Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в рамках своей компетенции рассмотрела Ваше обращение и по вопросу постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты HBOC) сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет объекты HBOC (находящиеся в собственности или арендуемые), на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ объектом HBOC является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. При постановке на государственный учет объекту HBOC в зависимости от уровня негативного воздействия присваивается соответствующая категория (ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии определения категории объекта HBOC утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии). В случае если объект не соответствует Критериям, но при этом на таком объекте образуются отходы и отсутствуют иные виды негативного воздействия, постановка такого объекта на государственный учет действующим законодательством не предусмотрена. По вопросу постановки строящихся объектов на государственный учет Росприроднадзор полагает необходимым сообщить следующее. В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким образом, внесение в государственный реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, действующим законодательством не предусмотрено. Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий. По вопросу исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзор сообщает, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не связано напрямую с определением объекта HBOC. Учитывая положения ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Согласно ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы; плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. Как правило, на объектах, не относящихся к объектам HBOC, образуются только твердые коммунальные отходы, плату за размещение которых должны вносить региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Существующая правовая коллизия, возлагающая на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, не относящихся к объектам HBOC, обязанность по исчислению и внесению HBOC, может быть решена в случае пересмотра Критериев и определением возможности для указанных объектов по постановке их на государственный учёт с присвоением IV категории. Росприроднадзором были подготовлены и направлены на рассмотрение в Минприроды России предложения по уточнению и внесению изменений в Критерии (письмо Росприроднадзора от 26.06.2017 № АС-03-04-28/13412, далее - Предложения). До настоящего времени ответ с позицией Минприроды России по Предложениям в Росприроднадзор не поступал. По вопросу нормирования в области охраны окружающей среды Росприроднадзор полагает необходимым сообщить следующее. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) с 1 января 2019 года выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, на объектах III категории получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Следует также отметить, что Закон № 219-ФЗ не предусматривает получение комплексного экологического разрешения, заполнение декларации и предоставление отчетности при осуществлении деятельности на объектах IV категории.
|