Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста" В соответствии с пунктом 11 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625; № 24, ст. 3525; 2017, № 5, ст. 813; № 15, ст. 2206), приказываю: Утвердить прилагаемое Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста.
Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ I. Общие положения1. Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста (далее соответственно - организация, Положение), разработано в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по регулированию деятельности организаций. 2. Положение носит рекомендательный характер и направлено на организационно-правовое регулирование деятельности по обеспечению социальной занятости инвалидов трудоспособного возраста (далее - инвалиды) для достижения оптимального согласования интересов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, организаций и иных сторон трудовых отношений. 3. Для целей Положения используются следующие понятия: социальная занятость инвалидов - занятость инвалидов трудоспособного возраста, способных к выполнению несложных (простых) видов трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности со значительной помощью других граждан (далее - инвалиды); организация - юридическое лицо, включая некоммерческую организацию, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, заключившие с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области занятости населения, договор по созданию производства (предприятия, цеха, участка, сектора, рабочих мест) для обеспечения социальной занятости инвалидов; несложные (простые) виды трудовой деятельности - виды труда, не требующие специальной подготовки, навыков, знаний и умений, а также обращения с современными инструментами и приборами; значительная помощь других граждан - помощь другого лица, без которой инвалид не может выполнять трудовые функции. В количественном выражении эта помощь составляет от 50 до 95 процентов от функций, которые должен выполнять инвалид; наставник - работник организации, определенный работодателем с его согласия для оказания инвалиду помощи по следующим направлениям: содействие в освоении трудовых обязанностей, вытекающих из технологической документации, должностной инструкции (при ее наличии); внесение работодателю предложений по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий доступности к рабочему месту и его дополнительного оснащения с учетом имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности; содействие формированию толерантного отношения к инвалиду со стороны других взаимодействующих с ним работников. 4. Целями деятельности организации являются: а) соблюдение государственных гарантий прав на труд инвалидов; б) создание для инвалидов благоприятных условий труда; в) защита прав и интересов сторон трудовых отношений социальной занятости. 5. Основными задачами организации являются: а) организация производств, предполагающих несложные (простые) виды трудовой деятельности, не требующие профессиональной подготовки; б) прием (оформление) на работу инвалидов; в) подбор инвалидам видов труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) и их возможностями; г) обеспечение рабочими местами инвалидов в соответствии с требованиями ИПРА и их возможностями; д) оснащение рабочих мест в соответствии с рекомендациями ИПРА; е) предоставление инвалиду наставника для оказания значительной помощи в процессе выполнения трудовых функций; ж) обеспечение обучения инвалида на рабочем месте; з) соблюдение в отношении участников социальной занятости прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством Российской Федерации; и) создание для участников трудовых отношений благоприятных условий труда; к) обеспечение доступности производственных и непроизводственных помещений для инвалидов; л) контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях; м) защита прав и интересов сторон трудовых отношений социальной занятости. 6. Правовую основу деятельности организаций составляют: Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013 г., № 6, ст. 468); Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594); Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2017, № 23, ст. 322); Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 18, ст. 2666); постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625; № 24, ст. 3525; 2017, № 5, ст. 813; № 15, ст. 2206); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный № 26452); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31801); Гигиенические требования к условиям труда инвалидов, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2009 г., регистрационный № 14036); настоящее Положение. 7. Основанием для участия организации в обеспечении социальной занятости инвалидов является заключение договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения. 8. Основанием для прекращения участия организации в обеспечении социальной занятости инвалидов является прекращение или расторжение договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения либо ее ликвидация. II. Организация деятельности организации9. Организации осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими требованиями: а) руководство деятельностью организации осуществляется руководителем, в его отсутствие заместителем руководителя, назначенным приказом организации; б) непосредственное руководство наставником осуществляется руководителем структурного подразделения организации, в котором работают наставник и инвалид; в) наличие подготовленного персонала для оказания помощи инвалидам; г) обеспечение доступности для инвалидов объектов инфраструктуры организации, мест целевого посещения; д) обеспечение охраны труда и безопасности путей движения (в том числе эвакуационных); е) платежеспособность организации; ж) износ основных производственных фондов на уровне среднеотраслевого (или ниже); з) отсутствие задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам; и) отсутствие проведения в отношении организации процедуры банкротства и (или) ликвидации, приостановки осуществления финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) отсутствие нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; л) наличие вакантных должностей или возможности создания новых рабочих мест с несложными (простыми) видами трудовой деятельности, за исключением видов деятельности, связанных с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующих специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий. 10. Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностях) в организации вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения с указанием: а) наименование юридического лица, фамилии, имени, отчества работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем; б) адрес (местонахождение); в) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях; г) сведения о высвобождении работников организации. III. Оборудование рабочих мест в организации11. Оборудование рабочих мест в организации рекомендуется осуществлять в соответствии с основными требованиями к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, гигиеническими требованиями к условиям труда инвалидов, и рекомендациями, содержащимися в ИПРА. 12. Оборудование конкретного рабочего места инвалида должно учитывать специфику труда на рабочем месте: характер выполняемых работ, уровень специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса, взаимосвязь с другими рабочими местами в данной организации, а также индивидуальные потребности инвалида, для которого оснащается данное рабочее место - вид и степень выраженности нарушений, степень ограничения способности к трудовой деятельности, навыки работы со специальной техникой, должность, опыт работы (при их наличии) и др. 13. Специальное рабочее место инвалида при организации социальной занятости должно обеспечивать безопасность труда, работу 1 - 2 класса тяжести и напряженности труда, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте. 14. Не допускается размещение рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена. 15. Рабочие места в открытых помещениях и на открытом воздухе (сельскохозяйственные виды работ) могут быть заняты инвалидами с умственной отсталостью, психическими нарушениями без выраженных сопутствующих заболеваний, которым эти условия не противопоказаны по состоянию здоровья. 16. Инвалиды обеспечиваются рабочей одеждой, соответствующей времени года, и инвентарем. IV. Требования к наставникам в организации17. Наставник, оказывающий помощь инвалиду должен знать: а) особенности социальной занятости как формы трудоустройства инвалидов; б) особенности трудовой деятельности инвалидов; в) особенности учебной и трудовой деятельности инвалидов, с которыми он работает; г) правовые аспекты трудоустройства инвалидов и основы трудового законодательства Российской Федерации; д) права и обязанности инвалидов, которым оказывается помощь в процессе трудовой деятельности; е) правила этики при работе с инвалидами. 18. Наставник обязан: а) оказывать помощь инвалиду при освоении трудовых навыков, адаптации на рабочем месте, выполнении функциональных обязанностей; б) содействовать оборудованию рабочего места инвалида в соответствии с рекомендациями ИПРА; в) содействовать созданию для инвалидов показанных условий труда в соответствии с ИПРА; г) содействовать обеспечению доступности производственных и непроизводственных помещений для инвалидов в соответствии с имеющимися у них нарушениями функций и ограничениями жизнедеятельности; д) содействовать социальной адаптации инвалидов в трудовом коллективе; е) обучать инвалида на рабочем месте с использованием наглядных методов, с регламентированными по силе воздействия и времени нагрузками; ж) знакомить инвалида с правилами по охране труда, пожарной безопасности, контролировать их соблюдение; з) знакомить инвалида с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью; и) содействовать в обеспечении бытовых нужд инвалида, связанных с исполнением им трудовых обязанностей. V. Обеспечение инвалидам доступности производственных и непроизводственных помещений19. В организации инвалидам обеспечивается доступность производственных и непроизводственных помещений, включая помещения социально-бытового назначения, пассивного и активного отдыха, пункты питания, медицинские пункты, кабинеты социально-трудовой ориентации, переводчика жестового языка (на предприятиях, использующих труд инвалидов по слуху) и учебные классы. 20. Организация обеспечивает: а) доступность рабочих мест, мест целевого посещения (бытовых и санитарно-гигиенических помещений, столовой, буфета или комнаты приема пищи) и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; б) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных); в) своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), участвовать в трудовом и учебном процессе; г) устранение или преобразование элементов производственной среды, которые могут являться барьерами на пути передвижения инвалидов к рабочим местам; д) оборудование мест целевого посещения в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма; е) контроль за состоянием здоровья инвалида и условий его труда и отдыха. 21. При отсутствии технической возможности обеспечить доступность и удобство для инвалидов мест целевого посещения организация обеспечивает выделение специальной зоны или участка (например, у входной зоны). VI. Требования к документации по приему и оформлению инвалида на работу22. Отношения, связанные с обеспечением социальной занятости инвалидов, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации. 23. Работодатель наряду с трудовым договором может заключать с инвалидом ученический договор. Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, получения соответствующей квалификации. 24. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, состояния здоровья, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. 25. В случае отсутствия наставника ученик не допускается к работе. VII. Осуществление контроля за деятельностью организации26. Контроль за выполнением организацией взятых на себя договорных обязательств в согласованные сроки осуществляет в установленном порядке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственную политику в области содействия занятости населения.
|