На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 31 августа 2018 г. № 36710-ОО/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращения и в пределах компетенции сообщает.

Вопросы обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений урегулированы как Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ), а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений должно обеспечиваться путем выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений.

Указанные положения Федерального закона № 384-ФЗ конкретизировал СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенного в действие с 1 октября 2003 года постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года № 113 (далее - СНиП 23-02-2003), который был включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р (далее - Перечень № 1047-р). Перечень № 1047-р действовал вплоть до 1 июля 2015 года, таким образом применение СНиП 23-02-2003 (пункт 80 Перечня № 1047-р), было обязательно на всех этапах проектирования и строительства зданий и сооружений.

Присвоение классов в соответствии с разделом 12 СНиП 23-02-2003 осуществляется путем проставления соответствующего класса в энергетическом паспорте здания на стадии разработки проекта и на стадии сдачи строительного объекта в эксплуатацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее - Постановление № 1521) утвержден актуализированный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень № 1521), в пункте 35 которого указан СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий". Согласно пункту 2 Постановления № 1521, проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу Перечня № 1521 (то есть до 1 июля 2015 года) подлежит экспертизе проектной документации на соответствие строительным нормам и правилам, включенным в Перечень № 1047-р.

Таким образом, определение классов энергетической эффективности общественных зданий, по которым разработка проектной документации начата до 30 июня 2015 года, осуществлялось на основании СНиП 23-02-2003, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Документом, подтверждающим класс энергетической эффективности общественного здания по состоянию на дату его ввода в эксплуатацию, являлся энергетический паспорт, составленный в соответствии с приложением Д СНиП 23-02-2003, являющимся обязательным в соответствии с Перечнем № 1047-р.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

 

Заместитель директора Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

О.А. Олейникова