На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Федеральной службы по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды от 21 февраля 2019 г. № 2/1
"О деятельности Росгидромета в 2018 году и приоритетных задачах на 2019 год"

Коллегия Росгидромета отмечает, что деятельность Росгидромета в 2018 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, достижение определенных Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета, выполнение текущих поручений Президента и Правительства Российской федерации.

Коллегия Росгидромета постановляет:

1. Отметить, что задачи Росгидромета, определенные постановлением коллегии Росгидромета от 28.02.2018 № 3/1, в основном выполнены, включая все намеченные планы развития, научно-исследовательские работы и международные обязательства. Продолжалась техническая модернизация основных фондов службы и внедрение в оперативную работу новых технологий.

2. Считать важнейшей задачей руководителей всех уровней и специалистов обеспечение устойчивого функционирования учреждений службы, наряду с проведением всесторонней модернизации и повышением эффективности деятельности всех подсистем Росгидромета по наблюдениям, выпуску продукции и оказанию услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, выполнению возложенных на Росгидромет международных обязательств.

3. Определить, что основное внимание подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Росгидромета на 2019 год должно быть уделено реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, Антикризисного плана Правительства Российской Федерации - для обеспечения:

- защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений;

- потребностей государства, отраслей экономики и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о загрязнении окружающей среды;

- геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике);

- участия в реализации Климатической доктрины Российской Федерации;

- оптимизации деятельности учреждений Росгидромета;

- сохранения высокого кадрового потенциала российской гидрометеорологической службы.

Решение указанных задач должно осуществляться в условиях принятых Правительством Российской Федерации решений по оптимизации бюджетных расходов на ближайшую перспективу.

4. Считать приоритетными задачами на 2019 год:

I. В области обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией:

- сохранение на уровне 92 - 95 % оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях, и оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации на уровне 93 - 96 %;

- обеспечение оперативного представления учреждениями Росгидромета гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безаварийной работы отраслей экономики, безопасности населения и критически важных объектов;

- выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасного пропуска весеннего половодья и дождевых паводковых вод;

- организацию гидрометеорологического обеспечения в пожароопасный период;

- обеспечение постоянной готовности системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке;

- проработку с Росстатом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по созданию системы государственных статистических наблюдений, включая набор показателей, связанных с изменением климата, статистике по адаптации к изменениям климата, измерению экстремальных природных явлений и стихийных бедствий.

II. В области развития обслуживания потребителей гидрометеорологической информацией общего и специализированного назначения, а также данными о загрязнении окружающей среды:

- развитие информационных Интернет-ресурсов Росгидромета (официального сайта Росгидромета, сайтов территориальных органов и подведомственных учреждений Росгидромета, виртуальных лабораторий, веб-технологий электронного обслуживания пользователей данными ЕГФД);

- сохранение и поддержание высоких производственных показателей авиаметеорологической деятельности, соответствующих эксплуатационным требованиям авиационных пользователей;

- дальнейшее реформирование системы авиаметобеспечения, централизация структуры учреждений, занятых авиаметобеспечением, с учетом обновления требований авиационных пользователей;

- нормативно-правовое урегулирование вопросов авиаметеорологического обеспечения, разработка проектов нормативно-правовых актов и ведомственных документов с целью укрепления нормативной базы авиаметобеспечения, полному возмещению затрат на производственные процессы на основе тарифной модели и нормирования этих затрат;

- развитие и внедрение современной цифровой платформы авиаметобеспечения, гидрометобеспечения морской деятельности и др., включая автоматические информационные системы и ВЕБ-сервисы на основе Интернет-технологий, интегрируемых с автоматизированными информационными системами пользователей;

- проведение комплекса работ, направленных на развитие СГМО неавиационного профиля (мореплавание, сельское хозяйство, энергетика и др.).

III. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети, систем сбора и обработки данных:

- повышение эффективности функционирования и развитие государственной наблюдательной сети;

- сохранение состава действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды и программ наблюдений, необходимых для обеспечения органов государственной власти и населения полной и достоверной информацией, а также обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в части загрязнения окружающей среды;

- стимулирование развития пунктов наблюдений региональной и ведомственной сети для более полного обеспечения гидрометеорологической безопасности отраслей экономики субъектов Российской Федерации;

- реализацию мероприятий по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология";

- проведение технического переоснащения действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды в рамках мероприятий федеральных целевых программ "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" и "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы";

- выполнение в полном объеме мероприятий по реализации Проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2";

- возобновление работы Центральной методической комиссии по приборам и методам получения и обработки информации и методических комиссий профильных НИУ, а также необходимость разработки и утверждения регламента обязательной сертификации Росгидрометом рекомендуемых для оснащения государственной наблюдательной сети средств измерений и методик их поверки, а также принятие совместно с Росстандартом нормативного акта, обязывающего производителей при прохождении процедуры утверждения типа средств измерений, предназначенных для работы сети, осуществлять испытания на рабочих эталонах Росгидромета, в том числе на площадках действующих испытательных полигонов;

- улучшение качества работы труднодоступных станций и повышение уровня обеспечения их жизнедеятельности;

- поставку вычислительного комплекса совокупной пиковой производительностью 800 TFlops для обеспечения вычислительными ресурсами научных подразделений Росгидромета;

- продолжение работы по восстановлению функций государственного заказчика космических систем гидрометеорологического, океанографического и геофизического назначения;

- обеспечение функционирования и развития Государственной территориально-распределенной системы космического мониторинга окружающей среды Росгидромета в составе Европейского, Сибирского и Дальневосточного спутниковых центров ФГБУ "НИЦ "Планета" включая:

эксплуатацию действующих космических аппаратов серий "Ресурс-П", "Канопус-В", "Электро-Л" и "Метеор-М";

расширение номенклатуры выходной информационной продукции для решения задач Росгидромета на основе данных отечественных и зарубежных КА наблюдения Земли;

подготовку наземного комплекса приема, обработки, архивации и распространения спутниковой информации Росгидромета к проведению летных испытаний КА "Электро-Л" № 3, "Метеор-М" № 2-2, Арктика-М № 1, КА Ионосфера № 1-4;

проведения летных испытаний КА "Канопус-В" № 5 и № 6, "Метеор-М" № 2-2;

- обеспечение дальнейшего развертывания системы сбора и передачи гидрометеорологических и геофизических данных с помощью спутниковых радиотерминалов, устанавливаемых на государственной наблюдательной сети Росгидромета, через отечественные геостационарные космические аппараты "Электро-Л" и "Луч";

- обеспечение эксплуатации и развития сети грозорегистрационных наблюдений для своевременного обнаружения опасных природных явлений;

- научно-методическое сопровождение развития отечественной космической группировки гидрометеорологического, океанографического, гелиогеофизического назначения и мониторинга окружающей среды;

- поддержание функционирования геофизической наблюдательной сети, в том числе за счет внебюджетных источников НИУ;

- выделение и развитие приоритетных секторов наблюдательной сети для расширения функциональных возможностей по получению специализированной информации о космической погоде, с учетом расширения круга потребителей;

- поддержание функционирования, повышение и расширение возможностей:

Гелиогеофизического центра с целью повышения уровня оправдываемости прогнозов об опасных гелиогеофизических явлениях и расширения круга потребителей информации;

Федерального центра мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации в части расширения функциональных возможностей, развития информационных технологий;

Центра космической погоды для авиации для обеспечения авиаперевозчиков информацией о космической погоде, согласно международным требованиям;

- подготовку к проведению комплексных работ по картографическому обеспечению перспективных магнитометрических навигационных систем морского и воздушного базирования.

IV. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:

- начало работ по строительству плавучей ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс";

- продолжение работ по обеспечению функционирования Российского научного центра на архипелаге Шпицберген;

- расширение международного сотрудничества в рамках Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, работ научно-исследовательского стационара "Ледовая база "Мыс Баранова", Гидрометеорологической обсерватории Тикси;

- реализацию Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года № 1926-р;

- выполнение обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;

- реализацию федеральных законов от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" и № 51-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике", подзаконных актов, направленных на их реализацию;

- обеспечение подготовки и своевременного выхода в рейс по программе 65-й Российской антарктической экспедиции НЭС "Академик Федоров" и НЭС "Академик Трёшников";

- обеспечение подготовки предложений к проекту программы "Мировой океан" в соответствии с концепцией ФЦП "Мировой океан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 1143-р;

- доработку новой редакции Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года с учетом замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, внесение проекта в Правительство Российской Федерации для утверждения.

V. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и геофизических исследований:

- развитие технологий активных воздействий на грозоградовые процессы, снежные лавины, искусственного регулирования осадков и рассеивания облаков и туманов с целью увеличения эффективности и экономичности работ по активным воздействиям;

- разработку руководящих документов по геофизическим исследованиям и активным воздействиям;

- проработку механизма целевого оснащения противоградовой и противолавинной служб Росгидромета техническими средствами активных воздействий и обеспечения их устойчивого финансирования, в том числе за счет средств заказчиков;

- организацию мероприятий в рамках полномочий по нормативному регулированию вопросов в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации.

VI. В области научных исследований:

- реализацию утвержденного Плана НИОКР Росгидромета на 2019 год с обязательным достижением ожидаемых результатов по приоритетным задачам;

- реализацию Программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы;

- организацию новой системы планирования НИОКР в интересах Росгидромета на период 2020 - 2024 гг. на основе приоритетных проектов научно-технологического развития тематических подсистем Росгидромета;

- разработку, издание и внедрение научно-технической и научно-методической документации, необходимой для успешной реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2";

- существенное обновление руководящих документов Росгидромета (РД), определяющих функции НИУ по научно-методическому руководству сетевыми подразделениями Росгидромета, устанавливающих регламент работы сетевых подразделений и правила предоставления и использования информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- проведение патентных исследований, закрепление прав на объекты интеллектуальной деятельности, регистрация в Роспатенте охраноспособных результатов НИОКР, полученных в 2018 году;

- постановку на бухгалтерский учет нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности);

- подготовку и публикацию ежегодного Доклада Росгидромета об изменениях климата и последствиях этих изменений, осуществление мероприятий по участию Росгидромета в реализации Климатической доктрины Российской Федерации и Комплексного плана научных исследований погоды и климата;

- участие в разработке Национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата;

- развитие Климатического центра Росгидромета;

- оценку результатов деятельности НИУ Росгидромета.

VII. В области институционального развития Росгидромета и реализации концепции открытости:

- подготовку изменений в Федеральный закон № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе";

- продолжение реализации соглашений с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, крупными государственными корпорациями и рядом других организаций по совместному решению задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

- совершенствование отраслевой нормативной базы в части реализации федерального законодательства, определяющего правовое положение государственных учреждений;

- обеспечение выполнения мероприятий по реализации Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы, утвержденной приказом Росгидромета от 2 февраля 2017 г. № 23;

- совершенствование методики оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росгидромета в целях оптимизации структуры территориальных органов Росгидромета на основе утвержденных нормативов на осуществление различных видов деятельности;

- совершенствование работы по контролю и надзору в территориальных органах Росгидромета;

- проведение учебного курса для специалистов территориальных органов Росгидромета по вопросам осуществления государственного надзора и лицензионного контроля;

- размещение на Интернет-ресурсах информации Росгидромета в формате открытых данных;

- расширение вовлечения гражданского общества в выработку и реализацию государственной политики в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды путем поддержки и развития взаимодействия с Общественным советом при Росгидромете, Российским гидрометеорологическим обществом и общественными советами при департаментах Росгидромета по федеральным округам.

VIII. В области планово-финансовой и хозяйственной деятельности:

- добиваться необходимого финансирования деятельности учреждений Росгидромета, включая обеспечение нормативного финансирования содержания приобретаемого технологического оборудования;

- принятие исчерпывающих мер по исполнению мероприятий Проекта "Росгидромет-2", мероприятий государственных программ и ФАИП с целью недопущения образования объектов незавершенного строительства, срыва технического перевооружения организаций и их подразделений, неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств;

- выполнение работ по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здания и земельные участки, находящиеся на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета;

- выполнение мероприятий по подготовке плана-графика размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг центральным аппаратом, территориальными органами и подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями Росгидромета;

- повышение средней заработной платы научных сотрудников научно-исследовательских учреждений Росгидромета до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе во исполнение абзаца 6 подпункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

- введение системы нормирования работ при проведении гидрометеорологических наблюдений и формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными учреждениями Росгидромета;

- формирование единой тарифной модели для работ и услуг Росгидромета.

IX. В области работы с кадрами и решения социальных задач:

- принятие директорами НИУ и руководителями УГМС (ЦГМС) мер по привлечению молодежи и повышению средней заработной платы работников за счет расширения привлечения внебюджетных источников и оптимизации деятельности учреждений;

- обеспечение действенного функционирования должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- организация правового просвещения федеральных государственных гражданских служащих, а также работников подведомственных организаций по правовым вопросам и антикоррупционной тематике (совещания, семинары, лекции);

- обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгидромета и работниками подведомственных Росгидромету учреждений ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- обеспечение исполнения заказа по повышению квалификации государственных гражданских служащих Росгидромета;

- обеспечение сохранения в НИУ системы подготовки кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру, проработав возможность объединения аспирантур по профильным специальностям;

- организацию повышения квалификации руководителей, специалистов среднего и высшего звена;

- подготовку и формирование многоуровневого кадрового резерва государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений, и в первую очередь, руководящего звена.

X. В области международного сотрудничества:

- обеспечение работ, связанных с выполнением обязательств Росгидромета в рамках ВМО, ЮНЕСКО, других международных организаций, конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений и договоров, в том числе обязательств Российской Федерации по Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике;

- дальнейшее укрепление сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ, и реализация Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств-участников СНГ (второй этап: 2016 - 2020 гг.);

- развитие сотрудничества в рамках Глобальной рамочной основы климатического обслуживания;

- выполнение обязательств Росгидромета в рамках двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве с НГМС дальнего и ближнего зарубежья;

- обеспечение своевременного и качественного выполнения обязательств Российской Федерации по РКИК ООН, включая Киотский протокол и переговорный процесс по реализации Парижского соглашения, находящихся в сфере ответственности Росгидромета;

- развитие сотрудничества в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, включая реализацию научно-технической программы Союзного Государства по развитию системы гидрометеорологической безопасности и проработке предложений по разработке новой программы в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях Союзного государства;

- выполнение международных обязательств Росгидромета как оператора спутниковых систем гидрометеорологического назначения в рамках деятельности межправительственной Координационной группы по метеорологическим спутникам (CGMS);

- укрепление представительства экспертов Росгидромета в деятельности под эгидой международных организаций, в частности, ВМО и ее конституционных органов, Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в Межправительственной океанографической Комиссии ЮНЕСКО и Рабочих группах Арктического совета и Комитета по экологической политике ЕЭК ООН, Европейской организации по эксплуатации метеорологических спутников (EUMETSAT).

5. Руководителям учреждений Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнерства направить основные усилия на сохранение и реальное повышение уровня жизни работников российской гидрометеорологической службы, стабилизацию работы трудовых коллективов, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей последовательного решения социальных проблем. Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого соглашения и заключенных на его основе коллективных договоров.

6. Продолжить практику представления на рассмотрение Общественного совета при Росгидромете проектов нормативных актов и проектов программ по важнейшим вопросам, относящимся к компетенции Росгидромета. Аналогичную работу проводить в департаментах Росгидромета по федеральным округам.

7. Организовать в 2019 году обсуждение с Общественным советом при Росгидромете и Правлением общероссийской общественной организации "Российское гидрометеорологическое общество" вопросов их участия в совместной работе по развитию популяризации гидрометеорологической деятельности.

8. Организовать в течение 2019 года широкое празднование 185-летнего юбилея службы, как в центре, так и на местах, под девизом "185 лет на службе людям и национальным интересам страны".

9. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата обеспечить реализацию задач, предусмотренных в п. 3 настоящего постановления, через разработку соответствующих конкретных мер в Плане основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2019 год, планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и международного научно-технического сотрудничества Росгидромета на текущий год.

10. Заместителю руководителя Росгидромета Н.В. Радьковой совместно с начальниками структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обобщить замечания и предложения, высказанные участниками итогового заседания коллегии Росгидромета от 21.02.2019, и до 15.03.2019 разработать и представить на утверждение соответствующее дополнение к Плану основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2019 год.

Председатель коллегии Росгидромета

М.Е. Яковенко