На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 24 декабря 2018 г. № 51526-ДВ/08

В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. № Д14и-2599 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации (далее - проект распоряжения и план мероприятий), и сообщает.

Пунктом 46 плана мероприятий предусмотрена инвентаризация перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, на предмет возможности перевода части таких стандартов в статус добровольных.

Вместе с тем согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Документы, устанавливающие требования к проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, содержатся в перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее - Перечень № 1521), и перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденном приказом Росстандарта от 30 марта 2015 г. № 365 (далее - Перечень № 365).

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СП 42.13330.2011) распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования могут быть конкретизированы и дополнены с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.

Следует отметить, что СП 42.13330.2011 утратил силу с 1 июля 2017 года, за исключением пунктов, включенных в Перечень № 1521, до внесения соответствующих изменений в указанный Перечень, в связи с изданием приказа Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, утвердившего СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Кроме того, СП 18.13330.2011 "СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" применяется при разработке проектов планировочной организации территории новых, расширяемых и реконструируемых производственных объектов (далее - объектов) независимо от формы собственности: промышленных предприятий различных отраслей, объектов инженерного обеспечения, складов, объектов транспорта, связи, коммунальных объектов, технопарков, логистических центров, а также при разработке схем планировочной организации территорий групп производственных объектов, размещенных на смежных земельных участках, в целях обеспечения требований Закона № 384-ФЗ.

СП 19.13330.2011 "СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий" распространяется на разработку проектов планировочной организации территории новых, расширяемых и реконструируемых сельскохозяйственных предприятий, а также на разработку схем планировочной организации территорий производственных зон сельских поселений.

Таким образом, положения вышеуказанных сводов правил, включенных в Перечни № 1521 и № 365, устанавливают требования безопасности, обеспечивающие исполнение Закона № 384-ФЗ, и не содержат избыточных требований к подготовке схем территориального планирования. Требования, содержащиеся в сводах правил, могут быть конкретизированы субъектами Российской Федерации при подготовке схем территориального планирования.

Дополнительно сообщается, что в соответствии с поручениями, содержащимися в Перечне поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина № Пр-1138 ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 17 мая 2016 г. (абзацы 2 и 3 подпункта "а" пункта 2) об установлении строительных норм и строительных правил и о порядке издания документов в области проектирования и строительства) подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект).

Законопроектом устанавливается порядок издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающий случаи принятия указанных документов без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а также предусматриваются строительные нормы обязательные для применения и строительные правила добровольного применения.

Минстрой России полагает, что принятие законопроекта позволит сократить количество обязательных требований в строительстве путем перевода некоторых из них в статус добровольный. В данной связи в настоящее время представляется нецелесообразным внесение изменений в Перечень № 1521.

Учитывая изложенное, пункт 46 плана мероприятий, предусматривающий уменьшение количества обязательных требований к проектированию и строительству, целесообразно исключить и проект распоряжения не может быть согласован в представленной редакции.

 

 

Д.А. Волков