На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 30 сентября 2014 г. № 15-1/B-1264

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) и принятого в развитие его положений приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Методика).

1. Согласно статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

С учетом изложенного, решение о введении в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, которые производственную деятельность не осуществляют, должности специалиста по охране труда должно приниматься указанными органами самостоятельно.

2, 8. В целях исполнения требований части 4 статьи 12 Федерального закона Минтрудом России совместно с Росаккредитацией проведена работа по систематизации методик (методов) измерений факторов производственной среды и трудового процесса, позволяющая сделать вывод о наличии необходимых методик (методов) измерений по всем факторам производственной среды и трудового процесса, измеряемым в ходе проведения специальной оценки условий труда.

Одновременно, в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан от 9 июня 2014 г., Минпромторгу России совместно с Минтрудом России, Минздравом Россий, Росстандартом, Рострудом, Роспотребнадзором и Росаккредитацией поручено подготовить предложения по актуализации Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в части применяемых методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений.

При этом наименования методик (методов) измерений с указанием их выходных данных должны указываться в протоколах измерений факторов производственной среды и трудового процесса в обязательном порядке. Решение о выборе соответствующей методики (метода) измерения должно приниматься экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

3, 6, 9. По вопросам о Методике снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, сообщаем, что нормы Федерального закона в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью. Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики.

С учетом изложенного и ввиду того, что предусмотренная частями 6 - 8 статьи 14 Федерального закона Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, в настоящее время не утверждена, до ее вступления в силу возможность снижения класса (подкласса) условий труда не может быть реализована.

При этом протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте, который является частью отчета о проведении специальной оценки условий труда, не заполняется, а в строке 030 Карты специальной оценки условий труда указывается, что эффективность средств индивидуальной защиты не оценивалась.

4, 5, 7. По вопросам изменения СНИЛС при заполнении Карты специальной оценки условий труда, а также порядке ее заполнения сообщаем, что в случае увольнения работника СНИЛС может быть изменен при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.

Кроме того, при заполнении Карты специальной оценки условий труда указывается наименование профессии (специальности) работника в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а код профессии следует указывать в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.

При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, в строке 040 Карты специальной оценки условий труда должны быть указаны только те гарантии (компенсации), основанием для предоставления которых являются вредные (опасные) условия труда, определенные по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в отношении которого оформляется Карта специальной оценки условий труда.

10. По вопросу отнесения машин, оборудования и иной техники к технологическому оборудованию сообщаем, что в целях специальной оценки условий труда к технологическому оборудованию могут быть отнесены любые машины, механизмы, производственное оборудование, транспортные средства, которые могут являться источником вредных (опасных) производственных факторов на рабочем месте (в том числе нестационарном), которые оцениваются и нормируются в соответствии с Методикой. В частности, рабочие места водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проходят специальную оценку условий труда по виброакустическому фактору аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации. При этом решение по отнесению к технологическому оборудованию принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в зависимости от конкретного вида деятельности работодателя.

11. По нормированию фактора "Микроклимат" сообщаем, что его нормирование при работе в условиях пониженной температуры в помещениях с применением средств индивидуальной защиты, а также в случае нахождения работника в течение смены в различных рабочих зонах осуществляется в соответствии с пунктами 47 - 54 Методики. При этом пункт 46 Методики распространяется и на случаи работы с виброинструментом на открытой территории в холодный период года.

13. По вопросу о нормировании в соответствии с Методикой фактора "Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)" сообщаем, что силикатосодержащие пыли, пески, абразивы и цементы относятся к природным пылям и должны нормироваться в соответствии с Методикой. В случае наличия на рабочем месте двух и более АПФД проводится сравнение выявленного замерами ПДК АПФД с установленным гигиеническими нормативами ПДК каждого АПФД. Класс условий труда будет определяться кратностью превышения определенного замерами ПДК по АПФД над установленным гигиеническим нормативами ПДК по АПФД с наименьшим допустимым значением.

15, 16. Сообщаем, что при нормировании производственного фактора "Световая среда" следует руководствоваться пунктами 55 - 59 Методики и приложением № 16 к ней. При этом следует учитывать, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы" нормирует показатели освещенности для производственных помещений, например, для мастерских.

При этом фактор световой среды "прямая или отраженная блесткость" оценивается экспертом, проводящим специальную оценку условий труда, как вредный, если он был идентифицирован на рабочих местах работников, в поле зрения которых присутствуют слепящие источники света, проводящих работу с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением (металлы, пластмассы, стекло, глянцевая бумага), и оказывает раздражающее воздействие на орган зрения работника и иных лиц, в том числе проводящего идентификацию эксперта.

По остальным вопросам (12, 14) в части необходимости внесения изменений в Методику, в том числе с целью уточнения отдельных ее положений, сообщаем, что по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец сформирована рабочая группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей с целью мониторинга правоприменительной практики приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", по результатам работы которой могут быть внесены отдельные правки в данный приказ Минтруда России, в том числе с учетом представленных предложений по корректировке Методики.

 

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда

П.С. Сергеев