На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 27 октября 2017 г. № АА-10-02-28/23997

"О направлении информации"

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в соответствии с поручением Минприроды России в пределах своей компетенции рассмотрела обращение Фонда развития трубной промышленности и сообщает следующее.

По первому, второму, третьему вопросам Росприроднадзор сообщает, что основные понятия "сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов" определены ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон № 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО).

ФККО включает следующую группу отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (код 4 69 520 00 00 0).

Таким образом, трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные являются отходами производства и деятельность по обращению с ними подлежит регулированию Законом № 89-ФЗ.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Не подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению с отходами V класса опасности.

Если хозяйствующим субъектом предполагается осуществление хотя бы одного из видов деятельности, указанных в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, то в данном случае получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности обязательно.

В случае, если при демонтаже указанных отходов осуществляется предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, то такая деятельность подпадает под определение "обработка отходов" и, следовательно, подлежит лицензированию.

По четвертому и пятому вопросу сообщается следующее.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня определен ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон № 174-ФЗ).

В случае, если технология демонтажа нефте- и газопроводов является новой технологией, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, и по проекту технической документации на такую технологию не утверждалось в установленном порядке положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, то соответствующий проект технической документации на такую технологию будет относиться к числу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня согласно п. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ и будет подлежать представлению в Росприроднадзор в определенном ст. 14 Закона № 174-ФЗ составе для организации и проведения государственной экологической экспертизы.

Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что пунктом 39 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение) установлено, что раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта", включаемый в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта, должен содержать документы и сведения, указанные в пункте 24 настоящего Положения.

По шестому вопросу Росприроднадзор сообщает, что правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее - Правила).

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, на отходы I - IV классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Правилами.

Соответственно, согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ составление паспорта отходов I - IV классов опасности обязательно.

По седьмому вопросу сообщается следующее.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50), и Методическими указаниями по разработке ПНООЛР (утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349).

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30, который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

По восьмому, девятому и десятому вопросам Росприроднадзор сообщает следующее.

Закон № 89-ФЗ регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления, на продукцию данные требования не распространяются.

Обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Невыполнение требований законодательства об экологической экспертизе влечет предупреждение или наложение административного штрафа согласно ст. 8.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является нарушением законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

 

Заместитель Руководителя

А.М. Амирханов