ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении Типового положения о единой системе
управления
промышленной безопасностью и охраной труда для организаций
по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20
июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и
использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций
угольной промышленности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 26, ст. 3033; 2000, № 33, ст. 3348; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 25, ст.
2647; 2007, № 31, ст. 4010; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, №
31, ст. 4155; 2011, № 19, ст. 2707; № 30, ст. 4596, 2012, № 29, ст. 3992; 2013,
№ 9, ст. 874; 2014, № 42, ст. 5615; 2016, № 27, ст. 4216) приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение
о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для
организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные положения. 3
II. Структура и основные положения системы управления
промышленной безопасностью и охраной труда. 3
III. Система управления промышленной безопасностью
эксплуатирующей организации. 5
Задачи эксплуатирующей организации в области
промышленной безопасности. 5
Описание структуры системы управления промышленной
безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующей
организации. 6
Перечень опасных производственных объектов
эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие системы
управления промышленной безопасностью.. 6
Функции, права и обязанности руководителей
эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области
промышленной безопасности. 7
Порядок проведения консультаций с работниками опасных
производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения
промышленной безопасности. 11
Организация материального и финансового обеспечения
мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью.. 12
Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках
системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов
планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных
объектах. 12
Порядок проведения анализа функционирования системы
управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления
корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных
несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня
промышленной безопасности. 13
Организация информационного обеспечения в рамках
системы управления промышленной безопасностью.. 13
Порядок проведения предаттестационной подготовки и
аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующей
организации. 14
Порядок проведения обучения и проверки знаний в области
промышленной безопасности работников опасных производственных объектов. 14
Организация документационного обеспечения мероприятий,
осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью.. 15
Порядок работы с подрядными организациями,
осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах. 15
Обеспечение безопасности опытного применения
технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 116-ФЗ. 15
Порядок идентификации опасностей и оценки рисков
возникновения аварий на опасных производственных объектах. 16
IV. Производственный контроль. 16
V. Система управления охраной труда. 16
Приложение № 1 Перечень
опасных производственных объектов, на которые распространяются действия
системы управления промышленной безопасностью.. 17
Приложение № 2 Совмещение
обязанностей в области промышленной безопасности и охраны труда. 17
|
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от
«30 » ноября 2017 г. № 520
|
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)
УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)
I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления
промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче
(переработке) угля (горючих сланцев) (далее - Типовое положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О
государственном регулировании в области добычи и использования угля, об
особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»,
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2,
ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498;
2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст.
4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 49,
ст. 7015, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3478;
2015, № 1, ст. 67; № 29, ст. 4359; 2016, № 23, ст. 3294; № 27, ст. 4216; 2017,
№ 9, ст. 1282; № 11, ст. 1540) (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ),
Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной
безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 июня 2013 г. № 536 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
№ 27, ст. 3596), Правилами организации и осуществления производственного
контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном
производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 марта 1999 г. № 263
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305; 2005, №
7, ст. 560; 2013, № 31, ст. 4214; 2014, № 32, ст. 4499; 2016, № 51, ст. 7390)
(далее - Правила организации и осуществления производственного контроля),
Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016
г. № 438н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г.,
регистрационный № 44037) (далее - Типовое положение о СУОТ).
2. Настоящее Типовое положение распространяется на
организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные
фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее - ОПО), которые
осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее -
эксплуатирующие организации), и подрядные организации, осуществляющие свою
деятельность на ОПО эксплуатирующих организаций.
3. В эксплуатирующей организации должны применяться единые
принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения
требований промышленной безопасности (далее - ПБ) и охраны труда (далее - ОТ).
4. Положение о системе управления промышленной безопасностью
и охраной труда (далее - СУПБиОТ) должно включать следующие разделы:
«Система управления промышленной безопасностью» (далее -
СУПБ);
«Производственный контроль» (далее - ПК);
«Система управления охраной труда» (далее - СУОТ).
5. Действие положения о СУПБиОТ должно распространяться на
все ОПО эксплуатирующей организации.
6. Раздел «Система управления промышленной безопасностью»
должен включать подразделы:
«Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ»;
«Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе
управления эксплуатирующей организации»;
«Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые
распространяется действие СУПБ»;
«Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих
организаций, их заместителей, работников в области ПБ»;
«Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их
представителями по вопросам обеспечения ПБ»;
«Организация материального и финансового обеспечения
мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;
«Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и
перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО»;
«Порядок проведения анализа функционирования СУПБ,
разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на
устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ»;
«Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ»;
«Порядок проведения предаттестационной подготовки и
аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих
организаций»;
«Порядок проведения обучения и проверки знаний в области ПБ
работников ОПО»;
«Организация документационного обеспечения мероприятий,
осуществляемых в рамках СУПБ»;
«Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими
деятельность на ОПО»;
«Обеспечение безопасности опытного применения технических
устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 116-ФЗ»;
«Порядок идентификации опасностей и оценки риска
возникновения аварий на ОПО».
7. Раздел «Производственный контроль» должен включать
следующие подразделы в соответствии с подпунктом 3(1) Правил
организации и осуществления ПК:
«Должность работника, ответственного за осуществление ПК или
описание организационной структуры службы ПК»;
«Права и обязанности работника или должностных лиц службы
ПК, ответственных за осуществление ПК»;
«Порядок планирования и проведения внутренних проверок
соблюдения требований ПБ, а также подготовки и регистрации отчетов об их
результатах»;
«Порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ
между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее
до работников, занятых на ОПО»;
«Порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с
учетом результатов ПК»;
«Порядок принятия и реализации решений о диагностике,
испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых
на ОПО»;
«Порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и
ликвидации последствий аварии на ОПО»;
«Порядок организации расследования и учета аварий,
инцидентов и несчастных случаев на ОПО»;
«Порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и
взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации»;
«Порядок принятия и реализации решений о проведении
экспертизы ПБ»;
«Порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ»;
«Порядок подготовки и представления сведений об организации
ПК».
8. Раздел «Система управления охраной труда»
должен включать следующие подразделы в соответствии с пунктом 8 Типового положения
о СУОТ:
«Политика работодателя в области ОТ»;
«Цели работодателя в области ОТ»;
«Обеспечение функционирования СУОТ (распределение
обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами)»;
«Процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ»,
включая процедуры:
- подготовки работников по ОТ;
- организации и проведения оценки условий труда;
- управления профессиональными рисками;
- организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья
работников;
- информирования работников об условиях труда на их рабочих
местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им
гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- обеспечения работников средствами индивидуальной и
коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- обеспечения работников молоком и другими равноценными
пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и
снабжения безопасной продукцией;
«Планирование мероприятий по реализации процедур»;
«Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации
процедур»;
«Планирование улучшений функционирования СУОТ»;
«Реагирование на аварии, несчастные случаи и
профессиональные заболевания»;
«Управление документами СУОТ».
9. Допускается объединение подразделов положения о СУПБиОТ с
учетом особенностей ОПО.
10. В подразделе «Задачи эксплуатирующей организации в
области ПБ» эксплуатирующая организация должна указывать основные задачи в
области ПБ:
а) контроль за соблюдением требований ПБ, установленных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
б) создание условий для укрепления производственной и
технологической дисциплины путем мотивации работников ОПО к формированию
заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации ОПО;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения
уровня несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области ПБ и оценка
уровня безопасности производства, выявления потенциально опасных технологий,
участков и рабочих мест;
д) финансирование мероприятий в области ПБ;
е) управление основными производственными рисками;
ж) взаимодействие с:
федеральными органами исполнительной власти при
осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации (далее -
контрольно-надзорные органы);
органами местного самоуправления;
профессиональными союзами, осуществляющими контроль за
соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее - профсоюзы);
научными организациями, деятельность которых связана с
посещением ОПО (далее - научные организации);
з) подготовка и распространение на ОПО эксплуатирующей
организации информации о состоянии ПБ.
Ежеквартальный контроль выполнения задач должен осуществлять
руководитель эксплуатирующей организации.
11. В подразделе «Описание структуры СУПБ и ее места в общей
системе управления эксплуатирующей организации» должны указываться внешние и
внутренние органы управления ПБ эксплуатирующей организации.
12. К внешним органам управления ПБ относятся уполномоченные
контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы, а также
по решению руководителя эксплуатирующей организации - научные организации.
13. К внутренним органам управления ПБ относится структурные
подразделения эксплуатирующей организации, которые формируются с учетом
специфики деятельности эксплуатирующей организации.
14. В подразделе должны быть указаны уровни управления
эксплуатирующей организации.
В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией
могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного
подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного
подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных
подразделений);
е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.
С учетом специфики деятельности руководителя, структуры
управления и численности работников эксплуатирующей организации для целей СУПБ
могут устанавливаться и иные уровни управления.
15. В подразделе «Перечень ОПО эксплуатирующей организации,
на которые распространяется действие СУПБ» необходимо указать: наименование,
класс опасности, адрес местонахождения и регистрационный номер ОПО. Перечень
должен быть утвержден руководителем эксплуатирующей организации.
Рекомендуемый образец перечня ОПО, на которые
распространяются действия СУПБ, приведен в приложении № 1 к настоящему Типовому
положению.
16. Регистрация ОПО осуществляется в соответствии с
Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2017, №
21, ст. 3024), и Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре
опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных
производственных объектов, утвержденными приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2017 г.,
регистрационный № 45760).
17. В подразделе «Функции, права и обязанности руководителей
эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ», исходя
из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, должны быть
указаны следующие функции работников эксплуатирующей организации:
а) организация и координация СУПБ;
б) принятие решений по обеспечению ПБ, в том числе по
обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ;
в) ежеквартальная подготовка и направление руководителю
эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния ПБ
отчетной информации:
о выполнении плана мероприятий по обеспечению ПБ;
о проведении проверок соблюдения работниками ОПО требований
ПБ;
об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на
ОПО;
г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами,
необходимыми для оценки состояния ПБ на ОПО;
д) рассмотрение актов комплексных проверок соблюдения
требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;
е) рассмотрение актов расследования причин аварий,
инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
ж) ежемесячный анализ аварий, инцидентов и несчастных
случаев на ОПО;
з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка
плана мероприятий по обеспечению ПБ с учетом проведенного анализа причин
возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на ОПО
эксплуатирующей организации, так и на аналогичных ОПО других эксплуатирующих
организаций;
и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ
эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;
к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка
плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных
случаев на ОПО (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий
по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ. План
профилактических мероприятий и план мероприятий по совершенствованию СУПБ
утверждает руководитель эксплуатирующей организации;
л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей
квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;
м) проведение приостановок работ, осуществляемых с
нарушением требований ПБ, создающих угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или
работ, которые могут привести к аварии;
н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования
ПБ на ОПО;
о) доведение до сведения работников ОПО информации об
изменениях требований ПБ, а также обеспечение наличия на рабочих местах
эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов,
устанавливающих требования в области ПБ;
п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными
органами управления, общественными организациями, научными организациями по
вопросам ПБ;
р) изучение и распространение передового опыта в области ПБ.
18. Права работников эксплуатирующей организации должны быть
определены руководителями эксплуатирующей организации.
19. Обязанности работников эксплуатирующей
организации в области ПБ устанавливаются в зависимости от уровня
управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в
области ПБ персонально для каждого работника эксплуатирующей организации:
а) руководитель эксплуатирующей организации должен самостоятельно
организовать:
техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ;
работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по
обеспечению требований ПБ;
разработку проектной и технической документации в
соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и
контроль принятых технических решений;
определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер
безопасного ведения работ в них;
разработку технических решений и контроль выполнения
мероприятий по ПБ;
контроль за работоспособностью многофункциональной системы
безопасности (далее - МФСБ);
контроль за соблюдением технических решений локальных
проектов на ОПО;
соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ;
работу оперативно-диспетчерской службы;
контроль посещения рабочих мест ОПО лицами, ответственными
за ПБ, на всех уровнях управления эксплуатирующей организации, а также
анализирует причины аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
б) руководитель эксплуатирующей организации через своих заместителей,
руководителей структурных подразделений должен организовать:
техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ;
работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по
обеспечению требований ПБ;
разработку проектной и технической документации в
соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и
контроль принятых технических решений;
определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер
безопасного ведения работ в них;
разработку технических решений и контроль выполнения
мероприятий по ПБ;
контроль за работоспособностью МФСБ;
контроль за соблюдением технических решений локальных
проектов на ОПО;
соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ,
работу оперативно-диспетчерской службы, а также анализ причин аварий,
инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
в) служба ПБ и ОТ должна:
организовать и координировать СУПБ в эксплуатирующей
организации;
принимать решения по обеспечению и повышению уровня ПБ в
эксплуатирующей организации (в том числе по обеспечению необходимого и
своевременного финансирования в области ПБ);
ежеквартально (по решению руководителя эксплуатирующей
организации) рассматривать и отчитываться по структурным подразделениям в
управляющей комиссии по оценке состояния ПБ по вопросам ПБ по:
- идентификации опасностей, оценке и управлению рисками на
ОПО;
- проведению проверок руководителем и главным инженером
эксплуатирующей организации за соблюдением работниками ОПО требований ПБ;
- выполнению комплекса профилактических мероприятий с учетом
потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном
производственном объекте ОПО;
рассматривать акты проверок соблюдения требований ПБ,
проведенных контрольно-надзорными органами;
рассматривать акты расследования причин аварий, инцидентов и
несчастных случаев на ОПО;
ежемесячно рассматривать и направлять на утверждение
руководителю эксплуатирующей организации анализ уровня безопасности ОПО;
ежемесячно рассматривать акты целевых и комплексных проверок
ОПО соблюдения требований ПБ, проведенных службой ПБ и ОТ;
ежегодно рассматривать и направлять на утверждение
руководителю эксплуатирующей организации комплекс мероприятий по обеспечению ПБ
по всем основным направлениям деятельности ОПО и анализ причин возникновения
аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
ежегодно рассматривать и направлять на утверждение
руководителю эксплуатирующей организации график проведения целевых и
комплексных проверок соблюдения требований ПБ на ОПО;
ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю
эксплуатирующей организации анализ эффективности СУПБ, план профилактических
мероприятий, план мероприятий по совершенствованию СУПБ;
осуществлять проверки за соблюдением работниками ОПО
требований ПБ с выявлением опасностей и оценкой рисков;
выдавать руководителям служб и отделов, начальникам участков
(цехов) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений
требований ПБ;
отстранять от работы лиц, не прошедших своевременно
подготовку и аттестацию по ПБ;
приостанавливать работы, осуществляемые с нарушением
требований ПБ, создающие угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работы,
которые могут привести к аварии, инциденту и несчастному случаю на ОПО;
привлекать к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ;
доводить до сведения работников ОПО информацию об изменениях
требований ПБ, а также обеспечить эксплуатирующую организацию указанными
документами;
г) руководитель структурного подразделения должен:
контролировать соблюдение в структурных подразделениях эксплуатирующей
организации требований ПБ;
обеспечивать планирование средств в бюджет эксплуатирующей
организации, необходимых для соблюдения требований ПБ;
обеспечивать разработку, финансирование и реализацию плана
профилактических мероприятий и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с
учетом анализа эффективности СУПБ;
руководить работой по соблюдению требований ПБ
эксплуатирующей организации;
определять перечень обязательной документации ПБ,
организовывать контроль за ее наличием и правильным ведением;
руководить работой по безопасной эксплуатации на ОПО;
организовать взаимодействие с контрольно-надзорными
органами, структурными подразделениями эксплуатирующей организации;
организовать внесение изменений в
производственно-технические документы при изменении законодательной и
нормативной правовой базы;
принимать соответствующие организационные решения для
укомплектованности штата в структурных подразделениях эксплуатирующей
организации;
давать соответствующие указания о расследовании аварий,
инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
распределять и закреплять ответственность за исполнение
требуемых контрольно-надзорными органами мероприятий;
организовать аттестацию работников ОПО;
принимать решение и организовать выполнение соответствующих
организационных и технических мероприятий, обеспечивающих ПБ на ОПО;
принимать к исполнению предписывающие документы по
устранению нарушений требований ПБ, ставить соответствующие задачи для
устранения нарушений требований ПБ;
координировать действия всех служб и участков структурного
подразделения с целью обеспечения достоверности, полноты, оперативности и
своевременности информации об устранении нарушений требований ПБ;
инициировать расследование несчастных случаев на ОПО в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
давать соответствующие указания о проведении
профессионального обучения работников ОПО, обучения безопасным методам
выполнения работ;
организовать проведение поведенческих бесед в структурных
подразделениях с нарушителями требований ПБ;
д) начальник производственного участка должен:
обеспечивать согласование нарядов участков и подрядных
организаций с целью соблюдения технологии и ПБ на ОПО;
контролировать соблюдение нарядной системы, выдачу нарядов
на устранение нарушений требований ПБ;
принимать меры по устранению нарушений технологии,
отступлений от паспортов и проектов производства работ;
формировать сменные производственные задания участкам ОПО
исходя из оперативного положения на рабочих местах;
утверждать наряды на производство работ на ОПО, учитывая
необходимый объем работ по устранению выявленных нарушений требований ПБ, а
также по выполнению предписаний контрольно-надзорных органов;
корректировать сменные наряды участкам при поломке
механизмов, возникновении угрозы аварий, инцидентов и несчастных случаев на
ОПО, изменении горно-геологических и горнотехнических условий;
давать указания об устранении выявленных нарушений
требований ПБ на участках и вносит их в наряды для производственных бригад;
контролировать соблюдение графика работы технологического
транспорта, режим работы подъемных установок;
контролировать состояние оборудования, обеспечивающего
жизнедеятельность и безопасную работу на ОПО;
контролировать выполнение работ повышенной опасности;
контролировать соблюдение требований ПБ на уровне производственных
бригад;
организовать оперативное восстановление (ремонт)
оборудования, оказывающего влияние на безопасную работу ОПО;
участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию
аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
участвовать в разработке предложений по структурным
изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;
е) мастер, бригадир производственной бригады должны:
проверять обеспеченность работников ОПО техническими
инструментами, необходимыми для выполнения наряда;
производить расстановку исполнителей работ по рабочим местам
в соответствии с квалификацией и опытом работы;
контролировать выполнение работ в течение смены, выявляет и
устраняет причины нарушений требований ПБ;
обеспечивать соблюдение требований ПБ на ОПО;
принимать оперативные меры по устранению возникших
неисправностей, отказов в работе технологического оборудования;
контролировать наличие и исправность противопожарного
инвентаря, средств тушения пожаров;
контролировать безопасную работу машин и механизмов при
производстве работ на ОПО;
обеспечивать соблюдение требований к технической
эксплуатации оборудования на ОПО;
запрещать выполнение работ при нарушении требований ПБ,
технической документации на ведение работ, технологии производства;
участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию
аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
участвовать в разработке предложений по структурным
изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;
ж) работник ОПО должен:
соблюдать положения нормативных правовых актов,
устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок
действий при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;
проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного
руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об авариях,
инцидентах и несчастных случаях на ОПО;
приостанавливать работу при авариях, инцидентах и несчастных
случаях на ОПО;
участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.
20. Руководитель эксплуатирующей организации вправе
дополнять (сокращать) функции и обязанности работников эксплуатирующей
организации исходя из специфики эксплуатируемых ОПО.
21. По решению руководителя эксплуатирующей организацией
допускается совмещение функций в области ПБ и ОТ с учетом специфики ОПО.
Рекомендуемый образец совмещения обязанностей в области ПБ и ОТ приведен в
приложении № 2 к
настоящему Типовому положению.
22. В подразделе «Порядок проведения консультаций с
работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются:
должности работников эксплуатирующей организации, которые
проводят консультирование работников ОПО по вопросам обеспечения ПБ;
время и место проведения устных консультаций;
форма и срок предоставления письменных консультаций;
места размещения стендов с информацией о дополнительных
устных консультациях (в комнате выдачи нарядов технологического участка или в
административно-бытовом комплексе ОПО).
Время проведения устных консультаций на ОПО определяется
техническим руководителем.
23. В подразделе «Порядок проведения консультаций с
работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются
вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:
права и обязанности работников ОПО в части выполнения
требований ПБ на рабочих местах;
изменения действующих требований ПБ;
необходимость соответствия ОПО требованиям ПБ;
последствия несвоевременной подготовки и аттестации по ПБ, а
также нарушения требования ПБ на ОПО;
иные вопросы, отнесенные к компетенции лиц, ответственных за
ПБ.
24. В подразделе «Организация материального и финансового
обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» указывается объем
средств, необходимый для реализации мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ.
Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ,
определяется руководителем эксплуатирующей организации.
25. В подразделе «Порядок планирования работ,
осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования
мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» указываются планы мероприятий по
обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по
совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий).
Структура и содержание планов мероприятий определяются
руководителем эксплуатирующей организации.
Планы мероприятий пересматриваются по окончании календарного
года на основании анализа:
аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.
В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в
рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска
аварий на ОПО» также указывается список лиц, контролирующих выполнение планов
мероприятий: технический руководитель, руководитель эксплуатирующей
организации, представители контрольно-надзорных органов, а также при
необходимости органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций
для изучения динамики выполнения запланированных мероприятий.
Отчеты о выполнении планов мероприятий должны размещаться на
официальном сайте эксплуатирующей организации (при наличии).
26. На основании планов мероприятий,
указанных в пункте 25 настоящего
Типового положения, работники, принимающие управленческие решения на
производственных объектах, должны разрабатываться оперативные планы работы по
ПБ служб, участков, цехов (далее - оперативные планы). Ежеквартально должна
проводиться проверка реализации оперативных планов руководителем
эксплуатирующей организации.
27. Перечень документов планирования мероприятий по снижению
риска аварий на ОПО включает планы мероприятий, указанные в пункте 26 настоящего Типового положения, а также
паспорта безопасности ОПО, разработанные в соответствии с типовым паспортом
безопасности опасного объекта, утвержденным приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий от 4 ноября 2004 г. № 506 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный
№ 6218).
28. Руководитель эксплуатирующей организации вправе
дополнять перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий
на ОПО в зависимости от их особенностей.
29. В подразделе «Порядок проведения анализа
функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих
мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям
ПБ и повышение уровня ПБ» указываются:
порядок и результаты оценки достижения целей и задач
эксплуатирующей организации в области ПБ, определенных в СУПБ, за отчетный
период (календарный год);
сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за
отчетный период (календарный год) с предыдущими годами;
выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период
(календарный год) (в случае выявления недостатков вносятся изменения в СУПБ);
приоритеты рационального планирования и непрерывного
совершенствования в части организации ПБ на ОПО.
30. При проведении анализа функционирования СУПБ необходимо
учитывать:
результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных
случаев на ОПО;
количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за
отчетный период (календарный год);
количество нарушений требований ПБ;
коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от
количества отработанных человеко-часов;
коэффициент травмирования на миллион тонн угля;
индекс производственных несчастных случаев;
коэффициент тяжести травмирования;
результаты соответствия ведения работ проектным решениям;
результаты соответствия материально-технического снабжения
требованиям ПБ;
дополнительные факторы, которые могут влиять на
функционирование СУПБ.
С результатами и выводами анализа эффективности СУПБ
необходимо ознакомить работников ОПО под роспись.
31. В соответствии с выводами анализа эффективности СУПБ при
необходимости принимается решение о внесении изменений в СУПБ.
32. В подразделе «Организация информационного обеспечения в
рамках СУПБ» указываются применяемые средства получения информации по ПБ, такие
как:
стенды по ПБ (размещаются в местах массового скопления
работников ОПО и должны содержать информацию о текущем количестве аварий,
инцидентов и несчастных случаев на ОПО);
инструкции по безопасным методам производства работ к каждой
отдельной профессии или виду работ;
видеоролики по безопасным методам производства работ;
обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за
истекший месяц;
видеореконструкции тяжелых несчастных случаев в целях
визуализации причин и последствий несчастных случаев на ОПО;
справочные правовые системы на рабочих местах для лиц,
ответственных за ПБ;
системы связи, оповещения и определения местоположения
персонала, занятого на ОПО, входящие в МФСБ на ОПО.
33. Информационное обеспечение проводится для:
оперативного оповещения работников ОПО и подрядных
организаций, осуществляющих свою деятельность на ОПО;
ознакомления работников ОПО с результатами расследования
аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО и планом профилактических
мероприятий;
раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных
случаях на ОПО;
визуализации безопасных методов производства работ и
последствий нарушения требований ПБ работникам ОПО;
доступности использования федеральных норм и правил в
области ПБ для лиц, ответственных за ПБ.
34. Подраздел «Порядок проведения предаттестационной
подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих
организаций» разрабатывается в соответствии с Положением об организации работы
по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 29 января 2007 г. № 37
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г.,
регистрационный № 9133), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2007 г. № 450
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г.,
регистрационный № 9881), от 27 августа 2010 г. № 823 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный
№ 18370), от 15 декабря 2011 г. № 714 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный № 23166), от 19 декабря
2012 г. № 739 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5
апреля 2013 г., регистрационный № 28002), от 6 декабря 2013 г. № 591
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2014 г.,
регистрационный № 31601), от 30 июня 2015 г. № 251 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2015 г., регистрационный №
38208) (далее - Приказ № 37).
35. Подраздел «Порядок проведения обучения и проверки знаний
в области ПБ работников ОПО» разрабатывается в соответствии с Положением об
организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным Приказом № 37.
36. В подразделе «Организация документационного обеспечения
мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» для оценки состояния ПБ ОПО
необходимо указать наименование и место для ознакомления с проектными,
техническими и технологическими, учетно-контрольными и организационными видами
документации, такими как:
технико-экономические обоснования и рабочие проекты
строительства ОПО, проекты, схемы, паспорта на производство и развитие в
пределах горного отвода и земельного участка;
план развития с указанием последовательности и совмещения во
времени горных работ по пластам, блокам, выемочным участкам, годовой программы
по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), проведению горных выработок и
(или) других работ на ОПО;
проектно-технологическая графическая документация на
проведение определенных видов работ;
комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным
направлениям деятельности ОПО;
комплекс профилактических мероприятий с учетом потенциальной
опасности, различных видов применяемых технологий на определенном ОПО.
37. В подразделе «Порядок работы с подрядными организациями,
осуществляющими деятельность на ОПО» необходимо описать порядок взаимодействия
при проведении совместной работы работников ОПО и подрядных организаций,
осуществляющих деятельность на ОПО. В данном подразделе указываются:
требования к подрядным организациям, осуществляющим
деятельность на ОПО;
система проверки соответствия требованиям ПБ подрядных
организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;
система допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность
на ОПО;
система контроля за деятельностью подрядных организаций,
осуществляющих деятельность на ОПО.
38. В подразделе «Обеспечение безопасности опытного
применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом
№ 116-ФЗ»
указывается порядок обеспечения безопасности опытного применения технических
устройств на ОПО и формы оценки их соответствия законодательству Российской
Федерации о техническом регулировании. При необходимости в данный подраздел
включается:
информация о предельных условиях и нагрузках технического
устройства, в которых будет впоследствии эксплуатироваться данное техническое
устройство;
список лиц, состоящих в комиссии при проведения опытных
испытаний технического устройства.
Состав комиссии определяется руководителем эксплуатирующей
организации из числа представителей эксплуатирующей организации, ОПО,
разработчика, завода-изготовителя и участка, на котором будут проводиться
испытания, а также организации, выдавшей сертификат(-ы) или проводившей
экспертизу по ПБ на данное техническое устройство. По решению технического
руководителя в состав. комиссии могут быть включены представители
контрольно-надзорных органов.
39. В подразделе «Порядок идентификации опасностей и оценки
риска возникновения аварий на ОПО» указываются:
перечень всех существующих технологических процессов и
производственных операций, а также расстановка приоритетов проведения
идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий, по результатам
которых формируется график проведения идентификации опасностей и оценки рисков
возникновения аварий;
график проведения оценки рисков и оценки рисков
возникновения аварий, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации;
состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков
возникновения аварий на ОПО.
40. В подразделе указываются ситуации, при которых
проводятся плановая и внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков
возникновения аварий на ОПО.
41. Плановая идентификация опасностей и оценка рисков
возникновения аварий на ОПО проводятся при:
выполнении работ, для которых не разработана техническая
документация;
изменении горно-геологических и горнотехнических условий;
существенных изменениях в технологии производства работ.
42. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения
аварий на ОПО проводятся при:
замене технических устройств для производства горных работ;
проведении опытных испытаний технических устройств, если
опасности и оценка рисков возникновения аварий не определены в технической
документации на эти технические устройства;
привлечении подрядных организаций, осуществляющих
деятельность на ОПО;
возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на
ОПО, если причиной послужила ранее не идентифицированная опасность.
43. Регулярный пересмотр идентификации опасностей и оценки
рисков возникновения аварий на ОПО должен проводиться не реже одного раза в три
года.
44. В случаях превышения допустимого уровня риска
возникновения аварий начальник участка разрабатывает мероприятия по снижению
рисков до допустимого уровня, утверждаемые техническим руководителем.
45. ПК на ОПО эксплуатирующих организаций является составной
частью СУПБ и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения
комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования
ОПО, а также на предупреждение аварий на этих ОПО.
46. Порядок организации и осуществления ПК на ОПО
устанавливается в соответствии с пунктом 8
настоящего Типового положения и Правилами организации и осуществления
производственного контроля.
47. Порядок организации и осуществления управления ОТ на ОПО
устанавливается в соответствии с пунктом 8
настоящего Типового положения и Типовым положением о СУОТ.
Приложение № 1
к Типовому
положению о единой системе
управления промышленной безопасностью
и охраной труда для организаций по добыче
(переработке) угля (горючих сланцев),
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от «30» ноября 2017 г. № 520
|
(рекомендуемый
образец)
Приложение № 2
к Типовому
положению о единой системе
управления промышленной безопасностью
и охраной труда для организаций по добыче
(переработке) угля (горючих сланцев),
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от «30» ноября 2017 г. № 520
|
(рекомендуемый
образец)
СОВМЕЩЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
Уровень
управления эксплуатирующей организации
|
Категории
работников
|
Обязанности
в области ПБ
|
Обязанности
в области ОТ
|
Уровень
производственной бригады
|
Мастер,
бригадир производственной бригады
|
В
соответствии с подпунктом «е» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «ж» пункта 29
Типового положения о СУОТ
|
Работник
ОПО
|
В
соответствии с подпунктом «ж» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «в» пункта 29
Типового положения о СУОТ
|
Уровень
производственного участка
|
Начальник
производственного участка
|
В
соответствии с подпунктом «д» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «е» пункта 29 Типового положения о СУОТ
|
Уровень
производственного цеха (структурного подразделения)
|
Руководитель
структурного подразделения
|
В
соответствии с подпунктом «г» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «д» пункта 29
Типового положения о СУОТ
|
Уровень
филиала (обособленного структурного подразделения, шахты, разрезов)
|
Уровень
службы(совокупности нескольких структурных подразделений)
|
Служба
ПБ и ОТ
|
В
соответствии с подпунктом «в» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «г» пункта 29
Типового положения о СУОТ
|
Уровень
руководителя эксплуатирующей организации в целом
|
Руководитель
эксплуатирующей организации самостоятельно
|
В
соответствии с подпунктом «а» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «а» пункта 29
Типового положения о СУОТ
|
Руководитель
эксплуатирующей организации через своих заместителей, руководителей
структурных подразделений
|
В
соответствии с подпунктом «б» пункта 19
настоящего Типового положения
|
В
соответствии с подпунктом «б» пункта 29
Типового
|
положения
о СУОТ
|