На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 ноября 2005 г. № 0100/10391-05-32
"О санитарном состоянии территорий населенных мест"

Проблема санитарной очистки является одной из важнейших в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

В России в настоящее время накоплено более 80 млрд. тонн отходов при ежегодном образовании около 30 млн. тонн твердых бытовых отходов и 120 млн. тонн промышленных отходов. В среднем на одного человека в год образуется около 1 тонны отходов: 200 кг ТБО (твердых бытовых отходов) и 800 кг промышленных отходов.

Огромные территории заняты под хранение и обезвреживание отходов. Общая площадь занятых отходами земель в целом по Российской Федерации превышает 2 тыс. кв. км.

Около 50 - 60 % объема твердых бытовых отходов составляют полимерные упаковочные материалы.

Большие объемы и темпы накопления отходов вызваны высоким уровнем их образования и слабым развитием индустрии вторичной переработки. Отсутствует механизм экономической заинтересованности в переработке отходов и в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств.

Система очистки населенных мест крайне несовершенна. Основными нерешенными вопросами в сфере санитарной очистки территории населенных мест являются:

- недостаточные мощности (или их отсутствие) по сортировке, переработке и уничтожению мусора и отходов;

- отсутствие системы селективного сбора, вывоза и переработки отходов;

- наличие несанкционированных свалок на территории городов и населенных пунктов, приводящих к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха и являющихся кормовой базой для мышевидных грызунов;

- возникновение стихийных свалок вокруг дачных поселков и садовых товариществ, при этом вместо вывоза практикуется сжигание отходов, приводящее к загрязнению окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, в том числе диоксинами;

- нерациональное использование строительных отходов, которые лишь в небольших объемах подвергаются вторичному использованию и в большей части вывозятся на полигоны ТБО (твердых бытовых отходов);

- неудовлетворительная утилизация медицинских отходов.

Кроме того, серьезные проблемы с обращениями отходов имеют место в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов вблизи жилых зданий.

Не соблюдаются требования СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", коэффициент заполнения многих полигонов около 100 %.

В стране в настоящее время построено всего 15 мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, треть из них не работает, так как используются зарубежные технологии, рассчитанные на изначальный раздельный сбор отходов, практически не ведется строительство новых полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов.

Многими хозяйствующими субъектами не решается проблема утилизации и обезвреживания токсичных отходов, продолжается порочная практика вывоза их на несанкционированные свалки, что представляет наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.

Все это оказывает негативное влияние на почву, в ряде территорий в 2004 году доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в селитебной зоне, значительно превышает средний показатель по Российской Федерации - 11,4 % (Свердловская область - 54,2 %, г. Санкт-Петербург - 50,2 %, Красноярский край - 42,5 %, г. Москва - 31,1 %, др.).

Стабильно неблагополучной продолжает оставаться ситуация с превышением гигиенических нормативов по содержанию тяжелых металлов в почве в Дальневосточном федеральном округе.

Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки территорий населенных мест, особенно в неканализованном жилом секторе, нехватка специализированного автотранспорта, контейнеров, несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки.

Так, в Приморском крае 15 - 20 % контейнеров в ветхом состоянии, требуют замены, износ специализированного транспорта 40 - 70 %, на 80 % территории частных домовладений г. Владивостока отсутствуют оборудованные площадки для сбора ТБО; в Тамбовской области согласованные проекты имеют только 50 % свалок ТБО; в Рязанской области только за 4 месяца 2005 г. поступило от населения 322 жалобы на несвоевременный вывоз бытовых отходов; в Воронежской области только 18 % мест размещения ТБО (свалки, полигоны) - санкционированы.

Доля пищевых продуктов в составе бытовых отходов составляет одну треть, что приводит к увеличению заселенности населенных мест грызунами, являющихся переносчиками таких инфекционных заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз. В последние годы заболеваемость этими зоонозами и число пострадавших от укусов крыс возросло, чему способствует и снижение объема дератизационных работ.

Обращает на себя внимание снижение мер административного воздействия, принимаемых территориальными управлениями Роспотребнадзора в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 7 % (Республики Карелия, Коми, Удмуртская, Мордовия; Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская области и др.).

Учитывая изложенное, Федеральная служба предлагает Территориальным управлениям Роспотребнадзора:

1. Выйти с предложениями в органы местного самоуправления:

- о принятии действенных мер по обеспечению эффективной системы плановой очистки территории населенных мест и ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;

- разработке региональных целевых программ в области обращения отходов производства и потребления, строительстве современных полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, благоустройстве свалок, строительстве мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, а также о создании условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов.

2. Ужесточить меры административного принуждения за загрязнение почвы и нарушение санитарного законодательства в области обращения с отходами.

3. Активизировать обучение работников жилищно-коммунального хозяйства вопросам обращения отходов производства и потребления, проводить с населением постоянную разъяснительную работу с привлечением средств массовой информации о необходимости селективного сбора и отходов.

4. Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению отходов производства и потребления строгого соблюдения требований санитарного законодательства, регламентирующий данный вид деятельности.

5. Предлагаю Вам также при проведении надзора за обращением отходов производства и потребления учесть предложения нашего письма от 06.10.2003 № 2510/11148-03-32.

6. Материалы по состоянию очистки населенных мест представлять в Федеральную службу ежегодно во время сдачи годового отчета.

 

Руководитель

Г.Г. Онищенко