Приказ Министерства транспорта РФ от 4 марта 2019 г. № 70 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования" В соответствии со статьями 3 и 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170; № 28, ст. 2891; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 30, ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268; 2014, № 6, ст. 566; № 23, ст. 2930; № 49, ст. 6928; 2015, № 1, ст. 56; № 14, ст. 2021; 2016, № 27, ст. 4160; 2017, № 18, ст. 2662; № 30, ст. 4457; 2018, № 31, ст. 4842; № 32, ст. 5105) приказываю: 1. Утвердить Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением. 2. Утвердить Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования. 3. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 38 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны" (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный № 4864). 4. Признать утратившими силу: приказ Минтранса России от 16 января 2006 г. № 8 "О внесении дополнения в приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 38" (зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2006 г., регистрационный № 7472); приказ Минтранса России от 9 июля 2007 г. № 88 "О внесении изменений в приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 38" (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2007 г., регистрационный № 9870); приказ Минтранса России от 22 декабря 2008 г. № 216 "О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 38" (зарегистрирован Минюстом России 12 января 2009 г., регистрационный № 13057).
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением(утв. приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. № 70) 1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением (далее - Правила) определяют порядок перевозки железнодорожным транспортом грузов, требующих обязательного сопровождения. Действие настоящих Правил распространяется на перевозки железнодорожным транспортом грузов, указанных в Перечне грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденном настоящим Приказом, по территории Российской Федерации во всех видах железнодорожного сообщения. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору. Документы, предусмотренные настоящими Правилами, могут составляться в электронной форме и подписываться электронной подписью в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при наличии соответствующего соглашения между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору. 2. Сопровождение грузов осуществляется лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору. Сопровождение грузов осуществляется постоянным или сменным способами. При сопровождении грузов постоянным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение контроля за состоянием груза и его обслуживания при перевозке железнодорожным транспортом. Сопровождение грузов постоянным способом осуществляется без смены лиц, сопровождающих груз (далее - проводники), на протяжении всей перевозки железнодорожным транспортом. При сопровождении грузов сменным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение защиты грузов от противоправных посягательств (далее - охрана). Такое сопровождение осуществляется ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана). Сопровождение грузов сменным способом осуществляется со сменой работников (нарядов) ведомственной охраны в пути следования. Пункты смены работников (нарядов) определяются ведомственной охраной по согласованию с перевозчиком. При сопровождении грузов сменным способом прием и сдача грузов, осуществление охраны в пути следования, а также предъявление и рассмотрение претензий между грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору и ведомственной охраной осуществляются на основании соответствующего договора. Охрану грузов, указанных в части 2 Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, допускается осуществлять постоянным способом по выбору грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченными ими лицами по договору. 3. Прием от грузоотправителей или уполномоченных ими лиц вагонов, контейнеров с грузами для сопровождения осуществляется не позднее внесения в транспортную железнодорожную накладную соответствующей отметки перевозчика, подтверждающей прием груза к перевозке. 4. При предъявлении к перевозке груза, требующего сопровождения, грузоотправитель в представляемой перевозчику транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная), составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный № 4819) (далее - Правила заполнения перевозочных документов), в графу "Наименование груза" вносит соответствующие отметки. Количество проводников при сопровождении грузов постоянным способом определяется грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору с учетом того, что при сопровождении одного вагона с грузом количество проводников может составлять не более трех лиц, а при сопровождении двух и более вагонов - не более двух лиц на каждый сопровождаемый вагон с грузом. 5. Сдача грузополучателю вагона с грузом, контейнером работником ведомственной охраны осуществляется одновременно с передачей вагонов с грузом, контейнера перевозчиком в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 29 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный № 4772, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 258 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный № 22019). 6. При перевозке грузов, требующих обязательного сопровождения по территории Российской Федерации, следующих в международном сообщении железнодорожным транспортом через пограничные железнодорожные станции, на которых осуществляется передача груза между перевозчиками, их сопровождение осуществляется: при перевозках грузов, следующих в международном сообщении железнодорожным транспортом из Российской Федерации сменным способом сопровождения, - с момента приема работником ведомственной охраны вагона, контейнера от грузоотправителя на железнодорожной станции отправления до момента отправления с пограничной железнодорожной станции, с которой осуществляется отправление груза с территории Российской Федерации; при перевозках грузов, следующих в международном сообщении железнодорожным транспортом в Российскую Федерацию сменным способом сопровождения, - с момента передачи перевозчиком, работником ведомственной охраны вагона, контейнера на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации, до момента сдачи их грузополучателю на железнодорожной станции назначения; при перевозке грузов, следующих в международном сообщении транзитом по территории Российской Федерации сменным способом сопровождения, - от пограничной железнодорожной станции, на которую осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации до пограничной железнодорожной станции, с которой осуществляется отправление груза с территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется с момента передачи груза перевозчиком ведомственной охране на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации, до отправления с пограничной железнодорожной станции, с которой осуществляется отправление груза с территории Российской Федерации; при перевозке грузов, следующих в международном сообщении железнодорожным транспортом, а также транзитом по территории Российской Федерации постоянным способом сопровождения, в случае смены проводников на пограничной железнодорожной станции сдача или прием груза производятся непосредственно проводниками, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. 7. В случае если после отправления груза с территории Российской Федерации сопровождение груза не требуется, или проводник, сопровождающий груз, не вправе находиться на территории сопредельного государства, вагон, контейнер с грузом, следующим в международном сообщении железнодорожным транспортом из Российской Федерации, на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется отправление груза с территории Российской Федерации, сдается проводником перевозчику. В случае если на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации, сопровождение груза не требуется, или проводник, сопровождающий груз, не вправе находиться на территории Российской Федерации, вагон, контейнер с грузом на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации, принимается проводником от перевозчика. 8. Передача вагонов, контейнеров с грузами между перевозчиком и проводником оформляется путем составления приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5 (далее - приемо-сдаточный акт) в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 17 ноября 2003 г. № 72 (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2004 г., регистрационный № 5670) (далее - Порядок ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте), при этом проезд проводников в вагоне совместно с грузом не допускается. Передача грузов между перевозчиком и ведомственной охраной осуществляется по приемо-сдаточному акту в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте. 9. Сопровождение сменным способом грузов, перевозимых по железной дороге через паромную переправу, осуществляется: при передаче на паром - с момента приема работником ведомственной охраны от грузоотправителя вагона, контейнера с грузом на железнодорожной станции отправления до момента их сдачи перевозчику на припортовой железнодорожной станции; при приеме с парома - с момента приема работником ведомственной охраны вагона, контейнера с грузов от перевозчика на припортовой железнодорожной станции до момента выдачи грузополучателю на железнодорожной станции назначения. 10. В соответствии со статьей 59 Устава охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет. 11. Проезд железнодорожным транспортом проводников, работников ведомственной охраны допускается: 11.1. при постоянном способе сопровождения: 11.1.1. в отдельном вагоне, предоставленном грузоотправителем или уполномоченным им лицом по договору; 11.1.2. в вагоне совместно с сопровождаемым грузом; 11.1.3. в служебном помещении вагона дизель-электростанции при перевозке грузов в рефрижераторных вагонах, на основании соответствующего соглашения между грузоотправителем, грузополучателем или лицами, уполномоченными ими по договору с владельцем подвижного состава; 11.2. при сопровождении грузов сменным способом в нерабочей кабине локомотива, на переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору. Проводник обязан предъявить перевозчику документ, удостоверяющий личность и доверенность (при наличии). При сопровождении груза сменным способом полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула (наряда) ведомственной охраны. 12. В случае проезда в отдельном вагоне проводников, осуществляющих сопровождение, независимо от принадлежности такого вагона грузоотправитель предъявляет перевозчику заполненную накладную на групповую отправку (по форме ГУ-27у-ВЦ, предусмотренной Приложением к Правилам заполнения перевозочных документов, и в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными приказом Минтрансом России от 26 февраля 2015 г. № 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный № 37721). 13. Вагоны с грузом, сопровождаемые по одному договору, а также вагон для проезда проводников (при наличии), размещаются перевозчиком в составе поезда одной группой и не разъединяются на всем пути следования. 14. Проводник при сопровождении груза постоянным способом имеет право перевозить с собой в вагоне бесплатно принадлежащую ему ручную кладь. При наличии у проводника ручной клади, размер, масса которой превышает установленные Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473 (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2014 г., регистрационный № 33244), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 27 августа 2015 г. № 267 (зарегистрирован Минюстом России 29 октября 2015 г., регистрационный № 39523), от 21 июля 2016 г. № 202 (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2016 г., регистрационный № 43095), от 30 ноября 2016 г. № 367 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2016 г., регистрационный № 44914), от 18 сентября 2018 г. № 334 (зарегистрирован Минюстом России 19 декабря 2018 г., регистрационный № 53066), от 14 ноября 2018 г. № 410 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2019 г., регистрационный № 53752), нормы для проезда пассажиров железнодорожным транспортом, с него взимается провозная плата в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № 111 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 10, ст. 851; 2006, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2013, № 20, ст. 2504). 15. В случае возникновения во время сопровождения груза обстоятельств, связанных с сопровождающими груз лицами или состоянием груза, вагона, контейнера с грузом, участниками перевозки осуществляются следующие меры: 15.1. В случае если ни один из проводников при сопровождении грузов постоянным способом не может осуществлять дальнейшее сопровождение груза или в случае отсутствия проводников перевозчик должен приостановить дальнейшую перевозку груза, а также предназначенного для проезда проводников вагона (при наличии) и уведомить грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченных ими лиц по договору о случившемся и о необходимости направления проводников для дальнейшей перевозки груза. В период задержки вагонов, контейнеров с грузом, а также предусмотренного для проезда проводников вагона (при наличии) по причине, указанной в абзаце первом настоящего пункта, сохранность вагонов, контейнеров с грузом обеспечивается перевозчиком за счет средств грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченных ими лиц по договору. 15.2. В случае если один из сопровождающих груз проводников при сопровождении грузов постоянным способом не может исполнять свои непосредственные обязанности, другой проводник (при наличии) обязан информировать о случившемся уполномочившее его для сопровождения лицо, а также перевозчика для принятия решения о дальнейших действиях с грузом. 15.3. Грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица по договору обязаны не позднее, чем за 24 часа после получения указанных в пункте 16 настоящих Правил сведений, обеспечить направление проводников к местонахождению груза. По прибытии проводников перевозчик обязан продолжить перевозку грузов. 15.4. В случае отсутствия проводников при постоянном способе сопровождения перевозчик должен самостоятельно провести проверку состояния контейнеров с грузом, вагонов и, в случае обнаружения неисправностей, в том числе неисправного состояния запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ), или наличия признаков доступа к грузу, составить акт общей формы, а в случае необходимости - коммерческий акт в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный № 4856), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 октября 2011 г. № 258 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный № 22019) (далее - Правила составления актов), которые прилагаются к оригиналу накладной. Возмещение расходов перевозчика, вызванных задержкой вагона, проверкой контейнеров с грузом, вагонов и обеспечением их сохранности, осуществляется грузополучателем, грузоотправителем или уполномоченными ими лицами по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов. 15.5. В случае обнаружения в процессе перевозки нарушения крепления и размещения сопровождаемого груза или неисправности по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона проводник сообщает об этом уполномочившему его лицу, а также перевозчику, которого уведомляет о необходимости отцепки вагона для принятия решения о дальнейших действиях с грузом. В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, перевозчик при необходимости вправе отцепить вагон для устранения нарушений. В случае отцепки вагона для устранения нарушений крепления и размещения сопровождаемого груза составляется акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов. 15.6. В случае обнаружения в пути следования технической неисправности вагонов с грузом и невозможности их дальнейшего следования, вагоны отцепляются перевозчиком для устранения технических неисправностей. В случае если группа вагонов, в составе которой находится технически неисправный вагон, следует в сопровождении нескольких проводников, то один из проводников обязан остаться с технически неисправным вагоном. В случае необходимости перевозчик по согласованию с проводником, уполномоченным на принятие соответствующих решений, приостанавливает дальнейшую перевозку всех вагонов в составе группы. В случае повреждения контейнеров с грузом, вагонов перевозчиком составляется акт общей формы, а также акт о техническом состоянии контейнера с грузом, вагона в соответствии с Правилами составления актов, который подписывается проводником, сопровождающим груз. При несогласии с содержанием актов проводник вправе указать в них мотивы возражения. Один экземпляр акта общей формы прилагается к оригиналу накладной для вручения на железнодорожной станции назначения грузополучателю или к досылочной дорожной ведомости, составляемой в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, если технически неисправный вагон следовал в составе групповой отправки. При этом в досылочной дорожной ведомости указываются номер акта, дата и причина его составления. Второй экземпляр акта остается у перевозчика на железнодорожной станции, где произошло отцепление вагона. В случае если для устранения технической неисправности вагона груз перегружен в другой вагон, об этом делается отметка в накладной или в досылочной дорожной ведомости (в случае если отцепленный вагон следует в составе группы вагонов) в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов. 15.7. В случае обнаружения в пути следования на контейнерах с грузом, вагонах наличия признаков доступа к грузу, отсутствия или неисправного состояния ЗПУ, или несоответствия ЗПУ перевозочным документам, а также наличия признаков хищения груза, на основании письменного заявления проводника или работника ведомственной охраны перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном Правилами составления актов. При необходимости, на основании заявления проводника или работника ведомственной охраны, перевозчик должен предоставить проводнику или работнику ведомственной охраны исправные ЗПУ, возмещение расходов на которые осуществляется грузополучателем, грузоотправителем или уполномоченными ими лицами по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов. 15.8. Составленные перевозчиком акты общей формы подписываются перевозчиком, а также проводником или работником ведомственной охраны. 16. В случае возникновения препятствий к перевозке и необходимости выдачи грузов в пути следования принятие проводником или работником ведомственной охраны решений о дальнейших действиях с грузом осуществляется на основании соответствующей доверенности. О наличии у проводника или работника ведомственной охраны доверенности делается отметка в оригинале накладной с описанием предоставляемых проводнику или работнику ведомственной охраны полномочий. 17. В случае если по прибытии контейнера с грузом, вагона, следующими с территории Российской Федерации, на пограничной железнодорожной станции установлена неисправность по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона, создающая условия для хищения груза или указывающая на наличие признаков хищения груза, передача которого не производится проводником, перевозчик осуществляет проверку наличия и состояния груза. После проведения проверки и составления в случаях, предусмотренных статьей 119 Устава, коммерческого акта контейнер с грузом, вагон принимаются перевозчиком от проводника грузоотправителя, уполномоченного им лица по договору или работника ведомственной охраны для дальнейшей передачи. Расходы перевозчика, связанные с проведением проверки и пломбированием вагона, возмещаются грузоотправителем или уполномоченным им лицом по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов. 18. Выдача грузополучателям на железнодорожной станции назначения грузов при отсутствии неисправности по причине коммерческой непригодности, влияющей на сохранность перевозимого груза (отсутствие или несоответствие ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу), осуществляется без участия перевозчика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 Устава. 19. В случае если сопровождаемые сменным способом грузы, прибывшие на железнодорожную станцию назначения, подлежат выгрузке перевозчиком в местах общего пользования, передача работником ведомственной охраны таких грузов перевозчику осуществляется в следующем порядке: 19.1. При исправности контейнера с грузом, вагона, контейнера передача груза удостоверяется подписью работника ведомственной охраны и перевозчика в приемосдаточном акте в графах "Вагон, контейнер с грузом принял", "Вагон, контейнер с грузов сдал". 19.2. При наличии неисправности по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона их передача осуществляется по результатам проверки с оформлением перевозчиком приемо-сдаточного акта, подписанного перевозчиком и работником ведомственной охраны. При необходимости перевозчиком составляется коммерческий акт в порядке, установленном Правилами составления актов. Дальнейшая выдача груза получателю производится непосредственно перевозчиком. Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования(утв. приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. № 70) 1. Грузы, в отношении которых осуществляется постоянное сопровождение на всем пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки.
_____________ 1 Ведение Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) осуществляется Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, созданным на основании Соглашения о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств (г. Минск, 14.02.1992) (Бюллетень международных договоров, 1993 г. № 1, с. 25) 2. Грузы, в отношении которых осуществляется сменное сопровождение в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки.
______________ 2 Ведение Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) осуществляется Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, созданным на основании Соглашения о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств (г. Минск, 14.02.1992) (Бюллетень международных договоров, 1993 г. № 1, с. 25)
|