ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ПРИКАЗ от 25 октября 2007 года № 729 Об
утверждении и введении в действие Типовой программы целевой РД-07-11-2007 Приказываю: Утвердить и ввести в действие с 15 января 2008 года прилагаемую Типовую программу целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (РД-07-11-2007). Руководитель К.Б. Пуликовский УТВЕРЖДЕНА Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 октября 2007 года № 729 Введена в действие С 15 января 2007 года ТИПОВАЯ ПРОГРАММА РД-07-11-2007 I. Общие положения1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных1 отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 № 1298, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05) (далее - Основные правила), Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 10.12.99 № 761. ___________ 1 Далее целевая инспекция системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов именуется -целевая инспекция. 2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих целевые инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее в соответствующих случаях - целевые инспекции или целевая инспекция). Указанная выше программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по каждому из этих направлений. Она является базой для составления рабочих программ конкретно намеченных целевых инспекций (далее в соответствующих случаях - рабочие программы или рабочая программа). 3. При определении объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем целевой инспекции определяет должностное лицо Службы, принявшее решение о ее проведении. 4. Целевая инспекция может предусматриваться как в масштабе организации, осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами2, так и в масштабе ее отдельных подразделений. ___________ 2 Далее организация, осуществляющая обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, именуется - организация. 5. Каждая целевая инспекция организуется и проводится в соответствии с предусмотренными для нее рабочей программой и календарным планом, которые составляются и оформляются согласно методическим указаниям, изложенным в приложениях № 1 и 2 к настоящей Типовой программе. 6. В процессе целевой инспекции назначенные для ее проведения лица должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в организациях. II. Основные направления целевой инспекции7. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции: 7.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО. 7.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации. 7.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации. 7.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО. 7.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений. 7.6. Передача РВ и РАО. 7.7. Инвентаризация РВ и РАО. 7.8. Учетные и отчетные документы. 7.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО. 7.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации. 7.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы. 7.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств. III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по основным направлениям целевой инспекции8. В части, относящейся к направлению "Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО", проверке подлежат: 8.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии1. ___________ 1 Под лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору. 9. В части, относящейся к направлению "Нормативная и организационно- распорядительная документация в организации", проверке подлежат2: ___________ 2 При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов. 9.1. Положение о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО в организации и представляющей информацию в систему государственного учета и контроля РВ и РАО. 9.2. Инструкция по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации. 9.3. Инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для каждого подразделения. 9.4. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, и лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении, и должностные инструкции этих лиц. 9.5. Акт о проведении первичной инвентаризации РВ и РАО. 9.6. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО. Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в нем требований на практике. 10. В части, относящейся к направлению "Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации", проверке подлежат: 10.1. Наличие у организации РВ и РАО, подлежащих государственному учету и контролю. 10.2. Наличие у организации РВ, подлежащих учету и контролю в организации. 10.3. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет РВ и РАО и снятия их с государственного учета. 11. В части, относящейся к направлению "Меры контроля доступа к РВ и РАО", проверке подлежат: 11.1. Программа применения и обращения с устройствами индикации вмешательства (УИВ). 11.2. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил и национальных стандартов. 11.3. Документы (формы, порядок ведения, соблюдение порядка), отражающие результаты работоспособности и состояния УИВ в период между последовательными инвентаризациями. 11.4. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ. 11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.). 11.6. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ. 12. В части, относящейся к направлению "Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений", проверке подлежат: 12.1. Программа контроля качества измерений РВ и РАО. 12.2. Программы измерений РВ и РАО. 12.3. Перечни технических средств и методик выполнения измерений. 12.4. Методики выполнения измерений. 12.5. Формы представления результатов измерений. 12.6. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов. 12.7. Наличие и выполнение графиков ведомственной проверки рабочих эталонов и государственной поверки средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО, включая весы всех типов. 12.8. Соблюдение требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов. 12.9. Наличие и выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО. 12.10. Наличие в организации средств измерений и образцов для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов. 12.11. Работоспособность средств измерений, находящихся в организации. 13. В части, относящейся к направлению "Передача РВ и РАО", проверке подлежат: 13.1. Документы, регистрирующие передачи РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами. 13.2. Документы, регистрирующие передачи РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями. 13.3. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радиационные источники, открытые радиационные источники, РАО при передачах РВ и РАО между организацией-отправителем и организацией-получателем. 13.4. Своевременность и порядок оформления (регистрации) постановки на учет (снятия учета) РВ и РАО при выполнении процедур передачи РВ и РАО между организациями (подразделениями). 13.5. Своевременность, полнота и порядок представления организацией-получателем информации об обнаружении утраты, хищения, несанкционированного использования, и при обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО. 14. В части, относящейся к направлению "Инвентаризация РВ и РАО", проверке подлежат: 14.1. Акт о проведении первичной инвентаризации. 14.2. Соблюдение сроков проведения плановых инвентаризаций. 14.3. Инструкции и методики, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации в организации. 14.4. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий. 14.5. Список наличного количества РВ и РАО. 14.6. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых инвентаризаций. 14.7. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО. 14.8. Состояние УИВ. 14.9. Своевременность, полнота и порядок представления организацией информации об обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО, утраты, хищения, несанкционированного использования, выявленных в ходе инвентаризации. 14.10. Соблюдение установленного процесса проведения инвентаризации. 14.11. Фактическое наличие РВ и РАО. 15. В части, относящейся к направлению "Учетные и отчетные документы", проверке подлежат: 15.1. Наличие утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет РВ и РАО в соответствии с установленными требованиями. 15.2. Ведение учетных документов в соответствие с применяемыми процедурами. 15.3. Соблюдение установленного срока хранения учетных документов. 15.4. Правильность, достоверность заполнения и своевременность представления в информационные центры форм оперативной отчетности за организацию, а также форм федерального государственного статистического наблюдения. 16. В части, относящейся к направлению "Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО", проверке подлежат: 16.1. Документ, устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО. 16.2. Документ, устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей. 16.3. Документы, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей. 16.4. Разрешения на право ведения работ по учету и контролю РВ и РАО в организации. 16.5. Документы, подтверждающие допуск должностных лиц к работе с источниками ионизирующих излучений, занятых ведением работ по учету и контролю РВ и РАО в организации. 17. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации", проверке подлежат: 17.1. Наличие в организационно-распорядительных документах и в должностных инструкциях администрации организации требований по осуществлению должностными лицами контроля за учетом РВ и РАО. 17.2. Выполнение должностными лицами организации установленных требований по осуществлению контроля за учетом РВ и РАО. 17.3. Принятые меры по результатам контроля за учетом РВ и РАО и их выполнение. 18. В части, относящейся к направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы" проверке подлежат: 18.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений. 18.2. Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки. 19. В части, относящейся к направлению "Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств", проверке подлежат: 19.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с РВ и РАО) данным (записям) учетной документации. 19.2. Атрибутные признаки и состояние учетных единиц, соответствие их сведениям в учетной документации. 19.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб Службы), зарегистрированных в соответствующих документах. При установлении наличия РВ и РАО должны предусматриваться проведение инспекционных измерений РВ и РАО и при необходимости установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с РВ и РАО. Приложение № 1МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
|