечению функционирования Российского научного центра на архипелаге Шпицберген; - расширение международного сотрудничества в рамках Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, работ научно-исследовательского стационара "Ледовая база "Мыс Баранова", Гидрометеорологической обсерватории Тикси; - реализацию Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года № 1926-р; - выполнение обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике; - реализацию федеральных законов от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" и № 51-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике", подзаконных актов, направленных на их реализацию; - обеспечение подготовки и своевременного выхода в рейс по программе 65-й Российской антарктической экспедиции НЭС "Академик Федоров" и НЭС "Академик Трёшников"; - обеспечение подготовки предложений к проекту программы "Мировой океан" в соответствии с концепцией ФЦП "Мировой океан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 1143-р; - доработку новой редакции Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года с учетом замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, внесение проекта в Правительство Российской Федерации для утверждения. V. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и геофизических исследований: - развитие технологий активных воздействий на грозоградовые процессы, снежные лавины, искусственного регулирования осадков и рассеивания облаков и туманов с целью увеличения эффективности и экономичности работ по активным воздействиям; - разработку руководящих документов по геофизическим исследованиям и активным воздействиям; - проработку механизма целевого оснащения противоградовой и противолавинной служб Росгидромета техническими средствами активных воздействий и обеспечения их устойчивого финансирования, в том числе за счет средств заказчиков; - организацию мероприятий в рамках полномочий по нормативному регулированию вопросов в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации. VI. В области научных исследований: - реализацию утвержденного Плана НИОКР Росгидромета на 2019 год с обязательным достижением ожидаемых результатов по приоритетным задачам; - реализацию Программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы; - организацию новой системы планирования НИОКР в интересах Росгидромета на период 2020 - 2024 гг. на основе приоритетных проектов научно-технологического развития тематических подсистем Росгидромета; - разработку, издание и внедрение научно-технической и научно-методической документации, необходимой для успешной реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2"; - существенное обновление руководящих документов Росгидромета (РД), определяющих функции НИУ по научно-методическому руководству сетевыми подразделениями Росгидромета, устанавливающих регламент работы сетевых подразделений и правила предоставления и использования информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; - проведение патентных исследований, закрепление прав на объекты интеллектуальной деятельности, регистрация в Роспатенте охраноспособных результатов НИОКР, полученных в 2018 году; - постановку на бухгалтерский учет нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности); - подготовку и публикацию ежегодного Доклада Росгидромета об изменениях климата и последствиях этих изменений, осуществление мероприятий по участию Росгидромета в реализации Климатической доктрины Российской Федерации и Комплексного плана научных исследований погоды и климата; - участие в разработке Национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата; - развитие Климатического центра Росгидромета; - оценку результатов деятельности НИУ Росгидромета. VII. В области институционального развития Росгидромета и реализации концепции открытости: - подготовку изменений в Федеральный закон № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"; - продолжение реализации соглашений с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, крупными государственными корпорациями и рядом других организаций по совместному решению задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; - совершенствование отраслевой нормативной базы в части реализации федерального законодательства, определяющего правовое положение государственных учреждений; - обеспечение выполнения мероприятий по реализации Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы, утвержденной приказом Росгидромета от 2 февраля 2017 г. № 23; - совершенствование методики оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росгидромета в целях оптимизации структуры территориальных органов Росгидромета на основе утвержденных нормативов на осуществление различных видов деятельности; - совершенствование работы по контролю и надзору в территориальных органах Росгидромета; - проведение учебного курса для специалистов территориальных органов Росгидромета по вопросам осуществления государственного надзора и лицензионного контроля; - размещение на Интернет-ресурсах информации Росгидромета в формате открытых данных; - расширение вовлечения гражданского общества в выработку и реализацию государственной политики в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды путем поддержки и развития взаимодействия с Общественным советом при Росгидромете, Российским гидрометеорологическим обществом и общественными советами при департаментах Росгидромета по федеральным округам. VIII. В области планово-финансовой и хозяйственной деятельности: - добиваться необходимого финансирования деятельности учреждений Росгидромета, включая обеспечение нормативного финансирования содержания приобретаемого технологического оборудования; - принятие исчерпывающих мер по исполнению мероприятий Проекта "Росгидромет-2", мероприятий государственных программ и ФАИП с целью недопущения образования объектов незавершенного строительства, срыва технического перевооружения организаций и их подразделений, неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств; - выполнение работ по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здания и земельные участки, находящиеся на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета; - выполнение мероприятий по подготовке плана-графика размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг центральным аппаратом, территориальными органами и подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями Росгидромета; - повышение средней заработной платы научных сотрудников научно-исследовательских учреждений Росгидромета до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе во исполнение абзаца 6 подпункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; - введение системы нормирования работ при проведении гидрометеорологических наблюдений и формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными учреждениями Росгидромета; - формирование единой тарифной модели для работ и услуг Росгидромета. IX. В области работы с кадрами и решения социальных задач: - принятие директорами НИУ и руководителями УГМС (ЦГМС) мер по привлечению молодежи и повышению средней заработной платы работников за счет расширения привлечения внебюджетных источников и оптимизации деятельности учреждений; - обеспечение действенного функционирования должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; - организация правового просвещения федеральных государственных гражданских служащих, а также работников подведомственных организаций по правовым вопросам и антикоррупционной тематике (совещания, семинары, лекции); - обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгидромета и работниками подведомственных Росгидромету учреждений ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; - обеспечение исполнения заказа по повышению квалификации государственных гражданских служащих Росгидромета; - обеспечение сохранения в НИУ системы подготовки кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру, проработав возможность объединения аспирантур по профильным специальностям; - организацию повышения квалификации руководителей, специалистов среднего и высшего звена; - подготовку и формирование многоуровневого кадрового резерва государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений, и в первую очередь, руководящего звена. X. В области международного сотрудничества: - обеспечение работ, связанных с выполнением обязательств Росгидромета в рамках ВМО, ЮНЕСКО, других международных организаций, конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений и договоров, в том числе обязательств Российской Федерации по Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике; - дальнейшее укрепление сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ, и реализация Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств-участников СНГ (второй этап: 2016 - 2020 гг.); - развитие сотрудничества в рамках Глобальной рамочной основы климатического обслуживания; - выполнение обязательств Росгидромета в рамках двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве с НГМС дальнего и ближнего зарубежья; - обеспечение своевременного и качественного выполнения обязательств Российской Федерации по РКИК ООН, включая Киотский протокол и переговорный процесс по реализации Парижского соглашения, находящихся в сфере ответственности Росгидромета; - развитие сотрудничества в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, включая реализацию научно-технической программы Союзного Государства по развитию системы гидрометеорологической безопасности и проработке предложений по разработке новой программы в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях Союзного государства; - выполнение международных обязательств Росгидромета как оператора спутниковых систем гидрометеорологического назначения в рамках деятельности межправительственной Координационной группы по метеорологическим спутникам (CGMS); - укрепление представительства экспертов Росгидромета в деятельности под эгидой международных организаций, в частности, ВМО и ее конституционных органов, Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в Межправительственной океанографической Комиссии ЮНЕСКО и Рабочих группах Арктического совета и Комитета по экологической политике ЕЭК ООН, Европейской организации по эксплуатации метеорологических спутников (EUMETSAT). 5. Руководителям учреждений Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнерства направить основные усилия на сохранение и реальное повышение уровня жизни работников российской гидрометеорологической службы, стабилизацию работы трудовых коллективов, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей последовательного решения социальных проблем. Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого соглашения и заключенных на его основе коллективных договоров. 6. Продолжить практику представления на рассмотрение Общественного совета при Росгидромете проектов нормативных актов и проектов программ по важнейшим вопросам, относящимся к компетенции Росгидромета. Аналогичную работу проводить в департаментах Росгидромета по федеральным округам. 7. Организовать в 2019 году обсуждение с Общественным советом при Росгидромете и Правлением общероссийской общественной организации "Российское гидрометеорологическое общество" вопросов их участия в совместной работе по развитию популяризации гидрометеорологической деятельности. 8. Организовать в течение 2019 года широкое празднование 185-летнего юбилея службы, как в центре, так и на местах, под девизом "185 лет на службе людям и национальным интересам страны". 9. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата обеспечить реализацию задач, предусмотренных в п. 3 настоящего постановления, через разработку соответствующих конкретных мер в Плане основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2019 год, планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и международного научно-технического сотрудничества Росгидромета на текущий год. 10. Заместителю руководителя Росгидромета Н.В. Радьковой совместно с начальниками структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обобщить замечания и предложения, высказанные участниками итогового заседания коллегии Росгидромета от 21.02.2019, и до 15.03.2019 разработать и представить на утверждение соответствующее дополнение к Плану основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2019 год.
|