На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ
от 27 ноября 2017 г. № 21-Г-5078/ОГ

Обращение по вопросу качества пищевой продукции в Департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России рассмотрено.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе на территории союза действуют технические регламенты, устанавливающие требования к пищевой продукции. Технические регламенты принимаются, в том числе с целью не введения потребителя в заблуждение.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, устанавливает общие требования безопасности пищевой продукции. В соответствии с пунктом 8 статьи 7 данного технического регламента требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим средствам, используемым при производстве пищевой продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом Таможенного союза.

С 1 июля 2013 г. вступил в действие технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012). Данный технический регламент устанавливает единые обязательные для исполнения и применения требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам и их содержанию в пищевой продукции. Находящиеся в обращении на единой территории Евразийского экономического союза пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства сопровождаются документами, подтверждающими их безопасность и прослеживаемость.

Информация о наличии ароматизаторов и пищевых добавок наносится на пищевую продукцию в соответствии с требованиями Технического регламента "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

К техническим регламентам утверждаются перечни стандартов, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов и перечни стандартов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 484 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".

Федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минсельхозом России, ведется работа по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р, и плана по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 738-р, в части разработки проектов документов в целях создания национальной системы управления качеством пищевой продукции.

В настоящее время вопрос производства органической продукции актуален, поскольку технологии, применяемые в ее производстве, существенно отличаются от технологий, применяемых в традиционном сельском хозяйстве. В частности, при ведении органического сельского хозяйства ограничивается применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных препаратов, генно-модифицированных организмов.

В этой связи Минсельхозом России разработан проект федерального закона "Об органической продукции (продукции органического производства)" (далее - законопроект).

Законопроект устанавливает правовые основы регулирования отношений в области производства органической продукции, формулирует основные понятия, касающиеся органической продукции, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Российской Федерации, предусматривает ведение единого государственного реестра производителей органической продукции, добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции, осуществление государственной поддержки производителей органической продукции, их информационное и методическое обеспечение.

В законопроекте под органической продукцией предлагается понимать продукцию растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемую в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, произведенную в соответствии с принципами производства органической продукции.

Вопросы, касающиеся применения правил производства органической продукции (продукции органического производства), отнесены законопроектом к сфере регулирования национальных стандартов. Сегодня уже разработаны и утверждены национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 56104-2014 "Продукты пищевые органические. Термины и определения", ГОСТ Р 56508-2015 "Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования", ГОСТ Р 57022-2016 "Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства", с 2018 года вступает в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 "Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации NEQ САС/GL 32-1999", принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологиии сертификации (ЕАСС).

Законопроект предусматривает создание единого государственного реестра производителей органической продукции (далее - Реестр). Ведение Реестра позволит сформировать перечень сведений о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции.

Законопроектом также устанавливаются требования к использованию производителями органической продукции графического изображения (знака) органической продукции.

После завершения всех процедур, предусмотренных Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

 

Заместитель директора

И.А. Федина