Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу представления в 2019 году производителями товаров, импортерами товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее - декларация), отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - отчётность, норматив утилизации) и расчёта суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор), сообщает. По указанному вопросу на официальном сайте Минприроды России в сети "Интернет" размещены разъяснения "Минприроды России разъясняет требования к отчетности производителей и импортеров товаров за отчетный 2018 год" (далее - Разъяснения). В частности, в Разъяснениях указано, что при подготовке в 2019 году декларации, отчётности и расчёта суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) за отчётный 2018 год необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)" (далее - Постановление № 284); постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств"; постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1342 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров"; постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073 "О порядке взимания экологического сбора" (далее - Правила № 1073); распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - Перечень); распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2971-р об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы (далее - распоряжение № 2971-р). Расчёт суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 7 Правил № 1073. Напоминаем, что в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включённых в Перечень, возлагается на: - производителей товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведённых на территории Российской Федерации; - импортёров товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезённых из государств - членов Евразийского экономического союза. Декларация, отчётность и расчёт суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется. В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов вышеуказанные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично: а) производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации; б) импортёром товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования; в) ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров - представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Декларацию и отчётность указанные лица обязаны сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным, то есть представить декларацию и отчётность за 2018 отчетный год необходимо до 1 апреля 2019 г. включительно. Расчёт суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчётным. В этот же срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчёт суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2018 отчётный год необходимо до 15 апреля 2019 г. включительно. Отчётность, декларация и расчёт суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. № 2491-р). При подаче в 2019 году декларации за отчётный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год. В 2019 году за отчётный 2018 год отчётность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением № 2971-р. В 2019 году за отчётный 2018 год расчёт суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением № 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением № 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1293). Отмечаем, что новый подход по использованию в отчётности и в расчёте суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчётного периода за 2018 год. Использование для расчёта суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации. Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчётности за 2018 отчётный год, а также расчёта суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением № 2971-р. Дополнительно сообщаем, что в силу пункта 13 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортёром товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации. В соответствии с пунктом 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки. При этом положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не распространяются на производителей товаров, импортёров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ). Таким образом, в случае невыполнения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации (полностью или частично) и уплаты экологического сбора хотя бы по одной из групп товаров, групп упаковки товаров, положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не применяются. Также обращаю внимание, что разъяснения Минприроды России, опубликованные на официальном сайте Минприроды России 16.05.2017 "Об актуальных вопросах исполнения "расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров", сохраняют свою актуальность при осуществлении администрирования доходов от экологического сбора в 2018 году.
|