На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Постановление Коллегии Федерального горного
и промышленного надзора России от 24 марта 2004 г. № 2
"О совершенствовании надзорной деятельности на объектах металлургической промышленности"

В реестре опасных металлургических и коксохимических производственных объектов на 1 января 2004 года зарегистрировано более 13 тысяч поднадзорных объектов, которые эксплуатируются на 1422 предприятиях и производствах.

Увеличение количества объектов (17 %) связанно с вводом в эксплуатацию в основном производств по переплаву отходов цветных металлов, разделение на самостоятельные предприятия таких металлургических комбинатов как ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат", ОАО "Амурсталь" и взятие под надзор объектов металлургии, находящихся в других отраслях промышленности.

В 2003 году, на поднадзорных Госгортехнадзору России металлургических предприятиях и производствах, произошло 4 аварии как и в 2002 году, 2-е связанные с обрушением кровли производственных зданий на предприятиях (ООО "ОМЗ-Спецсталь", ОАО "Чебоксарский Агрегатный Завод"), взрыв в печном пространстве плавильной печи (ЗАО ВП "Вторцветмет"), при котором был разрушен свод печи, возгорание кислородопровода при проведение ремонтных работ в ОАО "Северсталь". В результате аварий травмировано два человека в т.ч. один со смертельным исходом. Суммарный ущерб от аварий составил 106912,8 тыс. рублей.

Основными причинами аварий явились нарушение технологии при ведением металлургических процессов и неудовлетворительный надзор за эксплуатацией зданий и сооружений.

На поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и производствах в 2003 году имели место 24 несчастных случая со смертельным исходом против 23 в 2002 году. Произошли 6 групповых несчастных случаев, в результате которых пострадали 22 человека, в т.ч. 4 человека со смертельным исходом.

Рост травматизма в 2003 году имел место на металлургических предприятиях поднадзорных Управлению Северного округа, где имели место: 4 несчастных случая со смертельным исходом, против одного несчастного случая в 2002 году, 2 групповых несчастных случая, при которых пострадало 4 человека в т.ч. 3 со смертельным исходом против одного группового случая в 2002 году, на предприятиях поднадзорных Управлению Челябинского округа 5 несчастных случаев со смертельным исходом, против 3 в 2002 году, на предприятиях поднадзорных Кузнецкому Управлению 3 несчастных случая со смертельным исходом против одного несчастного случая в 2002 году.

Анализ произошедших несчастных случаев показал, что основной причиной является неудовлетворительная организация производства (78 %). По этой причине произошли несчастные случаи на ОАО "Северсталь" (Управление северного округа), ОАО "ЗАПСИБ", (Кузнецкое управление), ОАО "Металлургический завод" (Приморское Управление) и т.д.

По причине нарушения ведения технологических процессов (13 %) несчастные случаи произошли в ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" (Управление Курско-Белгородского округа), ООО "Вторцветмет" (Управление Северного округа), ОАО "Чусовской металлургический завод" (Управление Западно-Уральского округа).

По причине неисправности оборудования (9 %) несчастные случаи произошли в ОАО "Богословский алюминиевый завод" (Уральское управление), ОАО "Косогорский металлургический завод" (Управление Приокского округа).

Надзор за металлургическими и коксохимическими предприятиями и производствами осуществляется 118 государственными инспекторами в 42 территориальных органах.

Работа Отдела по надзору в металлургической промышленности (далее Отдела) осуществляется в соответствии с годовыми комплексными планами основных мероприятий Федерального горного и промышленного надзора России, постановлениями, приказами и указаниями Госгортехнадзора России.

По выполнению разделов комплексного плана работы Госгортехнадзора России, годового плана работы Отдела, приказов и указаний Госгортехнадзора России в 2003 году просрочек не было. Ответы на запросы, письма, жалобы подготавливались в установленные сроки.

Отделом, совместно с территориальными органами Госгортехнадзора России, в 2003 году проведены целевые проверки по выполнению требований промышленной безопасности при производстве чугуна, алюминия, при эксплуатации зданий и сооружении и при производстве стали.

Результаты обобщенных материалов целевых проверок в 2003 году были рассмотрены на совещании у заместителя начальника Госгортехнадзора России и секции НТС. Аналитические материалы целевых проверок публикуются в информационном бюллетене Госгортехнадзора России, что является одной из эффективных форм повышения профессионального уровня инспекторского состава.

Вопросы неудовлетворительного обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях рассматривались на заседаниях коллегии Госгортехнадзора России с участием руководителей территориальных органов Госгортехнадзора России и предприятий, допустивших рост аварийности и травматизма (Уральское управление, Управление Северного округа, ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" и др.).

Большое внимание уделяется вопросам разработки и пересмотру нормативно-технической документации. За 2003 год пересмотрено, утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 23 нормативных документа для всех основных металлургических и коксохимических производств.

Работниками Отдела уделялось большое внимание внедрению систем управления промышленной безопасностью разрабатываемых металлургическими предприятиями ОАО "ММК", ОАО "НТМК", заполярный филиал ГМК "Норильский никель", ОАО "Мечел", ОАО "НОСТА", ОАО "КрАЗ" и др. В 2003 году в ОАО в "Северсталь" была внедрена и сертифицирована по спецификации OHSAS 18001 такая система управления.

Отделом по надзору в металлургической промышленности проводятся работы по организации и проведению совместных совещаний руководителей территориальных органов Госгортехнадзора России и представителей поднадзорных металлургических и коксохимических предприятий по вопросам разработки нормативной документации, обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, технических устройств и безопасному ведению технологического процесса.

Отделом совместно с Управлением котлонадзора и надзору за подъемными сооружениями в 2003 была проведена работа по подготовке к передаче надзора за электромостовыми кранами металлургических и коксохимических производств металлургическому надзору.

В тоже время в работе Отдела имеются определенные недостатки: сотрудники Отдела уделяют недостаточно внимания оказанию практической помощи территориальным органам в осуществлении надзорной деятельности; низкая требовательность к территориальным органам Госгортехнадзора России в части своевременного взятия под надзор и регистрации мелких литейных цехов и участков; не на должном уровне организованно сотрудничество с надзорными органами других стран.

Анализ состояния промышленной безопасности в металлургической промышленности высветил проблемные вопросы, связанные с подготовкой и проведением ремонтных и наладочных работ, в части определения безопасного межремонтного периода эксплуатации металлургических агрегатов, использованием устаревших положений о системе нарядов-допусков и бирочной системы, а также проблемы обеспечения квалифицированным персоналом при проведении ремонтных работ.

Особую озабоченность вызывает решение руководителей отдельных предприятий по выводу ремонтных служб из структуры подразделений. Это решение приводит к оттоку квалифицированных специалистов и снижению общего уровня квалификации ремонтного персонала, что отрицательно сказывается на качестве проводимых капитальных ремонтах технологического оборудования, что в конечном счете влияет на состояние аварийности и травматизма.

На 2004 год Отделом запланированы целевые проверки состояния промышленной безопасности при производстве ферросплавов, никеля, меди, кобальта.

В настоящее время в металлургической промышленности наблюдается значительный рост производства продукции не за счет строительства новых производственных площадей, а за счет установки нового, более мощного оборудования, технических устройств и агрегатов в старых зданиях промышленных цехов отработавшие от 30 до 50 лет.

При этом не учитывается техническое состояние строительных конструкций зданий и сооружений, в которых будет происходить возможное резкое возрастание интенсивности воздействия на них нового технологического оборудования. При этом не всегда проводится экспертиза зданий и сооружений на подтверждение возможности эксплуатации их в новых условиях.

Коллегия Госгортехнадзора России постановляет:

1. Отметить, что деятельность Отдела по надзору в металлургической промышленности Госгортехнадзора России направлена на совершенствование надзорной деятельности и повышение уровня промышленной безопасности на объектах металлургической промышленности.

2. Начальнику Отдела по надзору в металлургической промышленности Госгортехнадзора России Зуеву Г.П.:

2.1. Принять меры по дальнейшему повышению эффективности надзорной деятельности, обратив особое внимание на осуществление надзора за литейными производствами предприятий машиностроения, обороны, по переработке лома и отходов черных и цветных металлов и др.

2.2. Продолжить работу по содействию при разработке и внедрению систем управления промышленной безопасностью на металлургических и коксохимических производствах. В течение 2004 года провести проверку эффективности функционирования системы управления промышленной безопасностью в металлургических и коксохимических производствах ООО "Уральская сталь" и ОАО "Северсталь".

2.3. Совместно с территориальными органами Госгортехнадзора России обеспечить контроль за содержанием заключений экспертизы промышленной безопасности в части обеспечения соответствия прочности и надежности существующих зданий и сооружений факторам воздействия на них вновь вводимых в эксплуатацию технологических мощностей на металлургических и коксохимических объектах.

2.4. Разработать комплекс мероприятий, направленных на усиление контроля за надзорной деятельностью территориальных органов Госгортехнадзора России на металлургических и коксохимических объектах и оказать им необходимую методическую помощь.

2.5. Подготовить для металлургических и коксохимических производств методические рекомендации по обеспечению безопасности при проведении работ повышенной опасности.

2.6. Совместно с Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, Отделом газового надзора и Отделом по надзору за безопасным транспортированием опасных веществ подготовить предложения по оптимизации надзорной деятельности на опасных производственных объектах металлургических и коксохимических производств.

2.7. Совместно с Управлением международных и правовых отношений организовать работу по международному сотрудничеству Госгортехнадзора России в сфере надзорной деятельности за объектами металлургической промышленности.

2.8. Принять меры по заполнению вакантных должностей Отдела по надзору в металлургической промышленности квалифицированными специалистами.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя начальника Госгортехнадзора России Б.А. Красных.

 

Начальник Госгортехнадзора России

В.М. Кульечев