Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" (в
редакции, актуальной с 14 марта 2018 г., В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, и Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р, в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний, а также создания условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников приказываю: 1. Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению. 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации; представлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда. 3. Департаменту условий и охраны труда (В.А. Корж) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда. 4. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. № 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда". 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Г.Г. Лекарева.
Приложение Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда 1. Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Положение) разработано в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, и Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р. 2. Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Мониторинг). 3. Целью Мониторинга является: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда; в) оценка государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда. 4. Основными объектами Мониторинга являются: а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах; б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; в) установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; г) предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; д) социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; ж) государственная экспертиза условий труда; з) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации; и) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда; к) информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда; л) проведение специальной оценки условий труда; м) добровольное декларирование организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; н) реализация Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов (по отдельному приказу); о) реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; п) профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда; р) предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; с) осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; т) развитие социального партнерства в сфере охраны труда; у) развитие международного сотрудничества в области охраны труда. 5. Проведение Мониторинга обеспечивает: а) информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда; б) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда; в) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов; г) формирование ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда; д) формирование ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о результатах мониторинга и оценки государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда. 6. Мониторинг проводится Минтрудом России с участием: а) Федеральной службы по труду и занятости; б) Фонда социального страхования Российской Федерации; в) Пенсионного фонда Российской Федерации; г) ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России; д) ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; е) иных органов и организаций в пределах их компетенции. 7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, принимающим участие в Мониторинге, рекомендуется представлять сведения, необходимые для проведения Мониторинга, перечень которых предусмотрен приложением № 1 к Положению, ежегодно, до 10 июня года, следующего за отчетным. Сведения представляются в Минтруд России по установленным формам на бумажном носителе и в электронном виде путем заполнения электронных форм, размещенных на сайте ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России по адресу http://monitoring.vcot.info. Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения Мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Положению, по субъектам Российской Федерации на бумажном носителе и в электронном виде в формате Excel. 8. Минтруд России осуществляет: а) единое методическое обеспечение Мониторинга; б) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда; в) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников с участием социальных партнеров; г) формирование ежегодного доклада Минтруда России о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда; д) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов; е) формирование ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о результатах мониторинга и оценки государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда; ж) размещение результатов Мониторинга на официальном сайте Минтруда России. Приложение № 1к Положению о проведении Перечень сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, рекомендуемых для представления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда 1. Краткое описание состояния экономики субъекта Российской Федерации и перспектив ее развития по основным видам экономической деятельности, наиболее характерным для субъекта Российской Федерации. Экономические проблемы в области охраны труда и их решение в социально-экономических планах развития субъекта Российской Федерации. 2. Сведения о разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда субъекта Российской Федерации, включающие информацию о: а) законе об охране труда субъекта Российской Федерации или его аналоге; б) других законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы в субъекте Российской Федерации; в) нормативном документе о наделении органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда; г) разработке законов, регулирующих отношения в сфере охраны труда. 3. Сведения о разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда - представляются в соответствии с перечнем показателей, определяемых в государственных программах (подпрограммах государственных программ) по улучшению условий и охраны труда, разработанных на основе актуализированной Типовой государственной программы (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 - 2017 годы. 4. Сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда: а) о количестве обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), в том числе по видам экспертиз (экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, экспертиза фактических условий труда); б) об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, о количестве рабочих мест и численности работников, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, в том числе по видам экспертиз; в) о количестве выданных заключений по запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз; г) о количестве отрицательных заключений (наличие нарушений) по рассмотренным запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз; д) о численности государственных экспертов и количестве судебных заседаний, к участию в которых в качестве экспертов привлекались специалисты отделов государственной экспертизы условий труда; е) о количестве запросов, для рассмотрения которых привлекались аккредитованные измерительные лаборатории для проведения измерений факторов рабочей среды и производственного процесса. 5. Сведения о профессиональной подготовке специалистов по охране труда образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов по охране труда по направлениям "Техносферная безопасность - 280700", "Безопасность жизнедеятельности в техносфере - 280101", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов - 280201", "Безопасность технологических процессов и производств - 280102", "Защита в чрезвычайных ситуациях - 280103", "Пожарная безопасность - 280104", "Защита окружающей среды - 280200", "Инженерная защита окружающей среды - 280202". 6. Сведения о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях и образцов лучших практик по уровню соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 7. Сведения об обучении работников по охране труда, включающие информацию о численности работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях. 8. Сведения о реализации в рамках социального партнерства задач в области улучшения условий и охраны труда, содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних соглашениях обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда, в том числе отраслевых и территориальных, обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда. 9. Сведения о результатах проведения мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов (по отдельному приказу): а) вопросы, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, не урегулированные нормативными правовыми актами, и обоснование необходимости урегулирования этих вопросов; б) положения нормативных правовых актов, вызывающих трудности в применении, неурегулированность соответствующих вопросов; в) положения нормативных правовых актов, вызывающих коллизию норм права или в отношении которых возникает коллизия норм права; г) положения нормативных правовых актов, содержащих ошибки или неточности юридико-технического характера; д) возможность искажения (двоякого толкования) смысла положений нормативных правовых актов при их применении; е) возможность принятия неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативных правовых актов; ж) наличие норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию государственных органов; з) количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта; и) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативными правовыми актами, основания их принятия и реквизиты; к) количество и содержание удовлетворенных обращений, связанных с применением нормативных правовых актов, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативных правовых актов и нарушениями единообразия их применения; л) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативных правовых актов, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности; м) неполнота в правовом регулировании общественных отношений и положений нормативных правовых актов, требующих дополнительного регулирования; н) сведения об источнике информации для мониторинга реализации нормативного правового акта. 10. Сведения об информационном обеспечении охраны труда, включающие информацию об использовании интернет-ресурсов, подготовке и издании региональных докладов, обзоров, информационных бюллетеней о состоянии условий и охраны труда, выпуске справочных материалов, методических пособий и рекомендаций, сборников материалов конференций, буклетов и др., о проведении консультаций по вопросам охраны труда (телефоны "горячей линии", приемы граждан, выездные семинары и др.), конференциях, семинарах, "круглых столах" (тематика и основные категории участников), смотрах-конкурсах на предприятиях (тематика, критерии оценки победителей и др.), конкурсах в образовательных учреждениях, включая дошкольные (тематика, критерии оценки победителей), мероприятиях по обмену передовым опытом. 11. Сведения о развитии международного сотрудничества в сфере охраны труда, включающие информацию об участии в международных мероприятиях и проектах по охране труда, в том числе по обучению специалистов за рубежом, по обучению по международным программам. 12. Сведения о мероприятиях по повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: а) мероприятия по стимулированию работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства; б) популяризация и тиражирование информации о новых принципах обеспечения соблюдения трудового законодательства, памяток для работника по трудовым правам и обязанностям, информационного справочника "библиотека трудовых ситуаций"; в) организация и проведение конкурсов, конференций, выставок семинаров и иных публичных мероприятий; г) проведение информационных кампаний, публикация брошюр, листовок, выпуск социальной рекламы, а также осуществление иных мероприятий информационно-просветительского характера по вопросам соблюдения трудового законодательства; д) привлечение многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к решению задач по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, путем обеспечения в инфоматах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг доступа к порталу Онлайнинспекция.рф; е) реализация иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения трудового законодательства. 13. Сведения, характеризующие уровень легализации трудовых отношений и уровень ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Приложение № 2к Положению о проведении Перечень форм отчетности, сведения из которых представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда
|