На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 16 июня 2015 г. № 15-1/В-2425

Департамент условий и охраны труда рассмотрел Ваше обращение по вопросам разъяснения норм трудового законодательства.

По вопросу о формировании комиссии по проведению специальной оценки условий труда сообщаем, что согласно частям 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

При этом в состав комиссии, которую возглавляет работодатель или его представитель, включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

При этом в Федеральном законе не содержится ограничений на создание только одной комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

В этой связи при проведении специальной оценки условий труда у крупного работодателя с наличием обособленных структурных подразделений видится целесообразным создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда в каждом из таких структурных подразделений под председательством работодателя или его представителя.

По вопросу действия результатов специальной оценки условий труда при реорганизации или изменении наименования работодателя и его структурных подразделений, а также в случае изменения наименования профессий (должностей) работников, сообщаем следующее.

В случае сохранения условий труда на рабочих местах структурных подразделений работодателя, подвергшихся реорганизации, а также отсутствия оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 Федерального закона, считаем возможным использование в целях трудового законодательства результатов ранее проведенной специальной оценки условий труда в течение срока их действия.

При этом изменения в организационной структуре работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда предлагается учитывать комиссионно с участием уполномоченного представителя работников и документально зафиксировать.

По вопросу об ознакомлении работников с результатами специальной оценки условий труда сообщаем, что согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В этой связи полагаем, что работодателю следует ознакомить вновь принятого работника под роспись с информацией о результатах проведения специальной оценки условий труда, содержащейся в Карте специальной оценки условий труда его рабочего места.

По вопросу о порядке исчисления продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков сообщаем следующее.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. № 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства" работникам промышленно-производственного персонала, занятым на предприятиях, в объединениях, организациях угольной, сланцевой и горнорудной промышленности и на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве, на эксплуатации технологического железнодорожного и автомобильного транспорта (в технологической цепочке) в разрезах и карьерах, в горноспасательных частях, металлургической и электроэнергетической промышленности, профессии (должности) которых перечислены в Списке производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительные отпуска за подземные, вредные и тяжелые условия груда на предприятиях, в объединениях, организациях угольной и сланцевой промышленности и в шахтном строительстве, предоставляются следующие ежегодные дополнительные отпуска:

дополнительный отпуск за работу в подземных условиях, в разрезах, карьерах продолжительностью от 7 до 24 календарных дней в зависимости от профессии (должности);

дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью от 7 до 14 календарных дней в зависимости от профессии (должности).

Кроме того, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. № 28 "Об утверждении списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений промышленности строительных материалов, занятым на добыче, транспортировке асбеста, графита, каолина, талька и других нерудных полезных ископаемых" работникам, чьи профессии (должности) включены в Список производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений промышленности строительных материалов, занятым на добыче, транспортировке асбеста, графита, каолина, талька и других нерудных полезных ископаемых, должны быть предоставлены в зависимости от профессии (должности) следующие ежегодные дополнительные отпуска:

ежегодный дополнительный отпуск за работу в подземных условиях и карьерах продолжительностью от 4 до 24 календарных дней;

ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью от 7 до 14 календарных дней.

При этом Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда с введением дифференцированного порядка их предоставления в зависимости от класса (подкласса) условий груда, определенного по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Согласно новой редакции статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

С учетом вышеизложенного полагаем, что ежегодный дополнительный отпуск за работу в подземных условиях и карьерах (разрезах) предоставляется работнику, занятому на подземных работах и карьерах (разрезах), независимо от результатов проведения специальной оценки условий труда в размере, предусмотренном постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. № 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства" или постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. № 28 "Об утверждении списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений промышленности строительных материалов, занятым на добыче, транспортировке асбеста, графита, каолина, талька и других нерудных полезных ископаемых".

При этом указанный дополнительный отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за работу во вредных (опасных) условиях труда.

По вопросу о применении после проведения специальной оценки условий труда Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даст право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, сообщаем, что после вступления в силу Федерального закона указанный Список действует в части, не противоречащей действующему законодательству, и может применяться только в целях определения конкретной продолжительности сокращенной продолжительности рабочей недели и ежегодного дополнительного отпуска отдельным категориям работникам в рамках подготовки и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров с учетом требований статей 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно результатам специальной оценки условий труда и в зависимости от финансово-экономического положения работодателя.

 

Директор Департамента условий и охраны труда

В.А. Корж