Приказ Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции, актуальной с 4
июня 2019 г., В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688; 2010, № 38, ст. 485; 2011, № 7, ст. 979; 2011, № 7, ст. 981; 2011, № 14, ст. 1950) приказываю: 1. Утвердить: Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта (Приложение 1); положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса (Приложение 2); положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности (Приложение 3); положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия (Приложение 4). 2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Г.В. Каламанова.
Приложение 1к приказу Министерства Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта I. Общие положения1.1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта (далее - функциональная подсистема). 1.2. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются: 1.2.1. координационные органы; 1.2.2. постоянно действующие органы управления; 1.2.3. органы повседневного управления; 1.2.4. силы и средства; 1.2.5. резервы финансовых и материальных ресурсов; 1.2.6. система связи, оповещения и информационного обеспечения. 1.3. Координационными органами функциональной подсистемы являются: 1.3.1. на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минпромторга России и комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росстандарта; 1.3.2. на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта. 1.4. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются Административный департамент Минпромторга России для объектов, находящихся в ведении Министерства и Управление делами Росстандарта для объектов, находящихся в ведении Росстандарта. 1.5. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются: в Минпромторге России - служба ответственных дежурных Минпромторга России; в Росстандарте - оперативный дежурный; в организациях - дежурно-диспетчерские службы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи функциональной подсистемы2. Основными задачами функциональной подсистемы являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций (объектов), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта; разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. III. Режимы функционирования функциональных подсистем и осуществляемые мероприятия3.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта, органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий). 3.2. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3.3. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются: 3.3.1. В режиме повседневной деятельности: сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; руководство созданием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; 3.3.2. В режиме повышенной готовности: усиление контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта в чрезвычайных ситуациях; приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов. 3.3.3. В режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также местного населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите работников организаций (объектов), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников организаций (объектов), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта, и населения в чрезвычайных ситуациях. IV. Финансирование и создание резервов4.1. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.* ______________ * п. 34 в ред. постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Приложение 2к приказу Министерства Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса I. Общие положения1.1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России (далее - функциональная подсистема). 1.2. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются: 1.2.1. координационные органы; 1.2.2. постоянно действующие органы управления; 1.2.3. органы повседневного управления; 1.2.4. силы и средства; 1.2.5. резервы финансовых и материальных ресурсов; 1.2.6. система связи, оповещения и информационного обеспечения. 1.3. Координационными органами функциональной подсистемы являются: 1.3.1. на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минпромторга России; 1.3.2. на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов) оборонно-промышленного комплекса, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России. 1.4. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются в соответствии с принадлежностью организаций (объектов), относящихся к компетенции департаментов: для организаций (объектов) промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии - Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии; для организаций (объектов) авиационной промышленности - Департамент авиационной промышленности; для организаций (объектов) судостроительной промышленности и морской техники - Департамент судостроительной промышленности и морской техники; для организаций (объектов) радиоэлектронной промышленности - Департамент радиоэлектронной промышленности. 1.5. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются: в Минпромторге России - служба ответственных дежурных Минпромторга России; в организациях - дежурно-диспетчерские службы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи функциональной подсистемы2. Основными задачами функциональной подсистемы являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России; разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. III. Режимы функционирования функциональной подсистемы и осуществляемые мероприятия3.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий). 3.2. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3.3. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются: 3.3.1. в режиме повседневной деятельности: сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; планирование действий органов управления и сил функциональных подсистем, организация подготовки и обеспечения их деятельности; руководство созданием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; 3.3.2. в режиме повышенной готовности: усиление контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, в чрезвычайных ситуациях; приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; 3.3.3. в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также местного населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите работников организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, и населения в чрезвычайных ситуациях. IV. Финансирование и создание резервов4.1. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации*. ______________ * п. 34 в ред. постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Приложение 3к приказу Министерства Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности I. Общие положения1.1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России (далее - функциональная подсистема). 1.2. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются: 1.2.1. координационные органы; 1.2.2. постоянно действующие органы управления; 1.2.3. органы повседневного управления; 1.2.4. силы и средства; 1.2.5. резервы финансовых и материальных ресурсов; 1.2.6. система связи, оповещения и информационного обеспечения. 1.3. Координационными органами функциональной подсистемы являются: 1.3.1. на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минпромторга России; 1.3.2. на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов) гражданских отраслей промышленности, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России. 1.4. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются в соответствии с принадлежностью организации (объектов), относящихся к компетенции департаментов: для организаций (объектов) химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий - Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий; для организаций (объектов) фармацевтической и медицинской промышленности - Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности; для организаций (объектов) станкостроения и инвестиционного машиностроения - Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения; для организаций (объектов) металлургии и материалов - Департамент металлургии и материалов; для организаций (объектов) легкой промышленности и лесопромышленного комплекса - Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса; для организаций (объектов) автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения - Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения. 1.5. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются: в Министерстве - служба ответственных дежурных Минпромторга России; в организациях - дежурно-диспетчерские службы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи функциональной подсистемы2. Основными задачами функциональной подсистемы являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России; реализация нормативных правовых актов по обеспечению защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. III. Режимы функционирования функциональной подсистемы и осуществляемые мероприятия3.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий). 3.2. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3.3. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются: 3.3.1. в режиме повседневной деятельности: сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; руководство созданием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; 3.3.2. в режиме повышенной готовности: усиление контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, в чрезвычайных ситуациях; приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; 3.3.3. в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проведение мероприятий по защите работников организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников организаций (объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, и населения в чрезвычайных ситуациях. IV. Финансирование и создание резервов4.1. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации*. ______________ * п. 34 в ред. постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Приложение 4к приказу Министерства Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия I. Общие положения1. Настоящее Положение определяет назначение, организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия (далее - функциональная подсистема). 2. Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях решения задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. II. Назначение и организация функциональной подсистемы3. Функциональная подсистема является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах по уничтожению химического оружия (далее - объекты УХО), а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий и оказания помощи пострадавшему населению. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства объектов УХО. 4. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются: органы управления; силы и средства, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; резервы материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органы управления функциональной подсистемы включают: координационные органы; постоянно действующие органы управления; органы повседневного управления (дежурные службы); временно создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органы управления (оперативные группы). 5. Координационными органами функциональной подсистемы на федеральном уровне являются: комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, состоящая из работников департаментов центрального аппарата Министерства; комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге России (далее - ФУБХУХО). 6. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются: а) на федеральном уровне: в Минпромторге России - Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий; в ФУБХУХО - структурное подразделение, назначенное для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; б) на объектовом уровне: на объектах УХО - назначенные решением начальников объектов УХО структурные подразделения для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Основными задачами постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы в соответствии с их полномочиями являются: разработка (переработка) и уточнение планов действий органов управления, сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработка проектов соответствующих актов по вопросам организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО; поддержание взаимодействия с органами управления функциональной подсистемы, а также с соответствующими органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других органов исполнительной власти, входящими в состав единой системы; осуществление контроля за деятельностью соответствующих органов управления, сил и средств по вопросам планирования и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация сбора и обмена информацией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах УХО; разработка (участие в разработке) служебных документов по проведению тренировок и учений по действиям в чрезвычайных ситуациях органов управления, сил и средств), предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление прогнозирования возможной обстановки на объектах УХО и оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций; разработка предложений по привлечению сил и средств, предназначенных для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация оповещения, сбора и работы оперативных групп, создаваемых для организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тренировок с ними, а также уточнение их поименного состава; участие в рассмотрении и подготовке проектов, замечаний и предложений по поступившим на проработку проектам нормативных правовых и иных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся объектов УХО; анализ состояния дел по организации, планированию и практическому выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО, подготовка ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях в данной области деятельности и направление их в Административный департамент; ведение учета возникших чрезвычайных ситуаций; подготовка информационных материалов о возникших чрезвычайных ситуациях на объектах УХО; участие в разработке и реализации научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования объектов УХО в чрезвычайных ситуациях. 7. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются: а) на федеральном уровне: в Минпромторге России - служба ответственных дежурных Министерства; в ФУБХУХО - дежурный по ФУБХУХО; б) на объектовом уровне - дежурные по объектам УХО (далее - дежурные службы). Основными задачами дежурных служб в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются: сбор, анализ и обобщение данных об обстановке на объектах УХО и в зонах защитных мероприятий; оперативное доведение до руководства информации об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) возникшей чрезвычайной ситуации; обмен информацией о возникших чрезвычайных ситуациях с органами управления функциональной подсистемы, а также с органами повседневного управления единой системы; оповещение и контроль сбора оперативных групп, создаваемых на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (где они предусмотрены). Конкретные задачи и алгоритм действий дежурных служб при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций отражаются в инструкциях дежурным, утверждаемых начальниками объектов УХО, отдельным разделом. 8. На период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создаются оперативные группы. Оперативные группы, создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - оперативные группы), предназначены для организации ликвидации и руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах УХО и зонах защитных мероприятий, а также для организации и осуществления взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к уничтожению химического оружия и обеспечению деятельности по его уничтожению. Оперативные группы формируются из специалистов всех уровней управления, а их основу составляют постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы. Руководителями оперативных групп назначаются заместители начальника ФУБХУХО. Основными задачами оперативных групп являются: сбор, анализ и обобщение данных обстановки в зонах (районах) возникших чрезвычайных ситуаций; подготовка аналитических и информационно-справочных материалов, докладов, предложений, проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых для решения задач по ликвидации последствий возникших чрезвычайных ситуаций; организация и осуществление общего руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах УХО; организация и осуществление взаимодействия с соответствующими органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, принимающими участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; подготовка докладов руководству; ведение отчетных документов (журналов учета обстановки, полученных и отданных распоряжений, карт, схем, планов); выполнение других задач в зависимости от места возникновения чрезвычайных ситуаций, их типа, характера и масштаба. Расчет, поименный состав, порядок оповещения, сбора и организации работы оперативных групп, их конкретные задачи и обязанности должностных лиц определяются заблаговременно и отражаются в инструкциях оперативным группам. При этом общие требования по организации сбора оперативных групп, типовой перечень и формы основных документов для обеспечения работы оперативных групп разрабатываются ФУБХУХО по согласованию с Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий. 9. Силы и средства функциональной подсистемы включают: силы и средства наблюдения и контроля, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций из состава подразделений ликвидации последствий аварий и охраны ФУБХУХО; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ и группы (газоспасательные) объектов УХО; силы медицинской службы объектов УХО; дежурные подразделения объектов УХО. Кроме того, для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО привлекаются силы и средства: федеральных органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями, возложенными на них постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. № 421 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 28, ст. 3434; 2011, № 28, ст. 3434); федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, акционерных обществ по государственным контрактам в рамках выполнения федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1448; 2001, № 29, ст. 3020; 2005, № 44, 4563; 2007, № 27, ст. 3281; 2008, № 2, ст. 94; № 39, ст. 4435; 2010, № 51, ст. 6940). Проверка готовности сил функциональной подсистемы к действиям по предназначению осуществляется в ходе плановых и внезапных проверок должностными лицами, комиссиями (группами проверки), в том числе назначаемыми от постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы в соответствии с установленными им полномочиями. 10. Обеспечение материальными ресурсами сил функциональной подсистемы при их привлечении к работам по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет: средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1448; 2001, № 29, ст. 3020; 2005, № 44, 4563; 2007, № 27, ст. 3281; 2008, № 2, ст. 94; № 39, ст. 4435; 2010, № 51, ст. 6910); средств, выделяемых на содержание ФУБХУХО в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11. Управление силами функциональной подсистемы и их информационное обеспечение осуществляются с использованием: телефонной и факсимильной связи Минпромторга России; действующих систем повседневного управления ФУБХУХО (в том числе автоматизированных); локальных систем оповещения в районах размещения объектов УХО, мобильных средств связи и передачи данных. III. Порядок деятельности функциональной подсистемы12. При отсутствии чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности. Решением Министра промышленности и торговли Российской Федерации, начальника ФУБХУХО, начальников объектов УХО, для соответствующих органов управления, сил и средств может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Содержание решения установлено пунктом 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121). Принятое решение о введении (об отмене) режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации незамедлительно доводится до вышестоящих органов управления, а также до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в части касающейся. 13. Основные мероприятия, проводимые органами управления, силами и средствами функциональной подсистемы в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, определены пунктом 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121). 14. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО осуществляется силами подразделений ФУБХУХО. Если масштабы последствий чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами локализовать или ликвидировать их невозможно, в установленном порядке привлекаются силы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. При выходе поражающих факторов возникшей чрезвычайной ситуации за пределы санитарно-защитной зоны объекта УХО, ликвидация ее последствий организуются и осуществляются во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при координирующей роли органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. IV. Учет чрезвычайных ситуаций на объектах УХО и отчетность по ним15. Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы обязаны вести учет возникших чрезвычайных ситуаций. Учету подлежат все чрезвычайные ситуации, возникшие на объектах УХО. 16. Сбор и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях на объектах УХО и в зонах защитных мероприятий осуществляются на основе представления в вышестоящие органы управления до Минпромторга России включительно: докладов об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации; докладов о состоянии химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной) обстановках, о состоянии сил, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 17. Порядок и рекомендуемые формы учета возникших чрезвычайных ситуаций, представления докладов и отчетов, перечисленных в пункте 16, устанавливаются Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий. V. Основы взаимодействия и управления при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций18. Взаимодействие при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется: а) между органами управления функциональной подсистемы; б) между органами управления функциональной подсистемы и органами управления исполнительной власти, местного самоуправления, организациями в зависимости от уровней: на федеральном уровне - между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, ФУБХУХО с одной стороны и министерствами, ведомствами и организациями, привлекаемыми к работам по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах УХО, с другой стороны; на объектовом уровне - между объектами УХО и структурными подразделениями организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Основными направлениями взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обмен информацией об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации; разработка планирующих документов по взаимодействию; проведение совместных мероприятий по проверке реальности планов действий и планов взаимодействия; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка возможных последствий; обмен опытом, участие в работе комиссий, конференций, семинаров, мероприятиях международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация и проведение совместных учений, тренировок по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При организации взаимодействия согласовываются: состав сил и средств, необходимых для решения задач по предупреждению возможной и ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации, и их задачи; порядок решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации силами функциональной подсистемы, силами и средствами других органов и организаций; районы расположения привлекаемых сил и размещения пострадавших, порядок их всестороннего обеспечения; порядок использования местной материальной технической базы, а также транспортных средств и средств связи, и другие вопросы. При возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующие органы управления функциональной подсистемы уточняют (определяют) конкретные вопросы и порядок организации взаимодействия, исходя из складывающейся обстановки и решаемых задач. 19. Управление при организации и решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО осуществляется: на федеральном уровне - Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий и ФУБХУХО; на объектовом уровне - руководством объектов УХО. Управление в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО включает: прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на объектах УХО, анализ и оценку их последствий; принятие решений на ликвидацию последствий возникших чрезвычайных ситуаций; доведение задач до органов управления, сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; планирование и организацию действий органов управления, сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организацию и поддержание взаимодействия; организацию и проведение мероприятий по видам обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организацию и осуществление контроля и помощи органам управления, силам в организации, планировании и практическом проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; непосредственное руководство действиями сил и средств, привлеченных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; поддержание высокого морально-психологического состояния органов управления и сил, предназначенных для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и другие мероприятия. В целях заблаговременной подготовки органов управления, сил к решению задач по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на всех уровнях функциональной подсистемы осуществляется планирование действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При возникновении чрезвычайных ситуаций управление осуществляется через оперативные группы. В случае, когда сбор оперативных групп не осуществляется, возложенные на них задачи выполняют постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы.
|