Письмо Минюста СССР от 10 октября 1982 г. № К-14-568 "О Методических рекомендациях об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами" В решениях XXVI съезда КПСС обращено большое внимание на вопросы дальнейшего укрепления договорной дисциплины, выполнения государственных плановых заданий по изготовлению и поставке продукции. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 "Об улучшении планирования и усиления воздействии хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" предусмотрен ряд мер, направленных на дальнейшее укрепление договорной дисциплины, безусловное выполнение планов поставок продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Эти указания партии и правительства требуют улучшения, методического руководства договорной работой, более эффективного использования правовых средств и повышения активности юридической службы, занятой в народном хозяйстве. В целях оказания юридической службе помощи в повышении роли в организации работы с договорами поставки Министерством юстиции СССР по согласованию с Госснабом СССР и Госарбитражем СССР подготовлены Методические рекомендации об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами. В случае необходимости, с учетом отраслевых особенностей министерствами, госкомитетами и ведомствами могут быть разработаны ведомственные указания по этим вопросам на основе настоящих Методических рекомендаций. Методические рекомендации об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами(утв. Минюстом СССР 10 октября 1982 г. № К-14-568, согласованы с Госснабом СССР и Госарбитражем СССР) 1. Общие положения1.1. XXVI съезд КПСС одним из важным требований в области руководства народным хозяйством предусмотрел необходимость строгого соблюдения социалистической законности в хозяйственных отношениях, укрепления плановой, договорной дисциплины, что является важнейшей обязанностью руководителя объединения, предприятия, организации. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 6951 предусмотрен обширный комплекс мероприятий, направленных на улучшение планирования и усиление воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы. Выполнение планов поставок продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по номенклатуре (ассортименту) и в сроки в соответствии с заключенными договорами (заказами) является одним из важных оценочных показателей результатов собственной деятельности производственных объединений (предприятий) промышленности. Работа с хозяйственными договорами является функцией соответствующих структурных подразделений объединений, предприятий, организаций2. Важным хозяйственным договором является договор поставки продукции. Изготовление продукции и поставка ее потребителям в соответствии с заключенными договорами составляет главную цель производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций. Четкое выполнение принятых сторонами договора обязательств определяет ритм работы всего народного хозяйства. В условиях постоянного развития и усложнения производственных связей в народном хозяйстве роль договора поставки постоянно возрастает. В этой связи должна постоянно совершенствоваться и организационно-правовая сторона договорной и претензионно-исковой работы. 1.2. Как показывает опыт различных отраслей народного хозяйства, в последние годы в основном сложились организационные основы работы с хозяйственными договорами, стабилизируется правовое регулирование этой деятельности. Важную роль в трудоемкой и ответственной работе с хозяйственными договорами играет правильное, умелое использование всего имеющегося арсенала правовых средств. От уровня правовых знаний хозяйственных руководителей и специалистов, их умения пользоваться законодательным материалом в работе с хозяйственными договорами зависит многое. Помочь хозяйственным руководителям и специалистам в постоянном совершенствовании и подъеме уровня их правовых знаний, в овладении практикой и опытом использования в работе с хозяйственными договорами правовых средств - одна из основных задач юридической службы, а там где ее нет - задача юридической службы вышестоящих хозяйственных органов. Юридическая служба, используя присущие ей методы и формы работы, оказывает значительную помощь хозяйственным руководителям в улучшении организации договорной работы на предприятиях. Вместе с тем проводимые органами юстиции и юридическими отделами министерств и ведомств изучения участия юридической службы в указанной работе показали необходимость разработки методических рекомендаций для того, чтобы, во-первых, исключить из практики неправомерное возложение на юридическую службу несвойственной ей оперативной работы с хозяйственными договорами, т.е. работы, которую ведут специальные структурные подразделения и службы, во-вторых, помочь хозяйственным руководителям в правильном понимании ими назначения юридической службы, в надлежащем определении ее роли в договорной и претензионно-исковой работе и, в-третьих, на основе обобщенного опыта работы юридической службы подсказать работникам этой службы наиболее интересные формы и методы их участия в обеспечении надлежащего уровня выполнения договорных доказательств по поставкам продукции. Задача юридического отдела (бюро), главного (старшего) юрисконсульта, юрисконсульта по заключению хозяйственных договоров определена в Общем положении о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 4673, положениях о юридической службе, утвержденных министерствами, ведомствами, других нормативных актах. 1.3. В настоящее время все более важное значение приобретает уровень правового регулирования договорной работы на предприятии. Как известно, эти вопросы определяются в отраслях, на предприятиях и в организациях документами различного значения (приказы, инструкции, положения, указания и др.). Такого рода правовое регулирование не всегда позволяет надлежащим образом обеспечивать эффективную организацию работы с договорами. Как показала практика последних лет, более предпочтительным является пользование стандартов (ОСТ, СТП). Разработка ОСТа о работе с хозяйственными договорами и принятие с учетом отраслевого стандарта на предприятиях аналогичного СТП по договорной работе будет способствовать значительному повышению уровня правового регулирования этой деятельности4. Указанный стандарт (СТП) разрабатывается структурными подразделениями, которые осуществляют договорную работу, при активном участии юридической службы. В нем рекомендуется, в частности, определить: меры по укреплению плановой и договорной дисциплины; основные направления организации работы подразделения предприятия по контролю за выполнением договорных обязательств по срокам поставки, количеству, номенклатуре (ассортименту), качеству, комплектности; вопросы совершенствования системы стимулирования в соответствии с задачами обеспечения надлежащего исполнения договоров поставки; порядок рассмотрения результатов выполнения договорных обязательств, разработки и осуществления мер, направленных на организацию работы с непроизводительными потерями, являющимися следствием нарушения договоров поставки; порядок определения ответственности структурных подразделений и должностных лиц, по вине которых возникли непроизводительные расходы в результате допущенных ими нарушений договорных обязательств, а также принимаемых мер для возмещения ущерба, возникшего по этой причине; вопросы организации систематической информации трудового коллектива о состоянии работы по выполнению договорных обязательств; формы и методы работы по выявлению причин, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по поставкам продукции, их анализе и разработке мер по устранению и предупреждению этих причин. 2. Укрепление плановой и договорной дисциплины. Взаимная увязка плана и договора2.1. Важнейшим фактором, оказывающим влияние планово-договорной дисциплины на предприятии, является сбалансированность плана, строгая увязка плановых заданий с договорными обязательствами по поставке продукции, четкое исполнение плановых заданий. Выполнение этой задачи обеспечивается соответствующими службами (планово-экономической, снабженческо-сбытовой и др.) на стадии заключения хозяйственных договоров. Юридическая служба может оказать большую помощь этим подразделениям, обращая их внимание на необходимость обеспечения этой увязки в формировании планов календарного планирования производства по цехам, производственным единицам и другим производственным звеньям, с целью доведения конкретных заданий, своевременное исполнение которых обеспечит в целом изготовление5 продукции в номенклатуре (ассортименте) к сроку, предусмотренному в договоре. В исключительных случаях действующее законодательство допускает внесение в установленном порядке изменений в планы производства предприятий. В этих случаях требуется своевременно уточнять с потребителями (покупателями) хозяйственные договоры, обязательства по которым подлежат изменению6. Юридическая служба предприятия, разъясняя специалистам соответствующие требования законодательства, поможет предупредить непроизводительные расходы, которые могут возникнуть при несоблюдении указанного порядка внесения изменений в договоры поставки7. 2.2. В правовом документе (положении, инструкции, СТП), регламентирующем порядок разработки и утверждения планов, целесообразно предусмотреть обязанность плановой службы своевременно информировать соответствующие структурные подразделения, осуществляющие договорную работу, а также юридическую службу о внесении в план изменений. На основе указанной информации, полученной от плановой службы, эти подразделения при участии юридической службы принимают меры для внесения в установленном порядке изменений в заключенные договоры. 3. Организация контроля за выполнением договорных обязательств по срокам поставки, количеству, номенклатуре (ассортименту), качеству и комплектности3.1. Юридической службе совместно с другими подразделениями необходимо принимать участие в организации работы по обеспечению надлежащего учета и контроля за исполнением договорных обязательств на предприятии. На практике такой учет осуществляется путем ведения журнала (картотеки) отделом сбыта, бюро заказов предприятия или иными службами, выполняющими аналогичные функции. В этом журнале предусматриваются разделы, в которых показываются, например, такие основные данные: реквизиты покупателя (получателя); номера и даты договоров и спецификаций, нарядов, заказов; объем продукции, подлежащей поставке, и сроки поставки; наименование отгруженной продукции и дата отгрузки; номера транспортных документов, платежных требований и другие необходимые сведения. При большом количестве получателей, широкой номенклатуре изделий и при наличии определенных условий целесообразно использование электронно-вычислительной техники для планирования, учета и контроля договоров поставок продукции8. 3.2. Юридическая служба должна информировать соответствующие подразделения о том, что в соответствии с п. 34 Положения о поставках продукции учет выполнения обязательств должен вестись по месяцам, если в особых условиях поставки или в договоре не установлены иные сроки (периоды) поставки. 3.3. Порядок ведения учета выполнения договорных обязательств предприятия желательно закрепить в соответствующем правовом документе. В частности, юридической службе с участием других заинтересованных подразделений рекомендуется предусмотреть в СТП порядок оперативного учета выполнения договоров (принятых к исполнению нарядов, заказов), заказов-нарядов внешнеторговых организаций и составления отчетных данных по показателю объема реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам, формы и организацию оперативного учета выполнения обязательств по поставкам; определение порядка подготовки и представления сводных данных о невыполненных договорах (стоимости и номенклатуре недопоставленной продукции) за отчетный период. Независимо от того, установлен ли между сторонами график поставки или поставка осуществляется равномерно по декадам, месяцам или кварталам, соответствующие структурные подразделения должны подводить итоги выполнения договорных обязательств по окончании периода поставки. Сроки подведения итогов устанавливаются в зависимости от конкретных условий, сложившихся на предприятии. При этом необходимо учитывать, что оперативный учет должен обеспечивать определение результатов выполнения обязательств за каждый отчетный месяц, квартал и период с начала года нарастающим итогом по каждому договору. В соответствии с действующим законодательством о поставках и с учетом требований Инструкции о порядке учета выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами при оценке деятельности и экономическом стимулировании производственных, снабженческо-сбытовых и торговых объединений, предприятий и организаций, утвержденной Госпланом СССР, Госснабом СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС 24 августа 1981 г. № НР-27-Д9. Кроме того, необходимо иметь в виду, что поставленная продукция одного наименования, входящая в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования, кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования (последнее на поставку товаров народного потребления не распространяется). 3.4. С целью предупреждения нарушения очередности поставок в СТП и других правовых документах необходимо строго регламентировать порядок отгрузки (отпуска) готовой продукции на предприятии. При этом следует определить круг должностных лиц, уполномоченных давать распоряжения об отгрузке (отпуске) продукции, а также предусмотреть порядок оформления таких распоряжений и ознакомление этих должностных лиц с установленными приоритетами и графика отгрузки (очередностью поставок) в соответствии с п. 37 Положения о поставке продукции и постановлением Госснаба СССР от 2 декабря 1981 г. № 105 "О порядке установления приоритетов и графиков отгрузки (очередности поставки) продукции". Предъявление предприятию обоснованных претензий об уплате штрафов за нарушение приоритетов и графиков отгрузки продукции является одним из оснований для проведения тщательной проверки работы структурных подразделений, планирующих и осуществляющих отгрузку (отпуск) продукции. Юридической службе целесообразно ставить перед руководством предприятия вопрос о проведении таких проверок, знакомиться с их результатами или принимать в них непосредственное участие. 3.5. Важнейшим условием выполнения обязательств по поставкам является своевременное изготовление выпускаемой продукции. Это опосредствуется, прежде всего, своевременным запуском изделий в производство, с учетом продолжительности технологического цикла их изготовления. Как показывает опыт работы юридических служб ряда предприятий, эта служба может оказаться полезной, когда, используя получаемую информацию, она обращает внимание соответствующих специалистов и руководителей подразделений на необходимость построения графиков производства с расчетом обеспечения выпуска продукции к срокам, предусмотренным договорами поставки. 3.6. В целях правового обеспечения управления качеством выпускаемой продукции юридическая служба принимает активное участие в разработке комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП)10. В случае повторяющихся фактов поступления претензий от грузополучателя по недогрузу, недостачам, пересортице, некомплектности, обнаруживаемым ими при приемке продукции от органов транспорта, юридической службе целесообразно обращать внимание соответствующих подразделений на необходимость проведения контрольных (комиссионных) проверок подготовленной к отгрузке продукции. 3.7. Расчеты за поставленную продукцию составляют одну из важных составных частей договорной работы. В этой связи в СТП по работе с хозяйственными договорами целесообразно предусмотреть раздел или группу вопросов о расчете за отгруженную продукцию. Например, следует определить порядок выявления нарушений расчетной дисциплины, в том числе таких фактов, как необоснованные отказы от оплаты полученной продукции, выставление бестоварных расчетных документов; предусмотреть действия специалистов бухгалтерско-финансовой службы по использованию неправовых средств в борьбе с нарушениями расчетной дисциплины; определить роль и участие юридической службы в этой работе, в том числе ее обязанность информировать руководителей бухгалтерско-финансовой службы о фактах нарушения расчетной дисциплины, выявленных при рассмотрении споров в арбитраже. Законодательством предусмотрена имущественная ответственность за несоблюдение порядка расчетов, которая позволяет эффективно бороться с такими нарушениями11. 3.8. При рассмотрении проектов положений (их уточнениях) о структурных подразделениях, должностных инструкций для соответствующих работников юридической службе следует добиваться четкого определения их обязанностей по работе с договорами поставки, в том числе ведению оперативного учета, статистической отчетности и контролю за выполнением договорных обязательств по поставке продукции в количестве, надлежащего качества, комплектности, в номенклатуре (ассортименте) и своевременности отгрузки. 4. Использование внутризаводской системы стимулирования для выполнения договоров поставки4.1. Правовое регулирование работы с хозяйственными договорами на предприятии должно предусматривать стимулирование деятельности соответствующих подразделений и должностных лиц, обеспечивающих своевременное, в полном объеме и надлежащего качества выполнение принятых обязательств по договорам поставки. Как показывает опыт работы многих предприятий, важным фактором, обеспечивающим исполнение хозяйственных договоров, является правильно организованное материальное и моральное поощрение трудового коллектива предприятия, отдельных его подразделений и должностных лиц. В основе указанного стимулирования находятся вопросы внутреннего хозяйственного расчета12. Поэтому правовые документы, определяющие организацию внутреннего хозяйственного расчета на предприятии: в бригадах, цехах, производствах, производственных единицах, - должны содержать раздел или группу вопросов, посвященных стимулированию выполнения договорных обязательств. При этом юридическая служба может оказать соответствующую помощь отделу труда и заработной платы предприятия при разработке положения о внутреннем хозяйственном расчете на предприятии в части использования правовых средств при решении вопросов стимулирования работы с договорами поставки. В этом положении приводится перечень структурных подразделений (отделов, цехов, производств), состоящих на внутреннем хозяйственном расчете, определяются хозрасчетные показатели для каждого подразделения и порядок их доведения, регламентируется порядок рассмотрения взаимных претензий, на основе хозяйственных взаимоотношений внутренних звеньев предприятия указываются основные условия экономического стимулирования подразделений и другие вопросы, направленные на обеспечение надлежащего выполнения предприятием принятых договорных обязательств. 4.2. Юридическая служба, в пределах своей компетенции, принимает участие в приведении действующей на предприятии системы стимулирования договорной работы в соответствие с требованием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 (пп. 46, 47, 59) о необходимости оценки результатов хозяйственной деятельности исходя из выполнения планов поставок. 4.3. При проверке соответствия требованиям законодательства проектов приказов, положений, СТП и других документов о внутреннем хозяйственном расчете на предприятии юридической службе рекомендуется обращать внимание на то, чтобы предусмотренные в них критерии оценки результатов деятельности структурных подразделений включали показатели, отражающие их вклад в выполнение заданий и обязательств по поставкам продукции. 4.4. Положения о премировании работников предприятия за основные результаты хозяйственной деятельности должны предусматривать уменьшение (увеличение) премий руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим в зависимости от выполнения заданий и обязательств по поставкам. Порядок уменьшения (увеличения) премий должен соответствовать правилам, установленным в пп. 11 - 13 Инструкции от 24 августа 1981 г. № НР-27-Д, Основным положениям о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности13 и принятым в соответствии с ними нормативным документами министерства (ведомства), в систему которого входит предприятие. 4.5. В положении о премировании работников предприятия целесообразно предусматривать, что работники, причинившие в результате определенных упущений ущерб предприятию, лишаются премии полностью или частично. Для этого в специально разработанном перечне производственных упущений необходимо установить такие упущения, допущенные работником, в результате которых предприятие несло непроизводительные расходы, в том числе при работе с договорами. К ним можно отнести, например, несвоевременное рассмотрение (предъявление) претензий, несвоевременное заключение договора поставки, нарушение ассортимента при поставке, изготовление некачественной продукции и т.д. в результате чего уплачены штрафы. Кроме того, в положении о выплате вознаграждения работникам предприятия за общие результаты работы по итогам года целесообразно предусматривать, что руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом имеет право лишать вознаграждения по итогам года (полностью или частично) работников, причинивших предприятию материальный ущерб (в том числе и уплатой штрафных санкций)14. Юридическая служба, требуя от специалистов четкого описания в положении о премировании указанного механизма воздействия, будет способствовать лучшему использованию правовых средств для укрепления договорной дисциплины. 5. Рассмотрение результатов выполнения договорных обязательств. Разработка и осуществление мер, направленных на организацию борьбы с непроизводственными потерями5.1. Вопросам подведения итогов выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами должно придаваться первостепенное значение. Для организации этой работы в соответствующем разделе СТП рекомендуется предусмотреть порядок рассмотрения на предприятии результатов выполнения обязательств по поставкам. 5.2. Функции по установлению причин срывов поставок, определению структурных подразделений и работников предприятия, виновных в этих нарушениях по разработке мер по устранению недостатков в договорной работе обычно возлагаются на комиссию по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности либо иной компетентный орган, созданный на предприятии для решения аналогичных задач (комиссию по рассмотрению и предотвращению непроизводительных расходов, комиссию по работе с договорами и т.п.). Положение о комиссии должно, в частности, содержать: задачи, функции, права и обязанности по рассмотрению результатов выполнения договорных обязательств предприятием; порядок (процедуру) ее деятельности; порядок привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством лиц, по вине которых допущены нарушения обязательств по поставкам продукции. При этом комиссии обычно наделяются правами: истребовать от структурных подразделений и должностных лиц материалов заключения по всем фактам нарушения договорных обязательств; приглашать на заседания комиссии руководителей структурных подразделений и других должностных лиц для получения объяснений по вопросам исполнения договоров и причин допущенных нарушений; рассматривать материалы по фактам нарушения условий договорных обязательств, представляемые соответствующими структурными подразделениями, определять виновные подразделения и размеры непроизводительных потерь, подлежащих отнесению на результаты их хозяйственной деятельности; вносить предложения руководству предприятия о привлечении к ответственности конкретных работников, виновных в нарушении обязательств, и о снижении оценочных показателей работы структурных подразделений, допустивших упущения, вызвавшие срыв поставок в отчетном периоде, и др. 5.3. Юридической службе рекомендуется принимать участие в деятельности функциональных подразделений (бухгалтерской, финансовой службы) по разработке и осуществлению мер, направленных на организацию борьбы с непроизводительными потерями. Она может оказывать им помощь в эффективном использовании установленных законодательством правовых мер для предупреждения непроизводительных расходов. Непроизводительные расходы - это внеплановые потери, которые возникли, в частности, в результате нарушения договорной дисциплины. Они складываются из неустоек (штрафов, пени), убытков в денежной форме, из судебных и арбитражных расходов на ведение дел, ущерба от брака, порчи сырья, материалов, забракованных изделий и готовой продукции и т.д. 5.4. В соответствующем разделе СТП о порядке организации и совершенствования работы по выполнению на предприятиях обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами целесообразно установить, чтобы производители структурных подразделений прорабатывали вопрос об отнесении штрафов и других непроизводительных расходов на результаты хозяйственной деятельности лишь после рассмотрения причин, выявления виновных лиц и принятия по ним соответствующих мер воздействия. При непосредственном участии совместно с бухгалтерской, финансовой службами, отделом снабжения и сбыта, ОТК и другими соответствующими подразделениями в разработке и осуществлении мероприятий по борьбе с непроизводительными потерями юридической службе, в частности, рекомендуется: знакомиться с материалами комиссии по рассмотрению результатов выполнения договорных обязательств; анализировать недостатки, установленные служебными проверками по актам недостач, брака, других нарушений договорных обязательств, вызванных неправильным применением или неиспользованием действующего законодательства. 5.5. Важным фактором обеспечения своевременности выполнения договорных обязательств является четкое взаимодействие соответствующих структурных подразделений с органами транспорта. Например, исходя из того, что работа и ответственность за оформление договоров с органами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и т.д.) возлагается на транспортную службу предприятия, юридической службе рекомендуется оказывать помощь этим подразделениям в умелом использовании правовых средств для воздействия на перевозчика, в том числе по вопросам своевременности и в полном объеме предоставления перевозочных средств в состоянии, пригодном для транспортировки соответствующей продукции. В СТП необходимо отразить основные вопросы, связанные с предупреждением простоев под погрузкой перевозочных средств, четко определить обязанности соответствующих работников - следить за правильностью и полнотой загрузки вагонов, контейнеров, цистерн, их пломбированием и другими мерами, обеспечивающими надлежащую сохранность отгружаемой продукции. 6. Вопросы ответственности внутренних подразделений предприятий за нарушения договорных обязательств6.1. Как показывает опыт работы ряда предприятий, применение соответствующих мер воздействия за нарушение внутризаводской кооперации создает в отношениях между цеховыми коллективами, обстановку высокой взаимной требовательности15. При этом необходимо иметь в виду, что взысканные штрафы, уплаченные предприятием, должны относиться на результаты производственно-хозяйственной деятельности виновных подразделений (производств, цехов) предприятия16, действующих в условиях внутреннего хозяйственного расчета. Юридическая служба способствует подразделениям в обеспечении законности и принятии мер воздействия (предъявлении хозрасчетных претензий) во внутрихозяйственных отношениях. За упущения в работе должны нести ответственность функциональные отделы и службы предприятия. При этом у структурных подразделений, переведенных на внутренний хозяйственный расчет, взысканные санкции отражаются на размерах экономии от снижения себестоимости, фондах материального поощрения, других оценочных показателях, а у остальных подразделений (не переведенных на внутренний хозяйственный расчет) в зависимости от причиненного ущерба в соответствующем правовом документе следует предусмотреть уменьшение размеров сумм, выделяемых этим подразделениям для премирования коллектива. Принимая участие в этой работе, юридическая служба учитывает, что к виновным структурным подразделениям должны предъявляться хозрасчетные претензии17. Для этого в соответствующем разделе положения о внутреннем хозяйственном расчете на предприятии рекомендуется установить порядок их предъявления и решения, а также определить, какие подразделения осуществляют эту работу. 6.2. Работники, допустившие производственные упущения, в результате которых предприятию причинен материальный ущерб, обусловленный нарушением обязательств по договору поставки, привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.18 Решение о привлечении работника к материальной ответственности должно приниматься администрацией на основании материалов служебных проверок и других данных по предложениям руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, группы (поста) народного контроля, комиссии по рассмотрению результатов выполнения договорных обязательств, комиссии по борьбе с непроизводительными расходами и т.д. При этом юридическая служба предприятия проверяет обоснованность и законность привлечения к материальной ответственности работников, виновных в возникших непроизводительных расходах. Юридическая служба оказывает соответствующим структурным подразделениям помощь в наиболее эффективном использовании имеющихся правовых средств, возмещении материального ущерба, причиненного предприятию вследствие выполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по поставкам. При этом важное значение имеет строгое соблюдение предусмотренного законом порядка возложения на работников обязанностей возместить причиненный по их вине материальный ущерб19. В соответствии с Положением о производстве денежных начетов комитетом народного контроля, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1981 г., лица, виновные в невыполнении плановых заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров, предусмотренных заключенными договорами, могут быть подвергнуты денежным начетам20. 7. Организация систематической информации трудового коллектива о состоянии выполнения договорных обязательств. Повышение правовых знаний специалистов в области договорной работы7.1. Решению задачи систематической информации трудового коллектива о состоянии работы по выполнению договорных обязательств будет способствовать организация ее проведения по определенному плану-графику, разработанному заинтересованными подразделениями при активном участии юридической службы. Указанная информация должна воспитывать чувство высокой ответственности за выполнение договорных обязательств, ее необходимо учитывать при рассмотрении вопросов социалистического соревнования. На производимых собраниях, совещаниях, семинарах, при проведении бесед и т.д. целесообразно называть нарушителей договорной дисциплины, доводить до сведения трудового коллектива причины срывов поставок и других производственных упущений, которые связаны с ними, приводить данные о размерах непроизводительных расходов, понесенных предприятием по их вине. Полезной в этом отношении формой информации является оборудование специальных стендов либо введение на доске показателей графы о состоянии выполнения договоров поставки продукции потребителям. 7.2. На предприятии следует проводить работу по разъяснению и пропаганде действующего законодательства по вопросам материального стимулирования, выполнения договорных обязательств по поставкам. В тематике семинаров (совещаний), лекций, докладов, выступлений в печати, по радио, организуемых при участии юридической службы, рекомендуется предусмотреть освещение значения и содержания принятых в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 нормативных актов, устанавливающих порядок формирования и распределения средств поощрения в зависимости от выполнении договорных обязательств по поставкам. 7.3. Юридической службе рекомендуется следить за тем, чтобы в учебных планах и программах было отведено определенное количество часов при проведении занятий по повышению деловой квалификации специалистов соответствующих подразделений по теме обеспечения выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При подборе лекторов юридическая служба может посоветовать, кого можно пригласить для этого из числа компетентных работников органов материально-технического снабжения, арбитража, юстиции, суда, ученых-юристов и др. В целях оказания правовой помощи руководителям и специалистам соответствующих подразделений, призванных обеспечить выполнение договорных обязательств по договорам поставки, юридической службе рекомендуется проводить организаторскую работу по изучению указанными работниками законодательства, применяемого ими в служебной деятельности. Целесообразно также: следить за обеспечением администрацией предприятия указанных работников законодательным, нормативным и справочным материалами; использовать для проверки правовых знаний этих специалистов проводимую один раз в три - пять лет аттестацию, предусмотренную постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. № 53121 и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 № 76022, оказывать помощь специалистам в подготовке к этой аттестации (проведение дополнительных занятий, разработка вопросников и т.п.). Желательно участие руководителя юридической службы в работе аттестационной комиссии. 7.4. Мероприятия, предусматриваемые юридической службой по оказанию помощи соответствующим специалистам в более эффективном использовании ими правовых средств в работе по обеспечению выполнения договорных обязательств, следует включать в разделы плана ее работы. 8. Анализ причин нарушений договорных обязательств8.1. Организация сложной работы по выполнению обязательств по поставкам продукции предполагает надлежащий уровень проведения аналитической работы главным образом с целью выявления причин и факторов, оказывающих негативное влияние на выполнение договорных обязательств. При этом выясняются производственно-технические, организационные, планово-экономические, финансовые и другие факторы, влияющие на выполнение договорных обязательств на предприятии. Такой анализ проводится соответствующими структурными подразделениями с разработкой ими конкретных предложений. Так, например, интересным является проводимый в ряде отраслей финансово-экономический анализ нарушений договорных обязательств по определенной форме, разработанной бухгалтерской службой, в которой указываются допущенные виды нарушений, структурные подразделения, виновные в этих нарушениях, размеры убытков, причиненные этими нарушениями. 8.2. Помимо указанного анализа важное значение имеет также анализ использования правовых средств, которые применяются соответствующими подразделениями при осуществлении договорной работы (правовой анализ). Необходимые сведения для проведения правового анализа могут быть получены по результатам рассмотрения претензий, предъявленных к предприятию, из актов контрольных отгрузок изготовленной продукции, решений, определений, сообщений органов арбитража, народного контроля, суда и других организаций. Ряд таких данных, как показывает практика, поступает непосредственно юридической службе. Другие сведения сосредоточиваются в соответствующих подразделениях. Ведущим звеном при проведении правового анализа является юридическая служба, обладающая необходимыми познаниями в области действующего законодательства и практики его применения в договорной работе. 8.3. Проведение комплексного анализа выполнения договорных обязательств с разработкой мер по устранению недостатков осуществляется на основе четко установленного и зафиксированного в СТП по договорной работе порядка, который предусматривает обязанности соответствующих структурных подразделений по проведению определенного вида анализа, с определением объема и источников используемой для этого информации, подготовку соответствующих предложений, указаний в какой форме кому и в какой срок представляются результаты проведенной работы.
______________ 1 СП СССР, 1979, № 18, ст. 118. 2 В дальнейшем для краткости употребляется термин "предприятие". 3 СП СССР, 1972, № 13, ст. 70. 4 Правовое регулирование с использованием отраслевого стандарта по работе с договорами применяется в системе Минэлектротехпрома. 5 Имеется в виду также добыча, переработка и т.п. 6 См. п. 11 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1979 г. № 695; п. 19 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г. № 161 (СП СССР, 1981, № 9, ст. 62). Далее для краткости употребляется термин "Положение о поставках продукции". 7 См. п. 31 Положения о поставках продукции. 8 По вопросу организации и осуществления контроля за исполнением хозяйственных договоров следует руководствоваться разделом 5 Методических рекомендаций Министерства юстиции СССР от 29.09.78 № К-8-524 "Об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях" (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1979, № 3). 9 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1982, № 2 с. 12 - 18. Далее в тексте указанная инструкция именуется "Инструкция от 24 августа 1981 г. № НР-27-Д". 10 Более подробно об организации работы юридических служб производственных объединений и предприятий по использованию правовых средств в целях обеспечения выпуска продукции высокого качества см. Методические рекомендации Министерства юстиции СССР от 14.02.78 № К-8-130 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1978, № 8). 11 См. об этом, например, Положение о поставках продукции; Инструкцию Госбанка СССР от 31.05.79 № 2 "О безналичных расчетах в народном хозяйстве". 12 См."Основные методические положения о хозяйственном расчете внутри промышленных предприятий", утвержденные решением Междуведомственной комиссии при Госплане СССР от 30.08.68 (Изд-во "Экономика". М., 1969). 13 Подробнее см. "Основные положения о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности" ("Экономическая газета", 1980, № 39) и соответствующие отраслевые типовые положения о премировании работников подведомственных предприятий. 14 См."Рекомендации о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год", утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 8 июля 1977 г. № 217/П-9 (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1977 г. № 10. с. 3).) 15 См. постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. "О работе партийной организации Минского тракторного завода по повышению производственной и общественно-политической активности трудового коллектива". (Справочник партийного работника, изд-во "Политическая литература". М., 1972, вып. 12, с. 197). 16 См. п. 82 Основных методических положений о хозяйственном расчете внутри промышленных предприятий. 17 В соответствии с п. 82 Основных методических положений о хозяйственном расчете внутри промышленных предприятий в случае, если подразделение непосредственно несет по вине других подразделений непроизводительные потери, то их следует относить на виновные подразделения на основе внутрипроизводственных хозрасчетных претензий. 18 Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 29, ст. 427. 19 Подробнее об участии юридической службы в работе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию, см. раздел 5 "Методических рекомендаций об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины", утвержденных Министерством юстиции СССР 15.10.81 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1982, № 4). 20 Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 35, ст. 1017. 21 СП СССР, 1973, № 18, ст. 103. 22 СП СССР, 1968, № 18, ст. 122.
|