На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 4 июня 2019 г. № 14-3/ООГ-3720

Вопрос: Согласно ч. 3 ст. 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Согласно п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила № 743), владельцем объекта (лифта) в МКД признается лицо, осуществляющее управление этим многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом РФ. При этом согласно подпункту "р" п. 4 Правил № 743, квалификация работников управляющей многоквартирным домом организации (если в данном доме есть лифт) должна соответствовать требованиям профстандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций.

На основании изложенного, прошу пояснить:

- какие именно работники управляющей МКД организации имеются в виду в подпункте "р" п. 4 Правил № 743?

- требованиям каких именно профессиональных стандартов должна соответствовать квалификация указанных работников?

Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение от 8 мая 2019 г. № ОГ-21836, поступившее на официальный сайт Минтруда России по вопросу применения профессиональных стандартов и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - Постановление) утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила).

Правилами установлено понятие квалифицированного персонала - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой для выполнения соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов (далее - объекты), в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работы, подтвердивших соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон № 238).

В соответствии с пп. "а" и "б" п. 17 Правил лицо, осуществляющее проведение одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объекта должно обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала, а также наличие производственных (должностных) инструкций и руководство (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности, а также определяющих функции (с учетом требований профессионального стандарта), обязанности, права и ответственность. Указанные инструкции должны содержать меры по приведению объекта в положение, исключающее возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые в случае нахождения объекта в неисправном состоянии, а также порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов.

Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества.

Одновременно сообщаем, что Федеральным тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы, заключенным 18 октября 2018 г., зарегистрированным Рострудом 12 ноября 2018 г., за регистрационным № 18/19-21 (далее - Соглашение) урегулированы вопросы прохождения независимой оценки квалификации.

Направление работников (с их письменного согласия), как установлено Соглашением, на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем в соответствии со статьей 196 Кодекса на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с положениями Соглашения в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатели обязуются осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Федеральным законом № 238.

В соответствии со статьей 48 Кодекса действие соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий:

работодатель является членом объединения работодателей - стороны соглашения;

работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения;

работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению в соответствии со статьей 48 Кодекса.

Статьей 48 Кодекса установлено, что в случае, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Федеральным законом № 238-ФЗ и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" установлен добровольный характер проведения независимой оценки квалификации.

Федеральный закон № 238 устанавливает порядок подтверждения квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем только при наличии их письменного согласия и на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем. Вопросы прохождения оценки квалификации решаются на основании соглашения, заключенного между работником и работодателем. В этой связи периодичность может быть установлена в коллективном договоре и локальных актах организации, принимаемых с учетом мнения представителей работников.

Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то она осуществляется за счет средств работодателя.

Одновременно обращаем внимание, что дополнительные требования к работникам установлены в приказе Ростехнадзора России от 6 апреля 2012 г. № 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

 

Заместитель директора Департамента

С.Ю. Горбарец