Распоряжение
Правительства Российской Федерации (в редакции, актуальной с 15
февраля 2020 г., 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - план). 2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана: обеспечить реализацию плана; осуществлять при необходимости взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями в ходе реализации плана; ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля 2019 г., представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана. 3. Минэнерго России 1 раз в год, до 31 января года, следующего за отчетным годом, на основе информации, предусмотренной пунктом 2 настоящего распоряжения, представлять в Правительство Российской Федерации отчет о ходе реализации плана.
План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 348-р) I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")1. Место и роль нефтегазохимического комплекса в экономике Российской ФедерацииРоссийский нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли. Размер мирового химического рынка на сегодняшний день оценивается примерно в 4,5 трлн. долларов США, а к 2030 году ожидается практически двукратный его рост. Один рубль валового внутреннего продукта в нефтегазохимии создает дополнительно 1,9 рубля валового внутреннего продукта в экономике (за счет развития перерабатывающих и потребляющих синтетическую продукцию отраслей, а также смежных отраслей - инжиниринга, машиностроения и других), что оказывает существенное влияние на рост экономики, способствуя движению Российской Федерации в топ-5 мировых экономик. Нефтегазохимический рынок Российской Федерации составляет около 2 процентов от мирового рынка и имеет значительный сырьевой потенциал - более 35 млн. тонн нафты, сжиженных углеводородных газов и этана. Рынок нефтегазохимической продукции Российской Федерации долгое время был дефицитным по большинству продуктов. Однако за период 2009 - 2017 годов доля импорта в потреблении базовых полимеров сократилась: по полипропилену - в 1,8 раза, по поливинилхлориду и полистиролу - в 2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза. За этот же период объемы выпуска нефтегазохимической продукции увеличились: по полипропилену - в 2 раза, по полиэтилену - в 1,2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза, по полистиролу - в 2 раза, по поливинилхлориду - в 1,7 раза. На конец 2017 года не приняты инвестиционные решения по большинству крупных проектов нефтегазохимического комплекса, так как для их принятия необходимо создание стабильных налоговых условий, отлаженное таможенно-тарифное регулирование, оказание мер административной и экономической поддержки со стороны государства для эффективной деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса. При этом 8 крупнейших потенциальных проектов развития нефтегазохимических мощностей Российской Федерации могут обеспечить ввод более 8 млн. тонн мощностей по производству полиэтилена и пропилена (рост текущих мощностей в 2,3 раза), экспортный потенциал которых составляет более 5 млрд. долларов США в год, а потенциал суммарной выручки - более 10 млрд. долларов США в год. 2. Состояние и перспективы внешних и внутреннего рынков нефтегазохимии в Российской ФедерацииРоссийский нефтегазохимический рынок включает 3 основных сегмента: пластики, каучуки и продукты органического синтеза. Суммарное производство продукции по 3 сегментам в 2017 году составило 9,9 млн. тонн. Наибольшие объемы производства приходятся на пластики - полиэтилен и полипропилен - 5,2 млн. тонн. Объем экспортных поставок продукции нефтегазохимической отрасли в 2017 году составил 2,4 млн. тонн. У Российской Федерации существуют хорошие перспективы для развития рынка продукции нефтегазохимического комплекса как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня подушевого потребления и импортозамещения, так и за счет расширения экспорта в ключевые для Российской Федерации регионы - Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время душевое потребление базовой нефтегазохимической продукции (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, полиэтилентерефталата) в Российской Федерации в 2 - 3 раза ниже, чем в развитых странах (США, страны Западной Европы). Новые инвестиционные проекты позволят реализовать потенциал углубленной переработки побочных продуктов нефтегазохимической отрасли (снижение экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью). Около 80 процентов производимой нафты и 40 процентов выпускаемых сжиженных углеводородных газов сейчас экспортируются. Вместе с тем указанные продукты переработки могут быть использованы в качестве сырья для нефтегазохимии на территории Российской Федерации, глубоко переработаны для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, а также для получения синергетических эффектов развития смежных отраслей экономики, что обеспечит стимул для развития отечественного высшего образования и науки. Ожидаемые темпы прироста производства в сегментах полиэтилена и полипропилена в 2017 - 2025 годах будут опережать темпы прироста мирового валового внутреннего продукта, при этом в Азии, вероятно, темпы прироста будут выше, чем в остальных регионах мира. Так, среднегодовой темп прироста производства полиэтилена в мире ожидается на уровне 4,2 процента, в Азии - 5,7 процента, среднегодовой темп прироста производства полипропилена в мире ожидается на уровне 4,6 процента, в Азии - 5,8 процента. При этом прирост валового внутреннего продукта в мире за этот же период ожидается на уровне 3 процентов. 3. Системные проблемы и препятствия развитию нефтегазохимического комплексаСистемными проблемами, сдерживающими рост производства нефтегазохимической продукции и эффективное использование сырья, являются: недостаточность долгосрочных стимулов для углубленной переработки всех видов нефтегазохимического сырья, в частности, отсутствие механизмов стимулирования использования сжиженных углеводородных газов для производства товаров нефтегазохимии и обеспечения экономической целесообразности выделения этана из природного газа для дальнейшего использования в нефтегазохимии; слабая системная поддержка финансирования проектов (отсутствие льготного кредитования, ограниченные возможности привлечения финансирования для инвестиционных проектов из средств Фонда национального благосостояния); недостаточность мер стимулирования выхода на внешние рынки и поддержки экспорта (необходимость снижения тарифов на перевозку железнодорожным транспортом полимеров и готовой продукции, введения компенсационных механизмов защиты от высоких импортных пошлин на полимеры и готовую продукцию в других странах, субсидирования затрат на логистику); низкая конкурентоспособность на мировых рынках проектов по созданию новых нефтегазохимических производств в Российской Федерации на фоне обострения глобальной конкуренции и санкционного давления; ограниченная емкость отечественного рынка нефтегазохимической продукции и низкие темпы его роста. Основными факторами, обусловливающими появление системных проблем в развитии нефтегазохимического комплекса, являются: наличие действующих ограничений (меры тарифного и нетарифного регулирования) в отношении российской нефтегазохимической продукции в ряде стран - потребителей нефтегазохимической продукции; более высокая стоимость капитала для реализации проектов по расширению производственных мощностей по сравнению с ключевыми странами-конкурентами; существующий и (или) прогнозный дефицит пропускной способности транспортной инфраструктуры, неэффективная логистика и (или) административные барьеры на ключевых направлениях отгрузки продукции; волатильность цен на входящее сырье - нафту, сжиженные углеводородные газы, этан, вследствие динамики мировых цен на указанные товары, а также изменения фискальной нагрузки; применение устаревших требований в области градостроительной деятельности и технического регулирования без учета современных наилучших доступных технологий; более жесткие нормы обеспечения безопасности (экологической, промышленной, пожарной и прочей) по сравнению с основными конкурентными регионами, невозможность применения риск-ориентированного подхода в этой области; высокая степень неопределенности в отношении возможных изменений налоговой и таможенной политики, касающейся нефтегазохимического комплекса. 4. Цели и задачи развития нефтегазохимического комплексаРазвитие российской нефтегазохимической отрасли направлено на достижение следующих основных целей: стимулирование развития несырьевого неэнергетического экспорта; достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии (при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках, благодаря созданию новых эффективных мощностей); решение проблемы растущего избытка легкого углеводородного сырья путем его переработки на нефтегазохимических мощностях; обеспечение потребностей химической промышленности в сырье; минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие внедрения наилучших доступных технологий. Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса обеспечивается решением следующих задач: государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов; стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции; снижение влияния инфраструктурных ограничений; повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства; предоставление благоприятных налоговых и (или) таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы; стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты. Задачи государственной политики в нефтегазохимическом комплексе будут решены путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов в рамках настоящего плана мероприятий. Мониторинг эффективности реализации мероприятий, предусмотренных настоящим планом мероприятий, будет осуществляться по целевым показателям согласно приложению. II. План мероприятий ("дорожная карта") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года
Приложениек плану мероприятий
("дорожной карте") Целевые показатели реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года
|