Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года" В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности постановляю: 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года. 2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2) I. Общие положения1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации. 2. Государственная политика Российской Федерации в области пожарной безопасности (далее - государственная политика в области пожарной безопасности) является совокупностью скоординированных и объединенных общим замыслом политических, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. 3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области пожарной безопасности. II. Оценка состояния пожарной безопасности и основные тенденции развития системы ее обеспечения4. На территории Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности, являющаяся совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. 5. В функционировании системы обеспечения пожарной безопасности задействованы федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, а также граждане. 6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в области пожарной безопасности, а также по нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в указанной области. 7. Состояние пожарной безопасности характеризуется следующими показателями. В 2016 году в результате пожаров в Российской Федерации погибло 8,7 тыс. человек, получили травмы 9,9 тыс. человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 14,3 млрд. рублей. За 2012 - 2016 годы количество пожаров снижено на 14 %, количество погибших в результате пожаров - на 25 %, травмированных - на 19 %, прямой материальный ущерб уменьшен на 15 %. 8. Основными факторами, влияющими на состояние пожарной безопасности, являются: а) состояние строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений; б) уровень сознательности населения в вопросах обеспечения пожарной безопасности; в) реализация прав, обязанностей и ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области пожарной безопасности; г) состояние материально-технического обеспечения подразделений всех видов пожарной охраны; д) уровень научно-технического и информационного обеспечения пожарной безопасности, в том числе уровень инновационной деятельности. 9. В целях обеспечения пожарной безопасности проводятся следующие мероприятия: а) приведение нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в области пожарной безопасности в соответствие с современными требованиями; б) обучение населения мерам пожарной безопасности; в) совершенствование системы управления всеми видами пожарной охраны и координации их деятельности; г) разработка и внедрение современных средств и технологий обеспечения пожарной безопасности, координация осуществления основных научных исследований и разработок; д) формирование новых подходов к организации и осуществлению надзорной деятельности. 10. Реализация аналогичных мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности населенных пунктов от природных и лесных пожаров, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере. 11. Основными тенденциями развития системы обеспечения пожарной безопасности являются: а) гармонизация и актуализация требований пожарной безопасности; б) сокращение видов пожарной охраны и усиление возможностей соответствующих подразделений; в) повышение оперативности реагирования подразделений всех видов пожарной охраны на сообщения о возникновении крупных пожаров, а также оперативности проведения аварийно-спасательных работ; г) совершенствование системы мониторинга пожарной опасности в лесах, применение эффективных способов и методов противопожарной защиты населенных пунктов; д) повышение эффективности принятия решений о введении особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации вследствие возникновения пожаров; е) дифференцированный подход к совершенствованию штатной структуры подразделений пожарной охраны с учетом отнесения объектов защиты к определенной категории риска; ж) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности; з) внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности; и) развитие системы органов дознания и судебно-экспертных учреждений; к) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях обеспечения пожарной безопасности; л) повышение ответственности подразделений всех видов пожарной охраны и совершенствование их взаимодействия. III. Цель, задачи, приоритетные направления государственной политики в области пожарной безопасности и мероприятия по ее реализации12. Целью государственной политики в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. 13. Основными задачами государственной политики в области пожарной безопасности являются: а) оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению; б) совершенствование нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара; в) совершенствование федерального государственного пожарного надзора путем внедрения принципа приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности; г) развитие системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности; д) повышение качества обучения личного состава подразделений всех видов пожарной охраны в части, касающейся профилактики и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ. 14. Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются: а) актуализация нормативно-правовой базы; б) обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров; в) обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны; г) выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности. 15. Мероприятиями по актуализации нормативно-правовой базы являются: а) совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в области пожарной безопасности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами с учетом разграничения их полномочий и ответственности; б) развитие системы профилактики пожаров, а также организация мониторинга в сфере профилактики пожаров; в) разработка правовых норм и мер, обеспечивающих повышение эффективности федерального государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора; г) внедрение технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих единые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с учетом современных научных достижений и опыта других стран; д) установление требований к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара; е) определение области применения форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности; ж) определение нормативов обеспеченности подразделений всех видов пожарной охраны пожарной техникой, оборудованием и кадрами; з) актуализация регламентов работы пожарно-химических станций; и) установление требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах. 16. Мероприятиями по обеспечению качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров являются: а) дальнейшее развитие и внедрение организационных, технических, социально-экономических и других мер, направленных на профилактику пожаров; б) реализация полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в части, касающейся выработки предложений по определению штатной численности и мест дислокации подразделений пожарной охраны; в) повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся профилактики и тушения пожаров; г) систематизация форм и методов проведения профилактических мероприятий; д) выработка комплекса мер по работе с гражданами, входящими в группы риска; е) выработка и осуществление комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, формирование системы их жизнеобеспечения на основе анализа пожарного риска; ж) разработка и применение эффективных технологий тушения пожаров; з) обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре; и) повышение качества предоставления государственных услуг в области пожарной безопасности; к) создание системы безопасности связи и автоматизированных систем управления для подразделений всех видов пожарной охраны, создание межведомственной автоматизированной системы сбора и анализа информации о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, а также обмена такой информацией, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; л) проведение профилактических плановых (рейдовых) осмотров территорий населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными участками; м) осуществление комплексного контроля территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для оценки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону; н) проведение комплексных учений по отработке взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, а также по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов защиты. 17. Мероприятиями по обеспечению эффективного функционирования и развития пожарной охраны являются: а) определение количественного и качественного состава подразделений всех видов пожарной охраны, внедрение в их деятельность новых технологий по сбору и обработке информации; б) оптимизация структуры подразделений всех видов пожарной охраны, повышение их мобильности и оперативности, оснащение современной высокоэффективной и многофункциональной унифицированной пожарной техникой, робототехническими средствами, беспилотными авиационными системами, средствами мониторинга, связи, экипировкой, снаряжением, медицинским оборудованием для оказания помощи пострадавшим в результате пожаров; в) совершенствование управления подразделениями всех видов пожарной охраны, обеспечение их взаимодействия, а также координации их деятельности по поддержанию в необходимой готовности сил и средств оперативного реагирования на пожары; г) оптимизация размещения сил и средств подразделений всех видов пожарной охраны, особенно в труднодоступных районах. 18. Мероприятиями по выработке и реализации государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности являются: а) обоснование приоритетов развития средств и технологий обеспечения пожарной безопасности; б) совершенствование научно-экспериментальной и учебно-материальной базы научных и образовательных организаций, судебно-экспертных учреждений; в) активизация разработки проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к работам и услугам в области пожарной безопасности; г) разработка и внедрение инновационных технологий обнаружения пожаров в начальной фазе их возникновения, своевременного оповещения людей о пожарах, а также тушения пожаров; д) разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения различных категорий населения и личного состава подразделений всех видов пожарной охраны мерам пожарной безопасности, повышение уровня сознательности населения в области пожарной безопасности. IV. Механизмы реализации государственной политики в области пожарной безопасности19. Механизмами реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются: а) нормативно-правовое и экономическое регулирование в области пожарной безопасности; б) реализация планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также расписаний выездов таких подразделений и гарнизонов в указанных целях; в) привлечение граждан, общественных объединений и иных организаций к профилактике и тушению пожаров; г) организация и проведение профилактических мероприятий на земельных участках, не используемых по целевому назначению; д) организация и осуществление научных исследований и разработок в области пожарной безопасности; е) преодоление кризисных ситуаций, связанных с пожарами, в том числе осуществление следующих мер, направленных на повышение оперативности реагирования: реализация в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принципа стратегической мобильности пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в составе аэромобильных группировок МЧС России, позволяющего повысить возможности таких подразделений при поэтапном осуществлении мероприятий по тушению крупных пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; создание мобильных, многопрофильных, технически оснащенных и подготовленных подразделений пожарной охраны, способных оперативно реагировать на возникающие пожары и иные чрезвычайные ситуации, и повышение их готовности; использование новейших достижений в области авиационных технологий, в том числе беспилотных авиационных систем, для повышения эффективности мероприятий по тушению пожаров в зданиях и сооружениях повышенной этажности, в лесах и других труднодоступных для наземных подразделений пожарной охраны местах; обеспечение возможности оперативной доставки резервов средств пожаротушения в зону пожаров; внедрение и использование мобильных средств пожаротушения; внедрение автоматизированной системы поддержки принятия решений и оперативного управления подразделениями пожарно-спасательных гарнизонов. V. Показатели состояния системы обеспечения пожарной безопасности20. Основными показателями состояния системы обеспечения пожарной безопасности являются: а) количество зарегистрированных пожаров; б) количество людей, погибших и травмированных в результате пожаров; в) количество людей, спасенных при пожарах; г) прямой материальный ущерб от пожаров; д) доля профилактических мероприятий в общем объеме надзорных мероприятий; е) доля пожаров с крупным материальным ущербом в общем количестве пожаров; ж) количество объектов защиты, соответствующих требованиям пожарной безопасности, что подтверждено альтернативными негосударственными формами оценки соответствия указанным требованиям; з) укомплектованность подразделений всех видов пожарной охраны личным составом; и) обеспеченность подразделений всех видов пожарной охраны основными видами пожарной техники; к) уровень прикрытия территорий поселений и городских округов подразделениями пожарной охраны. 21. Эффективность реализации государственной политики в области пожарной безопасности оценивается по итогам выполнения основных задач, указанных в пункте 13 настоящих Основ, с учетом изменения показателей состояния системы обеспечения пожарной безопасности. VI. Функции, направления деятельности и порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации государственной политики в области пожарной безопасности22. Основными функциями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются: а) разработка и издание нормативных правовых актов и иных нормативных документов в области пожарной безопасности; б) реализация государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности; в) создание, размещение, обеспечение эффективного функционирования и развития пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы; г) обеспечение повышения уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; д) организация разработки и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов защиты; е) осуществление взаимодействия с организациями и гражданами в области пожарной безопасности; ж) осуществление полномочий в области надзорной деятельности; з) развитие системы противопожарной пропаганды, организация обучения населения мерам пожарной безопасности, включая противопожарное страхование; и) организация выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. 23. Органы управления федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны в пределах своих полномочий взаимодействуют при реализации государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности, а также при разработке и реализации документов территориального планирования в части, касающейся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. 24. Основными направлениями деятельности по обеспечению пожарной безопасности на различных уровнях являются: а) совершенствование нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности в части, касающейся деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны, федерального государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора, в том числе по вопросам: предварительного планирования действий подразделений всех видов пожарной охраны по организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; осуществления профилактических мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности; обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах административно-территориальных образований; отнесения объектов защиты к различным категориям риска; б) установление федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований пожарной безопасности; в) наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций полномочиями в области пожарной безопасности; г) регулирование отношений в области пожарной безопасности в целях снижения пожарных рисков; д) производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; е) совершенствование форм и методов осуществления надзорной деятельности в области пожарной безопасности, повышение уровня взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в указанной области в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) планирование проверок объектов защиты с учетом отнесения их к определенной категории риска, результатов негосударственной оценки соответствия таких объектов требованиям пожарной безопасности, а также с учетом предложений иных органов государственного контроля (надзора) по совмещению надзорных мероприятий; з) повышение профессионального уровня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, повышение их квалификации в образовательных организациях МЧС России, совершенствование ресурсного обеспечения таких организаций, а также налаживание надлежащего контроля за их деятельностью; и) повышение эффективности деятельности подразделений пожарно-спасательных гарнизонов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; к) размещение подразделений пожарной охраны с учетом необходимости обеспечения пожарной безопасности производственных объектов; л) выполнение требований пожарной безопасности в части, касающейся обеспечения надлежащего количества подразделений пожарной охраны в местах их постоянной дислокации в административно-территориальных образованиях и на производственных объектах; м) обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны с учетом анализа степени риска для жизни и здоровья участников тушения пожаров, возникших в результате несоблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты; н) внедрение современных образцов пожарно-технической продукции, пожарно-спасательного оборудования и снаряжения, многофункциональных робототехнических комплексов пожаротушения в целях повышения оперативности реагирования подразделений пожарной охраны, эффективности тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; о) совершенствование средств и методов тушения пожара в условиях непригодной для дыхания среды и недостаточной видимости; п) реализация полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности в части, касающейся организации тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны; р) повышение эффективности проведения пожарно-тактических занятий и учений в целях поддержания готовности подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов, подготовки личного состава пожарной охраны. 25. МЧС России и его территориальные органы осуществляют: а) координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в том числе по контролю за обеспечением взаимодействия и слаженности основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, а также по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности; б) техническое регулирование в области пожарной безопасности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 26. МЧС России организует взаимодействие между элементами системы обеспечения пожарной безопасности по следующим направлениям: а) организация управления в области пожарной безопасности путем взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; б) координация повседневной деятельности подразделений пожарной охраны, а также деятельности по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; в) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности, в рамках заключаемых соглашений. VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности27. Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций. 28. Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются: а) разработка и издание нормативных правовых актов, устанавливающих порядок планирования и финансирования названных мероприятий; б) учет необходимости ресурсного обеспечения названных мероприятий при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования и государственных (муниципальных) программ; в) оптимизация финансовых и материальных ресурсов, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на обеспечение пожарной безопасности. 29. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
|