РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ РБ-148-18 Введены в
действие Москва 2018 Руководство по безопасности РБ-148-181 «Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов» разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-030-12 «Основные правила учета и контроля ядерных материалов», в части требований по проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов. ________ 1 Руководство по безопасности разработано коллективом авторов в составе: Аникина Т.М., Гареев М.Д., Киртаев А.Е., Кушневский Л.Н., Сазонов А.Д., Субботин Е.П. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Боков Д.А., Новак И.А., Шоцкая Н.Н., Юрманов И.Е. (Ростехнадзор). Рекомендации РБ-148-18 распространяются на проведение административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов. Административный контроль состояния учета и контроля ядерных материалов проводится уполномоченными должностными лицами организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, с целью проверки соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области учета и контроля ядерных материалов, нормативной и технической документации, разработанной и утвержденной в организации во исполнение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ядерных материалов, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций и органа управления использованием атомной энергии, а также устранения недостатков, нарушений и аномалий в учете и контроле ядерных материалов. При разработке руководства по безопасности были учтены рекомендации документов МАГАТЭ из серии по физической ядерной безопасности (Nuclear Security Series, NSS) «Цель и основные элементы государственного режима физической ядерной безопасности» (NSS Fundamentals № 20, 2013), «Применение учета и контроля ядерных материалов для целей ядерной безопасности на предприятиях» (NSS № 25-G, 2015), «Идентификация важных для обеспечения физической ядерной безопасности мест на ядерных объектах» (NSS № 16, 2012), «Противодействие незаконному обороту ядерных и иных радиоактивных материалов» (NSS № 6, 2007) по вопросам административного контроля. Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, а также специалистами, занимающимися учетом и контролем ядерных материалов. Выпускается впервые. СОДЕРЖАНИЕ I. Общие положения1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов» (РБ-148-18) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный № 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 44). 2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению административного контроля ядерных материалов в организациях в рамках системы учета и контроля ядерных материалов (далее - ЯМ). 3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ЯМ (далее - организации), независимо от их организационно-правовой формы и не распространяется на ЯМ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. 4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ЯМ могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности. II. Организация и проведение административного контроля5. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль) рекомендуется осуществлять уполномоченным должностным лицам с целью проверки соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ЯМ (далее - УК ЯМ), нормативной и технической документации, разработанной и утвержденной в организации во исполнение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам УК ЯМ, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций (эксплуатирующих организаций) и органа управления использованием атомной энергии (далее - нормативные документы в области УК ЯМ), а также устранения недостатков, нарушений и аномалий в УК ЯМ. 6. Обязанности по организации административного контроля рекомендуется возлагать на заместителя руководителя организации по направлению УК ЯМ, имеющего соответствующее разрешение Ростехнадзора, или на руководителя службы УК ЯМ. 7. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль, рекомендуется установить в положении по учету и контролю ЯМ в организации или в отдельном документе. 8. Административный контроль рекомендуется проводить в подразделениях организации, включая зоны баланса материалов (далее - ЗБМ) и службу учета и контроля ЯМ (далее - подразделения). Административный контроль службы учета и контроля ЯМ рекомендуется осуществлять заместителю руководителя организации по направлению учета и контроля ЯМ. 9. Административный контроль рекомендуется проводить посредством плановых и внеплановых проверок. 10. Административный контроль в виде плановых проверок рекомендуется проводить в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом (далее - руководитель организации), который рекомендуется направлять в планируемые к проверке подразделения. План-график рекомендуется разрабатывать на календарный год таким образом, чтобы за год были подвергнуты административному контролю все подразделения. 11. Внеплановым проверкам при проведении административного контроля рекомендуется подвергать только те подразделения, в которых выявлены недостатки и нарушения требований по учету и контролю ЯМ. Внеплановые проверки при проведении административного контроля рекомендуется проводить в кратчайшие сроки после получения информации об имеющих место недостатках и нарушениях требований по учету и контролю ЯМ. 12. Административный контроль в виде внеплановых проверок рекомендуется осуществлять по решению руководителя организации на основании его распорядительного документа. 13. По решению руководителя организации административный контроль проводится комиссией, состав которой назначается распорядительным документом руководителя организации. Председателем комиссии рекомендуется назначать лицо из перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль. 14. В состав комиссии рекомендуется включать специалистов по измерениям, лиц, входящих в состав службы учета и контроля ЯМ, и других специалистов. 15. Административный контроль включает в себя мероприятия по проверке: соблюдения общих требований по учету и контролю ЯМ; полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета: функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в подразделении); ведения учетной и отчетной документации; проведения сверки данных учетных и отчетных документов (полной или выборочной); порядка организации и проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) и подведения баланса ЯМ; порядка применения средств контроля доступа (далее - СКД); наличия ЯМ в местах их нахождения с проведением выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, а также подтверждающих измерений; методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего; процедур оценки потерь ЯМ; наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала; организации перевода ЯМ в радиоактивные вещества (далее - РВ) или радиоактивные отходы (далее - РАО) либо РВ или РАО в ЯМ (при наличии факта проведения таких процедур). Кроме того, рекомендуется включать контроль проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в УК ЯМ и принятия необходимых мер. 16. При контроле соблюдения общих требований по УК ЯМ рекомендуется выполнить проверку наличия и соответствия нормативным документам в области учета и контроля ЯМ: организационно-распорядительного документа о создании службы (назначении подразделения) учета и контроля ЯМ организации (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ); положения по учету и контролю ЯМ в организации, (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ); инструкции по учету и контролю ЯМ в проверяемой ЗБМ; организационно-распорядительного документа о назначении в проверяемой ЗБМ лиц, материально ответственных за ЯМ, находящихся в данной ЗБМ, и о заключении с ними договоров о материальной ответственности; организационно-распорядительного документа о назначении в проверяемой ЗБМ ответственных за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ; организационно-распорядительного документа о назначении должностного лица, ответственного за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля; программы применения пломб. Кроме того, рекомендуется выполнить проверку наличия ключевых точек измерений в проверяемой ЗБМ и правильности их определения. 17. При контроле полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета рекомендуется осуществить проверку: полноты и своевременного предоставления результатов оперативно-технического контроля ЯМ органам оперативного управления производством и другим установленным инстанциям; правильности и своевременности документирования: движения ЯМ в ЗБМ (включая перемещение ЯМ от материально-ответственного лица другим лицам, передачу ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами); движения ЯМ между ЗБМ (при передачах в процессе технологических операций между исполнителями работ, находящихся в разных ЗБМ). 18. При контроле функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в подразделении) рекомендуется выполнить проверку: правильности передаваемых данных в автоматизированную систему учета; соблюдения сроков передачи данных в автоматизированную систему учета; соответствия данных, содержащихся в базе данных, учетным документам (выборочно); прав доступа к информации автоматизированной системы; периодичности и полноты выполнения обслуживания системы. 19. При контроле ведения учетной и отчетной документации рекомендуется выполнить проверку: ведения в проверяемой ЗБМ учетных документов с указанием: данных по количеству и изменению количества ЯМ в проверяемой ЗБМ и документа, являющегося основанием для изменения; параметров (характеристик) партии и исходных данных для формирования партии; даты изменения количества ЯМ; сведений об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями); сведений о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации); наличия документально зарегистрированных результатов поверки (калибровки) всех средств измерений, данных об отборе проб и результатов их анализа, результатов контроля качества измерений, случайных и систематических погрешностей измерений, используемых для учета ЯМ; порядка создания и регистрации в организации зон отчетности (далее - ЗО) (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ); формирования в проверяемой ЗБМ списка наличного количества (далее - СНК) и отчета об изменении инвентарного количества (далее - ОИК), а по результатам ФИ - списка фактически наличного количества (далее - СФНК) и материально-балансового отчета (далее - МБО); утверждения МБО руководителем организации; указания в МБО по каждому ЯМ значений: начального документально зарегистрированного количества; увеличения и (или) уменьшения количества за отчетный межбалансовый период (далее - МБП); фактически наличного количества ЯМ, установленного по результатам ФИ; инвентаризационной разницы (далее - ИР) и ее погрешности; предела допустимого значения модуля ИР, установленного в соответствии с нормативными документами в области учета и контроля ЯМ; представления информации по каждому ЯМ (по урану, урану-235, плутонию и другим) в сумме за всю проверяемую ЗБМ; приложения к МБО документа, подтверждающего обоснованность принятого значения фактически наличного количества ЯМ (при превышении модулем ИР допустимого значения); проведения разбивки в СФНК по партиям ЯМ; предоставления службой учета и контроля ЯМ отчетных документов по ЗО (СНК ЗО и ОИК ЗО) в Госкорпорацию «Росатом», эксплуатирующую организацию в соответствии с правилами и сроками, утвержденными Госкорпорацией «Росатом» (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ); отсутствия в учетных документах исправлений без указания даты исправления и лица, внесшего исправления; внесения изменений (исправлений) с указанием даты и фамилии лица, внесшего изменения (исправления), с возможностью прочтения ошибочно сделанной записи (в случае если были внесены изменения (исправления) в учетные документы); отсутствия любых исправлений в отчетных документах; предоставления новых отчетных документов или корректирующих отчетов при наличии ошибок в отчетных документах. 20. При проведении сверки (полной или выборочной) данных учетных и отчетных документов рекомендуется выполнить проверку: данных СНК ЗБМ, ОИК ЗБМ и данных учетных документов, на основании которых они созданы; внесения изменений в учетные и отчетные документы в случае подтверждения статистически значимых расхождений при проведении подтверждающих измерений или нарушениях целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ. 21. При контроле порядка организации и проведения ФИ и подведения баланса ЯМ рекомендуется выполнить проверку: периодичности проведения плановой физической инвентаризации: для ЗБМ с ЯМ категории 1 - не реже двух календарных месяцев; для ЗБМ с ЯМ категории 2 - не реже трех календарных месяцев; для ЗБМ с ЯМ категории 3 - не реже шести календарных месяцев; для ЗБМ с ЯМ категории 4 - не реже двенадцати календарных месяцев; наличия решения Госкорпорации «Росатом», согласованного с Ростехнадзором, об изменениях сроков проведения ФИ (в случае если ФИ проводится реже); отражения в актах инвентаризационной комиссии: результатов проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения учетных единиц (далее - УЕ) с ЯМ; результатов проверки состояния пломб; сведений о выполненных в ходе ФИ учетных и подтверждающих измерениях ЯМ; всех выявленных нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), краткого анализа причин их возникновения, а также принятых в ходе ФИ мер по их устранению; основных результатов ФИ, в том числе заключения о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам; наличия прилагаемых к акту протоколов всех измерений ЯМ, выполненных в ходе ФИ; подписания акта инвентаризационной комиссии всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждения руководителем организации; особых мнений членов инвентаризационной комиссии (при наличии таких мнений). 22. При контроле порядка применения СКД рекомендуется выполнить проверку: установки в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ЯМ, идентифицируемых пломб одноразового действия, удовлетворяющих национальным стандартам; применения для ЯМ первой и второй категорий пломб с уникальными идентификационными признаками (при хранении УЕ в ЗБМ более одной смены, при отправке УЕ из ЗБМ); проведения в промежутках между ФИ контроля установленных пломб и документальной регистрации результатов проведенного контроля; порядка вскрытия дверей хранилищ и других помещений ЗБМ, где хранятся ЯМ первой и второй категорий - вскрытие производится не менее чем двумя лицами, внесенными в список лиц, допущенных к работе с ЯМ; наличия документального подтверждения функционирования СКД и отсутствия несанкционированного доступа; обеспечения контроля для всех ЯМ применением пломб или системы контроля видеонаблюдения, комбинацией этих методов; обеспечения контроля доступа персонала в помещения с ЯМ при помощи средств физической защиты. 23. При контроле наличия ЯМ в местах их нахождения, выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, проведения подтверждающих измерений рекомендуется выполнить: выборочную проверку по журналу учета фактического наличия ЯМ в местах их нахождения; выборочную сверку данных паспорта (номер, серия) с фактически присутствующими на УЕ (при возможности); проверку документального оформления выполненных подтверждающих измерений; выборочные подтверждающие измерения УЕ. 24. При контроле методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего рекомендуется выполнить проверку: наличия расчетных методик, используемых для расчета количества ЯМ, их надлежащее оформление в виде отдельных документов (при наличии таких методик); наличия и соблюдения сроков переаттестации методик выполнения измерений (при наличии таких методик); наличия непросроченных клейм метрологической поверки на средствах измерений, используемых в системе измерений ЯМ, и (или) свидетельств о государственной поверке (соответствующие отметки в формулярах на средства измерений); наличия и соблюдения графика поверки средств измерений, используемых в системе измерений ЯМ; наличия программы измерений, включающей в себя: перечни ключевых точек измерений, методах выполнения измерений, стандартных образцов, средств измерений с указанием наименования и типа средства, процедур пробоотбора; сведения о периодичности проведения измерений, точности измерений, необходимой для выполнения требований и критериев, установленных в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации, о сроках составления и формах документов, в которых регистрируются результаты измерений, о сроках пересмотра этой программы - не реже одного раза в 5 лет; наличия программы контроля качества измерений (либо наличия отдельного раздела в программе измерений ЯМ, посвященного контролю качества измерений), включающей в себя: описание процедур контроля качества измерений (например, организации и порядка поверки (калибровки) средств измерений, проведения внутреннего контроля качества результатов измерений), а также сроки пересмотра этой программы - не реже одного раза в 5 лет. 25. При контроле процедур оценки потерь рекомендуется выполнить проверку: утверждения Госкорпорацией «Росатом» норм потерь ЯМ и соблюдения сроков пересмотра этих норм; ведения ежесуточного мониторинга за содержанием ЯМ в сбросах в сточные воды и в выбросах в атмосферу; правильности списания потерь ЯМ согласно утвержденным нормам. 26. При контроле проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ и принятия необходимых мер рекомендуется выполнить проверку: документальной регистрации службой учета и контроля ЯМ факта аномалии или нарушения, а также участия службы в дальнейшем расследовании; факта и сроков передачи в Ростехнадзор и в Госкорпорацию «Росатом» информации об обнаружении аномалии и специального отчета (далее - СО); проведения расследования и составления СО при любом значимом расхождении между данными поставщика и получателя, результатами учетных данных и подтверждающих измерений, превышении ИР установленных критериев при ФИ; содержания СО и наличия в нем описания (при наличии СО): обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия; характеристик ЯМ; исходных данных для определения количественных характеристик ЯМ; плана мероприятий по исключению подобной аномалии в организации в дальнейшем; направления после проведения соответствующего расследования аномалии и принятия мер в Ростехнадзор и в Госкорпорацию «Росатом» отчета о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения; направления данного отчета организации-отправителю (если аномалия была выявлена при приемке ЯМ); выполнения плана мероприятий по исключению аномалии; выполнения предписаний, выданных Ростехнадзором, по устранению нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, выявленных при проведении проверок (при наличии предписаний). 27. При контроле наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала рекомендуется выполнить проверку: наличия соответствующих разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии; документов, подтверждающих подготовку, переподготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ЯМ персонала, осуществляющего УК ЯМ. 28. При контроле организации перевода ЯМ в РВ или РАО либо РВ или РАО в ЯМ рекомендуется выполнить проверку: наличия соответствующего акта комиссии, утвержденного руководителем организации, на основании которого осуществляется перевод; наличия распорядительного документа руководителя организации о переводе, изданного на основании вышеуказанного акта; регистрации в учетных и отчетных документах системы государственного контроля и учета ЯМ количества ЯМ, снятых с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ, при переводе ЯМ в РВ и (или) РАО и регистрации в учетных и отчетных документах системы государственного контроля и учета РВ и РАО количества и характеристик РВ и (или) РАО, поставленных на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО; согласования с Госкорпорацией «Росатом» регламента (методики), в соответствии с которым осуществляется перевод ЯМ в РАО (при переводе ЯМ в РАО); наличия решения Госкорпорации «Росатом» на использование ЯМ при изготовлении РВ (для ЯМ, находящихся в федеральной собственности) или наличия решения руководителя организации на использование ЯМ в производстве по изготовлению РВ (в случае использования ЯМ, находящихся в собственности юридического лица), наличия расчета потребностей количества ЯМ для изготовления РВ, а также наличия акта выполнения работ по изготовлению РВ или другого документа, подтверждающего факт изготовления РВ (при переводе ЯМ в РВ). 29. Описание мероприятий, приведенных в пунктах 16 - 28 настоящего Руководства по безопасности, рекомендуется отразить в документе (инструкции, методике, положении), утвержденном руководителем организации. 30. При планировании административного контроля рекомендуется учитывать специфику обращения с ЯМ проверяемого подразделения и проводить административный контроль либо по всем вопросам, указанным в пунктах 16 - 28, либо по отдельным, в зависимости от данной специфики. III. Документальное оформление
|
к
руководству по безопасности |
(рекомендуемый образец)
Акт проверенная ЗБМ или служба
Настоящий акт составлен в том, что в период с «__» _________ 20__ г. по «__» _________ 20__ г. комиссией в составе: председатель комиссии: ____________________________________________________ должность, Ф. И. О члены комиссии: __________________________________________________________ должность, Ф. И. О проведен административный контроль состояния учета и контроля ЯМ.2 ________ 2 В случае проведения административного контроля уполномоченным должностным лицом без комиссии, слова «комиссией в составе» и «председатель комиссии» зачеркиваются, а в строках «члены комиссии» ставится прочерк. 1. В ходе проведения административного контроля были выполнены следующие мероприятия (рекомендуется указать проведенные мероприятия согласно пунктам 16 - 28 настоящего Руководства по безопасности) ____________________________________ 2. В ходе проведения административного контроля были выявлены следующие недостатки и нарушения требований нормативных документов в области учета и контроля ЯМ (рекомендуется указать выявленные нарушения со ссылками на пункты нормативных документов в области учета и контроля ЯМ) ________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Срок представления плана устранения выявленных нарушений «__» _________ 20__ г.
Руководитель службы учета и контроля ЯМ:
Ответственный за организацию учета и контроля ЯМ в ЗБМ:
|
к
руководству по безопасности |
(рекомендуемый образец)
Примечание. Графа 6 заполняется руководителем службы учета и контроля ЯМ организации. Ответственный за организацию учета и контроля ЯМ в ЗБМ:
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель службы учета и контроля ЯМ:
|