Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности постановляю: 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. 2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. 3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 г. № Пр-2573. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утв. Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97) I. Общие положения1. Настоящими Основами определяются цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее - государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности), а также механизмы ее реализации. 2. Государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, медико-биологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных, административно-организационных, военных, финансовых, коммуникационных, информационных и других мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, предотвращение химических и биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга химических и биологических рисков, а также на осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности. 3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности. II. Оценка состояния химической и биологической безопасности5. Состояние химической и биологической безопасности определяется состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, при котором химический и биологический риск остается на допустимом уровне. 6. Наличие опасных химических и биологических факторов, формирующих недопустимый риск и способных привести к возникновению эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и массовых отравлений, ухудшению ситуации в области химической и биологической безопасности и (или) перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию химического или биологического характера, представляет собой химическую или биологическую угрозу. 7. Основными химическими угрозами являются: 1) широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений; 2) разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду изучено недостаточно; 3) наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности; 4) аварии на химических объектах в связи с критическим уровнем износа оборудования, усложнением технологических процессов производства и недостаточным уровнем квалификации персонала; 5) увеличение количества организаций, осуществляющих производство химической продукции, значительный рост химических отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязненных территорий; 6) использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность; 7) усиление тенденции к глобализации мировой торговли и сохранение возможности ввоза в Российскую Федерацию потенциально опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; 8) распространение и (или) использование химического оружия, совершение террористических актов с применением потенциально опасных химических веществ. 8. Основными биологическими угрозами являются: 1) модификация свойств и форм патогенных биологических агентов, свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с изменением климата и в результате природных катастроф; 2) возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений; 3) появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций; 4) проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии; 5) нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение; 6) отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики; 7) распространение антимикробной резистентности, рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; 8) аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии и (или) террористические акты на этих объектах; 9) террористические акты, связанные с использованием опасных биологических веществ; 10) применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов; 11) бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии. 9. В Российской Федерации обеспечивается химическая и биологическая безопасность. Вместе с тем наличие опасных химических и биологических факторов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки, состояния химической и биологической безопасности, а также национальной безопасности в целом. III. Цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности10. Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду. 11. Принципами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности являются: 1) приоритетное право человека на охрану жизни и здоровья при обеспечении химической и биологической безопасности; 2) возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической и биологической безопасности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья других лиц, их прав и законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 3) совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности с учетом интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права в целях решения глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с химическими и биологическими угрозами; 4) соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности; 5) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления при обеспечении химической и биологической безопасности; 6) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, установление прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности; 7) рациональное сочетание интересов и ответственности личности, общества и государства; 8) приоритетное обеспечение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов; 9) своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на химические и биологические угрозы, а также осуществление ими мер, направленных на предотвращение этих угроз; 10) доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения химической и биологической безопасности. 12. К приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности относятся: 1) мониторинг химических и биологических рисков; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления; 3) развитие ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности; 4) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации химических и биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, а также оценка эффективности указанных мероприятий. 13. Основными задачами государственной политики в области химической и биологической безопасности в части, касающейся осуществления мониторинга химических и биологических рисков, являются: 1) комплексный анализ ситуации в области обеспечения химической и биологической безопасности, выявление новых химических и биологических угроз, прогнозирование их возможных последствий; 2) внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химических веществ и смесей, а также международной классификации опасных биологических агентов; 3) проведение фундаментальных исследований, направленных на обеспечение раннего выявления новых и известных патогенов, а также развитие молекулярной эпидемиологии и создание геоинформационных систем для оперативного реагирования на биологические угрозы; 4) разработка современных методов индикации химических веществ (в том числе аэрозолей с наночастицами), искусственно полученных для создания наноматериалов или образующихся в процессе производства, и биологических агентов в окружающей среде и биологических средах; 5) разработка современных методов идентификации химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки; 6) всестороннее изучение химических веществ и смесей, находящихся на территории Российской Федерации или поступающих в обращение, принятие программы исследований химических веществ и смесей, осуществления их оценки и регистрации; 7) ведение, сохранение и защита от несанкционированного доступа национальной коллекции патогенных микроорганизмов, анализ и оценка иных биологических коллекций, в том числе используемых в исследовательских и прикладных целях (микробиологических, ботанических, генетических), для принятия решений о необходимости их сохранения и защиты от несанкционированного доступа; 8) осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения; 9) создание национального банка сывороток крови и разработка информационно-аналитической системы мониторинга инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации на основе проведенных среди различных групп населения и на отдельных территориях сероэпидемиологического мониторинга и оценки популяционного иммунитета к актуальным инфекционным заболеваниям (иммуноструктуры), возникновение или распространение которых связано с негативным воздействием биологических факторов; 10) установление порядка выдачи сертификатов профилактических прививок, а также создание и ведение федерального реестра сертификатов профилактических прививок; 11) разработка гигиенических нормативов содержания химических веществ (в том числе стойких органических загрязняющих веществ, аэрозолей с наночастицами), искусственно полученных для создания наноматериалов или образующихся в процессе производства, а также биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, в том числе в соответствии с критериями риска; 12) совершенствование методов оценки безопасности новых видов продукции, в том числе созданной с использованием генно-модифицированных организмов, технологий синтетической биологии и нанотехнологий; 13) создание государственных стандартных образцов и формирование банка данных химически опасных веществ, в том числе стойких органических загрязняющих веществ, а также разработка методик проведения их анализа; 14) организация мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тыс. человек, а также контроль за содержанием взвешенных частиц (РМ10, РМ2,5), стойких органических загрязняющих веществ и биологических агентов в окружающей среде; 15) проведение на территории Российской Федерации мониторинга химических и биологических рисков, обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации биологического и химического характера, организация функционирования референс-центров и национального центра мониторинга биологических и химических угроз; 16) научное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение оценки рисков негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду, а также страхование рисков, связанных с эксплуатацией объектов и использованием территорий, представляющих химическую и биологическую опасность; 17) категорирование и классификация объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, на основе сведений о свойствах химических веществ и биологических агентов, о заболеваемости населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды заболеваний, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о параметрах среды обитания, в том числе о качестве атмосферного воздуха, питьевой воды и поверхностных водных источников, степени загрязнения почв; 18) проведение инвентаризации и уточнение перечня химических веществ, находящихся в обращении на территории Российской Федерации; 19) прогнозирование введения в обращение на территории Российской Федерации новых химических веществ; 20) нотификация новых химических веществ; 21) проведение государственной регистрации химических веществ и смесей, формирование и ведение федерального реестра химических веществ и смесей; 22) обеспечение экспертной оценки решений в области обращения химических веществ и смесей, развитие соответствующих центров компетенций; 23) выявление и учет неиспользуемых химических веществ, образующихся в процессе производства, в целях эффективного вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов для исключения негативного воздействия этих веществ на население и окружающую среду; 24) создание региональных карт размещения неиспользуемых химических веществ, отходов I - V классов опасности и объектов захоронения отходов, а также использование этих карт заинтересованными органами государственной власти в пределах своих полномочий; 25) формирование и ведение федерального реестра скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов; 26) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного надзора в области обращения с отходами и производственного контроля в области обращения с отходами, содержащими стойкие органические загрязняющие вещества, в том числе полихлорированные диоксины и полихлорбифенилы, а также контроль за оборудованием, которое выведено из эксплуатации и в состав которого входят полихлорбифенилы; 27) проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации организаций, осуществлявших производство потенциально опасных химических веществ, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности; 28) создание региональных баз данных о надежности потенциально опасных химических объектов, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации, в рамках государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности; 29) подготовка медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены потенциально опасные химические и биологические объекты; 30) обследование объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, и разработка технико-экономических обоснований работ по ликвидации таких объектов, рекультивации территорий или снижению уровня химического и биологического риска; 31) анализ угроз совершения террористических актов с использованием химических веществ и опасных биологических агентов, в том числе созданных на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии, органической и неорганической химии и в других смежных областях, в целях разработки мер предупреждения и минимизации возможных негативных последствий; 32) выявление научно-технических предпосылок к разработке иностранными государствами химического и биологического оружия нового поколения, анализ технологий двойного назначения и новых иностранных образцов вооружения, полученных с использованием химических веществ и биологических агентов, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений Российской Федерации; 33) создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; 34) обоснование мер государственного регулирования по обеспечению химической и биологической безопасности по результатам оценки рисков негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду; 35) разработка процедур проведения химического анализа токсикантов в окружающей среде и биологическом материале, разработка технологии определения малых и сверхмалых доз высокотоксичных химических соединений по результатам регистрации маркеров этих соединений в биологических объектах; 36) организация мониторинга стойких органических загрязняющих веществ; 37) создание отечественных биоинформационных и генетических баз данных микроорганизмов, создание национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов; 38) развитие производства отечественного лабораторного оборудования для обеспечения микробиологических, в том числе молекулярно-генетических, исследований; 39) предупреждение и ограничение распространения на территории Российской Федерации антимикробной резистентности, реализация программы системного мониторинга распространения антимикробной резистентности. 14. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся совершенствования нормативно-правового регулирования и государственного управления в этой области, являются: 1) нормативно-правовое регулирование в области обеспечения химической и биологической безопасности путем принятия базовых федеральных законов о химической безопасности и о биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в этой области, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных законов; 2) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности; 3) оптимизация взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности, функционирование координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности; 4) разработка и реализация моделей интеграции в межгосударственные и международные системы химической и биологической безопасности, отвечающие интересам Российской Федерации; 5) принятие мер по выполнению международных договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности; 6) совершенствование международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности в интересах экономического развития Российской Федерации и ее дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, других международных организаций; 7) участие в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции и к продукции, произведенной с использованием биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в области производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, а также применение таких регламентов; 8) участие в подготовке решений коллегии Евразийской экономической комиссии по вопросам об установлении порядка отнесения химических веществ к ограниченным в применении или запрещенным к применению, а также о замещении их более безопасными аналогами; 9) совершенствование нормативно-правового регулирования в области трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов, присоединение Российской Федерации к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, а также к Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности; 10) развитие механизмов стимулирования деятельности организаций по обеспечению химической и биологической безопасности (страхование рисков, льготное налогообложение, сертификация продукции, усиление административной ответственности за нарушение нормативов допустимых выбросов и сбросов, временно разрешенных выбросов и сбросов), а также создание благоприятных условий (предоставление льгот, субсидий, кредитов) для организаций, оказывающих услуги в области обеспечения химической и биологической безопасности, и организаций, внедряющих малоотходные, ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности и безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов; 11) разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, а также ответственности за несоблюдение требований химической и биологической безопасности, в том числе за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации, перепрофилировании и ликвидации указанных объектов, за незаконный оборот биологических агентов и материалов, генно-модифицированных организмов, за хищение или вымогательство химических веществ и биологических материалов; 12) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 13) развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической и биологической безопасности, контактирующих с потенциально опасными химическими веществами и биологическими агентами, работников потенциально опасных химических и биологических объектов, лиц, проживающих в зонах, подверженных негативному воздействию таких объектов, а также лиц, пострадавших в результате аварий на них; 14) внедрение современных механизмов управления химическими и биологическими рисками на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в организациях; 15) формирование, развитие и внедрение государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности, развитие инновационной телекоммуникационной структуры управления рисками в условиях штатного функционирования потенциально опасных химических и биологических объектов и при возникновении чрезвычайных ситуаций на них, разработка и внедрение средств, способов и механизмов защиты информации в области обеспечения химической и биологической безопасности в целях повышения информированности должностных лиц, а также населения; 16) создание в Российской Федерации системы мониторинга разработок в области синтетической биологии, в том числе продукции, созданной с использованием технологий синтетической биологии; 17) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обмена информацией с иностранными государствами о передовых научно-технических достижениях в сфере биотехнологий, которые могут быть использованы для разработки опасных биологических агентов; 18) разработка предложений по перечням контролируемых товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения химического и биологического оружия; 19) лицензирование деятельности, не запрещаемой Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и осуществляемой с использованием химикатов, включенных в списки 1-3 приложений по химикатам к названной Конвенции; 20) разработка специальных механизмов международного контроля в области нераспространения химического и биологического оружия, осуществление этого контроля, определение средств и методов контроля для проведения международных инспекций в этой области; 21) участие в международном сотрудничестве по выполнению положений Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении с учетом интересов Российской Федерации; 22) участие в международных переговорах по проблемам запрещения химического и биологического оружия. 15. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности, являются: 1) научное, методическое, технологическое, информационное и координационно-аналитическое обеспечение решения проблем в области химической и биологической безопасности; 2) укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом функций этих организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности; 3) устойчивое развитие отечественного промышленного комплекса на основе использования современных технологий, в том числе наилучших доступных технологий; 4) создание правовых оснований для установления порядка принятия решений о внесении изменений в национальный календарь профилактических прививок; 5) создание, модернизация и техническое перевооружение локальных лабораторий, опытных, научно-производственных и промышленных мощностей; 6) формирование и ведение номенклатуры лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения в целях профилактики и лечения заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и биологических факторов; 7) создание средств индикации для выявления потенциально опасных химических веществ, биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, а также создание средств диагностики воздействия опасных химических и биологических факторов, средств диагностики лекарственных и ветеринарных препаратов и средств защиты растений; 8) создание систем (средств) обеспечения химической и биологической безопасности в мирное и военное время для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; 9) обеспечение деятельности центров индикации и диагностики опасных инфекционных заболеваний и отравлений химическими веществами, центров проведения исследований химических веществ и смесей промышленного назначения (в том числе обеспечение их соответствия требованиям надлежащей лабораторной практики), инжиниринговых центров федерального значения в области утилизации промышленных отходов и ликвидации накопленного вреда окружающей среде, центров разработки безопасных химических технологий (включая технологии ликвидации выведенных из эксплуатации организаций, осуществлявших производство потенциально опасных химических веществ, и рекультивации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности), а также центров содействия организациям по вопросам безопасности химической продукции; 10) создание условий для проведения генетической паспортизации населения, развития технологий скрининга генофондов человека, животных и растений; 11) формирование, сохранение и развитие национальной коллекции патогенных микроорганизмов; 12) обеспечение мер физической защиты и охраны потенциально опасных химических и биологических объектов; 13) формирование и обновление запасов средств химической и биологической защиты войск (сил) и населения в мирное и военное время; 14) укрепление кадрового потенциала в области химической и биологической безопасности и совершенствование системы подготовки специалистов, в том числе: совершенствование механизмов подготовки специалистов - токсикологов, профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов, энтомологов и эпизоотологов, а также повышение привлекательности и престижа этих специальностей; повышение уровня подготовки кадров, в том числе административно-технического персонала, по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности при эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также по вопросам их антитеррористической и противодиверсионной защиты; развитие учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных организаций (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах Российской Федерации; разработка и внедрение образовательных программ, в том числе дополнительных профессиональных программ, по вопросам анализа химических и биологических рисков, применение технологий управления рисками; проведение учений и тренировочных занятий по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера; 15) разработка высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, автоматизированных систем обнаружения потенциально опасных химических веществ и биологических агентов в окружающей среде и контроля за ними; 16) создание условий для обеспечения (согласно нормативам) накопления и обновления в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующими субъектами, а также запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, создаваемых органами местного самоуправления; 17) разработка и внедрение программного обеспечения для прогнозирования, оперативной оценки ситуации в области обеспечения химической и биологической безопасности в целях повышения обоснованности принятия управленческих решений; 18) принятие мер государственной поддержки, направленных на повышение уровня оснащенности и профессиональной компетенции назначенных Организацией по запрещению химического оружия российских лабораторий по анализу химических и биологических проб, а также продвижение таких лабораторий для участия в международных расследованиях случаев предполагаемого применения химического оружия; 19) обеспечение готовности российских экспертов и специализированных организаций к проведению в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1987 г. № 42/37 и поручениями Генерального секретаря ООН расследований случаев предполагаемого применения химического и (или) биологического оружия; 20) организация подготовки специалистов для работы в качестве экспертов при проведении международных инспекций, а также специалистов по разработке и эксплуатации технических средств контроля в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. 16. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждения и минимизации химических и биологических рисков, повышения защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, являются: 1) совершенствование мер реагирования на химические и биологические угрозы на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе на основе ситуационного и имитационного моделирования параметров химической и биологической безопасности; 2) разработка и внедрение современных методов, средств и технологий защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов; 3) разработка и применение технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и биологических факторов; 4) создание принципиально новых эффективных средств специфической профилактики, разработка средств и методов лечения опасных инфекционных заболеваний; 5) принятие мер по предотвращению возможности выноса работниками биологических материалов за пределы потенциально опасных биологических объектов; 6) обоснование и проведение медико-профилактических мероприятий в отношении лиц, подверженных риску негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на потенциально опасных химических и биологических объектах и территориях, а также в зонах их влияния; 7) обеспечение проведения противоэпидемических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям; 8) обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний; 9) разработка, производство, утилизация, пополнение и обновление запасов средств индивидуальной защиты населения от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, включая поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 10) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера, в том числе: совершенствование систем контроля и управления, включая систему автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективности функционирования дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных химических и биологических объектов; повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов путем создания условий для своевременного использования средств индивидуальной защиты в местах массового скопления людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты); повышение надежности функционирования и уровня безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов, модернизация систем контроля и управления химическими и биологическими рисками при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; расширение возможностей для доступа к информации о химической продукции (в том числе о ее свойствах, правилах безопасного обращения с химической продукцией и мерах по устранению чрезвычайных ситуаций, связанных с ее производством и обращением) на основе паспортов безопасности химической продукции; проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию химических и биологических объектов и технологий, обеспечивающих допустимый уровень негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду; замена физически изношенного оборудования и морально устаревших технологий более современными (в том числе позволяющими уменьшить объем используемых потенциально опасных химических веществ, применять менее опасные химические вещества или вещества в менее опасном состоянии), а также проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к несанкционированным воздействиям; предотвращение несанкционированного доступа к токсичным веществам и биологическим агентам, в том числе генно-модифицированным организмам; повышение обеспеченности работников потенциально опасных химических и биологических объектов, а также населения средствами индивидуальной и коллективной защиты; 11) ликвидация (обезвреживание), перепрофилирование выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также рекультивация территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, научно-методическое обеспечение процессов санации и реабилитации таких объектов и территорий, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, возникшего в результате деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, их паспортизация, сертификация и аудит; 12) развитие и внедрение безопасных технологий обращения с биологическими, в том числе медицинскими, отходами, а также лекарственными препаратами, срок годности которых истек; 13) ликвидация (утилизация) запасов (в том числе бесхозяйных) удобрений и средств защиты растений, сроки хранения которых истекли, имущества гражданской обороны, срок хранения которого истек и которое утратило защитные свойства, стойких органических загрязняющих веществ; 14) разработка мер, направленных на предотвращение угрозы применения против Российской Федерации химического и биологического оружия, оценка возможных последствий применения этих видов оружия массового поражения; 15) разработка и внедрение мер по предотвращению совершения террористических актов с использованием потенциально опасных химических веществ и биологических агентов, повышение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов, мест массового скопления людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты); 16) совершенствование методов государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации к обеспечению химической и биологической безопасности на потенциально опасных химических и биологических объектах; 17) повышение общей культуры граждан в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе повышение уровня и качества информированности населения о потенциально опасных химических и биологических объектах, возможных террористических актах и способах защиты от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия; 18) проведение профилактических мероприятий организациями, эксплуатирующими потенциально опасные химические и биологические объекты; 19) разработка дополнительных мер по противодействию преднамеренным угрозам, связанным с возможностью совершения террористических актов, диверсий и применения химического и (или) биологического оружия. IV. Механизмы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности17. Механизмами реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности являются: 1) нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области обеспечения химической и биологической безопасности; 2) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности; 3) разработка и исполнение программных, плановых и методических документов, направленных на достижение цели и реализацию задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности; 4) организация и проведение научных исследований в области обеспечения химической и биологической безопасности. 18. Основными участниками национальной системы химической и биологической безопасности, представляющей собой совокупность сил, средств и мер, направленных на борьбу с химическими и биологическими угрозами, а также инструментов достижения цели государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, индивидуальные предприниматели и граждане, принимающие участие в обеспечении химической и биологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 19. Функции национальной системы химической и биологической безопасности определяются в соответствии с приоритетными направлениями и основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности. 20. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации. 21. Формирование государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности и контроль за ее реализацией осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации. 22. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной на реализацию основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, осуществляет Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации. 23. Задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной власти в целях реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 24. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 25. Порядок и способы оперативного реагирования на химические и биологические угрозы определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе при реализации дополнительных мер, разработанных по результатам мониторинга химических и биологических рисков. 26. Основным показателем, характеризующим состояние химической и биологической безопасности, является уровень химического и биологического риска, который определяется по результатам мониторинга химических и биологических рисков в соответствии с методами их выявления, анализа и прогнозирования, а также в соответствии с критериями оценки и ранжирования химических и биологических рисков, установленными законодательством Российской Федерации в области химической и биологической безопасности. 27. По результатам мониторинга химических и биологических рисков на основании показателей, характеризующих состояние национальной безопасности в области обеспечения химической и биологической безопасности, проводится оценка эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности и разрабатываются дополнительные меры по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и снижению химических и биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов. 28. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 29. План мероприятий по реализации настоящих Основ утверждается Правительством Российской Федерации.
|