На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 23 марта 2005 г. № 10

"О мерах по усилению надзора за автотранспортом и уменьшением его влияния на здоровье населения"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты социально-гигиенического мониторинга за качеством атмосферного воздуха, установил.

В настоящее время около 2/3 населения страны проживает на территории, где состояние атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам.

Под воздействием повышенных, по сравнению с гигиеническими нормативами, концентраций вредных веществ продолжает проживать около 30 млн. человек в крупных и средних городах Российской Федерации с развитой промышленностью и автотранспортом.

Большая часть населения подвергается воздействию высоких концентраций взвешенных веществ, бенз(а)пирена, формальдегида, углеводородов, бензола, сероводорода, меркаптана, свинца, азота оксидов, оксида углерода (Республика Марий Эл, Новосибирская область, Республика Северная Осетия - Алания, Кемеровская область, Псковская область, Республика Калмыкия, Саратовская область, г. Москва, Мурманская, Рязанская, Липецкая, Свердловская, Волгоградская области).

Почти в половине субъектов Российской Федерации регистрируются превышения концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, составляющие более 5 ПДК.

Значительное место в загрязнении атмосферного воздуха продолжает занимать автомобильный транспорт. Ежегодно количество транспортных единиц в субъектах Российской Федерации увеличивается в среднем на 30 - 40 %.

Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет 50 - 80 % и более общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух (Воронежская область, г. Москва, Курская область, Ставропольский край, г. Санкт-Петербург и др.).

Сложившаяся ситуация осложняется тем, что эксплуатируемый на дорогах Российской Федерации автотранспорт не отвечает требованиям европейских стандартов (25 - 30 % эксплуатируемых автомобилей не соответствует установленным экологическим нормам), продолжает оставаться низким качество автомобильного топлива.

В зоне жилой застройки рядом с автомагистралями обнаруживаются превышения предельно допустимых концентраций взвешенных веществ, азота диоксида, углерода оксида, формальдегида - в атмосферном воздухе, в почве регистрируются превышения ПДК по свинцу (города Барнаул, Липецк, Южно-Сахалинск, Владивосток, Чита, Томск, Тверь, Ростов-на-Дону, Иркутск, Кемерово, Курск, Саратов и другие).

Повсеместно осуществляется размещение гаражей, автостоянок, автозаправочных станций вблизи детских, образовательных и лечебно-профилактических учреждений, а также в селитебной зоне с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Реализация Федерального закона от 22.03.2003 № 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 12, ст. 1058) позволила уменьшить загрязнение окружающей среды свинцом.

На предприятиях по переработке нефти, расположенных в Иркутской, Нижегородской, Самарской, Пермской, Волгоградской, Омской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан, прекращено производство этилированного бензина.

Однако количество проб атмосферного воздуха с превышением среднего показателя по Российской Федерации по свинцу выявлено в Республике Дагестан, Иркутской, Кемеровской, Челябинской, Тюменской, Московской, Свердловской, Брянской областях.

Автотранспорт создает на 80 % территорий городов акустический дискомфорт. Многие автомагистрали проходят в непосредственной близости от жилой застройки, и уровни шума и вибрации в ней превышают гигиенические нормативы на 5 - 30 дБ. Доля населения, проживающего в условиях акустического дискомфорта, колеблется от 20 до 60 %, в зависимости от величины города. В целом по Российской Федерации количество населения, проживающего в условиях шумового загрязнения, обусловленного автотранспортом, составляет 34 млн. человек.

В городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других крупных городах эквивалентные уровни шума составляют в среднем 73 - 83 дБА, а максимальные 90 - 95 дБ.

Несоответствие транспортных средств санитарно-гигиеническим требованиям при продолжающемся увеличении транспортных потоков и неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог приводит к постоянному загрязнению атмосферного воздуха и почв.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 482), в целях снижения негативного влияния последствий эксплуатации автотранспортных средств на окружающую среду и предупреждения обусловленных этим нарушений здоровья населения, постановляю:

1. Рекомендовать руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Осуществлять необходимые организационные и практические мероприятия по обеспечению снижения вредного влияния выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, акустического шума и вибрации от автотранспорта, исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению современных транспортных средств, техники и технологий, в том числе по ограничению использования в топливе веществ, способных накапливаться в окружающей среде, организме или обладающих аллергенным, мутагенным и канцерогенным действием.

1.2. Обязать руководителей организаций, осуществляющих производство топлива и его реализацию, выполнение мероприятий, предусматривающих уменьшение загрязнения окружающей среды вредными веществами, использование сертифицированного топлива, в том числе с присадками, разрешенными к применению в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

1.3. Принять меры по поэтапному выведению транспортных объектов из селитебной зоны, в первую очередь расположенных без учета нормируемых разрывов с детскими, образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями.

2. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

2.1. Провести анализ состояния атмосферного воздуха с учетом вклада выбросов автотранспорта в его загрязнение и по результатам внести предложения в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды вредными веществами.

2.2. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за автотранспортными предприятиями и организациями, обеспечивающими функционирование автомобильного транспорта, в том числе при планировке и застройке городских и сельских поселений, при проектировании магистралей, при размещении объектов транспорта.

2.3. Не допускать размещения гаражей, автостоянок, автозаправочных станций с отступлениями от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

2.4. Провести дополнительные проверки выполнения Федерального закона от 22.03.2003 № 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 12, ст. 1058) на объектах, связанных с производством и оборотом топливной продукции.

2.5. Результаты проверки представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 июля 2005 г.

2.6. Довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных юридических лиц.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возлагаю на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.