Приказ Министерства природных ресурсов РФ Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2000 году проведена проверка исполнения природоохранительного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории ряда субъектов Российской Федерации. В ходе проверки повсеместно выявлены факты: - несоблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами условий хранения отходов производства и потребления, несанкционированного их размещения, в том числе в водоохранных зонах, нарушения правил эксплуатации полигонов захоронения твердых бытовых отходов; - несоблюдения территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды предусмотренных законодательством Российской Федерации требований при выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с обращением с отходами, а также при согласовании нормативов образования и лимитов размещения отходов; - непринятия территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами по привлечению нарушителей к ответственности. Указанные и другие вскрытые в ходе прокурорских проверок факты квалифицированы как нарушения статей 45, 51, 54, 70 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", статей 11, 12, 25 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьи 101 Земельного кодекса РСФСР, ряда статей Федерального закона "Об экологической экспертизе". Действующим законодательством Российской Федерации осуществление государственного контроля за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами возложено на Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР России) и его территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако, как указано в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, во многих случаях нарушения требований природоохранительного законодательства устраняются лишь в результате действия органов прокуратуры, а применяемые специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды меры к нарушителям законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления не соответствуют степени общественной опасности и распространенности выявленных проверкой нарушений. В представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в МПР России и в ее докладе о результатах проверки в Правительство Российской Федерации отмечено, что специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды не осуществляется должный контроль за деятельностью его территориальных органов в области регулирования обращения с отходами производства и потребления и осуществления государственного контроля в рассматриваемой сфере. На основании представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 ноября 2000 № 7/4-1-2184-96 и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2000 № ХВ-119-31502 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при обращении с отходами производства и потребления приказываю: 1. Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности (Амирханов): - совместно с Департаментом нормативно-правовой работы (Шуваев) и Департаментом науки и информационных систем (Милетенко) обеспечить разработку нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, необходимых для реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления"; - в третьем квартале 2001 года заслушать руководителей Департаментов природных ресурсов МПР России и Комитетов природных ресурсов МПР России, указанных в приложении 1, по вопросам организации системы управления в области обращения с отходами производства и потребления и устранения недостатков, отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации; - в первом квартале 2001 года разработать и представить руководству МПР России предложения по вопросу представления информации о результатах деятельности по управлению в сфере обращения с отходами производства и потребления. 2. Департаменту государственного контроля (Есинов), Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности (Амирханов) в 2001 году провести выборочные проверки Департаментов природных ресурсов МПР России и Комитетов природных ресурсов МПР России по вопросам организации и осуществления управления в области обращения с отходами производства и потребления. 3. Руководителям Департаментов природных ресурсов МПР России: - довести до сведения руководителей Комитетов природных ресурсов МПР России результаты проверки, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации; - провести в 2001 году проверки деятельности Комитетов природных ресурсов МПР России в области обращения с отходами производства и потребления; - предусмотреть выделение результатов проверок отдельным разделом и полугодовых и годовых отчетах об итогах государственного контроля; - обеспечить постоянный контроль за деятельностью должностных лиц Департаментов природных ресурсов МПР России по привлечению к установленной законом ответственности нарушителей законодательства Российской Федерации области обращения с отходами производства и потребления, обратив особое внимание на исполнение выдаваемых предписаний об устранении выявленных нарушений и постановлений о наложении штрафов; - информировать полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о фактах нарушений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительств Российской Федерации в сфере регулирования обращения с отходами производства и потребления для принятия соответствующих мер. 4. Руководителям Комитетов природных ресурсов МПР России: - обеспечить постоянный контроль за деятельностью должностных лиц Комитетов природных ресурсов МПР России по привлечению к установленной законом ответственности нарушителей законодательства Российской Федерации области обращения с отходами производства и потребления, обратив особое внимание на исполнение выдаваемых предписаний об устранении выявленных нарушении и постановлений о наложении штрафов. 5. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя Министра Л.Ф. Порядина и заместителя Министра Л.Я. Хвостова.
Приложение 1к приказу МПР РФ Перечень Департаментов МПР России и Комитетов МПР России, руководители которых будут заслушаны в МПР России по вопросам организации системы управления в области обращения с отходами производства и потребления и устранении недостатков, отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации 1. Департамент природных ресурсов по Центральному региону 2. Комитет природных ресурсов по Владимирской области 3. Комитет природных ресурсов по Воронежской области 4. Комитет природных ресурсов по Орловской области 5. Комитет природных ресурсов по Владимирской области 6. Комитет природных ресурсов по Рязанской области 7. Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону 8. Комитет природных ресурсов по Республике Карелия 9. Комитет природных ресурсов по Республике Коми 10. Комитет природных ресурсов по Вологодской области 11. Департамент природных ресурсов по Южному региону 12. Комитет природных ресурсов по Республике Адыгея 13. Комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю 14. Комитет природных ресурсов по Ставропольскому краю 15. Департамент природных ресурсов по Приволжскому региону 16. Комитет природных ресурсов по Кировской области 17. Комитет природных ресурсов по Пермской области 18. Комитет природных ресурсов по Самарской области 19. Комитет природных ресурсов по Ульяновской области 20. Комитет природных ресурсов по Коми-Пермяцкому автономному округу 21. Комитет природных ресурсов по Уральскому региону 22. Комитет природных ресурсов по Курганской области 23. Комитет природных ресурсов по Челябинской области 24. Комитет природных ресурсов по Тюменской области 25. Комитет природных ресурсов по Сибирскому региону 26. Комитет природных ресурсов по Республике Бурятия 27. Комитет природных ресурсов по Республике Тыва 28. Комитет природных ресурсов по Красноярскому краю 29. Комитет природных ресурсов по Омской области 30. Комитет природных ресурсов по Дальневосточному региону 31. Комитет природных ресурсов по Амурской области 32. Комитет природных ресурсов по Камчатской области и Корякскому автономному округу
|