Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха плавающего состава судов флота рыбной промышленности (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Госплана СССР и ВЦСПС от 21 апреля 1960 г. № 559) I. Рабочее время1. Для плавающего состава судов флота рыбной промышленности установлен семичасовой рабочий день, а в предвыходные и предпраздничные дни - шестичасовой рабочий день. Для отдельных категорий работников плавающего состава, занятых на работах с вредными условиями труда, установлен сокращенный рабочий день. 2. На судах, где в период промысла (эксплуатации) по условиям работы не представляется возможным после перехода на семичасовой рабочий день сократить продолжительность рабочей смены (вахты), совнархозы, министерства и ведомства СССР и союзных республик и обл(край)исполкомы по согласованию с соответствующими профсоюзными органами могут вводить, в порядке исключения, вахты общей продолжительностью восемь часов. В том же порядке, в виде исключения, может вводиться двухсменная работа (вахта) на тех судах, где из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа не имеется возможности вести работу в три смены. Для кочегаров судов, работающих на твердом топливе во время хода судна, может вводиться трехсменная работа (вахта), когда из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа не имеется возможности организовать работу кочегаров в четыре смены. Доплата за часы переработки сверх нормального рабочего времени (в том числе на подвахтах, вызванных недопущением порчи добываемой рыбы) плавающему составу производится в соответствии с пунктом 7 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. № 175. 3. При стоянках в портах и во всех случаях вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) устанавливается, как правило, для членов экипажей семичасовой график вахт и судовых работ. В порядке исключения, в зависимости от конкретных условий, капитанам предоставляется право по согласованию с судовым комитетом профсоюза устанавливать при стоянках в портах для отдельных членов экипажа восьмичасовой график вахт и судовых работ. Для лиц командного (плавающего) состава при стоянке судов в портах, портпунктах, на рыбных предприятиях, на рейде и во всех случаях вывода судна из эксплуатации может устанавливаться суточное дежурство с предоставлением на следующий день отгула продолжительностью одни сутки. 4. На судах в период их эксплуатации допускается установление в течение суток нескольких смен (вахт) меньшей продолжительности, чем общая продолжительность рабочего дня плавающего состава (четыре, три или два часа). При этом суммарная продолжительность смен (вахт) должна равняться установленной продолжительности рабочего дня плавающего состава. 5. Время начала и окончания работы плавающего состава определяется графиками и расписаниями, устанавливаемыми администрацией судна и судовым комитетом профсоюза. 6. Продолжительность рабочего дня в ночное время для плавающего состава не сокращается и дополнительная оплата за работу в ночное время не производится, так как эта доплата включена в должностные оклады плавающего состава. 7. Максимальная продолжительность одного рейса судна (без профилактического ремонта), начиная со дня начала погрузки судна и по день разгрузки судна после возвращения в порт, не должна превышать 110 суток. В исключительных случаях максимальная продолжительность рейса может быть увеличена совнархозом, министерством, ведомством СССР или союзной республики, обл(край)исполкомом по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. 8. Во время стоянки судна на ремонте, на отстое или на консервации во внеэксплуатационный (межнавигационный) период допускается использование работников, освобожденных от работы на судне, на других судах, а также перевод в соответствии с действующим законодательством на береговые работы. Работники плавающего состава с их согласия в свободное от несения вахты время как в период рейса, так и во время межрейсовой стоянки, могут привлекаться к работам по саморемонту судов с оплатой по установленным для соответствующих работ нормам и расценкам. 9. В рейдовых пунктах, портах, портпунктах, портковшах и на рыбных предприятиях, где не имеется грузчиков, к работе по погрузке и выгрузке судов могут привлекаться члены экипажей судов, с применением норм и расценок, установленных на эти работы. 10. Погрузка во всех случаях на суда жидкого топлива, смазочных материалов, тары, соли, инвентаря, орудий лова, необходимых для работы данного судна и продовольствия для снабжения судового экипажа, входит в обязанность плавающего состава и оплате не подлежит. II. Время отдыха11. Плавающий состав судов флота рыбной промышленности в соответствии с действующим законодательством о труде пользуется правом на: а) ежедневный отдых; б) еженедельный день отдыха; в) отдых в праздничные дни; г) очередной (основной) и дополнительные отпуска; д) сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни. 12. Плавающему составу предоставляется ежедневный отдых продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной продолжительности смены (вахты). Временем ежедневного отдыха плавающего состава считаются промежутки между отдельными сменами (вахтами), устанавливаемыми администрацией судна графиками и расписаниями, согласованными с судовым комитетом профсоюза, при этом один из перерывов должен обеспечивать восьмичасовой непрерывный отдых, а на судах с двухсменной вахтой - шестичасовой непрерывный отдых. 13. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни предоставляются плавающему составу в портах, портпунктах и на рыбных предприятиях в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым комитетом профсоюза. В тех случаях, когда по условиям работы в период промысла (эксплуатации) невозможно регулярное предоставление плавающему составу (включая рабочих, инженерно-технических работников и младший обслуживающий персонал плавучих заводов), еженедельных дней отдыха и праздничных дней, разрешается суммировать такие дни и предоставлять отгул в период стоянки судна в порту, портпунктах, портковшах, на рыбных предприятиях в период погрузки и выгрузки судна, нахождения судна на ремонте или на отстое, перед зачислением работников плавающего состава в резерв, по окончании промысла (навигации), экспедиции. В исключительных случаях суммированные дни отдыха могут быть частично присоединены к очередному отпуску работника. Во время отстоя судов в портах, портпунктах, в портковшах из-за штормовых дней, отгул за неиспользованные еженедельные дни отдыха и праздничные дни может быть предоставлен только в том случае, когда экипаж судна имеет право выхода на берег, при этом на судне должно быть оставлено такое количество членов экипажа, которое необходимо для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судна. Оплата за время использования членами экипажей судов суммированных дней еженедельного отдыха и праздничных дней производится в соответствии с Положением об оплате труда плавающего состава флота рыбной промышленности. 14. По просьбе членов экипажа дни отдыха могут им предоставляться во время нахождения судна в море. 15. Выплата плавающему составу денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха запрещается. В исключительных случаях в течение 1960 г. Мурманский, Архангельский, Карельский, Калининградский совнархозы, Главдальвостокрыбпром при Совете Министров РСФСР, а также совнархозы Латвийский, Литовской и Эстонской ССР по согласованию с ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности могут разрешать выплачивать членам экипажей промысловых судов флота рыбной промышленности с согласия самих работников денежную компенсацию за суммированные дни отдыха в пределах до 25 % от количества этих дней. III. Авральные и аварийные работы16. Авральными и аварийными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова всего экипажа или части экипажа данного судна в помощь вахтенным. Авральные и аварийные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа. К работам аварийного и аврального характера относятся: а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как в корпусе, так и в машине во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие; б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, крепление и починка промпортового снаряжения, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов, перешвартовка в портах и перестановка судна в безопасное место; в) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие; г) работы по ликвидации пожара на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах; д) работы, вызванные объявлением пожарной или водяной тревоги; е) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него, открытие и закрытие грузовых люков и горловин, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна и подъем якорей; ж) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту. 17. Настоящее Положение распространяется на плавающий состав промысловых, поисковых, научно-исследовательских, экспериментальных, приемно-транспортных и производственных рефрижераторных судов, а также на работников плавучих заводов (баз) флота рыбной промышленности. На плавающий состав морских и речных транспортных, буксирных, аварийно-спасательных, учебных, ледокольных, портовых, служебно-вспомогательных, технических и специальных судов предприятий и организаций рыбной промышленности, включая суда рыбоохраны, плавучие доки и др., распространяются соответственно Положения о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского и речного флота. 18. Правила настоящего Положения не могут изменяться коллективными договорами или другими соглашениями. 19. В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха плавающего состава судов флота рыбной промышленности не регулируется настоящим положением, применяются общие нормы трудового законодательства СССР.
|