Письмо Федеральной службы по надзору в сфере Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.07.2007 № 45 "О нарушениях санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления", приказа Роспотребнадзора от 29.07.2008 № 258 "О дополнительных мерах по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов при обращении с отходами производства и потребления" проанализировала сложившуюся ситуацию в этой сфере, при этом установила, что на контроле органов и организаций Роспотребнадзора в 2009 году находилось 1192004 предприятия, наибольшее количество из них - 847187 (70,1 %) образуют бытовые отходы, 154026 (12,7 %) - промышленные отходы, 168877 (14,0 %) - другие виды отходов (птицеводства и животноводства, осадки сточных вод и др.). Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации осуществляют контроль за работой 10 мусоросжигательных и 9 мусороперерабатывающих заводов, 68 мусоросортировочных комплексов, а также 269 полигонов промышленных отходов (из них для хранения 1 - 2 класса опасности 20) и 4726 полигонов ТБО, из которых лицензию на деятельность по обращению с отходами производства и потребления имеют 832 (17,6 %) полигонов, с коэффициентом заполнения > 90 % эксплуатируется 412 полигонов. Полигонному захоронению подвергаемся 97 % ТБО (около 43 млн. тонн). Ежегодно под эти полигоны отводится около 11000 гектаров земли вблизи городов и населённых пунктов. Удельный вес полигонов твердых бытовых отходов I группы санитарно-эпидемиологического благополучия составляет лишь 4,33 %, II группы - 51,22 %, III группы - 44,45 %. Основными нарушениями эксплуатации полигонов ТБО являются: - отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием, ограждений, дезинфицирующих ванн, спецтехники и достаточного освещения; - складирование отходов проводится без изоляционных слоев или с нерегулярными уплотнениями и промежуточной изоляцией; - отсутствие мониторинга за качеством подземных, поверхностных вод, почвы, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны в местах размещения полигонов; - отсутствие количественного и качественного учета принимаемых отходов. В 2008 - 2009 гг. во всех субъектах Российской Федерации проводилась определённая работа с органами местного самоуправления По узакониванию или ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в сельских населенных пунктах. Однако в 2009 г., по сравнению с 2008 г., количество несанкционированных свалок увеличилось на 1820 (с 12436 до 14256). Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отводов по-прежнему остается не решённым, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают образовываться новые несанкционированные свалки. В Чувашской Республике большинство объектов для захоронения ТБО не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям по их размещению и эксплуатации, не организован и не осуществляется учет принимаемых отходов. В Алтайском крае функционирует 976 полигонов твердых бытовых отходов, из них 453 (46 %) полигона не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов. В 2009 г. в стране действовали 264 полигона промышленных отходов (в 2008 г. - 351), из них для хранения отходов 1 - 2 классов опасности - 20 (2008 г. - 25), 3 - 4 классов опасности - 167 (2008 г. - 201). Лицензию на деятельность имеют 161 (61,0 %). Полигоны для промышленных отходов отсутствуют в 32 субъектах Российской Федерации: Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Калининградской, Псковской, Ростовской, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской, Новосибирской, Томской, Амурской и Сахалинской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, Республиках Адыгеи, Калмыкии, Дагестане, Мордовии, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Алтае, Хакасии, Бурятии и Удмуртской, Приморском крае, Еврейской АО. Промышленные отходы 1 и 2 классов опасности, в большинстве случаев, временно хранятся на территориях промышленных предприятий, затем передаются на утилизацию в специализированные организации по договорам или вывозятся для утилизации в другие регионы Российской Федерации. В 2009 г. на предприятиях было организовано 23652 места хранения промотходов (в 2008 г. - 23269 мест). Одной из причин сложившегося негативного положения в сфере обращения с отходами по-прежнему является невыполнение органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них федеральными законами от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами. При этом муниципальными властями не устанавливается порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, не принимаются меры к ликвидации несанкционированных свалок, не ведётся разработка проектов новых полигонов ТБО, принимаются незаконные правовые акты о предоставлении земельных участков для размещения полигонов ТБО, не осуществляется контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий, занимающихся очисткой и благоустройством территорий. Недостаточно применяются меры административного принуждения за нарушение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, так по ст. 8.2. КоАП Российской Федерации "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами" количество административных наказаний в 2009 г., по сравнению с 2008 г. снизилось: - число наложенных штрафов составило лишь 6036 (2009 год) против 13649 (2008 год), в том числе на юридических лиц - 515 (2009 год) против 1719 (2008 год); - число вынесенных постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел - 21 (2009 год) против 36 (2008 год). Учитывая изложенное, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает: 1. Подготовить совместно с заинтересованными организациями и внести предложения в органы местного самоуправления о принятии действенных мер по обеспечению эффективной очистки территории населённых мест и ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, а также по разработке и утверждению систем удаления отходов населённых мест. 2. Ужесточить меры административного воздействия за нарушение санитарного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. 3. При выявлении нарушений требований санитарных правил и нормативов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления принять меры по отзыву лицензий на осуществляемый вид деятельности. 4. О принятых мерах информировать ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора при представлении годовых отчётов. 5. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора обобщить полученные материалы и результаты представить в Роспотребнадзор в срок до 01.04.2011.
|