На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды от 15 июля 2013 г. № 375

"О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"

(в редакции, актуальной с 20 сентября 2018 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно приказу Росгидромета от 20.09.2018 г. № 397)

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477 (далее - Постановление) приказываю:

1. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета, начальникам Департаментов Росгидромета по федеральным округам. ФГБУ УГМС и их филиалов, директорам НИУ Росгидромета принять постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 (приложение 1) к руководству и исполнению в части реализации задач, относящихся к компетенции Росгидромета.

2. Определить ответственными за организацию взаимодействия с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды:

УГТР (А.И. Гусев. В.В. Степанов) - в части мониторинга состояния окружающей среды;

УМЗА (Ю.В. Пешков) в части мониторинга загрязнения окружающей среды.

3. Возложить на начальников Департаментов Росгидромета по федеральным округам координацию согласованного функционирования на территории своей деятельности государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. Начальникам Департаментов Росгидромета по федеральным округам и ФГБУ УГМС Росгидромета в рамках Соглашения о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 07.04.2011 № ВК-5-д/с-140-35 на территориях своей деятельности обеспечить содействие территориальным органам Росприроднадзора в установлении и пересмотре перечней объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках производственного экологического контроля в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

5. ФГБУ "НПО "Тайфун" (В.М. Шершаков) совместно с ФГБУ "ГГО" (В.М. Катцов), ФГБУ "ГХИ" (А.М. Никаноров), ФГБУ "ИГКЭ Росгидромета и РАН" (С.М. Семенов), ФГБУ "ГОИН" (Ю.Ф. Сычев), ФГБУ "ГГИ" (В.Ю. Георгиевский), ФГБУ "Гидрометцентр России" (Р.М. Вильфанд) провести анализ действующих нормативно-методических документов Росгидромета и до 01.09.2013 г. представить в УМЗА (Ю.В. Пешков) предложения о возможности их применения с учетом данного Постановления.

6. УМЗА (Ю.В. Пешков) и УНМР (В.Г. Блинов) при доработке проекта Целевой научно-технической программы "Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и другие работы для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды" (ЦНТП) на 2014 - 2016 годы предусмотреть разработку с 2014 г. проектов нормативных документов по вопросам формирования в субъектах Российской Федерации территориальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдений в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, порядку и условиям их согласованного функционирования.

7. Признать утратившим силу приказ Росгидромета от 15.09.2000 № 136 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2000 № 622".

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Росгидромета И.А. Шумакова.

 

Руководитель Росгидромета

А.В. Фролов

 

Приложение 1

к приказу Федеральной службы
по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
от 15 июля 2013 г. № 375

Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды

(утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 2013 г. № 477)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее - государственный мониторинг), а также формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды (далее - государственная система наблюдений) и обеспечения функционирования такой системы.

2. Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.

3. Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

4. Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает:

а) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:

опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;

неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;

химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;

изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;

б) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

в) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

д) предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

е) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

ж) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

з) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведет в установленном порядке на основе документированных данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений, Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти:

с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики - в части получения и использования сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части получения и использования сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в части получения и использования сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - в части использования государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным медико-биологическим агентством - в части получения и использования сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

с Федеральным агентством водных ресурсов - в части получения и использования сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

с Федеральным агентством по рыболовству - в части использования сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

с Федеральным агентством по недропользованию - в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр;

с Федеральным агентством лесного хозяйства - в части использования сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга;

с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений.

Приложение 2

к приказу Федеральной службы
по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
от 15 июля 2013 г. № 375

Рекомендации по установлению перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха

Статьей 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями) предусматривается осуществление мониторинга атмосферного воздуха владельцами объектов, деятельность которых связана с загрязнением атмосферы. Такие объекты предлагается разделить на 3 группы.

1. К 1-ой группе относятся объекты, вклад которых в загрязнение воздуха может явиться критическим. На этих объектах осуществляется инструментальный и расчетный мониторинг атмосферного воздуха. Требования к системе инструментального мониторинга для объектов 1-ой группы устанавливаются на основе рассмотрения представляемых владельцем утвержденных в установленном порядке материалов (проект ПДВ, материалы инвентаризации выбросов и разрешение на выброс или экологический паспорт объекта). К 1-ой группе относятся также объекты, деятельность которых связана с возможностью аварийных выбросов в атмосферу сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для особо ответственных объектов, отнесенных к 1-ой группе, предусматривается организация автоматизированных систем мониторинга и управления качеством воздушного бассейна. С учетом высокой стоимости работ по инструментальному мониторингу, следует предусмотреть возможность объединения усилий владельцев различных (например, расположенных в непосредственной близости) объектов с целью создания совместной системы инструментального и расчетного мониторинга.

2. Ко 2-ой группе относятся объекты, вклад которых в загрязнение атмосферного воздуха не является критическим. Владельцы этих объектов должны осуществлять расчетный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха с использованием действующих нормативных документов по расчету загрязнения атмосферы и параметров выбросов, согласованных с контролирующими органами. По согласованию с контролирующими органами, к 2-ой группе могут быть также отнесены объекты, формально относящиеся к 1-ой группе, весь выброс от которых осуществляется только через организованные источники (трубы), при условии организации владельцем объекта инструментального мониторинга параметров выбросов на каждом источнике (в устье трубы). В отдельных случаях объекты 2-ой группы, расположенные в городах с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, могут быть отнесены к 1-ой группе.

3. К 3-ей группе относятся объекты, деятельность которых не связана со значимым воздействием на уровень загрязнения атмосферы, в том числе все предприятия и другие объекты, выбросы которых не подлежат государственному учету. Владельцы объектов 3-ей группы мониторинг атмосферного воздуха не осуществляют.

При организации и выполнении работ по мониторингу атмосферного воздуха владельцам объектов следует руководствоваться действующими нормативными документами.